Лекции по Микроэкономике
Преподаватель: Селеева Ольга Николаевна
Кривая производственных возможностей
Рыночная система. Спрос и предложение.
· Рынок – это механизм обмена, устанавливающий контакт продавцов и покупателей продуктов ценных бумаг или факторов производства при этом связи первых и вторых настолько свободны, что цены на один и тот же товар могут выравниваться.
· Экономические агенты – это продавцы и покупатели
· В основе ценообразования лежит взаимодействие продавцов и покупателей. Естественное желание потреблять приводит к увеличению спроса.
· Спрос на какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество товара. Наличие спроса на какой-либо товар предполагает чье-то желание уплатить за него цену, а значит согласие потратить на покупку некоторого товара на ту же сумму.
· Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.
Спрос: D- demond
– объем спроса
– цена спроса
Факторы спроса
Функция спроса Функция объема спроса от цены
= f (P, , , I, W)
Закон спроса
С увеличением цены товара спрос данного товара уменьшается
Р
P1 (Альфред Мариалл)
P2
Q1 Q2 Q
Функция спроса(общий вид)
=а- Вр
Случаи отклонения от закона спроса
1) Парадокс Гиффена
2) Эффект Веблена
Связан с престижным спросом, ориентируемый на приобретение товара, отражающий высокий социальный статус покупателя. Как правило такие товары стоят очень дорого, поэтому престижный спрос ассоциируется со спросом на дорогостоящие товары
3) Ажиотажный спрос
|
P D
Q
Предложение – S
– Объем предложения, максимальное количество какого-либо товара, который согласен предложить продавец при определенных условиях за единицу времени.
-Цена предложения, минимальная цена по которой продавец согласен продавать определенное количество товара.
=f(P, , ,T,V, ,Z) – неценовые факторы
Где:
Т- технологии
V- субсидии
Z- природные условия
P S
Q
Уравнение предложения и цены
=c+dp
Объем спроса меняется вследствие изменения цены товара.
Спрос меняется в изменении неценовых факторов спроса.
Рыночное равновесие
Рыночное равновесие – это ситуация, когда в результате взаимодействия спроса и предложения устанавливается равновесная цена и равновесный объем.
Р
Е Где Е-равновесие
Q
= = +равновесие
= =
- дефицит или переизбыток спроса
- затоваривание
Рента
Покупателя Продавца
Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителем цены, то потребитель получает максимальный выигрыш, потребляет товар по цене равновесия, а не по ….
В свою очередь равновесной цены выше цены, которую могут предложить продавцы, поэтому производители продавая свой товар по равновесной цене получают выгоду.
18 апреля- Национально Техническая Инициатива
По мере увеличения производства блага его альтернативная стоимость растет.
-
= -
у
А
В
х
Государственное регулирование рынка
Субсидии – дотации пользуются как покупатели, так и все продавцы.
|
Рассмотрим ситуацию, когда налог должен заплатить продавец:
Т-налог (абсолютная величина)
t-ставка
Т=t*P S1
=Q(P)
P E1
E S
D
Q
– цена покупателя, новая равновесная цена
- цена продавца
-
Функция предложения
T=3
= или = T-
Если налог платит покупатель:
S
T D
D’
V – Субсидия
S
E
E’ S’
D
Дотация потребителю
Эластичность спроса и предложения
Эластичность характеризуется способностью спроса и предложения приспосабливаться к изменившимся условиям. В математической эластичности – отношение относительного прироста зависимой переменной к относительному приросту независимой переменной.
y=f(x)
x1-x2=
y2-y1=∆y
E= = =
Эластичность спроса по цене
Показывает на сколько процентов изменится объем спроса при изменении товара на 1%
Способы расчета спроса по цене
1) Дуговая эластичность
2) Точечная эластичность
1
P1
P2 2
D
Q1 Q2 Q
1) (0; ) – область определения
2) 0 - абсолютный неэластичный спрос
3) (0;1) – относительно неэластичный спрос
Перекрестная эластичность спроса показывает как изменится спрос на товар х при изменении цены н товар у.
= = =
1) -
2)
3)
4)
5)
6) (1,
Точечная эластичность
=
1)
2)
3)
4) 1 – товарвторойнеобходимости
5)
Теория потребительского выбора
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворять человеческие потребности
|
Теория потребительского спроса
Формализует систему предпочтений, с использованием функции полезности, согласно которой потребитель упорядочивает согласные ему альтернативы.
Существует два подхода к анализу поведения потребителя
1) Координалистская концепция - предполагает изменение потребностей
2) Ординалистская концепция – порядковое изменение полезности
Количественный подбор (ЮТИЛА)
Он основан к анализу потребности на представлении о возможности изменения различных благ в гипотетических единицах полезности.
· Оценка полезности того или иного товара, товарного набора – исключительно индивидуальная с субъективной оценкой
· Количественный подбор не предусматривает соизмерения объемов удовлетворения, получается различными потребностями
В количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку любого потребляемого им товарного набора.
TU=f(
TUx TU max
X0 Qx
Предельная полезность:
MU MUx =
Если
MUx=
MUx = 0
X0 Qx
Первый закон Госсеи
(принцип убывания предельной полезности)
Согласно ему, ростом потребления какого-либо блага, общая полезность, получаемая потребителем возрастает, но все более медленно.
Qx
Потребитель, максимизируя полезность и приобретая товары по ценам Рх и Ру, должен приобрести такое количество товаров для которого выполняется это равенство.
Второй закон Госсеи
Это выражение используется для доказательства, что объем спроса и цена связаны обратной зависимостью.
Порядковый подход базируется на четырех аксиомах
· Аксиома №1
Полной упорядоченности
· Аксиома №2
Транзитивности – гарантирует согласованность предпочтений
· Аксиома №3
Не насыщения – если первый набор содержит не меньшее количество каждого товара и какого-то товара больше, чем другой набор, то первый набор предпочтительнее второго набора.
· Аксиома №4
Независимостей потребителей – удовлетворение потребителя зависит от количества потребляемых им благ и не зависит от количества потребляемых благ другими.
При порядковом подходе используются кривые безразличия и карта безразличия
Кривая безразличия – это множество точек, каждая представляет собой таковой набор из двух товаров, что потребителю безразлично какой из этих наборов выбрать
Карта безразличия – это двухмерная плоскость, заполненная кривыми безразличия.
Qу
С
уА А
уВ В
хА хВ Qх
Свойство кривых безразличия.
1) Кривая безразличие, лежащая дальше от начала координат, представляет собой более предпочтительные наборы товаров данного потребления.
2) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон
3) Кривые безразличия никогда не пересекаются
4) Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товара
5) Кривые безразличия выпуклы к началу координат
MRS – это наклон, величина убывающая, постоянная (const), может быть посчитана через предел последовательности – MRSxy=
у
у х
х и у – взаимозаменяемые блага
MRSxy=0
MRSxy=0
х