Приоритетными задачами педагогической аксиологии
В.А. Сластенин и Г.И. Чижакова считают следующие:
- анализ исторического развития педагогической теории и образовательной практики с позиции теории ценностей;
- определение ценностных оснований образования, отражающих его аксиологическую направленность;
- разработку ценностных подходов к определению стратегии развития и содержания отечественного образования;
- проблему критериев оценки и определения ценности педагогических и научно-педагогических явлений.
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность взаимодействия с учащимися в освоении необходимых им ценностей, желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.
Знания, не превращенные усилиями педагогов в ценности и не освоенные учеником именно как ценности, легко забываются и никогда не становятся смыслообразующим фактором.
Ценности педагогической деятельности.
- Гуманистические ценности педагогической деятельности:
Ученик - личность ученика как высшая ценность в образовательном процессе. Ценностные ориентиры обусловливают поведение человека, а ценностное отношение к ученику является условием развития субъектного начала в нем и составляет основу обеспечения готовности учащихся к личностному самоопределению.
Детство – это неповторимый, самоценный и отличающийся от взрослого период жизни, особая культура, характеризующаяся целостным мировосприятием, открытостью миру, чуткостью, эмоциональностью, непосредственностью. Детство - главная ценность. Преждевременное взросление - не достижение, а беда, пропуск этапов или периодов детского развития, имеющих непреходящую ценность.
Уникальность и индивидуальность личности. Это – чудо, что каждый в отдельности отличается ото всех. Индивидуальность, как таковая, имеет идеальный ценностный характер и понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов.
Развитие ученика. Понятие педагогического профессионализма рассматривается в контексте того, в какой мере педагог может развить субъективный потенциал учащихся, обеспечить условия его личностного роста.
Самореализация ученика. Ведущей потребностью и учителя, и ученика является потребность в самореализации. Однако существует противоречие между стремлением педагога к самореализации и его ориентациями на формирование у учащихся способности к творческой самореализации.
- Профессионально-нравственные ценности:
Добро – это критерий всех нравственных ценностей означающий намеренное стремление к бескорыстной помощи, милосердию. Добро неотделимо от нравственности, а нравственность — от милосердия и сострадания.
Сострадание – это не только страдание вместе с тем, кто страдает, и не только сочувствие другому человеку по поводу его проблем, но это и помощь тому, кто не имеет сил что-либо изменить. Сострадание может быть и к людям, которые избрали для себя в жизни ложные пути, ведущие к деградации и разрушению, к тем, которые обмануты и не имеют сил, чтобы выбраться из сетей лжи.
Милосердие - готовность помочь ученику или простить из человеколюбия; является важной чертой нравственного педагога. Милосердие достигает нравственной полноты, когда воплощается в действиях, не только направленных на удовлетворение интересов другого, но и основанных на стремлении к совершенству. Милосердие подводит к пониманию ценности мира.
Мир – согласие, отсутствие вражды, ссоры, отсутствие педагогического конфликта.
Искренность - честность, прямота и добросовестность. Эта ценность характеризуется выраженным отсутствием противоречий между реальными чувствами и намерениями в отношении другого человека (или группы людей) и тем, как эти чувства и намерения преподносятся ему на словах.
Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Профессиональный долг – это совокупность обязанностей человека перед другими людьми, обществом, самим собой. Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из нравственных ценностей, и строить свое бытие в соответствии с ними.
Свобода. Формирование нравственных ценностей требует свободы личности. К. Д. Ушинский считал, что нравственность и свобода — два таких явления, которые обусловливают друг друга и одно без другого существовать не могут, «нравственно только то действие, которое проистекает из моего свободного решения, и все, что делается не свободно, под влиянием ли чужой воли, под влиянием ли страха, под влиянием ли животной страсти, есть если не безнравственное, то по крайней мере не нравственное действие».
Вера – состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся проявлением уверенности и рядом других чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности
Доверие предшествует вере. Доверие - чувство уверенного ожидания помощи от другого и уверенности в его воле, характере и т. д.
Справедливость — понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нѐм; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса. Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.
Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно- нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию и потребность в достойном, самоотверженном, вплоть до самопожертвования, служении Родине.
Обязательность – это привычка без напоминаний, своевременно делать то, о чем была договоренность с другими, или то, что наметил сам себе.
Профессиональная честь и достоинство в педагогике – это понятие, выражающее не только осознание учителем своей значимости, но и общественное признание, общественное уважение его моральных заслуг и качеств. Высоко развитое осознание индивидуальной чести и личного достоинства в профессии педагога выделяется отчѐтливо. Если учителем в своѐм поведении и межличностных отношениях нарушаются требования, предъявляемые обществом к идеалу педагога, то соответственно им демонстрируется пренебрежение к профессиональной чести и достоинству.
- Ценность творческой самореализации:
Совершенствование профессионально-творческих способностей - совокупность индивидуально-психологических особенностей личностиучителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Преподаваемый учебный предмет. В зависимости от типа учебный предмет имеет личностную смысловую ценность для ученика, проявляющуюся в познавательных и социальных мотивах, среди которых мотивы достижения занимают большое место, являясь средством реализации их жизненных планов в будущем.
Постоянное самосовершенствование учителя - еѐ исходным условием и результатом является готовность учителя к профессиональному самосовершенствованию как профессионально важное интегральное качество личности, позволяющее осознанно, целенаправленно, систематически и самостоятельно выстраивать и осуществлять стратегию профессионально-личностного роста.
Ценность инновации. Вызвана осознанием и потребностьюьпостоянно совершенствовать образовательный процесс, основываясь на новых идеях, являясь результативным потенциалом для учителя.
- Интеллектуальные ценности:
Истина – верное, правильное отражение действительности в мысли, критерием которого, в конечном счете, является практика.
Профессиональные знания – проверенный общественно- исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, суждений, теорий.
Творчество – процесс создания человеком объективно или субъективно качественно новых материальных и духовных ценностей.
Познание – приобретение знания, постижение закономерностей объективного мира. Познание – усвоение чувственного содержания переживаемого или испытываемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины.
Свободный доступ к информации является необходимым условием профессиональной компетентности и профессионального роста педагога. Это определяется стремительными изменениями в сфере образования, инновационными процессами в ней и большими возможностями учащихся в овладении и приобретении необходимой информации.
- Социальные ценности:
Профессионально-педагогическое общение – это система приемов и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач педагогической деятельности и организующих, направляющих социально-психологическое взаимодействие педагога и воспитуемых (В.А. Кан-Калик).
Профессионально-педагогическая корпоративность. Профессионально-корпоративная культура, становясь основой поведения, восприятия, познания, принятия решений в сфере профессионально-педагогической деятельности, проявляется в содержании и результатах учебной и педагогической деятельности, направленной на преобразование и развитие сферы человеческих взаимоотношений, и включает в себя интеллектуальное, нравственное и эстетическое, ценностное развитие педагога.
Соборность. Соборность — это цельность, внутренняя полнота, множество, собранное силой любви в свободное и органическое единство; особое соборное состояние человека, истинная вера, когда все многообразие духовных и душевных сил человека объединено в живую и стройную цельность его соборной волей, нравственным самосознанием, устремленностью к творчеству.
Традиции. В педагогике традиции - эффективный стимул освоения ценностей, которые выражаются в культуре народа или жизненных смыслах. В педагогических традициях учитель осмысливает свою жизнь, обнаруживает цель, т. е. находит объединяющий центр жизни (прежде всего духовной), каковыми являются для него верование, ценности и идеалы своего народа.
Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морального становления личности.
Любовь и привязанность к детям. Является непреложной ценностью в педагогической деятельности. Без любви к детям педагогическая деятельность и весь педагогический процесс теряет смысл и свое назначение.
- Эстетические ценности:
Красота – «все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение»,- говорится в словаре русского языка С.И.Ожегова.
Гармония – согласованность, созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом.