К плоским орнаментированным относятся модели орнаментированных поясов, порезок, фриза, панно, розеток, решеток, венков, гирлянд, картушей, гербов.
Орнаментированными поясами (например, прямо- и криволинейными меандрами) украшают горизонтальные междуэтажные членения фасада, панелей и т. д.
Для изготовления модели прямолинейного меандра на гипсовой плите вычерчивают сетку, сторона клетки которой равна ширине тяги, и на ней делают рисунок меандра (рис. 60, а). Шаблоном вытягивают из гипса прямые тяги, разрезают их на требуемое число частей, укрепляют каждую часть на гипсовом растворе на плите (рис. 60, б) строго в соответствии с рисунком, зачищают углы и все соединения тяг с грунтом (рис. 60, в). Если меандр шириной 6... 15 см с неглубоким рельефом, лучше модель вырезать из гипсовой плиты.
Рис. 60. Меандр: а - начерченный рисунок, б - наклеенные тяги, в - законченная часть меандра, г - криволинейный меандр
Иногда в меандре делают наклонные тяги под углом 30°, перевитые ветками лавра и дуба. В этом случае сначала наклеивают тяги, покрывают их лаком, затем лепят ветку. В первую очередь прокладывают стебель ветки в диагональном направлении снизу вверх таким образом, чтобы он переплетал меандр, а потом листья. Для изготовления модели криволинейного меандра на гипсовую плиту переводят рисунок двух или трех повторяющихся его звеньев. По контуру рисунка углубляют фон на заданную глубину, выявляя рельеф спиральной волны (рис. 60, г). Иногда рисунок спирали волны украшают (например, пальметками). Пальметки или вырезают из той же гипсовой плиты, или лепят.
Порезки. Рассмотрим подробно изготовление модели порезки с орнаментом из чередующихся акантового листа и пальметки. Чтобы модель соответствовала рисунку и габаритам места, где установят готовую порезку, ее лепят из глины на гипсовом основании, являющемся точной копией места установки (рис. 61). Гипсовое основание 2 покрывают лаком, на нем шаблоном 1 вытягивают из глины профиль порезки 4. С помощью угольника и стеки прочерчивают на вытянутом профиле ось повторяющегося элемента орнамента порезки (листа с пальметкой), перпендикулярную тяге. Относительно этой оси симметрично будут располагаться все детали модели (рис. 62).
|
Рис. 61. Гипсовое основание с вытянутым из глины профилем порезки: 1 - шаблон, 2 - гипсовое основание, 3 - верстак, 4 - глиняный профиль порезки
Рис. 62. Модель порезки: а - разбивка модели, б - готовая модель, в и г - наружный и внутренний углы; 1 - акантовый лист, 2 - пальметка
На глиняном профиле 4 (см. рис. 61) намечают вертикальные линии листа и пальметки. Проверив правильность расположения орнамента и точность рисунка, приступают к лепке орнамента и выявлению его рельефа: по контуру рисунка стекой срезают глину и углубляют грунт по всему периметру листа и пальметки. Глубина рельефа зависит от высоты, на которую будет установлена готовая порезка. Затем начинают лепить акантовый лист. В первую очередь стекой прорезают примерно на глубину 2,5 см бороздки направляющих жилок листа, оставляя на уровне вытянутого профиля порезки рельеф основного стебля листа и ребер. На тонкой верхней части стебля прокладывают выступающую из профиля головку листа, а затем детально обрабатывают нижнюю часть листа. Так же тщательно лепят пальметку. Затем элемент орнамента формуют для получения модели из гипса (отливки).
|
Все места, которые нельзя было достаточно хорошо выполнить в глине, доделывают на отливке. Отливку формуют и в полученной форме отливают из гипса столько копий элементов орнамента, сколько требуется для сборки целой модели.
Длина целой модели порезки зависит от ее ширины: чем шире модель порезки, тем ее можно делать длиннее. Для порезок внутренних карнизов модель порезки обычно делают длиной 25...30 см, для фасадных порезок - 50...60 см. Отлитые части орнамента помещают на гипсовое основание, где их лепили из глины. Порезка должна точно входить в приготовленное для нее место.
Торцы отливок подрезают до тех пор, пока орнамент целой модели порезки не будет полностью соответствовать рабочему чертежу. После того как будет достигнут точный и плотный стык между отливками, их вынимают из гипсового основания и собирают вновь на приготовленной гипсовой плите, проверяют правильность расположения и обводят их контуры. В дальнейшем процесс сборки модели порезки аналогичен сборке модели бус.
После изготовления модели порезки готовят модели ее угловых соединений - акантового листа для наружного угла и пальметки для внутреннего угла. Для этого гипсовое основание, на котором лепили орнамент порезки, распиливают на две равные части и на верстаке склеивают из них наружный угол (рис. 62, в). На его стороны укрепляют гипсовые отливки пальметки так, чтобы они находились на одинаковом расстоянии от грани угла и между ними полностью поместился угловой акантовый лист.
|
Поверхность наружного угла между пальметками покрывают шеллаковым лаком, лепят из глины профиль порезки и на нем - акантовый лист, чтобы он своей формой точно повторял прикрытый им угол, а основной стебель листа четко выявлял угловой профиль порезки. Закончив лепку, гипсовые пальметки удаляют, вылепленный лист формуют и отливают из гипса. Так же выполняют модель пальметки для внутренних углов (рис. 62, г).
Порезки с иоником изготовляют аналогично (рис. 63). Но если центральная часть ионика (яйцо) почти круглая, ее лепят отдельно из глины и затем вставляют на место. При изготовлении модели орнаментированного ионика 1 сначала лепят гладкий ионик 2, а затем на яйце лепят орнамент.
Рис. 63. Модель ионика: 1 - орнаментированного, 2 - гладкого, 3 - профиль
Фриз. Орнаментальный фриз представляет одну из самых интересных и красивых деталей архитектурной лепки. Орнаментальные детали, из которых компонуется модель фриза, имеют два, а иногда и три плана, т. е. одна часть орнамента имеет глубокий рельеф (или первый план), другая часть - более плоский (второй план) и т. д.
При изготовлении модели фриза первоначально из гипсового раствора вытягивают место, на котором будут лепить фриз. Если рисунок модели фриза сделан в натуральную величину, его прикладывают к месту лепки и обводят концом стеки контурные линии фриза. Затем по этим линиям делают прокладку из глины или пластилина. Когда полностью выполнен рисунок из глины и определены все рельефы деталей, разрезают стекой проложенный фриз на партии (рис. 64, а), т. е. на отдельные части, удобные для формовки. Поверхность отлитой гипсовой модели тщательно обрабатывают металлическим инструментом и покрывают шеллаковым лаком.
Рис. 64. Модель фриза: а - разбивка фриза на партии, б - разбивка рисунка на клетки
Модель фриза большого размера (высотой 1-2 м) по уменьшенному рисунку лепят не на верстаке, а на специально приготовленном вертикально установленном щите. Чтобы на щите хорошо держалась глина, его обивают дранкой и хорошо смачивают. На щит ровным слоем накладывают грубо, без отделки, грунт - слой глины толщиной 5-10 см, а затем выравнивают его правилом и тщательно отделывают металлической циклей, чтобы поверхность грунта была ровной.
На подготовленный грунт устанавливают вытянутые из гипса тяги, между которыми начинают лепить фриз. Рисунок, выполненный в натуральную величину, прикладывают к месту лепки и стекой обводят его контуры. Рисунок, выполненный в меньшем масштабе, делят на клетки (рис. 64, б). На такое же число клеток делят грунт. В каждой клетке на грунте прорисовывают те линии, которые имеются в той же клетке на рисунке. Таким образом на щите получают точную копию рисунка.
В остальном лепка, формовка и изготовление модели большого фриза не отличаются от изготовления фриза малого размера.
Панно - декоративно-лепное изображение на гладкой поверхности стены или другой части внутреннего помещения. При оформлении плоскости на фасаде зданий применяют обычно скульптурный орнамент с сильным рельефом.
Лепят декоративно-скульптурное панно таким же способом, как и фриз. При этом основное внимание обращают на воспроизведение основных форм панно в эскизной прокладке. Практика показала, что труднее всего в лепных панно воспроизводить развевающиеся склоненные знамена. Лепить знамена рекомендуется с натуры.
Розетки (розетты) украшают центральную часть плафонов и одновременно маскируют крюки для осветительной арматуры. По форме розетки бывают круглые, овальные, ромбообразные. Каждая розетка имеет плавное увеличение рельефа к центру, т. е. к крюку, закрывая его стержень маленьким рельефным бутоном.
Рассмотрим, как выполняют модель круглой розетки. Сначала шаблоном, в котором оставлены места для лепки орнамента и порезок, вытягивают гипсовое основание розетки тем же способом, каким вытягивают криволинейные тяги.
Для этого шаблон устанавливают на мраморную плиту верстака так, чтобы центр плиты с осевым гвоздем был и центром розетки.
Мраморную плиту с предварительно закрепленными на ней марками покрывают смазкой и накладывают на нее гипсовый раствор. Шаблон проворачивают несколько раз вокруг оси, срезая лишний гипсовый раствор. Готовое гипсовое основание покрывают шеллаковым лаком, шаблон разбирают, вырезают на нем профиль розетки, устанавливают шаблон на прежнее место и выпивают из глины профиль розетки. При симметричном рисунке для круглой розетки лепят один из повторяющихся элементов орнамента в 1/8, 1/6 или 1/4 розетки, а для ромбообразной, овальной или эллиптической розетки при зеркальном симметричном рисунке - в 1/2 розетки. При несимметричном рисунке лепят из глины весь орнамент. Вылепленную часть розетки с орнаментом (или всю розетку с несимметричным рисунком) формуют, затем отливают в гипсе, дорабатывают и снимают с нее эластичную форму. В форме отливают столько элементов розетки, чтобы из них собрать модель целой розетки. Ромбообразные розетки склеивают из частей прямоугольных тяг, вытянутых на верстаке.
Кессонные розетки, устанавливаемые в кессонах, обычно изображают распустившийся цветок, рельефно выступающий от грунта и имеющий сильно вогнутую середину (рис. 65). Для изготовления модели такой розетки вырезают два шаблона: один - для основного тела розетки, а второй - для средней части. В первом шаблоне сначала вырезают профиль наружного гипсового кольца 2, высота которого равна высоте рельефа розетки, вытягивают на щите гипсовое кольцо и покрывают его лаком. Затем на этом же шаблоне вырезают полный профиль основного тела розетки и на гипсовом кольце вытягивают его из глины. На глиняном профиле лепят детали розетки, затем формуют и отливают необходимое число элементов для сборки полной модели основного тела розетки. После этого вторым шаблоном вытягивают из глины среднюю часть, лепят орнамент, формуют, отливают из гипса и монтируют с основным телом розетки.
Рис. 65. Кессонная розетка: а - общий вид, б - разрез; 1 - тело розетки, 2 - гипсовое кольцо
Решетки. На мраморной доске отливают гипсовую плиту нужного размера, покрывают ее шеллаковым лаком и смазывают. По углам плиты делают марки. На плиту накладывают слой раствора гипса толщиной, равной толщине решетки. На поверхность затвердевшего раствора наносят рисунок решетки, по которому прямыми и полукруглыми долотами и подрезным ножом вырезают внутреннюю часть орнамента (глубина выреза должна доходить до гипсовой плиты). С покрытой шеллаковым лаком и смазанной плиты вырезанные внутренние части орнамента хорошо отстают, и по всему периметру подмодельной плиты орнамент получается одинаковой толщины.
Венки. Для модели круглого венка постоянного сечения делают деревянный вращающийся шаблон 2 (рис. 66, а) с профилем венка. В центре гипсовой плиты У, толщина которой зависит от размера модели, вбивают центровой штифт 3 и укрепляют на нем вращающийся шаблон.
Рис. 66. Модель круглого венка: а - тяга кольца, б - лепка орнамента; 1 - гипсовая плита, 2 - вращающийся шаблон с профилем венка, 3 - центровой штифт, 4 - кольцо, 5 - гипс, 6 - стека, 7 - контуры листьев, 8 - листья, 9 - лента
На вытянутом глиняном кольце 4 стекой рисуют контуры листьев, плодов, лент в соответствии с рабочим чертежом. Для примера рассмотрим, как лепят наиболее простой рельефный венок из листьев лавра и дуба. На приготовленном глиняном кольце стекой 6 (рис. 66, б) рисуют контуры 7 листьев, направляя их основную жилку по кривой окружности. После этого прокладывают ленту 9 и от ее перевязки начинают эскизную обработку листьев, выявляя их четкий контур и выразительность рельефа сильным углублением прорезок между ними. После эскизной обработки венка приступают к детальной лепке листьев. В углублениях между листьями помещают плоды растения: на венке с лавровыми листьями - шарики, а с дубовыми - желуди.
Вылепленную модель формуют и отливают гипсовую модель венка целиком или по частям. Гипсовую модель монтируют на том же основании, на котором лепили глиняную модель, и дорабатывают ее.
Лепка венка с рельефными фруктами или цветами сложнее и требует от мастера хорошего знания форм растений. Процесс же лепки аналогичен процессу, изложенному выше.
Гирлянды (рис. 67) лепят так же, как венки, за исключением того, что основное тело гирлянды лепят вручную, придавая глине требуемую серповидную форму. Глину накладывают на гипсовую плиту, на которую предварительно наносят контур гирлянды по рабочему чертежу.
Рис. 67. Модель гирлянды: 1 - гипсовая плита основания, 2 - глиняный валик с общей формой гирлянды, 3 - стека
Картуш (см. рис. 25). Прочный деревянный щит отвесно крепят к стене. По заданному рисунку на щит наносят осевую вертикальную линию и общий контур картуша. На месте закруток (верхних, нижних и боковых) устраивают проволочные клячи, располагая их так, чтобы их высота составляла 3/4 высоты рельефа, а своими деревянными пластинками они находились в толще глины. В центре картуша, где должна быть наибольшая выпуклость, прибивают обрезки толстых досок.
Затем щит опрыскивают водой, занимаемую картушем площадь натирают глиной и приступают к эскизной прокладке общей формы картуша. В первую очередь наносят глину на среднюю часть картуша, придавая ей легкую выпуклость. Постепенно от середины переходят к прокладке боковых рельефно выступающих закруток: глину накладывают кусками, плотно трамбуют деревянным молотком и лепят из нее нужную форму боковых закруток. Первым прокладывают самый рельефный верхний завиток, затем общую форму нижнего завитка с меньшим рельефом. Закончив общую прокладку картуша, проверяют симметричность расположения его сторон относительно вертикальной оси и выразительность переходов закручивающихся частей от плоскости к рельефным возвышениям. Исправляют обнаруженные неточности, проверяют детальную проработку всей модели и приступают к окончательной отделке модели картуша в глине, придавая ей несколько шероховатую поверхность с помощью стеки с нарезанными зубчиками.
После утверждения архитектором модель формуют по частям и отливают.
Государственный герб СССР (рис. 68). Государственный герб Союза Советских Социалистических Республик состоит из серпа и молота на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Наверху герба имеется пятиконечная звезда.
Рис. 68. Герб СССР
На щите готовят гипсовый грунт, на который химическим карандашом наносят окружность нужного размера и рисунок герба. Закрепив рисунок лаком, начинают эскизную прокладку изображения земного шара: накладывают слой глины и лепят из нее круглую форму рельефного диска с выпуклой серединой и четко выраженным контуром. Изображение земного шара лепят наклонно, как бы отрывая его верх от грунта.
Проработав рельеф шара, начинают прокладывать боковые колосья. Зернам нужно придать такую форму, чтобы под верхней оболочкой чувствовалось объемное спелое зерно. Затем стебли колосьев перевивают лентой: на левой и правой стороне герба по семь рельефных витков. Ленту начинают прокладывать с нижнего рельефного банта с боковыми складками, переходящими далее в диагональные витки и заканчивающимися рельефными складками с двух сторон земного шара. Затем прокладывают плоский с ровной поверхностью полудиск восходящего солнца с лучами, пятиконечную звезду и серп и молот на выпуклой части земного шара. Окончательно отделывают модель в глине, чтобы избежать чистки ее в гипсе.
Объемные гладкие модели
К объемным гладким относятся модели балясин, гладких ваз, поручней, тетивы, триглифа, неорнаментированных капителей, баз, кронштейнов, модульонов. Изготовление моделей гладких ваз, кронштейнов и модульонов рассмотрено в § 14.
Балясины (рис. 69) бывают с круглым или квадратным основанием, с каннелюрами и капителью. Модель балясины с круглым основанием вытачивают на станке (рис. 70, а). По чертежу выполняют шаблон 2 с профилем балясины. Для вытягивания балясины делают веретено 3 с квадратным сечением 4×4 см, на котором вырезают две шейки 4 для подшипников. На станок устанавливают шаблон, предварительно отметив радиус балясины от веретена до профиля шаблона, и прибивают его на уровне оси веретена. Затем готовят гипсовый раствор средней густоты пропитывают этим раствором пеньку и обертывают ею веретен, распределяя пеньку ровным слоем.
Рис. 69. Балясины: 1 - с круглым основанием, 2 - с квадратным основанием, 3 - с каннелюрами и капителью
Рис. 70. Изготовление модели балясины: а - станок, б - первая накладка гипса, в - окончание вытачивания: 1 - ручка, 2 - шаблон, 3 - осевое веретено, 4 - шейки
Порции гипсового раствора готовят постепенно и непрерывно вращая веретено, наливают на него раствор равномерно по всей поверхности (рис. 70, б). Шаблоном из наложенного на веретено гипсового раствора вытачивают грубую гипсовую болванку. После того как она затвердеет, ее медленно вращают, добавляя гипсовый раствор, при этом шаблоном срезают излишки раствора. Таким образом доводят гипсовую модель до профиля шаблона (рис. 70, в).
Затем на модель наносят слой жидкого гипсового раствора и, когда он впитывается, поворотом оси шаблона удаляют лишний раствор. В результате получают чистую выточенную модель которую покрывают шеллаковым спиртовым лаком и снимают со станка, отпиливая концы веретена 3.
Если основание балясины квадратное (плинт), сначала вытачивают балясину, а затем прикрепляют к ней плинты. Плинт вытягивают с помощью шаблона на верстаке. Вытянутую гипсовую тягу разрезают на четыре куска, концы которых обрезают внутрь под углом 45. Куски устанавливают по чертежу на верстаке и склеивают. Лицевые стороны каждого угла обрабатывают циклей После того как углы плинта разделаны и раствор, которым они склеены, схватился, во внутреннюю часть плинта выливают гипсовый раствор толщиной 1-2 см и в качестве каркаса по углам плинта прокладывают пеньку, смоченную в гипсовом растворе. Когда налитый раствор затвердеет, склеенный плинт снимают с верстака и перевертывают лицевой стороной вверх. Лицевую сторону отделывают гипсовым раствором с помощью цикли
На тыльной стороне готового плинта и на основании балясины находят центры и прочерчивают карандашом осевые линии Для более прочного соединения основание балясины насекают и обильно смачивают водой. При установке плинтов следят за тем чтобы точно совпали оси плинта и балясины. Внутрь балясины через отверстие, имеющееся в центре ее основания, наливают свежеприготовленный жидкий гипсовый раствор. Шов, соединяющий балясину с плинтом, заделывают гипсовым раствором и обрабатывают острым инструментом. При установке второго плинта все операции повторяют.
Модели балясины с каннелюрами выполняют двумя способами.
1. Вытачивают на станке гладкий ствол балясины из однородного гипсового раствора без комков и воздушных пузырьков Не снимая балясину со станка, размечают на ней каннелюры: с помощью шаблона отмечают прямую осевую линию вдоль ствола балясины, затем с обоих концов ствола размечают по ширине первую и последующие каннелюры. Точки, ограничивающие сверху и снизу ствола ширину каннелюр, соединяют по линейке-правилу линиями, прочерченными карандашом. Размеченные каннелюры вырезают полукруглым долотом соответствующего диаметра. Обнаруженные при резке пузыри заделывают жидким раствором, предварительно смочив это место водой.
По окончании резки каннелюр изготавливают и приклеивают два плинта, готовую модель покрывают лаком.
2. Вырезают шаблон, который точно соответствует половине ствола балясины с каннелюрами, разрезанного по вертикальной оси, затем вытягивают на верстаке из гипса две половины балясины требуемой длины, склеивают их гипсовым раствором, приклеивают плинты и модель покрывают лаком.
Поручни. Модель поручня (рис. 71, а) состоит из двух частей - нижней, которая основанием ложится на балясину и крепится к ней, и верхней, которую укладывают на нижнюю часть.
Рис. 71. Поручень (а) и тетива (б): 1 - нижняя часть, 2 - верхняя часть
В модели нижней части поручня устраивают гнезда, куда потом будут вставлять балясину; диаметр гнезд должен быть на 1-2 мм больше диаметра верхней части балясины. Каждую часть модели отдельно вытягивают на верстаке из гипса, как прямолинейную тягу с помощью двух разных шаблонов. Размер тяг по длине зависит от расстояния между балясинами. При расстоянии до 1,5 м тягу поручня делают на всю длину, более 1,5 м - отрезками не менее 1 м.
Тетива (рис. 71, б) представляет собой брус, на который устанавливают и крепят балясины. Модель тетивы выполняют так же, как и прямолинейную тягу, требования к ней предъявляют те же, что и к модели поручня.
В модели тетивы делают гнезда, куда потом будут вставлять балясины. Диаметр гнезда должен быть на 1-2 мм больше диаметра балясины, а глубина гнезда должна быть 10...20 мм.
Триглиф. Модель триглифа делают целиком из гипса (рис. 72). Отливают гипсовую плиту, размер которой должен быть немного больше чистого размера триглифа. Если толщина плиты небольшая, то с обратной стороны ее закладывают грубую парусину, несколько вдавливая ее в раствор. После затвердения гипсового раствора плиту переворачивают лицевой стороной вверх и переводят на нее контуры триглифа накалыванием или надавливанием.
Рис. 72. Модель доски триглифа: 1 - линии разметки, 2 - долото
Боковые стороны плиты обрезают по чистым наружным размерам. Затем вырезают желобки триглифа, держа при этом инструмент соответственно их уклону. При вырезании следят за тщательностью разделки углов желобков, четкостью и прямолинейностью их кромок.
Капители и базы. Модели капители и баз вытягивают из гипса несколькими способами, но наиболее распространены два. Круглые базы капители высотой до 40 см вытягивают при вертикальном расположении оси вращения шаблона, половинные модели капители и базы любой высоты - при горизонтальном расположении оси шаблона.
Для моделей капителей всех ордеров делают два шаблона: один для профиля капители с астрагалом, второй - для абаки.
Рассмотрим пример вытягивания модели капители дорической колонны по первому способу. Шаблон 3 (рис. 73) устанавливают на ровном верстаке одновременно с центральным столбиком 7 для осевого гвоздя 2 и крепят столбик к верстаку гипсом. Чтобы получить пустотелую гипсовую модель, сначала вытягивают глиняный стержень 6, для чего на шаблоне устанавливают металлическую пластинку с профилем стержня 6. Вытянутый стержень оклеивают влажной бумагой, а верстак покрывают смазкой. Заменяют на шаблоне металлическую пластинку с профилем стержня пластиной с профилем капители. Получившийся просвет между стержнем 6 и шаблоном 3 заполняют гипсовым раствором и начинают вытягивать круглое тело капители, вращая шаблон на лоск и на обдир до получения четкого профиля капители.
Рис. 73. Вытягивание из гипса модели дорической капители при вертикальном положении оси шаблона: 1 - вытянутая половина капители, 2 - осевой гвоздь, 3 - шаблон, 4 - распор, 5 - полозок, 6 - глиняный стержень, 7 - центральный столбик для гвоздя с гипсовой подмазкой, 8 - щит
Абаку вытягивают шаблоном так же, как прямую тягу (см. рис. 50), распиливают на четыре части для круглой капители и на три для полукапители. На верстаке абаку склеивают, как прямую тягу. Для большей прочности боковые стороны модели скрепляют арматурой. Швы на углах очищают циклей.
На практике чаще модели баз и капители изготовляют по второму способу в виде полукапителей и полубаз, так как на круглую колонну готовые детали устанавливают с двух сторон. Второй способ рассмотрим на примере изготовления модели ионической базы (рис. 74). К концам шаблона 2 строго перпендикулярно к его оси прибивают рейки 3 длиной, равной радиусу базы. На концах рейки сверлят отверстия для осевых гвоздей 4. Затем делают щит 5, длина которого несколько больше диаметра базы, а ширина равна расстоянию между рейками. По бокам реек 3 к щиту прибивают доски, к которым крепят рейки. Таким образом, шаблон может над щитом описывать полуокружность.
Рис. 74. Вытягивание половинной модели ионической базы при горизонтальном положении оси шаблона: 1 - полуцилиндр, 2 - шаблон, 3 - рейки, соединяющие шаблон с осью, 4 - осевой гвоздь, 5 - щит
Затем на щите укрепляют полуцилиндр 1 из выгнутой фанеры или жести. Ширина полуцилиндра равна высоте базы, а радиус меньше радиуса базы на толщину гипсовой стенки модели (3...4 см). Щит и полуцилиндр смазывают и на полуцилиндр накладывают загустевший гипсовый раствор, в который для прочности добавляют пеньку. Вращением шаблона получают готовую модель. Когда гипс затвердеет, модель снимают и режущим инструментом выправляют все неточности. К модели полубазы приклеивают отдельно приготовленные плинты.