Из моего воспоминания 1999 года. 4 глава




….С Димой и со Светланой Артёмовной, мы познакомились ещё в конце прошлого века. С Димой я познакомился в 1996 году, в центре Витебского городского обслуживания население инвалидов, он проходил там реабилитацию и во время выступление артистов, случайно на концерте увидел меня и потом в фойе вестибюля, протянул мне руку и со мной познакомился. А со Светланой Артёмовной мы с мамой познакомились весной 1998 во время её творческого вечера; в Музыкальной гостиной. Помню, как я впервые увидел добрые и светлые, удивительные красивые её

черты лица. Её замечательная улыбка покорила всех присутствующих в зале, которое говорило о её жизни радости, любви и милосердии.

…..Вот пожалуй с этих своих первых вступительных строк, я и хочу предложить своему читателю прочесть этот жизни утверждающий материал Нины Писаренко, о заслуженной и обаятельной народной актрисе Белоруссии Светлане Окружной.

 

СВЕТЛАНА ОКРУЖНАЯ.

 

…..Судьба с лихвой одарила её всем огромным счастьем и неизбывным горем. Народная артистка Беларуси – первая в суверенной республике, лауреат международных премий, лауреат Президентской премии «За духовное возрождение», награждена медалью Франциска Скорины и орденом Франциска Скорины, член Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь двух созывов с 2000 по 2008 год – это всё она, актриса Национального академического драматического театра имени Якуба Коласа Светлана Окружная.

.…..И мама сына, который почти 22 года прикован к инвалидной коляске. В 1992 году, когда Дмитрий, проходивший срочную службу, был тяжело ранен в армии и стал инвалидом первой группы, всё отошло на второй план, всё померкло перед горем матери. В своей книге-исповеди «Всё прожить – и чтобы сердце не разбилось» она привела отрывок из дневника, который писала в самые трагические дни своей жизни кривыми буквами, заливаясь слезами и объясняясь в любви единственному ребёнку:«Видя муки своего сына, я не знаю, как ещё бьётся моё сердце. Целые сутки живу драгоценными минутами встречи с ним. Как будто по мановению волшебной палочки я меняюсь перед входом в палату реанимационного отделения. Веру, Надежду, Любовь, Силу – вот что я должна нести своему лучшему сыну на всей планете. Как я люблю тебя, Дима. Хочу силой своей любви пробить бетонные стены. Я теперь полностью твоя… Только ты для меня был, есть и будешь… Пока будет биться моё сердце, я буду делать всё

Возможное, чтобы ты был счастлив. Ангел мой! Ты ведь действительно чистый, светлый и необыкновенно добрый мой мальчик…»

 

ПРЕДЧУВСТВИЕ.

 

…..Она боялась армии с того самого момента, когда родился сын. Дочь кадрового военного, офицера, которым всегда гордилась и о

 

 

подвигах которого рассказывает с нескрываемым волнением, Светлана не узнавала себя. Отец, Артём Окружной, освобождал Европу и за два года войны удостоен семи боевых орденов и около десяти медалей, в том числе за взятие Берлина, Варшавы. Но это отец, сильный, как и она, человек. А сын Дмитрий, кстати, внук Героя Советского Союза Петра Стемасова, с детства был каким-то незащищённым. Играл на скрипке, и его замечательный педагог Елена Марченко до сих пор утверждает, что никто из её учеников не играл и не играет так, как Дима.

…..Мальчишкой посещал различные кружки, даже бокса. Не увлекало. А потом рано женился – в 17 лет, и вскоре стал папой. Имея грудного ребёнка, мог не идти в армию. Да и у мамы он один, а она перенесла три производственных травмы, так что были все основания для отсрочки. Светлана Артёмовна находилась на гастролях в Могилёве, откуда по обыкновению позвонила сыну. В трубке прозвучало:

…..- Мамочка, иду в армию!

…..В ней всё задрожало, до последней клеточки, и она закричала сквозь расстояние:

…..- Подумай, сыночек!.

…..- Поздно, мама. На работе я уже рассчитался.

…..Только вернулась с гастролей, как в дверь позвонили. На пороге стоял солдатик-посыльный. Протянул бумажку, которую она взяла внезапно онемевшими руками. Будто сквозь туман увидела – повестка, и поняла, что теряет сознание. Хватаясь за дверную ручку, за стену, стала медленно оседать. Солдат подхватил, подал воды. Вскоре сын ушёл в армию. В тот

декабрьский день в театре шёл спектакль. Придя домой, Светлана Окружная не могла понять, почему так хочется плакать.Вдруг расплакалась, и, стоя перед окном, не могла понять, отчего так льются слёзы. А назавтра раздался звонок:

......- Ваш сын, Дмитрий Стемасов, ранен. Он в реанимации.

…..Дима получил ранение накануне, в тот самый день, когда у неё, матери, разрывалось сердце и лились слёзы. Ей просто об этом не сообщили, не зная, доживёт ли парень до утра или нет…

 

 

СВЯТАЯ ЛЮБОВЬ.

 

…..Светлана в шесть лет точно знала, что будет артисткой. Все посмеивались, дескать, куда тебе, такой маленькой. Но характер у малышки уже тогда был. Помнит как стояла на стуле перед друзьями семьи, от горшка два вершка, и выводила взрослую песню.

 

Лодка тонет иль не тонет,

Потихонечку плывёт…

 

…..В школе была хорошисткой. На большее просто не хватало времени: хоровой кружок был её, танцевальный тоже, акробатический, драматический… Но училась всегда на «4» и «5», а когда однажды схлопотала тройку, дома дала такого ору, что родители стали её успокаивать. Близкая подруга. (Светлана Артёмовна называет себя счастливым человеком, потому что друзей детства у неё много) вспоминает, как самозабвенно Света читала в школе «Зинку» Юлии Друниной.

…..С этой «Зинкой» поступала в театральный институт. Родители прочили её в медики (дочери позже пришлось стать и врачом, и медсестрой, и сиделкой, так что по судьбе она, действительно, медик). Но выбор был за ней. Единственное, в Москву отец не отпустил: «Куда тебе, такой маленькой?». Он очень любил свою Светлану.

…..Светочку-сынка, так всегда звал дочь, потому что ждал мальчика. По карте выбрали город – Минск, где и театральный институт был, и род ственники по папиной линии. Артём Кириллович сам отвёз туда дочь, не особо, как потом выяснилось, надеясь на успех. Когда Светлана поступила, обратился к народному артисту БССР Дмитрию Орлову:

…..- Неужели вы её взяли?! Она же такая незащищённая.

…..- На что Дмитрий Александрович ответил:

…..- В вашей девочке что-то есть, и что-то значительное.

 

…..После окончания института, именно папа отвёз Светлану в Витебск, где с рук на руки сдал тогдашнему главному режиссёру коласовского театра Семёну Казимировскому. Семён Савельевич оправдал надежды и до конца своих дней был для артистки как отец. Когда у неё случилась беда с сыном, старенький, приехал из Швеции, где уже жил; и с отцовской болью произнёс:

…..- Светочка, доченька моя, что ж ты у меня горюха-то такая?..

…..На неё словно хлынул водопад добра, исходящего от этого человека, и они ревели в два голоса

 

НЕПРОСТОЙ ЗВЁЗДНЫЙ ГОД.

 

…..Светлану Окружную заметили ещё на третьем курсе института, звали в Москву. Но Дмитрий Орлов твердо сказал:

…..- Поедешь в Витебск. Борис Эрин ставит «Власть тьмы» и ждёт тебя на одну из главных ролей.

…..Её ждали в театре год, и – не напрасно. Анютка стала первой и звёздной ролью молодой актрисы. Когда через семь лет, в 1976-м, повторила её в Москве, покорила всех. Думали, что играет наивная школьница, а у неё уже был сын. Как Эрин гордился! Тогда же, после «Зацюканага апостала», Светлану Окружную назвали открытием театрального сезона 1976 года. С ней беседовал замминистра культуры СССР, её звали в три московских театра. На родине ей дали звание Заслуженной артистки БССР – в 29 лет!

В творческом плане это был седьмой счастливейший год (пришла в витебский театр в 1969-м).

…..Уехать в Москву Светлана не могла по двум причинам. Она была не только актриса, но и мама, поэтому квартирный вопрос в столице вставал особенно остро. К тому же рядом не было бы ни родных, ни близких, а с её занятостью в театре без помощи извне не обойтись. Да и Борис Эрин, любимый режиссёр, когда попросила у него совета, сказал, глядя на неё, маленькую, хрупкую,с высоты своего почти двухметрового роста:

…..- Деточка, меня Москва съела, а чего тебя есть?!.

 

…..Второй причиной было собственное здоровье – в январе 1976 года накануне дня рождения попала в автокатастрофу и получила тяжелейшую травму. Возвращались из Орши с выездного спектакля, и Светлану что-то тревожило, поэтому, когда водитель разгонялся, просила:

…..- Не гони!

…..А сама очень устала – дома маленький ребёнок, в театре главная роль, и, сняв красивую меховую ушанку, которую носила, задремала, прислонившись к холодному стеклу… Очнулась в реанимации. Саша Долганова, хирург, делала операцию. Светлана очень переживала, что из за неё придётся отложить премьеру. Тогда было трудно представить, что год, который начинался так плохо, станет лучшим её годом.

…..В этой жизни всё уравновешивается, – говорит своим необыкновенным проникновенным голосом.

…..- А не жалеете, что не уехали в Москву?

…..- Чего жалеть, когда ничего вернуть невозможно? Да это и не жизнь, если предаваться жалости. А, с другой стороны, может, Боженька от большего горя уберёг? Хотя… – Светлана Артёмовна секунду молчит и дрожащим голосом заканчивает мысль: – Разве может быть большее горе, чем беда с ребёнком?..

 

ГЛАВНАЯ ДРАМА.

 

…..Она до сих пор не может вспоминать тот страшный декабрьский день 22-летней давности, поэтому отсылает меня к своей книге «Всё прожить – и чтобы сердце не разбилось», где главной драме её жизни отведена большая глава: «Когда я увидела сына в реанимации, вся затряслась. Изпод ног уходила земля. Врачи предупредили, что он без сознания, но Дима меня услышал. Да-да, услышал! Тело было бледно-жёлтым. У меня дрожали руки. Стучали зубы. Казалось, волосы шевелились. Стало ускользать сознание.

…..Я не хотела верить. Кричала. Царапала своё тело.

 

…..Реальность возвращалась как-то замедленно. Вечером у меня пропадал пульс. Я стала проваливаться в темноту. Перестала ощущать собственное дыхание»… У сына после ранения была травма позвоночника, и врачи не давали никаких шансов. Более того, в военном госпитале Дмитрия поначалу, пока Светлана не подняла на ноги всех и вся, его даже не лечили, считая это бесполезным. Она металась от врача к врачу, впадала в отчаяние, взывала к небу, стоя на снегу в ночи на коленях, и умирала сама, но сыну не показывала виду. Ей соболезновали, вокруг было много друзей, которым бесконечно благодарна, однако она молила только об одном: «Верните мне моего сына… Верните таким, каким его забирали в армию. Мой сын до армии был мальчиком крепким, но ни разу ни на кого не поднял руку. Знал, что такое боль. Не мог обидеть человека. Мне кажется, что на жестокого, сильного, мстительного вот так, играя… шутки ради… не направили бы пистолет. Жестокий этого бы не допустил».

…..Поначалу величайшим счастьем стало уже то, что Дима, её Митя, жив. В зеркале, случайно взглянув, она однажды увидела чужую, страшную женщину. Человека не было, был облик… Как-то он попросил посмотреть фотографии, особенно долго вглядываясь в её снимок. Потом сказал:

…..Мама, я люблю тебя больше всех на свете… Если бы ты знала, как…Она стала целовать его руки, безжизненно лежащие поверх одеяла, и вдруг услышала:

…..- Выключи, пожалуйста, музыку… Пусть будет тихо, как в раю…

…..И Светлана поняла, что теряет сына. Тогда его спасли. Но целых три года ей пришлось возвращать его из небытия. В больницах и клиниках, дома и в Германии.

…..Когда шла на суд над виновником трагедии, сын попросил, чтобы того помиловали: «Он не нарочно». Светлана узнала, что Устав был нарушен со всех сторон. Караульный не разоружил солдат. Один рядовой передал своё оружие другому, и тот навёл пистолет на Диму, входящего в помещение. Прогремел выстрел, и

 

пуля попала в шею. Жизнь Димы висела на волоске. Однако на суде, представляя интересы сына, Светлана по его воле попросила помиловать солдата. Все плакали…

 

ВОЗВРАЩЕНИЕ.

 

…..Беда обрушилась внезапно, и чтобы помочь сыну, Светлана Артёмовна обыскала все библиотеки в поисках литературы по реабилитации спинальных больных. К ней самой за советами стали обращаться люди. Сначала по медицинской части, потом, когда стала членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, с просьбами защитить честь сыновей, пострадавших в армии. Они выиграли в суде три дела, а одного мальчика, над которым издевались, смогли перевести в другую часть. До сих пор благодарна женщина, сына которой поначалу сочли самоубийцей, – сумели найти доказательства, что это было не так, и справедливость восторжествовала, причастных к гибели наказали. Теперь мать получает за сына пенсию.

…..У неё самой иногда спрашивают: «Ты, наверное, уже привыкла?» имея в виду сына, прикованного к инвалидной

коляске. Перехватывает дыхание. Как можно к этому привыкнуть, когда ты родила и вырастила здорового, красивого мальчика!

…..- Моё горе со мной, – говорит, никому ничего не доказывая, – я живу с открытой раной.

…..Всегда считала, что она рождена, чтобы быть актрисой и матерью. После трагедии с сыном театр померк, отступил на задний план, и ей даже казалось, что никогда не поднимется на сцену. Но любовь к театру взяла своё. И когда спустя три года народная артистка Беларуси Светлана Окружная, ещё более хрупкая, с глазами во всё лицо, вышла к зрителям в спектакле «Рецепт Макропулоса» (ставил по её просьбе Николай Пинигин, давний друг) она поняла – её ждали. Несли цветы, благодарили.

…..- Боже, – вырывается у актрисы, – сколько же энергии потрачено на преодоление преград, а не на созидание!

 

…..Светлана Артёмовна рада, что с сыном у неё близкие отношения, и он смог найти себя даже в своём нынешнем состоянии – председатель общества инвалидов-колясочников, ведёт активную и деятельную жизнь. Бесконечно рада, что выучила внука, Артёмку. Окончил Суворовское училище, где она постоянно его навещала и нашла поддержку у преподавателей, потом военную академию. Женился, и тоже рано.

…..- Мальцы у меня ранние, – говорит с непередаваемой интонацией:.Димочка дедушкой стал в 36 лет, я даже предлагала ему сообщить об этом в Книгу рекордов Гиннеса.

…..У Светланы Окружной, которая по-прежнему напоминает девочку, уже есть правнуки!

…..- Боль и радость рядом – Стасик у меня, лапуська моя, – прижимает к груди фотографию, – ххх.

…..Красивая, трогательная в своей незащищённости женщина, но за внешностью угадывается огромная сила. Духа и воли. И я вдруг говорю:

…..- Светлана Артёмовна, Бог вас любит.

…..- Конечно, – откликается сразу, – иначе не посылал бы таких страданий! Потом секунду молчит и голосом, разрывающим душу, произносит:

…..- Но каково жить любимцу?!.

 

…..Нина ПИСАРЕНКО..

 

Если веришь – сказка оживёт!

 

.....Два года назад во время прохождения своей реабилитации, я прочитал один рассказ, который я увидел лежащем на столе в своём номере. Меня он заинтересовал и усевшись за столом и поставив журнал на свою домашнюю подставку, я с какой-то лёгкой отдушиной и увлечением, стал его читать. Рассказ был про одного молодого художника, который после окончания своей одной работы, хотел её успешно реализовать, но со своим

 

 

положением бедности, у него ничего не получалось. В этой сложившейся истории; есть какая-та своя особенная небезвыходная ситуация, которая развивалась на протяжении всего рассказа и заканчивалась хорошей нотой.

.....Прочитав этот рассказ, меня очень привлекло, с каким положенным вниманием он был написан; и положив журнал обратно, я мысленно представлял его содержание и то; с каким чувством тонкости художник был похожим на меня. Но впрочем, это было совсем с другой стороны, уже с обыкновенной стороны здорового человека.

.....Прошло два года. Я опять приехал на свою реабилитацию и опять увидел этот журнал, лежащим среди стопок перемешанных журналов. Пусть этот рассказ был написан другим автором, но я

хочу предложить своему читателю прочесть его, попросив взять журнал уже домой; я переписал содержание уже у себя дома.

 

.....ХУДОЖНИКУ ВО ВСЕ ВРЕМЕНА БЫЛО СЛОЖНО. ПОДЧАС ПРИХОДИТСЯ [ ВАЯТЬ ] КИТЧ ИЛИ ОТДАВАТЬ СВОИ РАБОТЫЗА МИЗЕРНУЮ ПЛАТУ. НО КАЖДОГО ГРЕЕТ НАДЕЖДА, ЧТО ЕГО ТАЛАНТ НЕПРЕМЕРНО ОЦЕНЯТ.

 

.....Подморозило. Наша постоянная компания из ремесленников и художников, проводившая выходные возле ЦДХ, в надежде продать свои работы или найти заказчиков, разделились. Надежда отправилась пить кофе к кому-то из [ деревянщиков ], а мы с Николаем решили выпить что-нибудь по крепче.

.....Замёрзли? протянув руку в дружеском приветствии, окликнул нас Вадим, большой ценитель наших с Колькой работ, – закругляйтесь, есть предложение поинтереснее…

.....За стопариком и бутербродами жизнь показалось веселее. И информация Вадима заслуживала внимания. На днях исполнилось 125 лет со дня рождения весьма известного в узких кругах художника. Его картины в залах Третьяковки не сыскать, но в запасниках имеются. Есть несколько работ Мастера и у Вадима,

 

чем он, естественно, очень гордится. А ещё Вадим счастливый обладатель его этюдника, который достался ему то ли от внучатого племянника, то ли от его соседки по коммуналке.

.....В ближайшую субботу по случаю юбилея художника в мастерской Вадима планируется большой сбор. Традиционный конкурс молодых дарований, работы которых Вадим коллекционирует, возомним себя Мамонтовым или братьями Третьяковыми в одном лице. Хотя, чего скрывать, многие из нас ему благодарны; в период безденежья только на него и можно рассчитывать. С голода умереть не даст, либо денег даст взаймы, либо работу твою лучшую купит. За бесценок…

.....Однако ожидающийся конкурс – не только повод на других посмотреть и себя показать, там можно и свои работы продать, если, конечно, покупатель найдётся. Всё лучше, чем возле ЦДХ

стоять мёрзнуть. В общем, на предложение Вадима мы с Николаем ответили с радостью. Ещё бы; у него в мастерской тепло и уютно, народ кругом. И даже приглашение телевидение, которая нас, простых смертных, своим вниманием не балует. Им подавай Гельмана с его красной буквой П'' или Кулика с невнятными и непотребными инсталляциями.

.....Художнику во все времена пробиться сложно. А сейчас, не имея влиятельных и денежных покровителей, тем паче. Вот и приходится нам, чтобы не умереть с голоду, [ ваять ] китч или отдавать перекупщикам свои работы за мизерную плату.

.....Многие из нас, окончив художественное училище, устраивались в школы или колледжи преподавать рисование. Но каждый был уверен, что его настоящее призвание – служение высокому искусству; и его лучшая картина ещё впереди. Вот так, в ожидании признания, успеха, славы; многие и заканчивали свою жизнь. Нечего не добивались, загубив себя граненым стаканом или, того хуже, подружившись с [ герычем ]. Иные, как мы с Николаем, стали торговать своими работами возле ЦДХ, на так, называемом Вернисаже, другие в Измайлове. Тем и живём. Ведь конкурсов и выставок молодых художников по пальцам можно пересчитать, а

 

выставляться в залах ЦДХ денег не хватить, по этому [ засветиться ] в мастерской Вадима и приятно, и престижно.

.....Огромная светлая мастерская Вадима была забита до отказа. На входе его молодые помощницы выдавали всем маленькие беленькие листочки с номерами. Собравшиеся должны были выбрать лучшею по их мнению работу и проголосовать за неё. Художнику получившему наибольше количество листочков, полагался приз. Заветный конверт лежал на веду у всех – дожидался победителя.

.....Атмосфера постепенно накоплялась. Толпа плавно перетекла от одной картины к другой. Возгласы одобрения сменялись едкими замечаниями. Скромные любители прекрасного и заносчивые профессионалы, милые старушки, почитательницы молодых талантов в старательно завитых буклях и убеленные сединой

мэтры все шумно обсуждали каждую работу, спорили до красоты, ссорились и мирились.

.....Картины громоздились на стенах, мешая друг другу. Пейзажи и натюрморты, портреты, жанровая живопись, графика всему нашлось место в мастерской нашего друга. Разноплановость, многообразие техник и сюжетов завораживали, заставляли подолгу останавливаться возле работ и действительно спорить до хрипоты.

.....Однако голосование проходило чинно. Стол Вадима потихоньку обретал небольшими стопочками белых четырёхугольников. Одна стопочка стремительно обгоняла в толщине другие. Художники и приглашённые ценители заинтересованно переговаривались. Ещё бы – эта стопка увеличивалась на глазах. Заинтересованные зрители пытались выведать у Вадима номер счастливчика но устроитель конкурса стойко держал оборону.

.....- Не торопитесь, господа, всему своё время, – торжественно пророкотал Вадим затягивая, как водится, объявление победителя. – По итогам зрительного голосования первое место достаётся….....Первое место досталось мне. Колька ахнул.

 

 

…..- Конечно, машину на эти деньги не купишь, – продолжил Вадим, вручив грамоту и заветный конверт с деньгами, – но…

.....Телевизионщики встрепенулись. Народ радостно заоплодировал.

.....- Ну-ка, – потянулся ко мне Колька, – давай сюда конвертик. Почитаем…

…..Николай нетерпеливо рванул заклеенный конверт и принялся изучать его содержимое. Из довольно тощего конвертика выпала сотенная бумажка. Потом, хохотнув, Колька достал за уголок ещё одну денежку, потом ещё одну. В придачу к сотне в моих руках оказались две шуршащие десятирублёвки. Забрав у друга уже помятый конверт и заглянув внутрь, я обнаружил там блестящую пятирублёвую монету.

…..- Ого – ехидно прокомментировал Николай, – юбилей, он и в Африке юбилей. Лихо Вадим Иванович обыграл сегодняшний праздник… Лихо… Сто двадцать пять рубликов. Дёшево и сердито. Каков молодец.

…..- Да ладно Коль, – стараясь скрыть разочарование, промямлил я, – главное не награда, главное – участие.

…..- Конечно кто спорит. Ты только картину ему не продавай, а то опять за копейки купит, а ей, сам знаешь, цены нет…

…..Моя лучшая картина, выстраданная, вымученная, над которой я бился не один год, казалось, смотрит на нас со стены укоризненно и насмешливо. Осуждающе.

…..- Не продавай. Пожалуйста...

…..Пока мы вполголоса обсуждали с Николем итоги конкурса, время неумолимо двигалось к семи – на электричку в безнадёжно опоздал.

…..- На фуршетик останетесь? – Вадим потирая холёные руки пробираясь к нам сквозь толпу. – Миш, погоди, разговор есть.

…..- Прости, никогда. Опаздываю.

…..Старательно упаковав победительницу, мы с Колькой направились к выходу.

 

 

…..- Я позвоню, – прокричал мне вслед Вадим, – обязательно позвоню… Завтра же.

…..На следующий день, с утра, мы всё также стояли с Николаем на нашем привычным месте, возле ЦДХ и скучали. Посетителей было мало. Обыватели ещё не проснулись, а ценители, вспугавшись утреннего мартовского морозца, остались дома дожидаться потепления. Тянуло выпить, согреться. Возле нас мельтешила Надежда и требовала застолья по случаю моего награждения.

…..- Когда проставляться будишь? – подначивала мужика. – По телику вчера показывали, тебе машина обломалась.

…..- Ага, обломалась… Две, – отбивался за меня Николай. – Вы что Вадима не знаете?

…..Однако за бутыльком я всё-таки сбегал и мы, закусывая коньяк задуевшими на морозе бутербродами, принялись обсуждать

перипетии вчерашнего конкурса. По заснеженной, нечищеной тропинке навстречу нам осторожно, боясь поскользнуться, двигалась молодая, модно одетая высокая женщина.

…..- Смотри-ка, Марьяна твоя пожаловала, – ухмыльнулся Николай. Давно не виделись.

…..Красавица Марьяна – дочь нашего бывшего преподавателя, известного ценителя живописи и страстного коллекционера, на всю жизнь занозой засела в моём сердце. Её отец читал у нас когда-то историю искусств и давно отказал мне от дома.

…..- Чтобы я этого мальчишку рядом с тобой не видел, – кричал Павел Петрович притихшей Марьяне, – тоже мне низвергатель авторитетов. Кандинский ему не художник…

…..Помню, мы тогда всем курсом отмечали день рождения Марьяны. Молодые были, задиристые, амбициозными. Авторитетов не признавали. Каждый мнил себя гением, новатором. За столом зашёл спор о [ Чёрном квадрате ] Малевича и абстрактных творениях Кандинского. Я, пытаясь доказать свою правоту, долго путался в терминах и цитатах. Краснел и заикался. А потом высказал какую-ту абсолютно крамольную вещь по

 

 

поводу несостоятельности коллекции [ ритмического ] цвета в живописи.

…..- И вообще, – горячился я, – Кандинский… Художник… Да он же и рисовать толком не умел. Подумаешь… Лидер абстрактного искусства… Дутый пузырь…

…..Вот здесь-то Павел Петрович и обрушил на меня свой гнев.

…..- Вот заработаете себе имя, молодой человек, тогда, может быть, я вас приму у себя дома. А пока, – любимый преподаватель указал мне на дверь, – прощайте.

…..В тот вечер я долго бродил по опустевшим улицам,переживая позор и изгнание, а потом поклялся себе, что когда-нибудь обязательно вернусь в этот дом и Павел Петрович не только сменит гнев на милость, но и благословит нас с Марьяной. И разглядит во мне'' наконец, талант художника.

…..Сколько же лет прошло с тех пор. Кажется, целая вечность. И вот Марьяна стоит рядом с нашей компанией и не уверенно улыбается.

…..- Привет Миш… Я к тебе. – Она загнулась на полуслове.– Отец прислал… Вчера по [ Культуре ] картину твою видел. Просит зайти.

…..Николай в изумлении так и застыл с открытым ртом. Надежда с приятелями заинтересованно переглядывались. А я, не в силах понять, что происходит, смотрел на свою любимую и молчал.

…..- Миш, – глаза Марьяны повлажнели от набежавших слёз, – как же давно я тебя не видела.

 

Дневник реабилитации!

.....Ну вот как я и располагал, пишу свои небольшие впечатлении из реабилитации. Вот буквально на днях мне инструктор в компьютерном зале помог подключится к интернету и я уже нахожусь здесь две недели. Здесь я уже в пятый раз. Тут в основном проживание для пожилых людей, но и здесь и живут на

 

социальных квартирах. На шестом этаже отделение незрячих, а наша отделение находится на первым, опорнодвигательного аппарата.

.....Коллектив в этом году оказался хорошим, все ведут себя дисциплинированно, как единая одна семья. Я уже тут прошёл 12 физио; ходим с Надей к десяти часам на ЛФК, я там занимаюсь на тренажёрах, меня наш инструктор Алла Владимировна всегда заставляет тут танцевать под музыку, а к часу кто хочет ходим вместе на ароматерапию. Вставать всегда надо рано, очень хочется поспать, но всё-таки вставать нужно.

.....Сюда приезжал детский кружок из православной воскресной школы. Они приготовили к рождеству свою постановку. Все эти дети очень добрые, воспитанные не так как обычные, можно сразу же почувствовать какое-то их внимания и тепло. Особенно мне

понравилась маленькая пятилетняя девочка, которая преподнесла мне завязанный в бумажный пучок конфеты. Если бы и у меня тоже были бы дети, я бы с удовольствием отдал бы их в такой православный кружок; мне бы очень хотелось бы двоих девочек. Здесь мы тоже на крещение ходили в церковь, которая здесь работает при центре. Ну вот так проходит первых две недели моя реабилитация,

 

.....На завра.18 января 2017.

 

.....Сейчас закончились все процедуры и я опять сел чтобы написать несколько слов об своей реабилитации. Конечно же после проведённых дней чувствую себя лучше, чувствую облегчение в спине, да и настроение здесь какое-то совсем по другому, даже не хочется в этом году уходить. Здесь пока сходишь на лечения и потом отдохнёшь, как-то по другому проявляется день. Одно то; что в коллективе все вместе ходим на ЛФК, а затем вечером иногда заходим друг к другу в гости, всё как-то мне здесь в этот год показалось в настроение и всё было замечательно.

.....Здесь отдельные номера, большой коридор с ванной и туалетом и чуть меньше за коридора; квадратная комната. Обстановка тут

 

 

правда по беднее, чем в Белой веже, но чем-то по площади напоминает такие же комнаты, они такие же широкие и большие, а с коридора не очень маленький балкон. У нас не так давно в номере сделали ремонт. Тут лежит коричневый линолеум под ламинат и неплохие обои, а в этом году будут наверное делать и во всём отделении, менять все двери, шкафы и кровати. В отделении слепых, там всё сделано под евро, может быть и со временем и в нашем отделении сделают точно также?

.....Вчера был тоже хороший концерт, приезжали учащееся какого-то института, а на новый год здесь были украшены почти везде новогоднее ели.

 

.....На третий день 19 января.

 

.....Сегодня рабочая суббота. Все опять вместе проводили занятии на физкультуре и тут ещё занимается с нашей группой психолог. Собираемся все вместе в комнате и Наталья Петровна практически ведёт с нами интересную беседу, задавая обычные вопросы? Такие занятии бывают только три раза в неделю. Вообще-то Наталья Петровна хорошо проводит с нами свои занятии; задаёт такие вопросы, которые были бы полезными и улучшали наше самочувствие, У неё нет таких вопросов, которые бы раздражали или были бы возбуждающими. Нет, ну иногда она может задать такой обычный откровенный вопрос, который бы был бы в реальной жизни; но делает это только в интересе разумной этики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-05-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: