Разделы (темы) дисциплины




РАЗДЕЛ 1. Введение в общую психологию.
1. Тема 1. Предмет психологии Становление психологии как самостоятельной науки. Понятие науки (по Хетчеру). Объект и предмет науки. Объект и предмет психологии. Понятие психической реальности. Предмет психологии. Основные этапы развития представлений о предмете психологии. Развитие психологии в рамках философии. Психика и отражение. Формы (уровни) отражения в живой и неживой материи. Специфика психического отражения. Понятие психического образа. Уровни психического отражения: сенсорно - перцептивный, представлений, вербально – логический. Свойства психического отражения: активность, объективность, субъективность, целостность (исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина). Место психологии в системе наук о человеке (Б.Г. Ананьев, Б.М. Кедров, М. Бунге). Отрасли современной психологии и задачи психологической практики. Фундаментальные и прикладные исследования в психологии, их взаимосвязь (Б.Ф. Ломов). Понятие общей психологии. Понятие и структура клинической психологии. Клиническая и медицинская психология: история вопроса.
2. Тема 2. Методологические основы психологии Понятие методологии, уровни методологии. Понятие принципа в психологии (К.К. Платонов). Принцип детерминизма (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Принцип развития (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский). Принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов). Принцип системного подхода (Б.Ф. Ломов). Методология и метод. Классификация методов психологии. Предмет и метод научного исследования. Понятие категориального аппарата науки. Общественно - историческая природа психики человека. Переход к историческому развитию человечества, "свобода" от биологической предопределенности развития (Л.С. Выготский). Знаково - речевой подход в психологии (Э. Кассирер, Л.С. Выготский). Знаковая опосредованность психического отражения человека. Орудие и знак (Л.С. Выготский, М. Коул). Понятие высшей психической функции. Особенности высших психических функций: произвольность, осмысленность, опосредованность (Л.С. Выготский).  
Итог № 1.
3. Тема 3. Субъектно-деятельностный подход в психологии Понятие субъекта деятельности. Принцип деятельностного опосредствования – основной объяснительный принцип отечественной психологии(исследования С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева). Деятельность – поведение – активность. Понятие деятельности в трудах А.Н. Леонтьева и А.В. Петровского. Интерогенное и экстерогенное поведение (Д.Н. Узнадзе). Основные виды деятельности (игра, учение, труд). Структура деятельности. Потребность, мотив, цель. Характеристика действий. Операции как способы осуществления действий, их зависимость от условий и средств достижения цели. Взаимопереходы составляющих деятельности. Умственные операции. Внешняя и внутренняя деятельность. Процесс интериоризации и психические процессы. Психическое как процесс: основные положения концепций С.Л. Рубинштейна, К.К. Платонова. Формы психических явлений. Регуляция действия на основе образа. Ориентировочная основа действия и информационная основа деятельности. Двигательный состав действия. Двигательная задача и программа выполнения действия. Образ "потребного будущего" и механизм обратной афферентации при выполнении сложных двигательных актов (Н.А. Берштейн). Теория функциональной системы П.К. Анохина, понятие акцептора результата действия.  
4. Тема 4. Структура психики Сознание и бессознательное. Факторы возникновения сознания (А.Н. Леонтьев). Развитие сознания. Атрибуты сознания: интенциональность, рефлексивность, активность и др. Структура сознания (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев). Самосознание и рефлексия (С.Л. Рубинштейн). Структура самосознания (И.И. Чеснокова). Уровни самосознания. Сознание и неосознаваемые психические явления. Понятие установки (Д.Н. Узнадзе). Понятие бессознательного. Содержание понятия бессознательного в дофрейдовскую эпоху: негативный подход (Г. Лейбниц, И.Ф. Гербарт, Г.Т. Фехнер), позитивный подход (Г. Гельмгольц). Содержание бессознательного в психоанализе. Феномены бессознательного (классификация Ю.Б. Гиппенрейтер). Соотношение осознаваемых и неосознаваемых процессов в регуляции деятельности.  
Итог № 2.
РАЗДЕЛ 2. Психология познавательных процессов.  
5. Тема 1 Внимание Многозначность определения внимания. Особенности внимания по сравнению с другими психическими явлениями и процессами. Дискуссия о психическом статусе внимания и его природе. Внимание как сосредоточенность и направленность сознания. Механизм перцептивной селекции (метод К.Черри, метод У. Найссера). Теории внимания: теория Т. Рибо, теория Н.Н. Ланге. Акт объективации внимания (Д.Н. Узнадзе). Когнитивные теории внимания: теории ранней, поздней, гибкой и множественной селекции. Внимание как аттенюатор. Модель Д. Бродбента. Модель Э. Трейсман. Модель Д. Нормана. Модель Д. Канемана. Внимание как предвосхищение (У. Найсер, Дж. Хохберг). Внимание и деятельность. Теория П.Я. Гальперина. Виды внимания: непроизвольное (первичное), произвольное (вторичное), послепроизвольное. Критерии внимания. Психофизиологические механизмы внимания. Свойства внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение. Факторы отвлечения внимания, рассеянности. Понятие флуктуации внимания. Развитие внимания.
Итог № 3.
6. Тема 2. Ощущение и восприятие. Ощущение как элементарный познавательный процесс. Ощущение и восприятие как различные формы отражения реальности. Сравнительная характеристика сенсорных и перцептивных процессов. Психофизический, психофизиологический, психосемантический методы изучения сенсорных процессов. Понятие психофизики. Психофизика Г. Фехнера, С. Стивенса. Закон Вебера – Фехнера. Понятие адекватного раздражителя. Дискретность – непрерывность сенсорного ряда в классической психофизике. Теория обнаружения сигнала (К.В. Бардин). Понятие порога и субсенсорных ощущений. Чувствительность и изменение чувствительности. Фурье – анализ сенсорных процессов. Концепция сенсорного пространства (Забродин Ю.М.). Понятие модальности. Рефлекторная теория ощущений (И.М. Сеченов). Классификация ощущений. Временные параметры ощущений. Латентный период и последовательный образ. Основные свойства ощущений: качество, интенсивность, протяженность. Восприятие как процесс целостного отражения реальности. Понятие и характеристика перцептивного образа. Проблема двойственной природы перцептивного образа: чувственная основа и перцептивный смысл (Э. Титченер), первичный образ и образ представления (Г. Гельмгольц), чувственная ткань и предметное содержание (А.Н. Леонтьев). Понятие образа мира (А.Н. Леонтьев), когнитивной схемы (У. Найссер). Виды и функции когнитивных схем. Основные свойства восприятия: предметность, целостность, осмысленность, избирательность, категориальность, константность, апперцепция. Процесс порождения означенного образа, понятие опознания (М.С. Шехтер), понятие категоризации (Дж. Брунер). Перцептивная деятельность (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.Н. Леонтьев). Теории восприятия: гельшальттеория (М. Вертгеймер, К. Кофка, В. Келлер, К. Дункер), теории перцептивной установки (Д.Н. Узнадзе, Дж. Брунер), когнитивная теория (У. Найсер), экологический подход (Дж.Гибсон). Восприятие формы. Закон перцептивной организации. Фигура и фон. Восприятие удаленности и глубины. Механизмы стереозрения: корреспондирующие и диспарантные точки сетчатки, мера диспарантности. Устройство стереоскопа. Восприятие движения. Системы восприятия движения: "изображение – сетчатка", "глаз – голова". Стробоскопический эффект и фи- феномен. Предметность восприятия и оптические искажения. Псевдоскопическое восприятие. Восприятие времени: временные эталоны в восприятии, восприятие длительности и последовательности событий.  
Итог № 4.
7. Тема 3. Мышление и речь. Мышление как познавательный психический процесс. Мышление и чувственное познание. Роль мышления в регуляции предметно – практической деятельности. Проблема мышления в психологии, философии, логике. Формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Представление о субъекте мыслительной деятельности. Мышление и мотивация. Мотивы мышления (А.В. Брушлинский). Мышление как процесс. Детерминация мышления. Мышление и проблемная ситуация. Проблемная ситуация – проблема – задача. Виды проблемных ситуаций. Принятие задачи и детерминирующая тенденция. Этапы разрешения проблемной ситуации (А.В. Брушлинский, А.Р. Лурия). Взаимосвязь операций мышления в реальном мыслительном процессе (С.Л. Рубинштейн). Теории мышления: ассоциативная теория, Вюрцбургская школа, когнитивные теории мышления. Виды мышления: наглядно – действенное, наглядно – образное и словесно – логическое. Особенности теоретического и эмпирического мышления. Стратегии мышления. Логическое и интуитивное мышление. Конвергентное и дивергентное мышление. Индивидуальные особенности и типы мышления. Понятие латерального мышления. Этапы решения творческих задач. Инсайт. Характеристика творческих задач. Понятие аптиципирующей схемы (О. Зельц). Функциональные решения и их значения для творческого мышления. Размышление вслух как метод исследования творческого мышления (М. Дункер). Мышление и воображение. Виды воображения: пассивное – активное, творческое – воссоздающее, преднамеренное – непреднамеренное. Аналитико – синтетический характер воображения. Воображение и поведение (Р.Г. Натадзе). Приемы воображения. Мышление и интеллект. Априорный и апостериальный подходы в исследовании интеллекта. Модели интеллекта: Спирмена, Айзека, Гилфорда, Стернберга, Гарднера. Мышление и проблема искусственного интеллекта. Возможности искусственного интеллекта. Мышление как обобщенное и опосредованное речью отражение действительности (С.Л. Рубинштейн). Мышление и речь: генетические корни мышления и речи. Речевое мышление. Функции речи в общении и мышлении. Проблема соотношения мышления и речи (Л.С. Выготский). Понятие психолингвистики. Речь и язык. Знак – сигнал – символ. Значение слова. Значение и личностный смысл (А.Н. Леонтьев). Виды речи. Характеристика внешней речи. Письменная, аффективная, диалогическая и монологическая речь. Внутренняя речь и ее особенности (А.Н. Соколов, Н.И. Жинкин). Типы внутренней речи. Эгоцентрическая речь (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже). Психосемантика. Вербальное и невербальное общение. Механизм речи. Психологические модели формирования и понимания речевого высказывания (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Ч. Осгуд).  
8. Тема 4. Память и воображение Память как процесс организации и сохранения прошлого опыта. Память и целостность личности. Феноменология памяти. Физиологические механизмы памяти. Классификации видов памяти: по участию воли (произвольная – непроизвольная), по характеру преобладающей психической активности (образная, двигательная, эмоциональная, словесно – логическая), по использованию средств запоминания (непосредственная – опосредованная). Эйдетические образы. Представления. Исследование памяти в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, П.И. Зинченко). Индивидуальные различия памяти. Понятие типа памяти. Структура мнемических способностей. Сенсорная, кратковременная и долговременная память. Понятие оперативной памяти в отечественной и когнитивной психологии. Сверхдолговременная память. Сенсорный регистр. Процессы памяти. Запоминание, факторы и механизмы запоминания. Влияние внимания, мотивации, эмоций на процесс запоминания. Уровни и виды переработки информации в процессе запоминания. Понятие консолидации. Влияние мышления на запоминание. Влияние характера материала (объем, степень однородности, привычности, осмысленности) на процесс запоминания. Роль повторения. Влияние на память перерывов деятельности. Эффект Б.В.Зейгарник. Кратковременная и оперативная память (Аткинсон и Шифрин). Модели памяти Косслина, Хоффмана. Сохранение информации в памяти. Принципы организации информации в памяти (Тульвинг). Трансформация информации в процессе сохранения. Воспроизведение. Уровни и виды воспроизведения. Воспроизведение и мотивация. Реминисценция. Факторы и теории реминисценции. Изменения памяти во времени. Забывание пассивное и активное. Понятие интерференции: виды и закономерности интерференции. Эффект края. Кривая забывания Г. Эббингауза и ее модификации. Теории забывания. Забывание как действие. Роль ассоциаций в процессах памяти человека. Виды и законы ассоциаций. Уровневая организация процессов памяти (М.С. Роговин). Проблема памяти в культурно – исторической теории Л.С. Выготского. Пути улучшения памяти. Мнемотехника.
Итог № 5.
РАЗДЕЛ 3. Психология мотивационных процессов.
9. Тема 1. Мотивация. Понятие мотивации в психологии. Потребность как основа процесса мотивации. Актуальное и потенциальное состояние потребности. Понятие мотивационной установки. Мотив как результат опредмечивания потребности. Стадии формирования мотива (Е.П. Ильин). Структура мотива (А.Н. Леонтьев, Е.П. Ильин, В.К. Вилюнас). Соотношение биологического и социального уровней мотивации. Психологические механизмы биологической мотивации (В.К. Вилюнас). Разновидности биологических потребностей. Специфика биологических потребностей человека. Витальные и квази – потребности (В.П. Симонов). Специфика мотивационной сферы человека. Социальная детерминированность мотивации человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятие ведущей деятельности и ведущей мотивации (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Механизм "сдвиг мотива на цель" (А.Н. Леонтьев). Полимотивация деятельности. Мотивационная сфера личности. Иерархическое строение мотивационной сферы личности. Смыслообразующий мотив и мотивы – стимулы (А.Н. Леонтьев). Ценности, интересы, идеалы как мотивационные образования (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев). Проблема осознования мотивов. Просоциальные и антисоциальные мотивы. Мотивы достижения успеха и избегания неудачи. Ситуационные детерминанты поведения. Мотив и стимул. Понятие оптимума мотивации. Закон Йеркса – Додсона. Теории мотивации в зарубежной психологии: общий обзор. Теория инстинктов У. Мак – Дауголла. Психоаналитическая теория мотивации З. Фрейда. Теория мотивации А. Маслоу, Д. и В – мотивация. Теория конфликта Левина – Миллера. Когнитивные теории мотивации Хайдера, Фестингера, Диси.  
10. Тема 2. Воля Понятие воли, волевого воздействия и волевой регуляции. Тенденции в развитии представлений о воле в истории науки, регуляционный и мотивационный подходы. Признаки волевых явлений. Волевое и импульсивное поведение. Воля и локус контроля. Воля как высший уровень регуляции поведения. Волевое усилие как механизм волевой регуляции. Структура волевого акта (С.Л. Рубинштейн). Волевая регуляция как акт объективации (Д.Н. Узнадзе). Воля и установка. Участие воли в поддержании мотивации. Волевая регуляция поведения и деятельности в ситуации избытка мотивации. Понятие фрустрации и фрустрационной толерантности (С. Розенцвейг). Препятствия внутренние и внешние. Волевая регуляция активности в ситуации дефицита мотивации (В.А. Иванников). Волевая регуляция активности субъекта в ситуации конфликта побуждений (К. Левин). Волевые свойства личности, структура волевых свойств. Ослабление воли.
11. Тема 3. Эмоции и чувства Эмоция как субъективная форма существования мотивации. Понятие эмоциогенной ситуации, классификация эмоциогенных ситуаций (П. Фресс). Специфика психического отражения в эмоциях. Эмоции и переживание (С.Л. Рубинштейн, Ф.Е. Василюк). Психические состояния. Функции эмоций. Освещение вопросов о функциях эмоций в различных концепциях. Развитие представлений об эмоциях в истории науки. Учение об аффектах Б. Спинозы. Трехмерная концепция чувств В. Вундта. Представления Ч. Дарвина о выражении эмоций. Теория Джеймса – Ланге и ее роль в развитии представлений об эмоциях. Физиологические теории эмоций Кеннона, Барда. Мотивационные теории эмоций. Информационная теория эмоций (П.В. Симонов). Обусловленность эмоций потребностями и ситуацией. Когнитивные теории эмоций (Фестингер, Шехтер). Дифференциальная теория эмоций (К. Изард). Разновидности эмоциональных явлений. Классификации эмоций по знаку, по интенсивности, по воздействию на организм, по предметному содержанию, по длительности. Эмоциональный тон ощущений, его приспособительное значение. Аффект. Настроение. Стрессовое состояние, стресс и дистресс, теория Г.Селье. Проблема устойчивых эмоциональных отношений человека – чувств. Сравнительная характеристика эмоций и чувств. Виды чувств (С.Л. Рубинштейн).  
Итог № 6.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: