Деятельность П.Ф. Лесгафта.




Во второй половине 19 века в нашей стране создается система физического образования. Этому способствует развитие педагогики, анатомии и физиологии.

Большой вклад в развитие научной педагогики в России внес К. Д. Ушинский. Он впервые научно доказал значение физического воспитания для общей системе воспитания ребенка.

Врачи Е. А. Покровский и Е. М. Дементьев говорили о необходимости развития системы физического воспитания детей. Большое значение придавали народным подвижным играм на свежем воздухе. Покровский первый в России собрал народные игры и выпустил книгу “Детские игры, преимущественно русские (в связи с историей, этнографией, географией и гигиеной)”.

В области физиологии физического воспитания и спорта много сделали - И. М. Сеченов, Н. Е. Введенский, И. П. Павлов.

 

П.Ф. Лесгафт

Создание отечественной системы физического образования связано с именем Петра Францевича Лесгафта (1837—1909).

Он считается основоположником отечественной Научной системы физического воспитания (образования).

На базе анатомии и физиологии Лесгафт создал научную теорию физического воспитания. В 1874 г. опубликовал первую работу «Основы естественной гимнастики».

Большое внимание в своих работах уделял физическому образованию школьников.

Процесс физического образования детей школьного возраста Лесгафт разделил на несколько этапов. На первом этапе следовало научить ребенка основным необходимым движениям: правильно бегать, прыгать, метать, выполнять движения различными звеньями тела и т.п. Эти упражнения назывались простыми (элементарными) и предназначались для учащихся начальных классов — 7 —12 лет.

На втором этапе применялись упражнения с более высокой физической нагрузкой, т. е. необходимо было научить ребенка преодолевать постепенно и последовательно нарастающие трудности: увеличение веса предметов, умение бежать не только правильно, но и быстро, прыгать дальше и выше и т. п. Эти упражнения назывались сложными или упражнениями с увеличивающимся напряжением. Они учили школьников настойчивости и умению преодолевать трудности при значительных физических нагрузках. Данные упражнения рекомендовались детям 12—15 лет.

Третий этап физического образования Лесгафт называл периодом обучения управлению движениями по времени их выполнения, по характеру прилагаемых усилий, ориентированию в пространстве. Например, школьников учили пробегать определенное расстояние в установленное учителем время, метать в цель и т. п. С помощью подобных упражнений развивалось мышечное чувство, в частности при их выполнении в изменяющихся внешних условиях. Этот этап предназначался для школьников старшего возраста — 15-18 лет.

Для проверки приобретенных умений и их закрепления использовались сложные двигательные задания, которые выполнялись в играх, на экскурсиях, в трудовых действиях.

В 1888 г. в сочинении «Отношение анатомии к физическому воспитанию и главные задачи физического образования в школе» Лесгафт опубликовал планы уроков физического образования с учетом обоснованных им возрастных периодов развития детей. Они выглядели так:

· для младшего возраста (7—12 лет): 25% времени урока уделялось элементарным и сложным действиям, 25% — ходьбе, бегу и метаниям и 50% — играм (главным образом — одиночным);

· для среднего возраста (12—15 лет): одна треть — элементарным и сложным движениям с бегом, одна треть — прыжкам, метаниям с постепенно увеличивающимся напряжением, борьбе, одна треть — играм (главным образом со сложными двигательными заданиями);

· для старшего возраста (15 — 18 лет): 50% времени урока отводилось упражнениям с постепенно увеличивающейся нагрузкой (прыжкам, метаниям, борьбе и др.), 25% — движениям с отягощениями, 25% — играм.

 

Лесгафт считал, что система физической подготовки должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, прыжков, метаний, борьбы, простых гимнастических упражнений, игр, экскурсий. Он был противником снарядовой гимнастики.

В основу методики проведения занятий по физическому образованию Лесгафт заложил связь физического и духовного.

 

В марте 1895 г. на заседании ОСФР Лесгафт выступил с предложением открыть специальные курсы для подготовки лиц, способных проводить занятия физическими упражнениями с детьми. Созданная для этой цели комиссия разработала устав и программу будущих курсов. В январе 1896 г. заседание ОСФР утвердило «Положение о временных курсах для приготовления руководительниц физических упражнений и игр» и назначило Лесгафта заведующим этих курсов.

На курсах изучались следующие дисциплины: физические упражнения, теория движений, фехтование, педагогика, психология, история психологии, история педагогики, анатомия, физиология, гигиена, органическая химия, физиологическая химия, ботаника, черчение, физика, математика, химия, зоология, механика, сопротивление материалов, рисование. Перечень дисциплин свидетельствует, что слушательницы получали хорошее общее и специальное образование. По дням недели дисциплины распределялись расписанием занятий.

Система физического образования изложена П. Ф. Лесгафтом в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (1888—1901). В этой книге изложены следующие основные положения:

· принцип научной обоснованности физического образования на базе использования методов исследования — педагогических, медико-биологических, психологических;

· разработаны принципы профессиональной подготовки специалистов по физическому образованию, по сути дела, с высшим специальным образованием;

· обоснован возрастной подход при физическом образовании;

· разработана классификация физических упражнений;

· установлена взаимосвязь физического образования с умственным и эстетическим воспитанием;

· показана образовательная роль двигательных действий в трудовой, военной и повседневной жизни человека;

· сделан значительный вклад в практику физкультурного образования женщин.

В последующие годы многие положения системы Лесгафта уточнялись. Однако система физического образования Лесгафта для своего времени была одной из передовых в мире.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: