МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
По выполнению лабораторной работы №4 «Выполнение затяжки резьбового соединения заданным моментом с помощью динамометрического ключа»
МДК 01.03
«Технология сборки автотракторной техники»
Для учащихся по специальности
Автомобиле- и тракторостроение»
Разработал Сметанин В.Г.
Санкт-Петербург
Методическое пособие содержит
1. Затяжка гаек крепления головок цилиндров
2. Контрольные вопросы.
3. Общие правила по технике безопасности работы в лаборатории.
4. Рекомендуемая литература.
5. Средства обучения.
Приложение А. Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений
1 Затяжка гаек крепления головок цилиндров
Затяжка резьбового соединения необходима для предотвращения пропуска газов и охлаждающей жидкости через прокладку головки цилиндров и производится в последовательности, указанной в инструкции по эксплуатации на двигатель. Гайки затягивают равномерно и последовательно от середины в два приема. Окончательную затяжку производят динамометрическим ключом (рисунок 1). При затяжке болта или гайки торцовые гаечные головки соединяют с квадратом головки 1 динамометрического ключа. При этом стержень 3 от усилия, прилагаемого к рукоятке 5, изгибается в пределах упругой деформации. Шкала 4 отклоняется относительно стрелки 2, соединенной с головкой. По отклонению стрелки можно оценить момент затяжки. Динамометрический ключ имеет цену деления шкалы 10 Н • м и пределы измерения до 150 Н • м. Момент затяжки, установленный заводскими инструкциями различных двигателей, следующий:
Рисунок 1 Динамометрический ключ
|
На предварительный натяг влияют коэффициенты теплового расширения металлов головки цилиндров и шпилек. Поэтому гайки крепления чугунной головки подтягивают на прогретом двигателе, а алюминиевой — на холодном.
На V-образных двигателях перед затяжкой гаек крепления головок цилиндров сливают охлаждающую жидкость и ослабляют гайки крепления впускного трубопровода. После затяжки гаек крепления головок цилиндров затягивают гайки впускного трубопровода и регулируют тепловые зазоры клапанов.
2 Контрольные вопросы
1. Какова последовательность затяжки головки блока цилиндров?
2. Почему затяжку резьбовых соединений производят в два приема?
Общие требования безопасности в автолаборатории
3.1 К самостоятельной работе по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей допускаются студенты, получившие инструктаж по технике безопасности.
3.2 Студент, не прошедший своевременно инструктаж не должен приступать к практическому занятию.
3.3 Студент обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, утвержденные в Академии промышленных технологий.
3.4 Продолжительность работы студента не должна превышать продолжительности времени одного занятия.
3.5 Студент должен знать, что, наиболее опасными и вредными факторами, действующими на него при проведении занятия, являются:
- автомобили, их узлы и детали;
- оборудование, инструмент и приспособления;
- электрический ток;
- этилированный бензин;
- освещенность рабочего места.
3.5.1 Автомобиль, его узлы и детали - в процессе ремонта возможно падение вывешенного автомобиля или снимаемых с него узлов и деталей, что приводит к травмированию.
|
3.5.2 Лабораторно-ремонтное и технологическое оборудование, инструмент, приспособления – применение неисправного оборудования, инструмента и приспособлений приводит к травмированию. Студенту запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями, оборудованием, обращению с которыми он не обучен и не проинструктирован.
3.5.3 Электрический ток - при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное воздействие, проявляющееся в виде электротравм (ожоги, электрометаллизация кожи), электроударов.
3.5.4 Бензин, особенно этилированный, - действует отравляюще на организм человека при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей или питьевой водой.
3.5.5 Недостаточная или избыточная освещенность рабочего места и обслуживаемого (ремонтируемого) узла, агрегата вызывает ухудшение (напряжение) зрения и усталость.
3.5.6 Студент должен работать в специальной одежде и в случае необходимости использовать другие средства индивидуальной защиты.
4 Рекомендуемая литература |
Пузанков А.Г. Автомобили. Устройство автотранспортных средств. М. Изд-во «Академия». |
Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Изд-во «Высшая школа». |
Вахламов В.К. Автомобили. Основы конструкции. М. Изд-во «Академия». |
Вахламов В.К. Автомобили. Теория и конструкция автомобиля и двигателя. М. Изд-во «Академия». |
Баловнев В.И. Автомобили и тракторы. Краткий справочник. М. Изд-во «Академия». |
|
Средства обучения
1. Автомобиль ВАЗ 2101.
2. Автомобиль ВАЗ 2109.
3 Отдельные узлы автомобилей.
4. Трансмиссия грузового автомобиля.
5. Динамометрические ключи индикаторного типа: стрелочные, шкальные или электронные.
6. Динамометрические ключи предельного типа.
Приложение А
Моменты затягивания ответственных резьбовых соединений (Н· м)