МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
Учреждение высшего образования
«Южный федеральный университет»
Академия психологии и педагогики
Кафедра психофизиологии и клинической психологии
Аллердингс Анастасия Ивановна
«Зависимость уровня эмоционального напряжения от личностных характеристик студентов-психологов»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
По направлению 37.04.01 - Психология
Научный руководитель -
К. психол.н. доцент Рыбчинский Валерий Петрович
Рецензент -
К.п.н. доцент Ляшко Геннадий Иванович
«К защите допускаю»
Зав. каф. Психофизиологии и клинической психологии
Д. б. н., профессор
Ермаков Павел Николаевич
___________________________
Г. Ростов-на-Дону
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫСТРЕССА И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК РЕАКЦИИ НА СТРЕСС ……...10
1.1. Стресс и стрессоустойчивость: сущность, теоретические модели рабочего стресса………………………………………………………………………..…...10
1.2. Понятие адаптивности. Системный подход в исследовании адаптивности……………………………………………………………………..18
1.3. Профессионально важные психические качества психолога ……………24
1.4. Синдром эмоционального выгорания: сущность, лечение профилактика..…………………………………………………………………………………...29
Выводы к главе I ……………………………………………………………..…44
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ………………………………………………………….. 47
|
2.1. Характеристика эмпирического исследования ………………………….47
2.2. Эмпирическое исследование адаптационных возможностей и стрессоустойчивости студентов-психологов ……………………………..…..51
2.3. Психопрофилактика синдрома эмоционального выгорания психологов.72
Выводы к главе II………………………………………………………………..78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….……………………………....80
Список литературы…………………………………………………………….. 82
Приложения………………………………………………………………..…….89
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность изучения влияния стресса на протекание дальнейшего развития эмоционального выгорания у студентов психологических направлений, обусловлена не столько его негативным последствием для эффективности труда, сколько тем, что стресс влияет на всю жизнь человека, приводя к потере здоровья, психологических проблем и личностных изменений [1].
Современные условия жизни и деятельности предъявляют повышенные требования к адаптивным механизмам человека. Большое количество антропогенных катастроф, зон военных конфликтов, стихийных бедствий и других видов интенсивного стрессового воздействия вызывают различные формы дезадаптации, нервно-психические и психосоматические нарушения, посттравматические стрессовые расстройства. Интенсивное стресс-воздействие субэкстремальных обстоятельств на человека может быть настолько сильным, что личностные свойства уже не играют решающей роли в развитии посттравматического стрессового расстройства, которое может развиться практически у каждого здорового и эмоционально устойчивого человека [64].
|
К стрессу могут приводить интенсивные переживания, связанные с потерей близких людей. Источником стресса становятся и межличностные отношения. Стресс может вызываться конфликтной ситуацией, особенностями режима осуществляемой деятельности и многими другими факторами. Закономерным следствием стрессовых состояний является снижение производительности различных видов деятельности, нарушения психического и соматического здоровья человека [73].
Обучение в высшем учебном заведении также характеризуется высоким нервно-психическим напряжением, хронической усталостью, повышенной тревожностью, эмоциональной и информационным стрессом и другими этиологическими факторами, действие которых в большинстве случаев вызывает перенапряжение и астенизацию адаптационных механизмов, истощение функциональных резервов организма, снижение работоспособности. Все это вызывает появление различных патологических синдромов, среди которых наиболее распространены психосоматические (болезни сердечно - сосудистой системы и органов дыхания, органов пищеварения и др.) и неврозы [5]. Исследования показывают, что все основные заболевания возникают и развиваются именно в период обучения в высших учебных заведениях [82]. Проблема профилактики и предотвращения дезадаптивных состояний, вызванных стрессом, выходит далеко за пределы физиологической и медицинской эмпирии. Она связана с формированием и развитием адаптивных механизмов, произвольной и непроизвольной саморегуляции, врожденных способностей человека, таких как адаптивность, формирование валеогенной мотивации и валеогенных свойств личности. Существенная роль в этом принадлежит теоретической и практической психологии [11].
|
«Широко известны в отечественной среде физиологические представления о стрессе Г. Селье, которые сейчас - скорее достояние истории, чем современные научные данные. Знания о структуре стресса, прежде всего, психологической, в значительной степени усложнились и изменились. Это касается как самого определения стресса, так и производных от него, например, способа совладения со стрессом (копинга), а также методов и оценки, диагностики и психологического воздействия на стресс (терапия)» [1, с.86].
Отечественные исследования в психиатрии и психологии 1970-х годов еще могли опираться на физиологическое определение стресса по Г. Селье (сборник «Эмоциональный стресс и пограничные нервно-психические расстройства», изданный в 1977 году), поскольку это было время формирования понятий и накопления знаний в этой области [65]. Однако и гораздо позже, даже в серьезных научных трудах имеет место недостаточный учет мирового опыта. Так, словарь «Психология» (1990) ограничивается понятиями «стресс» и «стрессор» [56]. Выделены физиологический и психологический виды стресса, последний разделен на информационный и эмоциональный, негативное влияние стресса на деятельность определен как дистресс. Тот факт, что психические нагрузки вызывают или облегчают появления различных психических расстройств, был известен давно. В специальной литературе это зафиксировано в 1621 году: R. Burton в работе «Анатомия меланхолии» описал негативное влияние на формирование депрессивных расстройств таких событий, как несчастливый брак, обеднение. Но и к этому многие народы имели знания о причинах подобных расстройств. Поэтому, они развивали способы и ритуалы преодоления тяжелых стрессов, связанных с прощанием с любимыми людьми, смертью близких и другими потерями. Однако, до сих пор остается недостаточно ясным, чем являются такие события, причиной или только пусковым фактором дальнейших расстройств; чем можно объяснить вариабельность реакций на стресс; почему одни люди быстро реагируют формированием психических или соматических расстройств, а другие остаются резистентными к стрессу или даже способны вытянуть из него полезный опыт [57].
Изучение стресса имеет многоплановую историю. Достаточно вспомнить экспериментальные исследования на животных В. Кэннона, эндокринологическую базу подобных работ Г. Селье, психологическую модель стресса Р. Лазаруса, психосоматические исследования многих ученых, экологические подходы к воздействию окружающего мира на человека, изучение стрессов, связанных с межличностными проблемами, профессиональными нагрузками и болезнями, исследования психических травм военного времени (Goldberger L., Breznitz S., 1993; Lazarus R. S., 1991) [37, 136].
В недавнем прошлом R. S. Lazarus (1992) писал, что теория и исследования в области процессов копинга (как одного из компонентов стресса) только начинают разрабатываться. Новый подход к копингу как к трансактному, контекстуальному и центрированному понятию берет начало в 1970-х годах под влиянием теорий отношений и когнитивных теорий стресса и эмоций, когнитивного направления, являющегося частью в психологии. Проблема феномена эмоционального выгорания исследовалась многими зарубежными и отечественными учеными: О. Фрейденберг, К. Маслач, Б. Перлман, Е.А. Хартман и другие [80].
Синдром эмоционального выгорания является состоянием эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающим в результате хронического стресса.
Гипотеза, которую мы подтвердим, либо опровергнем в процессе исследования: между показателями, получаемыми с помощью эмпирических данных и уровнем эмоционального выгорания существует непосредственная связь.
Объект исследования представляет собой стрессоустойчивость, эмоциональное выгорание студентов - психологов.
Предмет исследования: стрессоустойчивость, как профилактика эмоционального выгорания студентов - психологов.
Целью магистерской диссертации является исследование стрессоустойчивости студентов – психологов.
Поставленная в работе цель достигалась с помощью решения следующих задач:
1. Подобрать, изучить и проанализировать научную психологическую литературу по вопросам адаптационных возможностей, стресса и стрессоустойчивости, профессиональных качеств студентов психологов и сущности и профилактики развития синдрома эмоционального выгорания, связанным с профессиональной деятельностью.
2. Подобрать психодиагностические методики, адекватные поставленной цели.
3.Провести эмпирическое исследование адаптационных возможностей и стрессоустойчивости студентов-психологов, анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных;
4. Разработать практические рекомендации для повышения уровня стрессоустойчивости.
Новизна исследования заключается в уточнении стрессоустойчивости студентов-психологов для профилактики синдрома эмоционального выгорания в их дальнейшей профессиональной деятельности. Практическая ценность заключается в подборе психодиагностических тестовых методик и формулировке необходимые меры проведения психопрофилактики синдрома эмоционального выгорания в будущей профессиональной деятельности психологов.
Для решения обозначенных задач использовались следующие методы: теоретический (качественной и количественный анализ); эмпирический (метод тестирования, метод анкетирования); математико-статистический (статистический анализ, линейная корреляция Пирсона).
В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Многоуровневый личностный опросник» А. Маклакова и С. В. Чермянина.
МЛО был разработан А.Г. Маклаковым и С.В. Чермяниным в 1993 г. Многоуровневый личностный опросник направлен на изучение адаптивных возможностей индивида на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, которые отражают интегральные особенности психического и социального развития. Опросник является стандартизированной методикой и рекомендуется к использованию для решения задач психологического сопровождения учебной и профессиональной деятельности и профессионального психологического отбора [44].
2. Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в поведении».
Данная методика была предложена В. Бойко для определения степени выраженности стратегий миролюбия, избегания и агрессии.
Обладание информацией об особенностях коммуникативного поведения помогает избежать лишних конфликтов в общении и действовать психологически грамотно [8].
3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко. Эта методика также предложена В. Бойко. Она состоит из 84 утверждений и имеет три уровня эмоционального выгорания [9].
4. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» О.Ф. Потёмкиной.
Данная методика разработана О.Ф. Потемкиной. Она состоит из 80 вопросов и дает ответы на вопросы: «Что важно в жизни?»
В первой части, состоящей из 40 вопросов, показывается, что важнее для человека: альтруизм или эгоизм, процесс или результат.
Во второй части, включающей следующие 40 вопросов, оценивается значимость власти или свободы, содержания работы или денег [61].
5. Методика «Определение нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
Опросник разработал В.Ю. Рыбников в Ленинградской Военно-медицинской Академии в 1985 году. Этот опросник был предназначен для первоначального ориентировочного выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости.
Основной целью методики является определение уровня нервно-психической устойчивости и риска дезадаптации в стрессе. Методика направлена на выявление отдельных признаков личностных нарушений, а также на оценку вероятности их развития и проявлений в поведении и деятельности человека при усложнении внешней ситуации. Информативность данной методики проявляется при подборе лиц, пригодных для работы или службы в трудных, непредсказуемых условиях, при предъявлении к человеку повышенных требований [58].
6. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунг.
Данная методика предназначена для дифференциальной диагностики депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии, для скрининг-диагностики при массовых исследованиях, а также в целях предварительной, доврачебной диагностики [86].
7. Тест на стрессоустойчивость. Данный тест направлен на диагностику оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества. Методика написана О.В. Баркановой и состоит из 16 вопросов [87].
8. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Паре [7].
Методика представляет собой психометрическую шкалу самооценки актуального уровня стресса в течение последнего года. Она была разработана в 1967 году.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета. В исследуемые группы вошли 80 студентов I-IV курсов, обучающихся по направлению «Психология».
Структура и объем работы
Работа состоит из 2 глав, заключения и описания литературы, которая насчитывает 82 источника; иллюстрирована 22 рисунками и 9 таблицами; содержит 9 приложений.