Вехи и перспективы права.




Семинар 2.Философские проблемы истории права

Происхождение права.

Возникновение права — закономерное следствие услож­нения общественных взаимосвязей, углубления и обостре­ния социальных противоречий и конфликтов. Обычаи пере­стали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципи­ально новых регуляторах общественных отношений.

Можно выделить три основных позиции по вопросу о происхождении права.

1) Одни исследователи по-прежнему связывают возникновение права с возникновением государства, хотя причины его возникновения видят не столько в расколе общества на антагонистические классы, сколько преимущественно в развитии производящей экономики и необходимости ее регулирования.

2) По мнению других, право возникает не одновременно с государством, а несколько раньше, когда начинают складываться и развиваться товарно-рыночные отношения. Некоторые представители этой точки зрения считают, что возникновение права повлекло за собой возникновение государства, а силой, способной обеспечить нормальное функционирование права, могло быть только государство.

3) Представители третьей точки зрения исходят из того, что право возникает одновременно с обществом, поскольку без права общество не может ни существовать, ни развиваться.

Говоря о происхождении права, не лишним будет уточнить, о происхождении какого права идет речь — естественного или позитивного.

Исторически первым возникает естественное право, получая свое выражение и закрепление в нормах поведения первобытного общества. Этими нормами были первобытные обычаи, которые постепенно складывались в общении между людьми и затем передавались из поколения в поколение, принимая нередко форму обрядов и ритуалов.

Едва ли правильно первобытные обычаи называть правом, поскольку в них находили свое выражение и первобытная религия, и первобытная мораль. Вполне оправданно их называть мононормами, как это делают многие современные исследователи, учитывая, что в первобытных обычаях в единстве выражены религиозные и нравственные (моральные) начала.

С переходом первобытного общества к производящей экономике, с возникновением и развитием товарно-рыночных отношений постепенно начинают складываться новые обычаи, обычаи с собственно правовым содержанием.

С возникновением государства возникает позитивное право, т.е. право в юридическом смысле. Оно уже обеспечивается государством, государственным принуждением и четко разграничивает юридические права и обязанности. Принято выделять три основных способа возникновения позитивного права — санкционирование обычаев, создание юридических прецедентов и установление нормативных правовых актов.

Санкционирование обычаев — наиболее ранний способ возникновения позитивного права. Со временем правовые обычаи начали подвергаться систематизации и обретать письменную форму. Так возникли первые источники позитивного права.

Создание юридических прецедентов — тоже довольно ранний способ возникновения позитивного права; выносимые на основе правовых обычаев судебные решения постепенно становились образцами для решения аналогичных дел.

Установление нормативных правовых актов считается более поздним способом возникновения позитивного права. Он выражается в издании государственными органами нормативных правовых актов, в которых содержатся юридические нормы — правила поведения, исходящие непосредственно от государства.

https://isfic.info/tgp/lipin10.htm

Теории происхождения права:

Примирительная теория (Г. Берман, Э. Аннерс) наиболее популярна на Западе.

Суть теории: право зародилось не для урегулирования отношений внутри рода, а для упорядочения отношений между родами. Конфликты между родами являлись делом обычным, поскольку у каждого рода были свои интересы, которые вступали в противоречие с интересами других.

В результате таких конфликтов происходило физическое истребление членов рода. Это ослабляло род, делало его неконкурентноспособным. Для сохранения рода необходимо было договариваться с другими родами о примирении. Так возникло примирительное право. Нанесение телесного повреждения, захват имущества рода, неисполнение договора обмена – все это сначала было поводом для кровной мести, а затем, после заключения договоров о примирении – для денежных взысканий в виде штрафов. Возникла целая система правил примирения, которые передавались из поколения в поколение.

Недостатки теории состоят в узком понимании права, поскольку скорее всего, право возникло не только для примирения, но и для регулирования других сторон общественной жизни, например правила создания запасов продуктов на случай неурожая, правила распределения продуктов из-за их ограниченности. Оно явилось формой не только примирения, но и предупреждения конфликтов. В Спарте, например, устанавливались правила, предусматривающие когда и в каком возрасте детей отдавать на воспитание с тем, чтобы в случае военной угрозы они смогли дать отпор завоевателям.

2. Регулятивная теория – распространена в азиатских странах, в России.

Суть теории: право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны. Сначала это правила охоты, сбора плодов, запреты убийств и т.д. Затем, с развитием производства устанавливаются правила в отношении разделения труда, распределения созданного продукта. Наконец, когда производство перешло на новый уровень и обмен продуктов стал носить массовый характер – началось регулирование меры весов, установление денежной системы, стали договариваться о справедливых ценах на товары.

Ценность этой теории состоит в том, что она согласуется с ходом исторического развития: правовой потенциал накапливается постепенно и постоянно увеличивается. Недостатком этой теории следует считать ее максимализм. Право может только то, что может. Властеотношения, объективные законы экономического развития, поведение человека – сферы, где регулятивные возможности права далеко не безграничны даже сегодня. Наконец, право не единственное средство регулирования общественных отношений. Обычаи – в древности несли основную регулятивную функцию. Право сначала в большей степени выполняло функцию охраны общества от посягательств. Эта теория забегающая вперед. Она приписывает праву свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития.

3. Теологическая теория. Главный разработчик Фома Аквинский – крупнейший идеолог каталицизма.

Суть теории: право создано богом для регулирования жизни людей и даровано человеку через посредство пророка или правителя. Памятники, поддерживающие эту теорию – вавилонские законы царя Хаммурапи, древнееврейские законы, законы Ману, исламское право. Теория Ф.Аквинского основана на иерархии форм: божественная, духовная, материальная. Эта иерархия организует и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы – господам. Аналогичное подчинение есть и в системе законов, которые Ф. Аквинский делит на четыре вида. Вечный закон – т.е. сам божественный разум, управляющий миром; естественный закон – отражение вечного закона человеческим разумом (законы общежития, стремления к самосохранению, продолжению рода); человеческий закон – позитивное право, т.е. действующее феодальное право, подкрепленное санкциями; наконец, божественный закон – Библия. Сами люди не могут придти к единому представлению о правде, Библия должна помочь им в этом.

Достоинством этой теории было то, что впервые объединились такие понятия как право и справедливость. К недостаткам следует отнести то, что приверженцам этой теории требуется вера в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду), что ограничивает исследования вопроса о происхождении права рамками веры.

https://lawbook.online/belarus-gosudarstva-prava-teoriya/osnovnyie-teorii-proishojdeniya-43228.html

Вехи и перспективы права.

В развитии права выделяют четыре основные стадии.

Первая стадия развития праваего зарождение и детство осуществлялась в рамках мононормы, присваивающей экономики, в недрах первобытного общества.

Применительно к этой стадии развития права допустимы такие названия как архаичное право, племенное, обычное, народное, варварское, примитивное, вульгарное.

Самые первые письменные доказательства существования архаичного права относятся к VII (7) веку до Р.Х. Это папирусные документы, надписи на каменных плитах или памятниках в Египте. В Вавилоне и Исландии также нашли клиновидные тексты, оцененные как правовые источники, например, Законы царя Хаммурапи (1790-1752 гг. до Р.Х.). Греческая цивилизация представлена Законами Соломона (594-593гг. до Р.Х.). Первым письменным римским правовым источником следует считать Законы 12 таблиц (451-450гг. до Р.Х.), в Европе это Салическая правда (456г), среди первых англосаксонских источников числятся Законы Этельберга, опубликованные в 600 году, в России первым письменным источником права считается Русская Правда.

Среди признаков архаичного права выделяют следующие:

преимущественно устный характер, выражающийся в том, что неписанные правила устно передавались из поколения в поколение в виде устных преданий, рассказов о разрешении споров;

казуальный характер, т.е. право формировалось в результате разрешения отдельных конкретных случаев;

несистематизированность, проявлялось в том, что правовые источники строились по принципу простого расположения материала и характеризоваись невероятно большим количеством норм;

объективистский характер, когда акцент делался на том, что именно произошло, на действии, его результате, понятия же вины, умысла отсутствовали;

необязательность, альтернативный характер предполагал параллельное применение норм, которые основывались на взаимном доверии сторон, поскольку не существовало механизма побуждения сторон к рассмотрению спора независимым органом (вождь, жрец, суд), обязательного исполнения решения, зачастую стороны выясняли отношения силой.

Целью архаичного права являлось примирение сторон, оно было направлено на сохранение рода, утихомиривание вражды, кровной мести. Это право не индивидов, а право группы, сообщества. Поскольку имущество было совместным, человек как таковой в экономическом плане не существовал, поэтому санкция накладывалась на род, ответственность носила коллективный характер.

Вторая стадия развития права – его юность, когда на смену архаичному праву приходит корпоративное право. В традиционном или сельскохозяйственном обществе, пришедшем на смену племенному строю, выделялись корпорации феодалов, духовенства, крестьян, горожан и другие. Соответственно системами корпоративного права стали: феодальное (поместное), крепостное, каноническое (церковное), городское, цеховое, торговое право.

Предмет регулирования корпоративного права не охватывал всех сторон жизни общества, а лишь отношения внутри сословия. Между сословиями отношения регулировались лишь в минимальной степени.

Содержание норм корпоративного права отличалось неконкретностью, им свойственна была казуальность, определенная смешанность с церковными нормами. Нормы корпоративного права оставались в основном устными, хотя вполне обычной становится и их письменная форма.

Говоря об источниках корпоративного права следует призанть, что стали использовать такие неписьменные источники права как обычаи, деловые обыкновения. Среди письменных источников правовые акты еще не доминируют, хотя набирают силу договоры, регулирующие гражданский оборот, судебные прецеденты. Основной массив права носит единый частно-публичный характер.

Правосудие как вид социальной деятельности еще не отделился от управленческой деятельности, поэтому корпус профессиональных судей отсутствовал, как и отсутствовала цельная система судов.

Третий этап развития праваобщее, имперское или королевское право. Оно стало непосредственным предшественником развитого современного права и просуществовало несколько столетий.

Отличительными признаками королевского права следует считать, прежде всего, появление нового субъекта правотворчества – короля (царя, императора).

Законодательный материал стал излагаться качественно по-другому: уменьшилось число казуальных норм, появились новые средства законодательной техники, такие как преамбулы к законам, фиксирование права, принципов, общих положений и т.д., что позволяло устранять пробелы в законодательстве, заниматься правоприменительной деятельностью на основе аналогии права, наконец, нормативные акты стали приобретать определенную структурированность в смысле разделения права публичного и частного, материального и процессуального.

Наконец, четвертый этапэто развитое, современное право. Оно появилось в тот период развития государства, когда общество стало переходить к рыночным отношениям, требующим от субъектов хозяйствования определенной автономности, самостоятельности, обладания собственностью.

Развитое общество создало и развитое право, которое стало характеризоваться следующим:

первичным элементом права стала общеобязательная норма. Эта общеобязательность подкреплялась институтом юридической ответственности;

все более увеличивается удельный вес регулятивных норм в сравнении с нормами охранительными;

право приобрело характер всеобщности, универсальности, т.е. стало распространяться на всех, входящих в определенные социальные группы всего государства (граждане, собственники, несовершеннолетние, женщины, имеющие несовершеннолетних детей, военнослужащие, пенсионеры и т.д.);

нормы права стали носить формально определенный характер. Это выразилось, прежде всего, в том, что они стали закрепляться в официальных документах;

уходят в историю казуальные нормы, признаком современного права становится его абстрактность, вводятся такие понятия как юридическое лицо, ответчик, должник, управомоченный, состав правонарушения, вина и т.д.

правовые нормы внутренне сконструированы (гипотеза, диспозиция, санкция) и складываются в многоуровневую систему;

развитое процессуальное право приобретает такие свойства как их специализация по отраслям права, детальное урегулирование каждого этапа процесса, развитие доказательственных процедур и самого института доказательств.

Перспективы права

Глобализация как явление, охваты­вает собой не только мировую экономику, финансы, средства мас­совой информации, где она проявляется в наиболее развитом виде, но и другие сферы и аспекты государственной и общественной жизни, включая право.

Западные исследователи, занимающиеся проблемами глобализации, выде­ляют как минимум три основных направления ее воздействия на право, а вместе с тем его теорию и методологию его познания.

Первое из этих направлений связывается с воздействием глоба­лизации на характер отношений друг с другом национальных право­вых систем, которые, в силу их тесной связи и взаимодействия, в на­стоящее время уже недостаточно исследовать каждую в отдельно­сти, а необходимо рассматривать их в общей системе. Прежние теории, исходящие из «самодостаточности внутригосударственно­го права» и направленности международного публичного права на регулирование только внешних связей, возникающих между раз­личными государствами, на самом деле, в значительной мере расходятся с реальной действительностью.

Другое направление воздействия глобализации на право и на его теорию позиционируется, по мнению западных исследователей-специалистов в области англосаксонского права, преимуществен­но с изменением основного направления развития данной правовой се­мьи, которое все больше останавливает своё внимание на проблемах мирового (глобального) правопо­рядка.

Наконец, третье направление связывается с воздействием гло­бализации не столько на право как явление, сколько на его теорию и соответствующую методологию. При этом авторы не без оснований исходят из того, что под влиянием процесса глобализации с неизбежностью будут «видоизменяться» старые правовые теории и возникать новые «правовые модели», в основу которых будет «заложена» новая правовая культура, идеология, а также новая методология познания окружающей человека правовой среды.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: