Вид деятельности | Стрес | Вид деятельности | Стресс |
Шахтёр | 8,3 | Фермер | 4,8 |
Полицейский | 7,7 | Военнослужащий | 4,7 |
Рабочий-строитель | 7,5 | Ветеринар | 4,5 |
Журналист | 7,5 | Госслужащий | 4,4 |
Пилот гражданской авиации | 7,5 | Клерк | 4,3 |
Тюремний надзиратель | 7,5 | Инженер | 4,3 |
Рекламный работник | 7,3 | Агент по недвижимости | 4,3 |
Стоматолог | 7,3 | Парикмахер | 4,3 |
Актер | 7,2 | Представитель местных властей | 4,3 |
Врач | 6,8 | Юридичний консультант | 4,3 |
Работник налоговой службы | 6,8 | Художник, дизайнер | 4,3 |
Режисер | 6,5 | Архитектор | 4,0 |
Няня, домработница | 6,5 | Маникюрщица | 4,0 |
Пожарный | 6,3 | Оптик | 4,0 |
Музыкант | 6,3 | Экономист | 4,0 |
Учитель | 6,2 | Почтальон | 4,0 |
Представитель сферы обслуживания | 6,0 | Статистик | 4,0 |
Работник социальной службы | 6,0 | Техник - лаборант | 3,8 |
Менеджер | 5,8 | Банкир | 3,7 |
Работник внешней торговли | 5,8 | Оператор | 3,7 |
Представник пресслужбы | 5,8 | Специалист по трудотерапии | 3,7 |
Футболист | 5,8 | Лингвист | 3,7 |
Продавец, помощник продавца | 5,7 | Косметолог | 3,5 |
Биржевой маклер | 5,5 | Заместитель | 3,5 |
Водитель автобуса | 5,4 | Астроном | 3,4 |
Психолог | 5,2 | Няня в яслях | 3,3 |
Издатель | 5,0 | Работник музея | 2,8 |
Дипломат | 4,8 | Библиотекарь | 2,0 |
«Причины профессионального стресса очень разнообразны. Психологи называют среди них следующие:
• Общеорганизационные проблемы (нет четкого распределения обязанностей между сотрудниками подразделения, слабая внутриорганизационная коммуникация);
• Реорганизация и связанная с этим неопределенность положения сотрудника в организации;
• Неадекватная расстановка кадров;
• Стрессовый режим работы, перегрузки;
• Слишком быстрое продвижение по службе или отсутствие перспективы служебного роста;
|
• Недостаточный уровень заработной платы;
• Авторитарный стиль руководства;
• Конфликтные взаимоотношения руководителя с подчиненным;
• Межличностные конфликты в коллективе;
• Необходимость принимать ответственные решения;
• Перегрузки или недостаточная загруженность;
• Недостаточно четкое определение должностных обязанностей;
• Слишком расплывчатая граница полномочий;
• Непонятные устные инструкции» [45, с. 23].
Многие исследователи называют главной причиной возникновения профессионального стресса организационный фактор. Однако профессиональный стресс нередко может вызываться такими внешними физическими факторами [31]:
• Шумом;
• Тесным помещением;
• Плохой вентиляцией помещения;
• Недостаточным освещением рабочего места;
• Некомфортной температурой на рабочем месте и др.
Последствиями профессионального стресса являются [27]:
• Сердечно - сосудистая патология;
• Патология костно-мышечного аппарата;
• Депрессия, астения;
• Производственные травмы и аварии;
• Суицид;
• Рак;
• Язвы;
• Существенное снижение эффективности деятельности.
Психофизиологические и соматические последствия стресса.
«Для стрессовых состояний характерны определенные изменения в организме. Влияние стресса на организм является индивидуальным. Показано, что во время стресса, обычно, возникает напряжение в желудке, сухость во рту, учащаются дыхание и сердечные сокращения, усиливается потоотделение, наблюдаются также вегетососудистые реакции (побледнение, покраснение лица), напрягаются мышцы, расширяются зрачки, повышается артериальное давление, усиливается мышечное кровообращение, резко повышается количество адреналина в крови, изменяется кожно-гальваническая реакция» [27, с.223].
|
Положительное адаптивное содержание заключается в том, что организм подготавливается к стрессовой ситуации, получает дополнительные ресурсы для ее преодоления. Общеизвестно, что в стрессовой ситуации у человека могут проявиться адаптивные резервные возможности, о которых он и не мечтал. Один ради спасения близкого человека поднимает автомобиль, другая – спасает ребенка, не умея плавать, видя, что он тонет и т. п. [29]. Более сильные физиологические реакции вызываются совокупностью эмоциональных впечатлений. Однако влияние стресса на организм может оказаться и отрицательным, дезадаптивных. Результатом длительного стресса является возможность возникновения психосоматических дезадаптивных болезней, которые называют психогенными, то есть «болезнями стресса». Известны даже смертельные случаи. В настоящее время имеет место взгляд, что до 90% всех заболеваний так или иначе связаны со стрессом [21].
Таким образом, мы видим, что воздействие стресса на организм человека может провоцировать изменения, которые могут пагубными для здоровья. «Болезни стресса» возникают в связи с несоответствием адаптивных способностей человека и требованиями окружающей среды и деятельности в ее рамках.
Личностные последствия стресса
Результатом процесса адаптации человеческого организма в условиях стресса является формирование новых адаптивных механизмов, регулирующих взаимоотношения человека с условиями внешней среды и формирующих определенный диапазон устойчивости к действию стрессоров.
|
Однако показано, что интенсивное и длительное воздействие стрессоров может порождать несколько различных форм личностных изменений.
Первая форма личностных изменений во время стресса связана с обособленностью замкнутостью, отчуждением, чувством неадекватности, неуверенности, плохой социальной приспособленности, психастеничностью и шизоидностью.
Вторая – характеризуется как набор аффективных реакций, таких как повышенная чувствительность, неудовлетворенность сложившимися, существующими взаимоотношениями. Следующая, третья форма личностных изменений представляет собой тенденцию к отрицанию психологических конфликтов, оптимизму, общительности и другим адаптивным свойствам. Четвертая форма относится к явлениям невротической декомпенсации [16].
Во время длительного стресса происходят также мотивационные изменения. Это явление получило название «стрессовое инвертирование мотивов» и заключается в перестройке значимости мотивов.
Мотивы, побудившие деятельность, начинали ее тормозить, а те, которые тормозили деятельность, начинают ее побудить. В стрессовых условиях происходит блокирование внешних мотивов деятельности, в результате так называемой «стрессовой интернализации личности».
«Стресс снимает продуктивные мотивы, мотивы достижения, мотивы избегания и мотивы сохранения гомеостаза. Вместо того чтобы эффективно работать, человек начинает беспокоиться только о собственном здоровье. В результате стресса возрастает личностная тревожность, замкнутость, нерешительность, безразличие» [13, с.287].
Таким образом, длительное или интенсивное действие стрессовых условий ухудшает результаты деятельности, приводит к нарушению межличностных отношений, вызывает различные изменения в психофизиологической организации, является причиной неадаптивных личностных изменений, в частности эмоциональной и мотивационной сфер субъекта.