Подготовительные работы
Подготовительные работы на лесосеке выполняют до начала основных работ. К ним относятся: лесосырьевая и технологическая подготовка лесосек, подготовка лесосек к рубке, устройство погрузочных пунктов и другие мероприятия по подготовке участка для выполнения рубок леса. Результаты подготовки оформляются актом.
Лесосырьевая и технологическая подготовка лесосек предшествует всем остальным видам подготовительных работ. Лесосырьевая подготовка включает отвод лесосек (отграничение лесосек визирами, определение запаса древесины, установление среднего объема хлыста, товарная и денежная оценка лесосек) и их приемку (проверочный перечет деревьев, определение таксационных показателей, оформление документации на передачу лесосек).
Подготовительные работы на лесосеке выполняют до начала основных работ. К ним относятся: лесосырьевая и технологическая подготовка лесосек, подготовка лесосек к рубке, устройство погрузочных пунктов и другие мероприятия по подготовке участка для выполнения рубок леса. Результаты подготовки оформляются актом.
Технологическая подготовка производится после тщательного изучения лесоэксплуатационных условий на лесосеках и включает выбор рациональных способов их разработки, выбор схемы транспортного освоения и составление технологической карты на разработку каждой лесосеки.
Лесосечные работы
Способ рубоки ухода устанавливается для каждого конкретного участка (таксационного выдела, лесосеки) с учетом лесорастительных условий, состава, строения и текущего состояния насаждения, наличия подроста или второго яруса, способа лесовосстановления и целевой породы будущего насаждения, а также ветроустойчивости оставляемой части древостоя и смежных насаждений. Вырубка одних насаждений не должна существенно влиять на увеличение опасности ветровалов для других оставляемых насаждений. В противном случае применяются другие способы рубок, отводятся более узкие (до 50 м) лесосеки. Основными организационно-техническими элементами (ОТЭ) сплошнолесосечных рубок являются:
- мероприятия по лесовосстановлению.
Рис.1 – Схема заготовки древесины при сплошных рубок
При выборочных рубках периодически удаляют часть деревьев в разновозрастном лесу, сохраняя экосистему и её природоохранную функцию. Удаляют преимущественно деревья старшего возраста, с пониженным приростом, больные и второстепенные породы.
При выборочных рубках должны соблюдаться следующие условия:
-сохранение разновозрастной структуры древостоя;
-сохранение устойчивости древостоя;
-сохранение продуктивности и почвенного плодородия;
Рис.2 - Схема заготовки древесины при выборочных рубках
Лесосечные работы на предприятии Учебно-опытный лесхоз включают в себя: 1)Рубка, раскряжовка и очистка от сучьев деревьев осуществляется бензопилой Штиль – 351;
2) Вывоз древесины с лесосеки производит Форвардер;
3) Доставку с погрузочного пункта до территории нижнего склада осуществляют 3 вида КамАЗов
Транспорт древесины
А вот лесной сухопутный транспорт играет важную роль не только в освоении лесосырьевой базы лесозаготовительного предприятия, но и внутри районных перевозок, успешно служит для выполнения лесохозяйственных, сельскохозяйственных и многих других задач и целей. Даже после освоения лесосырьевой базы автомобильные дороги остаются и служат народному хозяйству того района, где они проходят. К основным особенностям сухопутного лесовозного транспорта относятся: собирательный характер работы лесовозных путей; одностороннее направление перевозки лесных грузов; сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог; временный характер работы.
Собирательный характер работы лесовозных путей предопределяется наличием нескольких погрузочных пунктов, размещенных в различных точках лесного массива, где ведется заготовка леса. Это все вызывает необходимость строительства в пределах лесосырьевой базы густой сети путей с различными сроками действия. Одностороннее направление перевозки лесных грузов обусловливается вывозкой леса с лесосек на нижний склад. В обратном направлении перевозят топливо, тракторы, запасные части, рабочих предприятий, жителей поселков и деревень и т.д. Сезонность работы многих участков сети лесовозных дорог, а часто и самой дороги, обуславливается трудностями в весенний и осенний периоды, когда происходят таяние снега весной и выпадение большого количества дождей осенью. Чтобы сохранить дорогу в хорошем состоянии, в эти периоды вывозку леса прекращают. Сезонность работы дорог или отдельных их участков зависит также и от рельефа местности, грунтов, наличия болот и т.д. Так, из труднодоступных заболоченных массивов вывозка леса может производиться только в зимний период, когда обустраиваются временные ледяные дороги. Временный характер работы отдельных участков дорожной сети предопределяется периодом освоения отдельных лесосек, частей лесного массива и даже периодом выращивания насаждений.
К сухопутному транспорту леса относят, прежде всего, лесовозные дороги, которые предназначаются для вывозки с лесосек леса в виде круглых сортиментов, хлыстов или деревьев до мест складирования и переработки. По виду подвижного состава, функционирующего на лесовозных дорогах, их подразделяют на рельсовые, автомобильные, тракторные, конные. Лесовозные дороги обычно примыкают или к железным дорогам, или к водным путям, по которым древесина доставляется потребителям. В зависимости от срока эксплуатации различают постоянные (магистрали и ветки) и временные (усы) лесовозных дорог. Магистральный путь — основной участок лесовозной дороги, связывающий лесной массив с нижним лесным складом весь период эксплуатации лесосырьевой базы предприятия. Ветка — ответвление магистрали, обслуживает часть лесосырьевой базы в течение нескольких лет. Ус — временный лесовозный путь со сроком эксплуатации не более года, примыкает к ветке или магистрали и предназначается для освоения отдельных лесосек. Простейший тип автомобильных лесовозных дорог — грунтовые дороги.Для транспортировки леса применяют автомобили (ЗИЛ, МАЗ, КрАЗ) со специальным прицепным составом: полуприцепами и роспусками. Рельсовые лесовозные дороги бывают с нормальной шириной колеи (1524 мм) и с узкой (750 мм). Узкоколейные лесовозные дороги постоянного действия имеют нижнее и верхнее строение пути; при строительстве временных дорог шпалы и рельсы укладывают на упрощённое нижнее строение. Для вывозки сортаментов в качестве прицепного состава используют платформы (грузоподъёмностью 8–20 т), а для хлыстов — вагоны-сцепы (24–25 т).
Древесина, уже в обработанном виде (пиломатериалы), транспортируется именно пакетным способом. Такой способ позволяет максимально загружать используемый транспорт, в следствии чего, снижается возможность растрескивания, максимально эффективно использовать время механизированной загрузки.
Лесоскладские работы
На нижние склады лесозаготовительного предприятия срубленный лес доставляют с лесосек по лесовозным дорогам.
Нижние склады лесозаготовительных предприятий характеризуются постоянством рабочих мест, концентрацией производства, единой устойчивой энергетической базой. В современном лесозаготовительном предприятии
Объём использования лесов в целях связанных с заготовкой древесины и живицы
Осуществление научного-исследовательской деятельности образователь деятельности
Виды использования лесов | |||||||||||||||||
Целевое назначение лесов | Категория защитных лесов | Наименование Лесничества лесоправка | Наименование участкового лесничество | Наименование урочища при наличии | Номер лесного квартала | Номер лесотакса-ционного выдела | Площадь используемого лесного участка га | Виды заготав-ливаемых лесных ресурсов | Ед. изм. | Объём изъятия | Рубка лесных насаждений | ||||||
Форма Рубки | Мероприятия по видом пользования | Вырубаемая древесинная порода | Объём древесины | ||||||||||||||
дел | Др. | всего | |||||||||||||||
эксплуатационные | Куярмкое лесничество | Учебно-опытное | Чернушкинский лесной участок | 10.2 | М3 | Сплошная | Изьятие путом СПР | С | |||||||||
Е | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
Ос | |||||||||||||||||
эксплуатационные | Куярмкое лесничество | Учебно-опытное | Нолькинский лесной участок | 4,9 | М3 | сплошная | Изьятие путом СПР | С | |||||||||
Е | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
Защитные | Зеленые зоны | Куярмкое лесничество | Учебно-опытное | Нолькинский лесной участок | 3,2 | М3 | выборочная | Изьятие путом ДВР | Лп | ||||||||
Е | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
Ос | |||||||||||||||||
Ильм | |||||||||||||||||
эксплуатационные | Куярмкое лесничество | Учебно-опытное | Чернушкинский лесной участок | 7,8 | М3 | сплошная | Изьятие путом СПР | С | |||||||||
Е | |||||||||||||||||
Б | |||||||||||||||||
Ос | |||||||||||||||||
Итого | Всего | ||||||||||||||||
Годовой объем
Наименование показателей | Всего | В том числе не лесозаготовительным участкам | |||
В том числе: В земной период: | 22% | 24% | 28% | 26% | |
Хлыстами Сортиментов | 26% | 27% | 25% | 21% | |
Щепой | 19% | 28% | 30% | 23% | |
Координаты лесного массива, в кагором необходимо размещать лесосеки расчетного года | 58. 96. 85.67 | ||||
Годовой объем всего М3 |
55…60 % общего количества производственных трудозатрат приходится на нижние склады. Срок действия нижних складов на одном месте исчисляется десятками лет, а в непрерывно действующих предприятиях не ограничен.