На основе анализа литературных источников мы сделали вывод, что уровень эмоционального выгорания тесно связан со стрессоустойчивостью студентов. В данном разделе мы попытаемся эмпирическим путем проверить и доказать наличие взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и адаптационного потенциала студентов.
Цель исследования – эмпирическим путем установить уровень стрессоустойчивости для профилактики эмоционального выгорания студентов-психологов.
Задачи исследования:
1. Подобрать, изучить и проанализировать научную психологическую литературу по вопросам адаптационных возможностей, стресса и стрессостойкости, профессиональных качеств студентов психологов и сущности профилактики развития синдрома эмоционального выгорания, связанному с профессиональной деятельностью.
2. Подобрать психодиагностические методики, адекватные поставленной цели.
3. Провести эмпирическое исследование адаптационных возможностей и стрессоустойчивости студентов психологов, анализ и интерпретацию полученных эмпирических данных;
4. Разработка практических рекомендаций для повышения уровня стрессоустойчивости.
В эмпирическом исследовании были применены методы наблюдения, беседы и психодиагностического тестирования. Исследование проводилось среди студентов первого, второго, третьего и четвертого курсов Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета. В исследовании приняли участие 80 студентов. В процессе исследования были использованы следующие психодиагностические методики:
1. Методика «Многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
2. Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в поведении»
|
3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко
4. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной области» О.Ф. Потемкиной
5. Методика «Определение нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз»
6. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге
7.Тест на стрессоустойчивость
8. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Пасе.
Для обработки результатов исследования применялись расчет средних величин и корреляционный анализ (коэффициент линейной корреляции Пирсона). Количественный анализ результатов осуществлялся с использованием пакета статистических программ STATPLUS 9.2.2.
Методы исследования
Эмпирический метод включал: наблюдение, беседа и психодиагностические методики.
Методика «Многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
Цель: диагностика адаптивных способностей. Методика состоит из 165 утверждений и содержит 4 шкалы: Адаптивные способности (АС) Нервно - психическая устойчивость; (НПУ) Коммуникативные особенности (КО); Моральная нормативность (МН); Многоуровневый личностный опросник предназначен для оценки адаптивных возможностей личности с учетом социально-психологических и некоторых психофизиологических характеристик, отражающих обобщенные особенности нервно-психического и социального развития.
В основу методики положено представление об адаптации как о непрерывном процессе активного приспособления человека к постоянно меняющимся условиям социальной среды и профессиональной деятельности. Эффективность адаптации во многом зависит от того, насколько реально человек воспринимает себя и свои социальные связи, точно соизмеряет свои потребности с имеющимися возможностями и осознает мотивы своего поведения. Искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушению адаптации, что может сопровождаться повышенной конфликтностью, нарушением взаимоотношений, понижением работоспособности и ухудшением состояния здоровья.
|
Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в поведении»
Цель: определения присущей респонденту стратегии психологической защиты в общении. Методика состоит из 24 вопросов и содержит 3 шкалы: - миролюбие; - избегание; - агрессия.
По данной методике, чем больше ответов, дает испытуемый, того или иного типа, тем отчетливее обнаружена соответствующая стратегия; если это количество почти одинаково, то в отношениях с партнерами испытуемый активно использует разные защиты своей субъективной действительности.
3. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
Цель: диагностика уровня эмоционального выгорания. Методика состоит из 84 утверждений и имеет три уровня эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение).
Три дополнительные шкалы:
1) напряжения: - переживание психотравмирующих обстоятельств;- неудовлетворенность собой;- «загнанность в клетку»;- тревога и депрессия;
2) резистенция: - неадекватное эмоциональное избирательное реагирование; - эмоционально-нравственная дезориентация;- расширение сферы экономии эмоций;- редукция профессиональных частью официальных обязанностей;
|
3) истощение:- эмоциональный дефицит; - эмоциональная отстраненность;- личностная отстраненность (деперсонализация); - психосоматические и психовегетативные нарушения.
4. Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностей области» О.Ф. Потемкиной. Цель: диагностика степени социально-психологических установок. Методика состоит из 80 вопросов: 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок на «альтруизм-эгоизм», «процесс-результат», 40 вопросов направлены на выявление степени выраженности социально-психологических установок «свобода-власть», «труд- деньги».
5. Методика «Определение нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» Цель: диагностика уровня нервно - психичной устойчивости и риска дезадаптации в стрессе. Методика состоит из 84 вопросов. В методике используется шкала НПС (нервно-психическая устойчивость); она в пределах от 0 до 10 пунктов. Чем выше значение пункта шкалы, тем больше нервно-психическая устойчивость
6. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге. Цель: дифференциальная диагностика депрессивных состояний и состояний, близких к депрессии. Методика состоит из 20 утверждений, на которые есть четыре варианта ответов (никогда, иногда, часто, почти всегда). Уровень депрессии рассчитывается по формуле: РД=∑пр+∑обр.; Где РД – уровень депрессий; ∑ пр – сумма цифр «прямых»; ∑ обр – сумма цифр «обратных».
7. Тест на стрессоустойчивость. Цель: диагностика оценки степени раздражительности, нервозности, вспыльчивости и способности контролировать эти качества. Методика состоит из 16 вопросов. За каждый ответ испытуемому начисляется соответствующее количество баллов. Максимально возможное количество баллов – 48.
8. Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Раге.
Цель: диагностика уровня стресса, которому подвергся испытуемый за последний год. Методика состоит из 43 вариантов стрессоров, каждый стрессор имеет количественный показатель в зависимости от степени влияния на психическое и физическое здоровье.