Следующим этапом нашего исследования была диагностика уровня эмоционального выгорания среди студентов-психологов. Результаты диагностики по методике «диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко приведены в таблице 2.5
Таблица 2.5.
Средние показатели эмоционального выгорания среди студентов-психологов в баллах
Группы студентов - психологов | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс |
Напряжение | 34,1 | |||
Резистенция | ||||
Истощение |
.
Отметим, что среди студентов-психологов, на первом курсе отсутствуют симптомы эмоционального выгорания по всем шкалам.
Проанализируем каждую шкалу подробнее на каждом возрастном этапе.
Симптомы напряжения у студентов второго, третьего и четвертого курса находятся на стадии формирования, это свидетельствует о том, что в дальнейшем этот симптом может прогрессировать.
У студентов первого курса показатель напряжения – отсутствует.
Рисунок 2.9
Средние показатели студентов-психологов по шкале напряжения
Как и показатель напряжения, показатель резистенции у студентов 1, 2 и курса находится на стадии формирования, это свидетельствует о том, что способность организма противодействовать вредным факторам имеет тенденцию к снижению. У студентов 4 курса низкий уровень противодействия вредным факторам, в частности стрессам.
Рисунок 2.10
Показатели студентов-психологов по шкале резистенции
По показателю истощения не наблюдается различий по возрастному критерию.
Симптом истощения у студентов 1-4 курсов находится на стадии формирования.
Следующим этапом исследования была диагностика уровня депрессии среди студентов-психологов. Исследование проводилось с помощью методик «Шкала депрессии».
|
Рисунок 2.11.
Средние показатели студентов-психологов по шкале агрессии
Таблица 2.6.
Средние показатели уровня депрессии среди студентов-психологов
Группы студентов - психологов | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс |
Депрессия (баллы) |
Депрессия присуща только студентам 4 курса, по причине интеллектуальной и физической напряженности студенты могут не успевать, что приводит к депрессии. У студентов первого, второго и третьего курса депрессия на низком уровне.
На следующем этапе исследования, мы продиагностировали уровень доминирующей стратегии психологической защиты в общении. Для этого мы использовали методику «диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении».
Результаты приведены в таблице 2.7
Рисунок 2.12
Средние показатели студентов-психологов по шкале депрессии
Таблица 2.7
Средние показатели доминирующей стратегии психологической защиты в общении у студентов-психологов
Группы студентов - психологов | 1 курс | 2 курс | 3 курс | 4 курс |
миролюбивость | ||||
избегание | ||||
агрессия |
Уровень доминирующей стратегии определялся исходя из количества выборов, чем больше выборов, тем больше выражена та или иная стратегия психологической защиты.
Исходя из полученных данных, мы можем констатировать, что на 1 и 2 курсе преобладает стратегия избегания.
Рисунок 2.13
|