Аутогенная тренировка
Изобретателем аутогенной тренировки (АТ) считается немецкий ученый Иоган Генрих Шульц. В 1932 году он опубликовал монографию «Аутогенная тренировка». Теоретическими предшественниками аутогенной тренировки были:
• Клинические исследования и практика применения гипноза и самовнушения Е.Кует.
• Древнеиндийская система йоги.
Шульц установил, что все пациенты без исключения в гипнотическом состоянии испытывают своеобразную тяжесть и тепло во всем теле, особенно в конечностях. Согласно этого он пришел к выводу, что, целенаправленно вызывая эти ощущения, можно достичь состояния аутогенному погружению. Задачей аутотренинга и является формирование состояния аутогенному погружению, глубокой релаксации.
В этом состоянии достигается основная цель АО. Состояние аутогенного погружения можно сравнить с состоянием полудремы, в котором человек может управлять своими органами и системами, которые не поддаются самоуправлению в обычном состоянии. Установлено, что с помощью АО человек может регулировать частоту дыхания, артериальное давление, частоту сердечных сокращений, циркуляцию крови в отдельных участках тела. Известными эффектами АО являются: снижение нервно психического напряжения, утомления, тревоги и дискомфорта; нормализация состояния основных физиологических функций; повышение работоспособности; мобилизация сил; регуляция обменных процессов; нормализация сна и многое другое. Эффективность АО определяется также его влиянием на индивидуально психологические особенности личности, психические функции и процессы.
Условно АО можно разделить на 3 части: вступительную, основную и заключительную.
|
Во вступительной части решается задача расслабления отдельных мышц и всего тела, достижение состояний тяжести и тепла в теле, формирование успокаивающих образов и представлений.
Основная часть направлена на то, чтобы решить главная задача аутотренинга (снижение стрессового напряжения, нормализация сна, повышение работоспособности и др.). Это достигается с помощью специализированных образов и представлений, а также формул самовнушения (формулы успокоения, расслабления, мобилизации и тому подобное). Формулы самовнушения должны быть короткими, утвердительными, без возражений. При ощущении боли во внутренних органах, например, полезно формировать представление и ощущение тепла. Для этого подойдут такие установки: «В области почки справа (слева) приятное тепло и нет боли. В области печени и желчного пузыря приятное тепло и нет боли. Суставы теплые, подвижные и не болят. Спина теплая и не болит» и тому подобное.
Содержанием заключительной части является выход из состояния аутогенной погружения.
Формулы самовнушения, направленные на выход из состояния, должны произноситься энергично, быстро. После них необходимо сразу открыть глаза. Например, если главной задачей АО было повышение трудоспособности, то аутосуггестивная формула выхода может быть такой: «Я хорошо отдохнул. Я спокойный, энергичный, работоспособный и уверен в себе. Настроение хорошее. Я полон сил и энергии. Я открываю глаза и встаю к своим повседневным делам. Один, два, три».
Аутогенная тренировка имеет две ступени: первую и высшую. Для усвоения навыков первой степени АО необходимо научиться расслаблять мышцы и сформировать релаксационный чувственный образ. Для реализации этой цели существуют вспомогательные упражнения, которые выполняются до начала занятий аутогенной тренировки. Они направлены на развитие расслабление основных групп мышц, навыки активации и мобилизации.
|
Усвоения навыков расслабления мышц может осуществляться в форме тренинга прогрессивной мышечной релаксации, с чередованием напряжения и расслабления.
Первая ступень АТ состоит из 6 основных упражнений. Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера на дрожках» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расстановке).
Первое упражнение направлено на достижение ощущения тяжести. Используются следующие формулы самовнушения: «я совершенно спокоен» (один раз); «моя правая (левая) рука тяжелая» (шесть раз); «я спокоен» (один раз). После 4-6 дней упражнений ощущение тяжести в руке, как правило, становится выразительным. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках... в обеих ногах... во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен».
Второе упражнение связана с формированием ощущения тепла. Формулы самовнушения: «Я спокоен» (один раз); «Тело тяжелое» (один раз); «Моя правая (левая) рука теплая» (шесть раз). Затем самовнушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Используется формула: «Обе руки теплые... обе ноги теплые... все тело теплое».
Задачей третьего упражнения является регуляция ритма сердечной деятельности. С этой целью используются формулы: «Я спокоен», «мое тело тяжелое и теплое», «мое сердце бьется спокойно, мощно и ритмично» (пять – шесть раз). Рекомендуется мысленно считать удары сердца.
|
Четвертое упражнение посвящено регуляции дыхания. Используется следующая формула самовнушения: «Я спокоен... мои руки тяжелые и теплые... мое сердце бьется сильно, спокойно и ровно... Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последняя фраза повторяется пять - шесть раз. В дальнейшем формула может сокращаться: «Я дышу спокойно».
Пятое упражнение направлено на солнечное сплетение, которое воздействует на органы брюшной полости.
Предварительно осознается роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как во время первых четырех упражнений, а затем мысленно пять – шесть раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое...оно излучает тепло».
Шестое упражнение связано с формированием ощущения прохлады в области лба. После первых пяти упражнений, которые повторяются пять -шесть раз мысленно повторяется формула: «Мой лоб прохладный».
С усвоением упражнений формулы самовнушения сокращаться: «Спокоен... Тяжесть... Тепло... Сердце работает ритмично... Дыхание ровное... Солнечное сплетение теплое... Лоб прохладный».
После выполнения каждого упражнения рекомендуется спокойно отдыхать в течение 1-2 минут, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения.
Стандартная аутогенная тренировка включает в себя объединение всех базовых упражнений. Ее основной целью является быстрое достижение аутогенного погружения, а также необходимых состояний и ощущений. Вот так, с помощью активационных приемов можно быстро вернуть себя в бодрое, активное состояние. Критерием сформированных базовых навыков аутогенного погружения является способность достичь этого состояния за 20-30 секунд и удерживать себя в нем в течение одного часа и более.
После усвоения первой ступени АТ, как правило, можно переходить к усвоению высшей степени АО, который Шульц назвал аутогенной медитацией.
Классические упражнения аутогенной медитации направлены на совершенствование способности формирования состояния глубокого аутогенному погружению, развитие способности зрительного представления основных цветов и конкретных предметов (объектов), развитие способности к визуализации таких абстракций, как «красота», «справедливость», «ненависть», «доверие» и тому подобное.
Усвоение упражнений высшей ступени АТ осуществляется в два этапа: подготовительный и основной.
Подготовительный этап – это этап «пассивной концентрации». Особую роль здесь играют зрительные образы, свободно всплывают. Они могут быть расплывчатыми, или иметь четкие очертания, они могут быть цветными или черно-белыми, неподвижными или такими, которые двигаются. После этого приступают к первому упражнению высшей стадии АО, что составляет содержание основного этапа высшей степени АО.
В процессе реализации задач основного этапа следует помнить о том, что к следующему упражнению можно переходить лишь при условии усвоения предыдущей.
Упражнение 1. «Фиксация образов, спонтанно возникающих». Это могут быть конкретные образы природы или какой-нибудь цвет, в которых окрашен фон воображаемого образа.
Упражнение 2. «Представление конкретного цвета». В процессе выполнения упражнений ставится задача представить себе какой-нибудь конкретный цвет.
Шульц считал, что существуют цвета, представление которых снимает эмоциональное напряжение. К ним относятся: синий, голубой, розовый и желтый.
Упражнение 3. «Образные представления обобщенных и конкретных предметов».
Например, представления не конкретного стула, на котором вы сидите, а стульев вообще, не конкретной чашки из которой вы пьете чай, а чашек всего. Затем можно приступать к образам конкретных предметов, со всеми их отличительными характерными чертами.
Упражнение 4. «Образы абстрактных понятий». Осуществляется работа с образами (изображениями) абстрактных понятий, таких, как доброта, радость, справедливость и тому подобное.
Упражнение 5. «Образы личных проблем». Это упражнение связано с работой с образами личных проблем, переживаний, устремлений, ограничений. Основным действующим лицом в этих образах является тот, кого учат.
Упражнение 6. «Образы людей». Перед всем вызываются эмоционально нейтральные образы разных людей. Затем вызываются образы людей, имеющих эмоциональную окраску. Образы людей, к которым тот, кого обучают, позитивно или негативно относится. Критерием является умение спокойно вызывать образы знакомых людей.
Упражнение 7. «Ответ бессознательного». Это последнее упражнение аутогенной медитации. Тот, кого обучают, обращается к себе с вопросами: «Что мне мешает добиться поставленной цели?», «В чем состоят мои важнейшие жизненные цели?» и тому подобное. На эти вопросы отвечает бессознательное зрительными образами. Ответом является интерпретация содержания этих образов.
Таким образом, на высшей ступени АТ осваивается умение аутогенной медитации в условиях внешних помех.
На сегодня существует множество модификации АО. Выше мы привели текст аутогенной тренировки в виде формул самовнушения для вхождения в аутогенное погружение, для устранения эмоционального напряжения, для устранения бессонницы и подобных процессов.
Выводы к главе II
1. В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты. По методике «Многоуровневый личностный опросник» студенты 1,3 и 4 курса довольно легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения.
2. Показатель нервно психической устойчивости прогрессируют с первого по 4 курс. У студентов - психологов на среднем уровне развиты коммуникативные способности, они легко устанавливают контакты с сослуживцами, окружающими, не конфликтны.
3. По методике «Прогноз» студенты 2 и 4 имеют высокую способность переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями учебной деятельности. Студенты 1 имеют низкий уровень стрессоустойчивости.
4. Симптомы эмоционального выгорания не присущи студентам первого курса. Студентам 2-4 курсов на стадии формирования симптомы напряжения. Симптом резистенции наблюдается у студентов 4 курса.
5. Среди стратегии психологической защиты в общении наблюдается следующая тенденция: студенты 1 и 4 курса в среднем используют стратегию избегания. На третьем курсе наблюдается стратегия агрессии. Стратегия миролюбия более всего присуща студентам 4 курса.
6. Анализируя результаты социально - психологических установок студентов в мотивационно – потребительской сфере. Делаем вывод, что доминирующими стратегиями на первом курсе является труд, результат и деньги. Второй и третий курс отдают предпочтение деньгам. Студенты 4 курса наиболее стремятся к свободе.
7. Анализ результатов корреляционного исследования взаимосвязи показателей стрессоустойчивости и эмоционального выгорания студентов свидетельствует о наличии как положительной, так и обратной корреляционной связи.
Представленные выше результаты позволяют сделать вывод о том, что студенты с высокой стрессоустойчивостью легко адаптируются к новым условиям деятельности, быстро входят в новый коллектив, достаточно легко и адекватно ориентируются в ситуации, быстро вырабатывают стратегию своего поведения. Как правило, не конфликтны, обладают высокой эмоциональной устойчивостью.
Обратная корреляционная связь студенты имеют с такими шкалами как резистенция и депрессия. Что свидетельствует о том, что высокая стрессоустойчивость является залогом хорошей сопротивляемости и отсутствия депрессии. Полученные результаты исследования соответствуют поставленной цели и задачам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. В нашей работе была проведена систематизация знаний и теоретический анализ по вопросам адаптационных возможностей, стресса и стрессоустойчивости, профессиональных качеств студентов психологов и сущности профилактики развития синдрома эмоционального выгорания, связанного с профессиональной деятельностью.
2. Для исследования стрессоустойчивости студенческой молодежи, исходя из задач исследования, нами был выбран ряд методик:
1) Методика «Многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина.
2) Методика «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в поведении».
3) Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.
4) Методика «Диагностика социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной области» О.Ф. Потемкиной
5) Методика «Определение нервно-психической устойчивости риска дезадаптации в стрессе «Прогноз».
6) Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге.
7) Тест на стрессоустойчивость.
8) Методика «Определение стрессоустойчивости и социальной адаптации» Холмса и Пасе.
Мы выяснили, что причиной стресса являются психофизиологические состояния.
Также нами было выявлено три основных компонента синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное или физическое истощение, деперсонализация и снижение производительности труда. Был предложен ряд профилактик этого состояния.
3. Мы провели эмпирическое исследование на тему «Устойчивость студенческой молодежи к стрессу, как профилактика синдрома эмоционального выгорания среди студентов-психологов I-IV курсов Академии психологии и педагогики Южного Федерального Университета. В исследовании приняли участие 80 студентов.
И пришли к выводу о том, что студенты с высокой стрессоустойчивостью легко адаптируются к новым условиям деятельности, а также, что высокая стрессоустойчивость является залогом отсутствия таких симптомов как резистенция и депрессия
4. Нами были предложены практические рекомендации для преодоления стресса, что поможет преодолеть синдром эмоционального выгорания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. – СПб.: Речь, 2004.-166с.
2. Абабков В. А. Защитные психологические механизмы и копинг: Анализ взаимоотношений // Актуальные проблемы клинической психологии и психофизиологии: Материалы научно-практической конференции Ананьевсские чтения – 2004/ под ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. – СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. – 305с.
3. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человека. – М.: Наука, 1980. – 197с.
4. Анатомия, физиология, психология человека. Иллюстрированный краткий словарь. СПб., 1998. - 280с.
5. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000. – 252с.
6. Борневасер Стресс в условиях труда // Психические состояния. Хрестоматия / Сост. и общ. ред. Л. В. Куликова. – СПб: Узд-во «Питер», 2001. – с.454-469.
7. БаркановаО.В. Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. Красноярск: Литера-принт, 2009. – 237 с
8. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. – СПб., 1999. – 216 с.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996. – 173с.
10. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии.- 2005.- № 2. С. 23 – 27.
11. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2001. – 112с.
12. Бурлачук Л. Ф., Кочарян А. С., Жидко М. Е. Психотерапия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер,2003. – 480с.
13. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, - М.: Academia, 2001. – 352с.
14. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.- 320с.
15. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. – М., 2002.- С.51-66.
16. Гришина Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности. – СПб., 1997. С.52-78.
17. Гаранян Н.Г., Андрусенко Д.А., Хломов И.Д. Перфекционизм как фактор студенческой дезадаптации // Психологическая наука и образование. 2009. - № 1. С.14-20.
18. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В., Войцех В.Ф., Семикин Г.И. Предэкзаменационный стресс и эмоциональная дезадаптация у студентов младших курсов // Социальная и клиническая психиатрия. 2007. - № 2. С.15 – 19.
19. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000. - 272с.
20. Гремлинг С., Ауербах С. Практикум по управлению стрессом. – СПб.: Питер, 2002, - 240с.
21. Гринберг Дж. Управление стрессом. – СПб.: Питер, 2002. – 496с.
22. Донцова М.В. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления студентов-психологов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2009. – 315с.
23. Дементей Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. 2004. № 3. С.13-15.
24. Деркач А. А. Акмеология: личностно-профессиональное развитие. М., 2000. - 150с.
25. Донцов А.И., Белокрылова Г.М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1998. № 4. С.30– 34.
26. Евдокимова Я.Г. Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Дис. канд. психол. наук. М., 2008. - С.21 – 25с.
27. Зелинская Я. Особенность психологического выгорания в аспекте профессионального стресса / Социальная психология №6(38), – 2009. – С.127-135. Зубиашвили. И. К. Проблема экономической социализации в психологии /Проблемы современной психологии. Вып. 7, –2010. – С.219-229.
28. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал. Т. 18. 1997. - № 6. С.61-70.
29. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматические расстройства. – СПб: Речь, 2005 С.35– 40.
30. Квин В. Прикладная психология. – Спб.: Питер, 2000. – С.120-158.
31. Куликов Л.В. Психогигиена личности // Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики: Учеб. Пособие. СПб., 2004. С.39– 41с.
32. Крюкова Т.Л. Психология совладеющего поведения: Монография. Кострома, 2004. – 311с.
33. Клегг Б. Стресс-менеджмент. – Спб.: Нева,2003. – 193с.
34. Климов Е. А. Психология профессионала. М., 1996.
35. Казанцева Т.А., Олейник Ю.Н. Взаимосвязь личностного развития и профессионального становления студентов-психологов // Психологический журнал. 2002. № 6. -278с.
36. Ключников С. Держи стресс в кулаке. Как извлечь выгоду из стрессов. – Спб.: Питер, 2002. – 192с.
37. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993. -200с.
38. Кондратьев М.Ю. Социальная психология закрытых образовательных учреждений: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. СПб., 2005. – 312с.
39. Лазарус Р. Теория стресса и психофизиологические исследования. – В кн.: Стресс. – Л., Медицина, 1970.
40. Леонова А.Б., Величковская С.Б Дифференциальная диагностика состояний сниженной работоспособности. Психология психических состояний. Вып.4. – Казань, 2002. – С.326-344.
41. Ложкин Г. В. Практическая психология конфликта. – К.: МАУП, 2002. – 256с.
42. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. - 300с.
43. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. № 2.
44. Маклакова А.Г. и С.В. Чермянина. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2006. - С. 549-672.
45. Москаленко В. Экономическая социализация личности // Социальная психология. – 2006. – № 3 (17). – C.3-16.
46. Моцонелидзе И.А., Слесарь И.М., Эмоциональное выгорание: история, случайности и перспективы исследований в органах внутренних дел Украины / Сборник научных трудов института психологии им. С. Костюка НАПНУ / Проблемы общей и педагогической психологии, т.XIIч.2. – К., 2006. – С.159-166.
47. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 2008.- 231с.
48. Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. № 4.С.9- 11с.
49. Максименко С. Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. – 320с.
50. Марищук В. Л., Евдокиминков В. И. Поведение и саморегуляция человека в результате стресса. – Спб.: Сентябрь, 2001. – 260с.
51. Мишин Г. И. Как преодолевать стресс. – М.: Союз, 2003. -224с.
52. Моляко В. А. Психологическая система тренинга конструктивного мышления // Психологический журнал, 2000. - №5. – С. 136-141.
53. Никонов В. В. Стресс: Современный патофизиологический подход к лечению. – М., 2002 – 240с.
54. Орел В.Е., Картавая Е.С. Синдром психического выгорания в континууме психических состояний: сравнительный анализ // Психология психических состояний. Вып.6. – Казань, 2006. – С.31-47.
55. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: Эмпирические исследования и перспективы // Психологический журнал. –2001. – Т.22. – №1. – С.20-31.
56. Психология здоровья. Учебник для вузов. / Под ред. Г. С. Никифорова.- Спб.: Питер, 2003. – 208с.
57. Перре М., Бауман У. Клиническая психология: 2-е межд. изд. Спб., 2002. -480с.
58. Прохоров А.О. Практикум по психологии состояний: учебн. пособ. – СПб: Речь, 2004. – 480 с.
59. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.-389с.
60. Психология. Словарь / Под. общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990. – 500с.
61. Райгородский Д. Я. «Практическая психодиагностика. Методики и тесты». Самара: Издательский дом «Бахрах-М»., 2008.
62. Розов В. И. Адаптивные антистрессовые психотехнологии: Учеб. пособие – К.: Кондор, 2009.- 278с.
63. Ротштейн В.Г., Богдан М.Н., Суетин М.Е. Теоретический аспект эпидемиологии тревожных и аффективных расстройств // Психиатрия и психофармакотерапия. Журнал для психиатров и врачей общей практики. 2005. Т. 7. № 2.С.15- 25с.
64. Самонов А.П. Психология для пожарных. Психологические основы подготовки пожарных к деятельности в экстремальных условиях. Пермь,1999. -346с.
65. Самоукина Н. В. Карьера без стресса. – Спб.: Питер, 2002. – 256с.
66. Селье Г. Стресс без дистресса. – М.: Прогресс, 1979. – 124с.
67. Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1. С.32-41с.
68. Тарасов Е. А. Как победить стресс. – М.: Айрис-Пресс, 2002. – 352с.
69. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. М., 2001. -172с.
70. Тедлоу Р. Гиганты бизнеса. М.: Изд-во Ермак, 2004. - 321с.
71. Торчинская Е. Е. Роль ценностно-смысловых образований личности в адаптации к хроническому стрессу (на примере спинальных больных) // Психологический журнал. Т. 22. -2001. - № 2. – 76с.
72. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. № 6. 29– 32с.
73. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. – 266с.
74. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дис.д-ра психол. наук. М., 2006. С.29– 36.
75. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурно-историческая психология. 2009.- № 3.С.22- 33с.
76. Юшваева И.У. Динамика профессиональных норм студентов-психологов в процессе обучения в педагогическом вузе//Психологическая наука и образование. 2008. № 5. – С.16-17.
77. Юшваева И.У. Освоение профессиональных норм студентами-психологами в процессе обучения в вузе // Психологическая наука и образование. 2009. № 1. – С. 57-88.
78. Юшваева И.У. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов-психологов: Дис. канд. психол. наук. М., 2009.- С. 21-23.
79. Юшваева И.У. Роль профессиональных норм в организации поведения студентов//Материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2007. – С. 32-45.
80. British Journal of Helth Psihologi. – 2003, Volume 2, Number 1. Р. 23-44.
81. Jaffe D. Organization Theory: Tension and Change. N. Y., 2001. Р. 67-79.
82. Journal of Occupational Helth Psihology. 2003, Volume 8, Number 4.
83. Haslam S.A. Psychology in Organization: The Social Identity Approach. L., 2001.
84. Helth Psihologi. – 2003, Volume 22, Number 5.
85. Maslach C., Leiter M.P. The truth about burnout: How organization causepersonal stress and what to do about it. San Francisco, CA: Jossey-Bass, 1997.
86. Vredenburgh L.D, Carlozzi A.F., Stein L.B. Burnout in counseling psychologists: type of practice setting and pertinent demographics // Counselling Psychology Quarterly. 1999. V.12, Issue 3. Р. 49-74.
87. Holmes T.N., Rahe R.N. The Social Readjustment Rating Scale. Journal of Psychosomatic Research, 1967. Vol. 11, no. 2, pp. 213—218.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Первичные данные по методике «Многоуровневый личностный опросник А.Г. Маклакова и С. В. Чермянина
№ | код | курс | пол | возраст | Шкала лжи | ЛАП | НПУ | КС | МН | СР |
1. | 01.1 | І | Ж | |||||||
2. | 02.1 | Ж | ||||||||
3. | 03.1 | Ж | ||||||||
4. | 04.1 | Ж | ||||||||
5. | 05.1 | Ж | ||||||||
6. | 06.1 | М | ||||||||
7. | 07.1 | М | ||||||||
Среднее значение | 3,8 | 4,8 | 5,1 | 5,2 | ||||||
8. | 01.2 | ІІ | Ж | |||||||
9. | 02.2 | Ж | ||||||||
10. | 03.2 | Ж | ||||||||
11. | 04.2 | Ж | ||||||||
12. | 05.2 | Ж | ||||||||
06.2 | Ж | |||||||||
07.2 | Ж | |||||||||
08.2 | Ж | |||||||||
09.2 | Ж | |||||||||
10.2 | Ж | |||||||||
11.2 | Ж | |||||||||
12.2 | Ж | |||||||||
13.2 | Ж | |||||||||
14.2 | Ж | |||||||||
15.2 | М | |||||||||
16.2 | М | |||||||||
17.2 | М | |||||||||
Среднее значение | 4,5 | 4,9 | 4,5 | 5,2 | ||||||
01.3 | ІІІ | М | ||||||||
02.3 | М | |||||||||
03.3 | М | |||||||||
04.3 | М | |||||||||
05.3 | М | |||||||||
06.3 | М | |||||||||
07.3 | Ж | |||||||||
08.3 | Ж | |||||||||
09.3 | Ж | |||||||||
10.3 | Ж | |||||||||
11.3 | Ж | |||||||||
12.3 | Ж | |||||||||
13.3 | Ж | |||||||||
14.3 | Ж | |||||||||
15.3 | Ж | |||||||||
16.3 | Ж | |||||||||
17.3 | Ж | |||||||||
18.3 | Ж | |||||||||
19.3 | Ж | |||||||||
20.3 | Ж | |||||||||
21.3 | Ж | |||||||||
22.3 | Ж | |||||||||
23.3 | Ж | |||||||||
24.3 | Ж | |||||||||
25.3 | Ж | |||||||||
26.3 | Ж | |||||||||
27.3 | Ж | |||||||||
28.3 | Ж | |||||||||
29.3 | Ж | |||||||||
30.3 | Ж | |||||||||
31.3 | Ж | |||||||||
32.3 | Ж | |||||||||
33.3 | Ж | |||||||||
34.3 | Ж | |||||||||
35.3 | Ж | |||||||||
36.3 | Ж | |||||||||
37.3 | Ж | |||||||||
38.3 | Ж | |||||||||
39.3 | Ж | |||||||||
40.3 | Ж | |||||||||
Среднее значение | 5,4 | 4,9 | 4,6 | 4,6 | 5,1 | |||||
01.4 | ІV | Ж | ||||||||
02.4 | Ж | |||||||||
03.4 | Ж | |||||||||
04.4 | Ж | |||||||||
05.4 | Ж | |||||||||
06.4 | Ж | |||||||||
07.4 | Ж | |||||||||
08.4 | Ж | |||||||||
09.4 | Ж | |||||||||
10.4 | Ж | |||||||||
11.4 | Ж | |||||||||
12.4 | Ж | |||||||||
13.4 | Ж | |||||||||
14.4 | Ж | |||||||||
15.4 | Ж | |||||||||
16.4 | Ж | |||||||||
Среднее значение | 5,4 | 4,6 | 3,9 | 4,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Первичные данные по методике «Диагностика доминирующей стратегии психологической защиты в поведении»