Построение имитационной модели деятельности отдела программных разработок




 

Сегодня все большую популярность набирает эффективный стремительно развивающийся метод прогнозирования – имитационное моделирование. Оно используется повсеместно и помогает в решении важных теоретических и практических задач.

Прежде чем совершать какие-либо манипуляции с реальным объектом, необходимо удостовериться, что эти манипуляции пойдут на пользу и никак не навредят текущему состоянию объекта. Поэтому еще давно люди начали использовать модели, отражающие свойства реального объекта, в качестве его аналога.

Имитационное моделирование представляет собой мощный инструмент поддержки принятия решений и предсказывания изменения состояния и поведения объекта в будущем [1].

Модель и объект находятся в отношении подобия, т. е. модель должна быть подобна моделируемому объекту. Подобие модели и объекта называют изоморфизмом и выделяют следующие виды подобия [2]:

  • подобное масштабирование, когда делают точную уменьшенную в разы копию исследуемого объекта;
  • косвенное подобие, когда строят математическую аналогию;
  • условное подобие, когда схематично описывают исследуемый объект.

На рисунке 1 представлены виды подобия и примеры моделей.

 


Рис. 1 Виды подобия моделей

 

В процессе моделирования исследуют объект, выявляют существенные для моделирования свойства и отражают их в модели. Существенными в данном случае считают свойства, которые определяют проблемную ситуацию.

Всякая построенная модель перед внедрением результатов моделирования проходит процесс валидации, т. е. проверяется на достоверность.

Определяющим критерием в проверке является мнение руководителя о том, отражает ли модель цели моделирования.

Модель признается адекватной целям моделирования, если удовлетворяет следующим условиям:

1. модель не противоречит самой себе;

2. модель подчиняется законам математической логики;

3. в модели отражены все выделенные существенные параметры системы;

4. в модели нет несущественных параметров;

5. все параметры модели ограничены.

При построении модели все чаще стали использовать процессный подход, при котором рассматривают деятельность предприятия как набор процессов, и выделяют управляющие, основные и обеспечивающие процессы на предприятии.

Основные процессы направлены на получение прибыли. В результате преобразования входных потоков на выходе основной деятельности получается конечный товар или услуга, поставляемые потребителю. Жизнеспособность основных процессов поддерживают обеспечивающие процессы. К таким бизнес-процессам обычно относят процессы технического, финансового обеспечения, процесс обеспечения кадрами. Отдельными бизнес-процессами и деятельностью всей системы в целом руководят процессы управления. К ним относят процессы стратегического, оперативного и текущего планирования, формирования и осуществления управленческих воздействий [3].

В моделировании бизнес-процессов процессный подход выражается во взаимосвязи выделенных логических блоков процесса и рассматривании их совместного функционирования, так, как будто все блоки представляют собой единое целое.

Если брать во внимание предприятия, то при моделировании бизнес-процессов сначала строят модель деятельности предприятия «как-есть» (AS-IS). Эта модель призвана дать четкое понимание проблем предприятия, выявить неэффективное функционирование процессов предприятия.

На основе модели AS-IS впоследствии строится модель «как должно быть» (TO-BE). Эта модель строится с учетом недостатков, выявленных в модели «как есть». В модели TO-BE эти недостатки устраняются.

Чтобы спрогнозировать количественные оценки деятельности предприятия после внедрения в работу модели бизнес-процессов TO-BE часто применяют имитационное моделирование.

Имитационное моделирование особенно незаменимо, когда по результатам внедрения модели необходимо сопроводить отчет анимационной презентацией.

Спроектированная модель деятельности предприятия TO-BE представляет собой функциональную модель, адекватную поведению и структуре реального объекта.

При имитационном моделировании создают имитационную модель, которая полностью реализует построенные процессы модели TO-BE. Также, задают в имитационной модели параметры – количественные показатели, которые необходимо посчитать. Далее над построенной моделью проводят эксперименты.

Например, для отдела по работе с клиентами консалтинговой фирмы была построена модель деятельности TO-BE (рис. 2).

Рис. 2 Модель TO-BE отдела по работе с клиентами

 

Во время проведения экспериментов вычисляют значения параметров. В приведенном примере важен один параметр – время обработки заявки, т. к. модель была построена с целью уменьшения времени обработки заявки. После проведенных экспериментов делают выводы об эффективности построенного процесса.

Таким образом, имитационное моделирование дает возможность спрогнозировать результаты внедрения новой модели процессов TO-BE посредством проведения экспериментов, в ходе которых вычисляются параметры системы.

 

[1] Докинз Р. Эгоистичный ген. – М.: АСТ, 2013. – 512 с.

[2] Куприяшкин, А.Г. Основы моделирования систем: учебное пособие. – Норильск: НИИ, 2015. – 135 с.

[3] Ткаченко А.Л. Гегечкори Е.Т. Проблемы моделирования бизнес-процессов на современных предприятиях // Ученые Омска – региону. – 2010. – С. 290-293.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: