№ п/п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Формирование универсальных учебных действий
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дата проведения
|
Добуквенный период (23 часа)
|
| Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником и прописями
|
| Познавательные УУД:
рассматривание условных обозначений и нахождение их на страницах букваря, создание речевых высказыва-
ний, анализ речевых ситуа-
ций, сравнение средств языка
их выбор, моделирование речи с помощью учителя
Регулятивные УУД:
слушание рекомендаций учителя и выполнение их, наблюдение за речью учите-
ля, одноклассников, оценива-
ние выполнение правил речи
Коммуникативные УУД:
знакомство с одноклассника-
ми, высказывание своего мне
ния, совета, пользование этикетными словами, прави-
лами речи в общении со взро
слыми и сверстниками, разыгрывание речевых ситуаций, меняясь ролями: говорящий-слушающий.
| Восприятие и понимание звучащей речи
| Знать, зачем нужна речь
|
|
| Как мы здороваемся и прощаемся?
|
| Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание)
| Знать:
– правила хорошей речи; – нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание)
|
|
| Зачем нам нужна речь?
|
| Отличие письменной речи от устной
| Знать:
– что такое устная и письменная речь;
– признаки предложения
|
|
| Правила хорошей речи
|
| Различение предложения и текста. Функции «речи» в жизни людей
| Уметь слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени
|
|
| Об одном и том же по-разному
|
| Познавательные УУД:
анализ примеров речи, разграничение разновиднос-
тей речи, создание высказы-
ваний разных видов
| Формы выражения речи.
Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи
| Уметь создавать короткие устные высказывания
|
|
| Речь устная и письменная
|
| Познавательные УУД:
понимание информации, представленной в виде схем, рисунков, соотнесение образцов речи с условными обозначениями их видов
Коммуникативные УУД:
разыгрывание диалогов, ситуаций общения, использо-
вание в своей устной речи средств выразительности
Регулятивные УУД:
Оценивание выразительнос-ти речи учителя и однокласс-
ников
| Особенности письменной и устной речи. Наблюдение за силой и окраской голоса, за мимикой и жестами как помощниками устной речи. Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других
| Знать, почему речь необходима, правила общения.
Уметь различать речь устную и письменнуюУметь объяснить, какой
должна быть речь человека
|
|
| Предложение как способ выражения мысли
|
| Познавательные УУД:
наблюдение за оформлением границ предложения в устной речи, выявление средств оформления предложений в устной речи, соотнесение со способами оформления в письменной речи, определение на слух границы предложения, различие интонации конца предложения и выбор нужного знака препинания, строить предложение по схеме
Коммуникативные УУД:
произнесение и сравнение предложений с разной интонацией
Регулятивные УУД:
оценивание речи как понятной и непонятной
| Оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух, состав
ление и квази-запись. Прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце. Знакомство с выражением «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения
| Уметь графически оформлять предложение, определять количество предложений на слух
|
|
| Слово как название чего-либо
|
| Познавательные УУД:
Сравнение предмета и слова как его названия; делать выводы, а потом доказывать, что слово и называемый им предмет – не одно и то же. Выделение слова из предложения, конструирова
ние, преобразование и составление предложения. Наблюдение за значениями слов
| Разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Наблюдения за значениями слов, за их смысловыми связями, за родственными отношениями; накопление опыта постановки вопросов к словам, изменения слов в соответствии с вопросами. Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений. Раздельное написание слов и прописная буква в именах собственных (без использования термина) как «опасные при письме места».
| Уметь устанавливать количество и порядок слов в предложении, составлять схемы предложений, отличать «настоящие» слова от «ненастоящих»
|
|
| Слог как минимальная произносительная единица
|
| Познавательные УУД:
Наблюдение за делением слова на части, осознавание приёма скандирования как способа деления слова на слоги. Деление слова на слоги путём скандирования. Моделирование слогового состава слова с помощью слоговых схем. Соотнесение слоговой схемы и слова, подбор слова к схемам; группировка слов в зависимости от их слогового строения.
Регулятивные УУД:
проверка правильности деления слова на слоги
| Прием скандирования как способ деления слов на слоги
| Уметь:
скандировать слова, «озвучи-вая» картинки букваря. Делить слова на слоги путем скандирования
|
|
| Звуки вокруг нас. Звуки речи
|
| Познавательные УУД:
Вслушиватьсяв звуки окружающего мира, вычленять их. Подражая учителю, протяжно или многократно (усиленно) произносить отдельные звуки речи, составлять из них слова, сравнивать звуки речи и звуки окружающего мира, объяснять их различие. Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличитель-
ные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать, подбирать слова в соответствии со звуковыми моделями. Понимать фонети-
ческие задания, представлен-
ные в схематичной форме, и выполнять их.
Коммуникативные УУД:
контролировать процесс и результат слогового анализа слов одноклассниками
| Отличие звуков речи от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков: их протяжное или многократное (усиленное) произнесение. Установление последовательности и количества звуков в слове, смыслоразличительной роли звуков.
| Уметь:
Вычленять первый (последний) звук слова; по модели слова определять звук, подлежащий анализу. Обозначать звук слова условным значком. Вычленять всю последовательность звуков слова и моделировать его звуковой состав., отражая в модели количество звуков.
|
|
| Звуки речи: закрепление
|
|
|
| Совершенствование умения выделять звуки речи
|
|
|
| Звуки гласные и согласные
|
| Познавательные УУД:
Вычленять исопоставлятьзвуки в слове, наблюдать за особенностями их произнесения. Ставить фонетический опыт. Слушатьинформацию учителя. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способе их различения. Группироватьзвуки в зависимости от их характеристики. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков.
Регулятивные УУД:
Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность.
Коммуникативные УУД:
Участвовать вбеседе по обсуждаемым на уроке проблемам. Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдатьправила речевого поведения. Строитьпредложения-сообщения о звуках с опорой на обобщающую модель.
| Знакомство с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера. Различение гласных и согласных звуков.
| Знать:
отличия гласных и согласных звуков.
Уметь:
различать гласные и согласные звуки, обозначать их условными значками
|
|
| Звуки гласные и согласные: закрепление
|
|
|
| Ударение. Ударные и безударные гласные звуки
|
| Коммуникативные УУД:
Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагать вопрос мальчика и произносить его. Обобщать сведения о звуках речи, строитьнебольшой монологна основе модели.
Познавательные УУД:
Наблюдатьза произнесением слов с интонацией удивления; сравнивать характер произнесения слогов. Слушать информацию учителя. Переносить понятие «ударный» («безударный») на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делатьвывод о смыслоразличительной роли ударения.
| Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём «с удивлением спроси» как способ выявления ударного гласного звука. Формирование способности определять в слове ударный слог (гласный звук), отличать его от безударного. Осознание гласного звука как основы слога, смыслоразличительной роли звуков и ударения.
| Уметь:
Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова
|
|
| Ударные и безударные гласные звуки: закрепление
|
|
|
| Согласные звуки: твёрдые и мягкие
|
| Познавательные УУД:
Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлятьих различие. Слушатьинформацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Понимать характеристику звуков, представленную в модели. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью; критически оцениватьсоответствие рисунка (слова) и модели. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Сравнивать значения слов, различающихся одним звуком; наблюдатьза смыслоразличительной ролью звуков. Обобщать знания о звуках речи
Коммуникативные УУД:
строить монологические высказывания на основе модели; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдатьправила речевого поведения.
| Разграничение гласных и согласных звуков
| Уметь:
Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их, подбирать слова в соответствии с моделью
|
|
| Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление
|
| Фонетический анализ слов, частичный и полный
|
|
| Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки:
закрепление
|
| Ударение. Ударный слог, ударный гласный, безударный гласный
Разграничение ударного и безударного гласного звука, слога
Разграничение твердых и мягких согласных
Пары согласных звуков по твердости – мягкости
|
|
| Гласные и согласные звуки: обобщение
|
| Развитие фонетического слуха.
Обобщение изученного о звуках речи, звуковой анализ.
|
|
| Согласные звуки: глухие и звонкие
|
|
|
| Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление
|
|
|
| Звуки речи: обобщение. Повторение
|
|
|
Основной период (67 часов)
|
| Буквы А а – О о
|
| Познавательные УУД:
Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и обозначать соответствующей буквой. Называть изученные буквы, читать их ряды, осознано перемещатьударение, интонировать в зависимости от стоящего в конце знака. Соотносить рисунки и звуковые модели слов. Выделять гласные звуки и обозначатьбуквами ударные. Понимать и словесно формулировать задания, представленные в букваре условными обозначениями.
| Буквы – обозначения звуков устной речи
| Уметь разграничивать понятия звук [а] и буквы Аа, звук [о] и буквы Оо
|
|
| Буквы И и – ы
|
| Буквы Ии – ы. Таблица правила чтения
| Уметь разграничивать понятия звук [и] и буквы Ии, звук [ы] и буквы ы
|
|
| Буквы У у – Э э
|
| Буквы Уу, Ээ
| Уметь разграничивать понятия звук [у] и буквы Уу, звук [э] и буквы Ээ
|
|
| Закрепление
|
| Роль гласных в обозначении твердости – мягкости согласных. Буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу, Ээ
| Знать гласные звуки, буквы.
Уметь обозначать гласные звуки буквами
|
|
| Буквы Л л – М м
|
| Познавательные УУД:
Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, Слушатьи воспроизводить названия букв. Наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Читать слоги, опознавать среди них слова. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков. Сравнивать слова по звучанию и значению; объяснять различия в значении слов, отличающихся ударением, одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы о значении слов, выявлять среди предлагаемых слов подходящие по смыслу для текста; изменять, конструировать слова, предложения.
| Освоение первых букв согласных: их начертание и правильное название. Чтение слогов и слов с новыми буквами. Осознание роли букв гласных как показателей твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Овладение позиционным способом чтения прямого слога: с опорой на последующую букву гласного.
| Уметь выделять непарные звонкие согласные звуки [л] и [м]
|
|
| Закрепление
|
| Уметь выделять непарные звонкие согласные звуки [л] и [м]
|
|
| Буквы Н н
|
| Уметь выделять непарный звонкий звук [н]
|
|
| Буквы Р р
|
| Уметь выделять непарный звонкий звук [р]
|
|
| Закрепление
|
| Уметь выделять непарные звонкие звуки [л], [м], [р], [н], сопарные звуки [л], [м], [р], [н]
|
|
| Буквы С с
|
| Коммуникативные УУД:
Понимать содержание читаемого, отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста. Озаглавливатьтекст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрыватьдиалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками общения.
Познавательные УУД:
Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами. Слушать и воспроизводить названия букв. Читать слоги и слова с изученными буквами, пользуясь правилом чтения. Конструировать слова и предложения, выбирать слова для предложения с учётом смысла; осознавать наличие изменения слов, различать их значения; выявлять смысловые (родственные) связи слов. Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости-мягкости, а другие нет. На основе наблюдений выводить правило написания ударного сочетания «ши». Строить сообщения о правилах чтения и письма по модели. Соотносить предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Восстанавливать последовательность предложений с опорой на иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги.
| Их начертание и правильное название. Продолжение формирования механизма позиционного слогового чтения, правильность чтения слов, предложений, текстов. Становление осознанности, достаточной беглости и элементарной выразительности чтения. Работа над значением слов, над построением предложений и текстов, формирование умения понимать читаемое по ходу чтения.
Знакомство с правописанием буквы гласного под ударением в сочетании «ши».
| Уметь выделять парный согласный звук по глухости [с]
|
|
| Буквы К к
|
| Уметь выделять парный согласный звук по глухости [к]
|
|
| Закрепление
|
| Уметь разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы
|
|
| Буквы Т т
|
| Уметь выделять парный согласный звук по глухости [т]
Уметь выделять парный согласный звук по глухости [в]
|
|
| Буквы В в
|
|
|
|
| Закрепление
|
| Уметь разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы
|
|
| Буквы П п
|
| Уметь выделять парный согласный звук по глухости [п]
|
|
| Буквы Ш ш
|
| Уметь выделять парный согласный звук по глухости [ш]
Уметь читать правильно и плавно по слогам и целыми словами
|
|
| Закрепление
|
|
|
| Буквы ы – И и
|
| Познавательные УУД:
Сравнивать использование букв «ы» – «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулировать правило чтения прямых слогов. Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информациюо работе этой буквы, понимать дополнения, вносимые в модель правила позиционного чтения; воспроизводить информацию по модели. Выполнятьправило чтения. Сравнивать по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках.
Соотносить слова, предложения с рисунками, критически оценивать, находя несоответствия; конструировать предложения, договаривая слова. По заголовкам предполагать содержание текста, проверятьпредположение при чтении. Разыгрывать диалоги. Сравнивать слова по значению, различатьслова-омонимы; пониматьзначения, вносимые приставками, окончаниями (без терминов); пониматьзначения фразеологических сочетаний.
| Повторение изученных букв. Звук [и] в обозначении мягкости согласных, звук [ы] в обозначении твердости согласных
| Знатьмягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой и, твердость – буквой ы
|
|
| Буквы А а – я
|
| «Работа» буквы я. Звук [ы] в обозначении твердости согласных, звук [й’а] в обозначении мягкости согласных
| Знатьмягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой я, твердость – буквой ы
|
|
| Буквы Э э – е
|
| «Работа» буквы е. Звук [э] в обозначении твердости согласных, звуки [й’э] в обозначении мягкости согласных
| Знатьмягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой е, твердость – буквой э
|
|
| Закрепление
|
| Роль гласных в обозначении мягкости и твердости согласных.
Совершенствование техники чтения
| Знать гласные звуки.
Уметь:
– слушать и отвечать на заданный вопрос;
– участвовать в коллективном общении
|
|
| Буквы О о – ё
|
| «Работа» буквы ё. Звук [о] в обозначении твердости согласных, звуки [й’о] в обозначении мягкости согласных
| Знатьмягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой ё, твердость – буквой о
|
|
| Буквы У у – ю
|
| «Работа» буквы ю. Звук [у] в обозначении твердости согласных, звуки [й’у] в обозначении мягкости согласных
| Знатьмягкие и твердые согласные звуки.
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мяг- кость согласных звуков буквой ю, твердость – буквой у
|
|
| Закрепление
|
| Систематизация полученных знаний
| Знать роль гласных в обозначении мяг- кости и твердости согласных
|
|
| Буква ь
|
| Второй способ обозначения мягкости со гласных. Роль буквы ь в обозначении мягкости согласных
| Знать роль буквы ь в обозначении мягкости согласных.
Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой ь
|
|
| Закрепление
|
| Буквы я, ё, е, и, ю, ь, обозначающие мягкость согласных
| Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами я, ё, е, и, ю, ь
|
|
| «Опасности письма» на месте безударных гласных
|
| Познавательные УУД:
Сравнивать безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделировать результаты наблюдений; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Читатьслова, сравнивать звуки и буквы безударных гласных, проверятьправильность сделанного вывода.
| «Опасности письма»
| Уметь обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места»
|
|
| Закрепление
|
| «Тайна» безударных гласных звуков
| Уметь обнаруживать «опасные при письме места» в слове, предложении
|
|
| Буквы Й й
|
| Познавательные УУД:
Анализировать звуковой состав слов, выделятьзвук [й,], определять его место в слове и обозначать его буквой «й». Читать слова с буквой «й», сравнивать их по значению, выявлять противоположные по значению, устанавливать родственные связи слов. Делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Пониматьклассификацию букв, представленную в модели (ленте букв);
Коммуникативные УУД:
строить на основе модели сообщение о буквах.
| Буквы Йй. Обозначение звука [й’] буквами й или я, е, ё, ю
| Знатьмягкий согласный звук [й’].
Уметь:
– различать мягкие – твердые согласные;
– обозначать мягкость согласных звуков буквой й, я, е, ё, ю
|
|
| Закрепление и обобщение
|
| Непарные по звонкости – глухости звонкие согласные
| Уметь вычленять непарные по глухости-звонкости согласные звуки
|
|
| Буквы З з – С с
|
| Познавательные УУД:
Сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы. Классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно. составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы; понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте. Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически и выполнять их. Конструировать предложения, выбирать для них слова.. Обнаруживать в текстах «опасные места», сравнивать буквы безударных гласных, осознавать смысл понятия «опасное при письме место».
Коммуникативные УУД:
Понимать тему текста и отражать её в заголовке. Самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги. Отвечать на вопросы после текста.
Формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно.
Регулятивные УУД:
Контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения. Обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их.
| Буквы Зз–Сс – парные по звонкости – глухости согласные
| Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [д] – [т] и их место в слове
|
|
| Буквы Б б – П п
|
| Буквы Бб–Пп – парные по звонкости – глухости согласные
| Уметь выделять парные согласные [б] – [п] по глухости – звонкости и их место в слове
|
|
| Закрепление
|
| Отработка техники чтения
| Уметь читать правильно и плавно целыми словами и по слогам
|
|
| Буквы Г г – К к
|
| Буквы Гг–Кк
парные по звонкости – глухости согласные
| Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [г] – [к] и их место в слове
|
|
| Буквы Д д – Т т
|
| Буквы Дд–Тт – парные по звонкости – глухости согласные
| Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [д] – [т] и их место в слове
|
|
| Закрепление
|
| Отработка техники чтения
| Уметь понимать читаемое преимущественно по ходу чтения
|
|
| «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова)
|
| Парные по глухости – звонкости согласные на конце слова
| Уметь обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове «опасные места»
|
|
| Буквы В в — Ф ф
|
| Буквы Вв – Фф – парные по звонкости – глухости согласные
| Уметь выделять парные согласные по звонкости – глухости [в] – [ф] и их место в слове
|
|
| Буквы Ж ж – Ш ш
|
| Буквы Жж – Шш – парные по звонкости – глухости согласные
| Уметь выделять парные согласные по звонкости – глухости [ж] – [ш] и их место в слове
|
|
| Закрепление
|
| Отработка техники чтения
| Уметь замечать слова, значение которых не совсем понятны, и спрашивать о них
|
|
| Повторение изученного
|
| Правописание ударных сочетаний жи–ши
| Уметь писать буквы гласных в ударных слогах жи–ши
|
|
| «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согл. (на конце слова)
|
| Распространение понятия «опасное при письме место» на парные по глухости-звонкости согласные в определённой позиции – на конце слова. Обучение обнаруживанию этих орфограмм, продолжение работы над орфографической зоркостью.
| Уметь отмечать «опасные места» в слове, предложении
|
|
| Правописание ударных сочетаний
жи. – ши.
Повторение изученного
|
| Наблюдение за звучанием и написанием этих сочетаний, знакомство с правилом письма.
Отработка техники чтения
| Уметь читать правильно и плавно целыми словами
|
|
| Правописание ударных сочетаний
жи. – ши.
Читаем и рассказываем
|
| Наблюдение за звучанием и написанием этих сочетаний, знакомство с правилом письма.
Отработка техники чтения
| Уметь создавать короткие устные высказывания
|
|
| Повторение изученного
|
| Рассказыватьо звуках и буквах по опорным моделям,воспроизводитьправила чтения, осознавать их использование. Выполнятьзадания, представленные в графической форме. Сравнивать звуки и буквы в словах, наблюдатьза построением текстов и использованием слов.
| Классификация изученных букв
| Уметь правильно называть звуки и буквы
|
|
| «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными)
|
| Познавательные УУД:
Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных. Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных.
Регулятивные УУД:
распространятьсделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным звуком.
| Наблюдение за неоднозначностью обозначения указанных согласных звуков буквами; продолжение работы над понятием «опасное при письме место» и умением обнаруживать орфограммы (без термина).
| Уметь выделять непарные глухие согласные по глухости – звонкости
|
|
| Буквы Х х
|
| Познавательные УУД:
Вычленятьнепарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать информацию учителя, запоминать название букв. Классифицировать буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных звуков, читать с ними слова, составлять и выразительнопроизносить предложения. Читать тексты, объяснятьзначения слов, наблюдать за их строением, самостоятельно готовиться к чтению трудных по структуре слов; осознаватьсвязь между строением и значением слова.
Регулятивные УУД:
Проверять правильность и беглость своего чтения.
| Освоение новых букв: их начертание и правильное название, чтение слогов и слов с новыми буквами; чтение текстов. Работа над значением слов, над построением и выразительным чтением предложений, над элементарными текстовыми умениями.
Систематизация сведений о согласных звуках и буквах
Совершенствование читательских умений
| Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости
|
|
| Закрепление
|
| Уметь использовать средства выразительности при повторном чтении
|
|
| Буквы Ц ц
|
| Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости
|
|
| Буквы Ч ч
|
| Уметь последовательно вычленять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости
|
|
| Буквы Щ щ
|
| Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости
|
|
| Закрепление
|
| Уметь правильно называть гласные и согласные звуки и буквы
|
|
| Читаем и обсуждаем
|
| Уметь создавать короткие устные высказывания
|
|
| Правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу
|
| Познавательные УУД:
Сравнивать согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–-ю»; осознавать и формулироватьправила чтения и письма таких слов. Наблюдать за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных «ч» и «щ», выявлять отклонение от общего правила. Формулироватьособое правило написания ударных сочетаний«ча–ща», «чу–щу»,проверять«открытое» правило по букварю.Находитьпри чтенииударные сочетания «ча–ща», «чу–щу», а также «жи–ши» как «опасные места», объяснять в них выбор букв.
| Правописание слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу
Совершенствование читательских умений, систематизация изученных орфографических правил
| Уметь писать гласные буквы в ударных слогах ча–ща, чу–щу
|
|
| Закрепление: жи–ши, ча–ща, чу–щу.
|
| Уметь применять средства выразительности при повторном чтении
|
|
| Повторение изученного
|
| Коммуникативные УУД:
Обобщать сведения об «опасностях письма», строить сообщения о них на основе моделей, находить их в отдельных словах, предложениях и текстах.
| Совершенствование техники чтения
| Уметь использовать средства выразительности
|
|
| Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова
|
| Выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывать по модели правила чтения. Читать слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях. На основе моделей обобщать знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й,], с опорой на модели строить связные высказывания. Выразительночитать предложения, сравнивать слова по значению, звуковому составу и строению, находить«лишнее», объяснять различия слов. Читать тексты, выявлять их смысл, восстанавливать последовательность предложений, озаглавливать с учётом темы, главной мысли (без терминов).
| Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после гласных
| Знать правило обозначения звука [й’] буквами й, и, я, е, ё, ю
|
|
| Буквы е, ё, ю, я после букв
гласных
|
| Знать роль гласных букв в обозначении мягкости согласных
|
|
| Закрепление
|
| Совершенствование техники чтения
| Уметь читать правильно и плавно целыми словами
|
|
| Обобщение: «работа» букв
гласных
|
| «Работа» гласных букв
| Знать гласные буквы и звуки
|
|
| Читаем и наблюдаем
|
| Сопоставление позиций, в которых звук [й’] обозначается буквами й, е, ё, ю, я
| Знать звук [й’] и его роль при обозначении мягкости согласных
|
|
| Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я
|
| Сравнение «работы» букв й, е, ё, ю, я
| Знать гласные буквы, обозначающие мягкость согласных
|
|
| Буква ь (разделительный)
|
| Анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения. Наблюдать за использованием разделительных «ь» и «ъ»; делать вывод об их «работе». Читать слова с разделительными знаками. Сравнивать две «работы» (функции) мягкого знака.
| Буква ь (разделительный)
| Знать роль разделительного знака ь.
Уметь вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах
|
|
| Разделительный ъ
|
| Буква ъ (разделительный)
| Знать роль разделительного ъ знака.
Уметь вычленять все звуки слова и характеризовать их
|
|
| «Работа» букв ь и ъ
|
| Буквы ь и ъ |