| № п/п | Тема урока | Кол-во часов | Формирование универсальных учебных действий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения |
| Добуквенный период (23 часа) | ||||||
| Знакомство с учителем, одноклассниками, первым учебником и прописями | Познавательные УУД: рассматривание условных обозначений и нахождение их на страницах букваря, создание речевых высказыва- ний, анализ речевых ситуа- ций, сравнение средств языка их выбор, моделирование речи с помощью учителя Регулятивные УУД: слушание рекомендаций учителя и выполнение их, наблюдение за речью учите- ля, одноклассников, оценива- ние выполнение правил речи Коммуникативные УУД: знакомство с одноклассника- ми, высказывание своего мне ния, совета, пользование этикетными словами, прави- лами речи в общении со взро слыми и сверстниками, разыгрывание речевых ситуаций, меняясь ролями: говорящий-слушающий. | Восприятие и понимание звучащей речи | Знать, зачем нужна речь | |||
| Как мы здороваемся и прощаемся? | Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание) | Знать: – правила хорошей речи; – нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание) | ||||
| Зачем нам нужна речь? | Отличие письменной речи от устной | Знать: – что такое устная и письменная речь; – признаки предложения | ||||
| Правила хорошей речи | Различение предложения и текста. Функции «речи» в жизни людей | Уметь слушать говорящего, смотреть на него, обращаться к собеседнику по имени | ||||
| Об одном и том же по-разному | Познавательные УУД: анализ примеров речи, разграничение разновиднос- тей речи, создание высказы- ваний разных видов | Формы выражения речи. Деловые сообщения и словесные рисунки как разновидности речи | Уметь создавать короткие устные высказывания | |||
| Речь устная и письменная | Познавательные УУД: понимание информации, представленной в виде схем, рисунков, соотнесение образцов речи с условными обозначениями их видов Коммуникативные УУД: разыгрывание диалогов, ситуаций общения, использо- вание в своей устной речи средств выразительности Регулятивные УУД: Оценивание выразительнос-ти речи учителя и однокласс- ников | Особенности письменной и устной речи. Наблюдение за силой и окраской голоса, за мимикой и жестами как помощниками устной речи. Накопление опыта участия в диалоге, в общей беседе, опыта говорения и слушания других | Знать, почему речь необходима, правила общения. Уметь различать речь устную и письменнуюУметь объяснить, какой должна быть речь человека | |||
| Предложение как способ выражения мысли | Познавательные УУД: наблюдение за оформлением границ предложения в устной речи, выявление средств оформления предложений в устной речи, соотнесение со способами оформления в письменной речи, определение на слух границы предложения, различие интонации конца предложения и выбор нужного знака препинания, строить предложение по схеме Коммуникативные УУД: произнесение и сравнение предложений с разной интонацией Регулятивные УУД: оценивание речи как понятной и непонятной | Оформление предложений в устной и письменной речи, их вычленение на слух, состав ление и квази-запись. Прописная буква в начале предложения и знаки препинания в конце. Знакомство с выражением «опасные при письме места» применительно к оформлению границ предложения | Уметь графически оформлять предложение, определять количество предложений на слух | |||
| Слово как название чего-либо | Познавательные УУД: Сравнение предмета и слова как его названия; делать выводы, а потом доказывать, что слово и называемый им предмет – не одно и то же. Выделение слова из предложения, конструирова ние, преобразование и составление предложения. Наблюдение за значениями слов | Разграничение слов и называемых ими явлений действительности. Наблюдения за значениями слов, за их смысловыми связями, за родственными отношениями; накопление опыта постановки вопросов к словам, изменения слов в соответствии с вопросами. Различение слова и предложения; выделение слов, конструирование, преобразование и составление предложений. Раздельное написание слов и прописная буква в именах собственных (без использования термина) как «опасные при письме места». | Уметь устанавливать количество и порядок слов в предложении, составлять схемы предложений, отличать «настоящие» слова от «ненастоящих» | |||
| Слог как минимальная произносительная единица | Познавательные УУД: Наблюдение за делением слова на части, осознавание приёма скандирования как способа деления слова на слоги. Деление слова на слоги путём скандирования. Моделирование слогового состава слова с помощью слоговых схем. Соотнесение слоговой схемы и слова, подбор слова к схемам; группировка слов в зависимости от их слогового строения. Регулятивные УУД: проверка правильности деления слова на слоги | Прием скандирования как способ деления слов на слоги | Уметь: скандировать слова, «озвучи-вая» картинки букваря. Делить слова на слоги путем скандирования | |||
| Звуки вокруг нас. Звуки речи | Познавательные УУД: Вслушиватьсяв звуки окружающего мира, вычленять их. Подражая учителю, протяжно или многократно (усиленно) произносить отдельные звуки речи, составлять из них слова, сравнивать звуки речи и звуки окружающего мира, объяснять их различие. Сравнивать звуки и значения слов, выявлять и называть смыслоразличитель- ные звуки; объяснять смыслоразличительную роль звуков. Соотносить слова со звуковыми моделями; группировать, подбирать слова в соответствии со звуковыми моделями. Понимать фонети- ческие задания, представлен- ные в схематичной форме, и выполнять их. Коммуникативные УУД: контролировать процесс и результат слогового анализа слов одноклассниками | Отличие звуков речи от звуков окружающего мира. Единство звукового состава слова и его значения. Приёмы интонационного выделения звуков: их протяжное или многократное (усиленное) произнесение. Установление последовательности и количества звуков в слове, смыслоразличительной роли звуков. | Уметь: Вычленять первый (последний) звук слова; по модели слова определять звук, подлежащий анализу. Обозначать звук слова условным значком. Вычленять всю последовательность звуков слова и моделировать его звуковой состав., отражая в модели количество звуков. | |||
| Звуки речи: закрепление | ||||||
| Совершенствование умения выделять звуки речи | ||||||
| Звуки гласные и согласные | Познавательные УУД: Вычленять исопоставлятьзвуки в слове, наблюдать за особенностями их произнесения. Ставить фонетический опыт. Слушатьинформацию учителя. Формулировать (совместно с учителем) вывод об особенностях произнесения гласных и согласных звуков и способе их различения. Группироватьзвуки в зависимости от их характеристики. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность и характеристику звуков как гласных и согласных. Соотносить слова со звуковыми моделями; классифицировать слова в зависимости от характеристики звуков. Регулятивные УУД: Контролировать процесс звукового анализ и оценивать его правильность. Коммуникативные УУД: Участвовать вбеседе по обсуждаемым на уроке проблемам. Высказывать свою точку зрения и выслушивать чужую; соблюдатьправила речевого поведения. Строитьпредложения-сообщения о звуках с опорой на обобщающую модель. | Знакомство с особенностями гласных и согласных звуков, с их характеристиками, с приёмами вычленения звуков из слова и определения их характера. Различение гласных и согласных звуков. | Знать: отличия гласных и согласных звуков. Уметь: различать гласные и согласные звуки, обозначать их условными значками | |||
| Звуки гласные и согласные: закрепление | ||||||
| Ударение. Ударные и безударные гласные звуки | Коммуникативные УУД: Слушать описание ситуации, изображённой на картинке букваря, предполагать вопрос мальчика и произносить его. Обобщать сведения о звуках речи, строитьнебольшой монологна основе модели. Познавательные УУД: Наблюдатьза произнесением слов с интонацией удивления; сравнивать характер произнесения слогов. Слушать информацию учителя. Переносить понятие «ударный» («безударный») на гласный звук как основу слога; обозначать ударные и безударные гласные звуки условными значками. Моделировать звуковой состав слов, отражая последовательность звуков и их характеристику. Сравнивать слова, отличающиеся ударением. Делатьвывод о смыслоразличительной роли ударения. | Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных; приём «с удивлением спроси» как способ выявления ударного гласного звука. Формирование способности определять в слове ударный слог (гласный звук), отличать его от безударного. Осознание гласного звука как основы слога, смыслоразличительной роли звуков и ударения. | Уметь: Определять место ударения в слове, разграничивать ударные и безударные слоги и гласные звуки. Характеризовать звуковой состав слова по его модели; выбирать слова, подходящие к модели. Соотносить звуковые модели слов и слова | |||
| Ударные и безударные гласные звуки: закрепление | ||||||
| Согласные звуки: твёрдые и мягкие | Познавательные УУД: Выделять и сравнивать согласные звуки, выявлятьих различие. Слушатьинформацию о названии этих звуков и способах их обозначения. Понимать характеристику звуков, представленную в модели. Группировать слова в зависимости от характеристики согласных; подбирать слова в соответствии с моделью; критически оцениватьсоответствие рисунка (слова) и модели. Моделировать звуковой состав слова, отражая последовательность звуков и их характеристику. Характеризовать звуки как парные или непарные по твёрдости-мягкости. Сравнивать значения слов, различающихся одним звуком; наблюдатьза смыслоразличительной ролью звуков. Обобщать знания о звуках речи Коммуникативные УУД: строить монологические высказывания на основе модели; участвовать в коллективном обсуждении вопросов, соблюдатьправила речевого поведения. | Разграничение гласных и согласных звуков | Уметь: Различать твёрдые и мягкие (звонкие и глухие) согласные, обозначать их условными значками. Анализировать согласные звуки, характеризовать их, подбирать слова в соответствии с моделью | |||
| Твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление | Фонетический анализ слов, частичный и полный | |||||
| Ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные звуки: закрепление | Ударение. Ударный слог, ударный гласный, безударный гласный Разграничение ударного и безударного гласного звука, слога Разграничение твердых и мягких согласных Пары согласных звуков по твердости – мягкости | |||||
| Гласные и согласные звуки: обобщение | Развитие фонетического слуха. Обобщение изученного о звуках речи, звуковой анализ. | |||||
| Согласные звуки: глухие и звонкие | ||||||
| Глухие и звонкие согласные звуки: закрепление | ||||||
| Звуки речи: обобщение. Повторение | ||||||
| Основной период (67 часов) | ||||||
| Буквы А а – О о | Познавательные УУД: Различать звуки и буквы. Вычленять ударные гласные звуки из слов и обозначать соответствующей буквой. Называть изученные буквы, читать их ряды, осознано перемещатьударение, интонировать в зависимости от стоящего в конце знака. Соотносить рисунки и звуковые модели слов. Выделять гласные звуки и обозначатьбуквами ударные. Понимать и словесно формулировать задания, представленные в букваре условными обозначениями. | Буквы – обозначения звуков устной речи | Уметь разграничивать понятия звук [а] и буквы Аа, звук [о] и буквы Оо | |||
| Буквы И и – ы | Буквы Ии – ы. Таблица правила чтения | Уметь разграничивать понятия звук [и] и буквы Ии, звук [ы] и буквы ы | ||||
| Буквы У у – Э э | Буквы Уу, Ээ | Уметь разграничивать понятия звук [у] и буквы Уу, звук [э] и буквы Ээ | ||||
| Закрепление | Роль гласных в обозначении твердости – мягкости согласных. Буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу, Ээ | Знать гласные звуки, буквы. Уметь обозначать гласные звуки буквами | ||||
| Буквы Л л – М м | Познавательные УУД: Вычленять в словах твёрдые и мягкие согласные звуки, Слушатьи воспроизводить названия букв. Наблюдать за использованием букв, выводить правило чтения и читать, твёрдо или мягко, буквы согласных перед буквами гласных. Читать слоги, опознавать среди них слова. Классифицировать буквы в зависимости от обозначаемых ими звуков. Сравнивать слова по звучанию и значению; объяснять различия в значении слов, отличающихся ударением, одной буквой; сравнивать по значению слова-омонимы. Коммуникативные УУД: задавать вопросы о значении слов, выявлять среди предлагаемых слов подходящие по смыслу для текста; изменять, конструировать слова, предложения. | Освоение первых букв согласных: их начертание и правильное название. Чтение слогов и слов с новыми буквами. Осознание роли букв гласных как показателей твёрдости или мягкости предшествующего согласного. Овладение позиционным способом чтения прямого слога: с опорой на последующую букву гласного. | Уметь выделять непарные звонкие согласные звуки [л] и [м] | |||
| Закрепление | Уметь выделять непарные звонкие согласные звуки [л] и [м] | |||||
| Буквы Н н | Уметь выделять непарный звонкий звук [н] | |||||
| Буквы Р р | Уметь выделять непарный звонкий звук [р] | |||||
| Закрепление | Уметь выделять непарные звонкие звуки [л], [м], [р], [н], сопарные звуки [л], [м], [р], [н] | |||||
| Буквы С с | Коммуникативные УУД: Понимать содержание читаемого, отвечать на вопросы по фактическому содержанию текста. Озаглавливатьтекст по его теме, выбирать более точный заголовок. Разыгрыватьдиалоги, читать по ролям отдельные реплики; оценивать выразительность чтения. Участвовать в обсуждении прочитанного; соблюдать правила речевого поведения; оценивать соблюдение этих правил всеми участниками общения. Познавательные УУД: Проводить звуковой анализ слов, выделять отдельные звуки и обозначать их буквами. Слушать и воспроизводить названия букв. Читать слоги и слова с изученными буквами, пользуясь правилом чтения. Конструировать слова и предложения, выбирать слова для предложения с учётом смысла; осознавать наличие изменения слов, различать их значения; выявлять смысловые (родственные) связи слов. Наблюдать и делать некоторые выводы: одни буквы обозначают пары звуков по твёрдости-мягкости, а другие нет. На основе наблюдений выводить правило написания ударного сочетания «ши». Строить сообщения о правилах чтения и письма по модели. Соотносить предложения с рисунками, моделями; находить в тексте предложение к иллюстрации. Восстанавливать последовательность предложений с опорой на иллюстрации. Замечать различные знаки препинания в конце и внутри предложений, в соответствии с ними выразительно читать; делать умозаключения, выводы о связи знаков препинания, смысла и интонации. Самостоятельно готовиться к чтению трудных слов, деля их на слоги. | Их начертание и правильное название. Продолжение формирования механизма позиционного слогового чтения, правильность чтения слов, предложений, текстов. Становление осознанности, достаточной беглости и элементарной выразительности чтения. Работа над значением слов, над построением предложений и текстов, формирование умения понимать читаемое по ходу чтения. Знакомство с правописанием буквы гласного под ударением в сочетании «ши». | Уметь выделять парный согласный звук по глухости [с] | |||
| Буквы К к | Уметь выделять парный согласный звук по глухости [к] | |||||
| Закрепление | Уметь разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы | |||||
| Буквы Т т | Уметь выделять парный согласный звук по глухости [т] Уметь выделять парный согласный звук по глухости [в] | |||||
| Буквы В в | ||||||
| Закрепление | Уметь разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы | |||||
| Буквы П п | Уметь выделять парный согласный звук по глухости [п] | |||||
| Буквы Ш ш | Уметь выделять парный согласный звук по глухости [ш] Уметь читать правильно и плавно по слогам и целыми словами | |||||
| Закрепление | ||||||
| Буквы ы – И и | Познавательные УУД: Сравнивать использование букв «ы» – «и» после букв согласных звуков; с опорой на модель формулировать правило чтения прямых слогов. Выявлять в каждой паре букв новую, воспринимать информациюо работе этой буквы, понимать дополнения, вносимые в модель правила позиционного чтения; воспроизводить информацию по модели. Выполнятьправило чтения. Сравнивать по звучанию и обозначению звуков буквами слова в парах, столбиках. Соотносить слова, предложения с рисунками, критически оценивать, находя несоответствия; конструировать предложения, договаривая слова. По заголовкам предполагать содержание текста, проверятьпредположение при чтении. Разыгрывать диалоги. Сравнивать слова по значению, различатьслова-омонимы; пониматьзначения, вносимые приставками, окончаниями (без терминов); пониматьзначения фразеологических сочетаний. | Повторение изученных букв. Звук [и] в обозначении мягкости согласных, звук [ы] в обозначении твердости согласных | Знатьмягкие и твердые согласные звуки. Уметь: – различать мягкие – твердые согласные; – обозначать мягкость согласных звуков буквой и, твердость – буквой ы | |||
| Буквы А а – я | «Работа» буквы я. Звук [ы] в обозначении твердости согласных, звук [й’а] в обозначении мягкости согласных | Знатьмягкие и твердые согласные звуки. Уметь: – различать мягкие – твердые согласные; – обозначать мягкость согласных звуков буквой я, твердость – буквой ы | ||||
| Буквы Э э – е | «Работа» буквы е. Звук [э] в обозначении твердости согласных, звуки [й’э] в обозначении мягкости согласных | Знатьмягкие и твердые согласные звуки. Уметь: – различать мягкие – твердые согласные; – обозначать мягкость согласных звуков буквой е, твердость – буквой э | ||||
| Закрепление | Роль гласных в обозначении мягкости и твердости согласных. Совершенствование техники чтения | Знать гласные звуки. Уметь: – слушать и отвечать на заданный вопрос; – участвовать в коллективном общении | ||||
| Буквы О о – ё | «Работа» буквы ё. Звук [о] в обозначении твердости согласных, звуки [й’о] в обозначении мягкости согласных | Знатьмягкие и твердые согласные звуки. Уметь: – различать мягкие – твердые согласные; – обозначать мягкость согласных звуков буквой ё, твердость – буквой о | ||||
| Буквы У у – ю | «Работа» буквы ю. Звук [у] в обозначении твердости согласных, звуки [й’у] в обозначении мягкости согласных | Знатьмягкие и твердые согласные звуки. Уметь: – различать мягкие – твердые согласные; – обозначать мяг- кость согласных звуков буквой ю, твердость – буквой у | ||||
| Закрепление | Систематизация полученных знаний | Знать роль гласных в обозначении мяг- кости и твердости согласных | ||||
| Буква ь | Второй способ обозначения мягкости со гласных. Роль буквы ь в обозначении мягкости согласных | Знать роль буквы ь в обозначении мягкости согласных. Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой ь | ||||
| Закрепление | Буквы я, ё, е, и, ю, ь, обозначающие мягкость согласных | Уметь обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами я, ё, е, и, ю, ь | ||||
| «Опасности письма» на месте безударных гласных | Познавательные УУД: Сравнивать безударные гласные звуки и буквы на их месте, моделировать результаты наблюдений; делать вывод о наличии «опасности письма» на месте безударных гласных. Читатьслова, сравнивать звуки и буквы безударных гласных, проверятьправильность сделанного вывода. | «Опасности письма» | Уметь обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове, в предложении «опасные при письме места» | |||
| Закрепление | «Тайна» безударных гласных звуков | Уметь обнаруживать «опасные при письме места» в слове, предложении | ||||
| Буквы Й й | Познавательные УУД: Анализировать звуковой состав слов, выделятьзвук [й,], определять его место в слове и обозначать его буквой «й». Читать слова с буквой «й», сравнивать их по значению, выявлять противоположные по значению, устанавливать родственные связи слов. Делать обобщение о буквах непарных звонких согласных звуков. Пониматьклассификацию букв, представленную в модели (ленте букв); Коммуникативные УУД: строить на основе модели сообщение о буквах. | Буквы Йй. Обозначение звука [й’] буквами й или я, е, ё, ю | Знатьмягкий согласный звук [й’]. Уметь: – различать мягкие – твердые согласные; – обозначать мягкость согласных звуков буквой й, я, е, ё, ю | |||
| Закрепление и обобщение | Непарные по звонкости – глухости звонкие согласные | Уметь вычленять непарные по глухости-звонкости согласные звуки | ||||
| Буквы З з – С с | Познавательные УУД: Сравнивать согласные звуки, парные по глухости-звонкости, различать их буквы. Классифицировать, группировать буквы парных или непарных по глухости-звонкости согласных. Читать слова с изученными буквами, выявлять те, значение которых не совсем понятно. составлять, преобразовывать слова, в том числе путём замены одной буквы; понимать смыслоразличительную роль звука и буквы на его месте. Группировать слова по различным признакам. Понимать задания, представленные схематически и выполнять их. Конструировать предложения, выбирать для них слова.. Обнаруживать в текстах «опасные места», сравнивать буквы безударных гласных, осознавать смысл понятия «опасное при письме место». Коммуникативные УУД: Понимать тему текста и отражать её в заголовке. Самостоятельно готовиться к чтению, делить для этого трудные слова на слоги. Отвечать на вопросы после текста. Формулировать вопросы о тех словах, значение которых непонятно. Регулятивные УУД: Контролировать и оценивать правильность и беглость своего чтения. Обобщать сведения о буквах на основе модели, формулировать их. | Буквы Зз–Сс – парные по звонкости – глухости согласные | Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [д] – [т] и их место в слове | |||
| Буквы Б б – П п | Буквы Бб–Пп – парные по звонкости – глухости согласные | Уметь выделять парные согласные [б] – [п] по глухости – звонкости и их место в слове | ||||
| Закрепление | Отработка техники чтения | Уметь читать правильно и плавно целыми словами и по слогам | ||||
| Буквы Г г – К к | Буквы Гг–Кк парные по звонкости – глухости согласные | Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [г] – [к] и их место в слове | ||||
| Буквы Д д – Т т | Буквы Дд–Тт – парные по звонкости – глухости согласные | Уметь выделять парные согласные по глухости – звонкости [д] – [т] и их место в слове | ||||
| Закрепление | Отработка техники чтения | Уметь понимать читаемое преимущественно по ходу чтения | ||||
| «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (на конце слова) | Парные по глухости – звонкости согласные на конце слова | Уметь обнаруживать по освоенным признакам имеющиеся в слове «опасные места» | ||||
| Буквы В в — Ф ф | Буквы Вв – Фф – парные по звонкости – глухости согласные | Уметь выделять парные согласные по звонкости – глухости [в] – [ф] и их место в слове | ||||
| Буквы Ж ж – Ш ш | Буквы Жж – Шш – парные по звонкости – глухости согласные | Уметь выделять парные согласные по звонкости – глухости [ж] – [ш] и их место в слове | ||||
| Закрепление | Отработка техники чтения | Уметь замечать слова, значение которых не совсем понятны, и спрашивать о них | ||||
| Повторение изученного | Правописание ударных сочетаний жи–ши | Уметь писать буквы гласных в ударных слогах жи–ши | ||||
| «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согл. (на конце слова) | Распространение понятия «опасное при письме место» на парные по глухости-звонкости согласные в определённой позиции – на конце слова. Обучение обнаруживанию этих орфограмм, продолжение работы над орфографической зоркостью. | Уметь отмечать «опасные места» в слове, предложении | ||||
| Правописание ударных сочетаний жи. – ши. Повторение изученного | Наблюдение за звучанием и написанием этих сочетаний, знакомство с правилом письма. Отработка техники чтения | Уметь читать правильно и плавно целыми словами | ||||
| Правописание ударных сочетаний жи. – ши. Читаем и рассказываем | Наблюдение за звучанием и написанием этих сочетаний, знакомство с правилом письма. Отработка техники чтения | Уметь создавать короткие устные высказывания | ||||
| Повторение изученного | Рассказыватьо звуках и буквах по опорным моделям,воспроизводитьправила чтения, осознавать их использование. Выполнятьзадания, представленные в графической форме. Сравнивать звуки и буквы в словах, наблюдатьза построением текстов и использованием слов. | Классификация изученных букв | Уметь правильно называть звуки и буквы | |||
| «Опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных (перед согласными) | Познавательные УУД: Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных. Наблюдать за обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков перед буквами согласных. Регулятивные УУД: распространятьсделанный вывод о наличии «опасности письма» на месте парных по глухости-звонкости согласных на конце слова на положение перед другим согласным звуком. | Наблюдение за неоднозначностью обозначения указанных согласных звуков буквами; продолжение работы над понятием «опасное при письме место» и умением обнаруживать орфограммы (без термина). | Уметь выделять непарные глухие согласные по глухости – звонкости | |||
| Буквы Х х | Познавательные УУД: Вычленятьнепарные по глухости-звонкости звуки из слов, слушать информацию учителя, запоминать название букв. Классифицировать буквы парных и непарных по глухости-звонкости согласных звуков, читать с ними слова, составлять и выразительнопроизносить предложения. Читать тексты, объяснятьзначения слов, наблюдать за их строением, самостоятельно готовиться к чтению трудных по структуре слов; осознаватьсвязь между строением и значением слова. Регулятивные УУД: Проверять правильность и беглость своего чтения. | Освоение новых букв: их начертание и правильное название, чтение слогов и слов с новыми буквами; чтение текстов. Работа над значением слов, над построением и выразительным чтением предложений, над элементарными текстовыми умениями. Систематизация сведений о согласных звуках и буквах Совершенствование читательских умений | Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости | |||
| Закрепление | Уметь использовать средства выразительности при повторном чтении | |||||
| Буквы Ц ц | Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости | |||||
| Буквы Ч ч | Уметь последовательно вычленять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости | |||||
| Буквы Щ щ | Уметь выделять непарные по глухости – звонкости согласные по глухости | |||||
| Закрепление | Уметь правильно называть гласные и согласные звуки и буквы | |||||
| Читаем и обсуждаем | Уметь создавать короткие устные высказывания | |||||
| Правописание ударных сочетаний ча–ща, чу–щу | Познавательные УУД: Сравнивать согласные звуки, произносимые при чтении перед буквами «а–я», «у–-ю»; осознавать и формулироватьправила чтения и письма таких слов. Наблюдать за выбором букв ударных гласных после букв мягких согласных «ч» и «щ», выявлять отклонение от общего правила. Формулироватьособое правило написания ударных сочетаний«ча–ща», «чу–щу»,проверять«открытое» правило по букварю.Находитьпри чтенииударные сочетания «ча–ща», «чу–щу», а также «жи–ши» как «опасные места», объяснять в них выбор букв. | Правописание слов с сочетаниями ча–ща, чу–щу Совершенствование читательских умений, систематизация изученных орфографических правил | Уметь писать гласные буквы в ударных слогах ча–ща, чу–щу | |||
| Закрепление: жи–ши, ча–ща, чу–щу. | Уметь применять средства выразительности при повторном чтении | |||||
| Повторение изученного | Коммуникативные УУД: Обобщать сведения об «опасностях письма», строить сообщения о них на основе моделей, находить их в отдельных словах, предложениях и текстах. | Совершенствование техники чтения | Уметь использовать средства выразительности | |||
| Буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я в начале слова | Выделять звук [й,] в словах, определять его место и обозначать соответствующими буквами. Наблюдать, сравнивать и делать обобщение о второй «работе» букв «е, ё, ю, я». Рассказывать по модели правила чтения. Читать слова с буквами «е, ё, ю, я» в разных позициях. На основе моделей обобщать знания о звуках и буквах, о способах обозначения твёрдости и мягкости согласных, звука [й,], с опорой на модели строить связные высказывания. Выразительночитать предложения, сравнивать слова по значению, звуковому составу и строению, находить«лишнее», объяснять различия слов. Читать тексты, выявлять их смысл, восстанавливать последовательность предложений, озаглавливать с учётом темы, главной мысли (без терминов). | Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после гласных | Знать правило обозначения звука [й’] буквами й, и, я, е, ё, ю | |||
| Буквы е, ё, ю, я после букв гласных | Знать роль гласных букв в обозначении мягкости согласных | |||||
| Закрепление | Совершенствование техники чтения | Уметь читать правильно и плавно целыми словами | ||||
| Обобщение: «работа» букв гласных | «Работа» гласных букв | Знать гласные буквы и звуки | ||||
| Читаем и наблюдаем | Сопоставление позиций, в которых звук [й’] обозначается буквами й, е, ё, ю, я | Знать звук [й’] и его роль при обозначении мягкости согласных | ||||
| Сравниваем «работу» букв й – е, ё, ю, я | Сравнение «работы» букв й, е, ё, ю, я | Знать гласные буквы, обозначающие мягкость согласных | ||||
| Буква ь (разделительный) | Анализировать слова со звуком [й,], сравнивать способы его обозначения. Наблюдать за использованием разделительных «ь» и «ъ»; делать вывод об их «работе». Читать слова с разделительными знаками. Сравнивать две «работы» (функции) мягкого знака. | Буква ь (разделительный) | Знать роль разделительного знака ь. Уметь вычленять все звуки слова и характеризовать их, отражая проведённый анализ в звуковых схемах | |||
| Разделительный ъ | Буква ъ (разделительный) | Знать роль разделительного ъ знака. Уметь вычленять все звуки слова и характеризовать их | ||||
| «Работа» букв ь и ъ | Буквы ь и ъ |