ПРЕДМЕТ МОМ И ЕЁ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ




Структура системы образования

· ФГОС

· Организации, осуществляющие организаторскую деятельность

· Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление

· Организации, осуществляющие обеспечение организаторской деятельности, оценку качества образования

· Юридические лица, работодатели, осуществляющие деятельность в сфере обслуживания

+ возм. обучения непрерывно

 

Современная система математического образования

Математическое образование дошкольников
Общее математическое образование
Начальное
Основное
Полное (среднее)
Среднее профессиональное математическое образование
Высшее (вузовское) матем. образование
Послевуз. матем. образование
+ кружки, элективы, факультативы (доп. система образования)

 


Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.]; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.— URL: https://biblio-online.ru/bcode/433438

1.2 Роль и место математического образования в современном обществе

 

1.3 Этапы развития системы математического образования в России

 

Составляющие профессиональной деятельности учителя математики

 

Составляющие Характеристика
Классификация по целям педагогических воздействий
Информационная Состоит в передаче учащимся информации в виде учебных материалов, учебных заданий, требований к характеру учебной деятельности и ее результатам.
Развивающая Состоит в создании условий, стимулирующих развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Воспитывающая Состоит в нравственной, эстетической, профессиональной и умственной ориентации учащихся.
Классификация по характеру направленности на процесс обучения
Конструктивная Состоит в проектировании учебно-воспитательного процесса посредством его теоретического моделирования
Организаторская Состоит в руководстве учебной деятельностью учащихся: прямом управлении и косвенном стимулировании
Коммуникативная Состоит в осуществлении различных видов контактов в учебно-воспитательном процессе: с учеником, классным коллективом, родителями, администрацией, коллегами
Исследовательская Состоит в диагностике и анализе условий и результатов обучения, собственного и передового опыта работы

 

В курсе МОМ изучается не школьная математика, а процесс обучения математике в школе.

 

Курс призван дать ответы на следующие основные вопросы:

Вопросы Предмет МОМ
Зачем обучать математике в школе? Цели обучения математике
Кого обучать математике? Объект обучения математике
Чему обучать в школьном курсе математики(шкм)? Содержание обучения математике
Как учить математике в школе? Технология обучения математике

Определение 1. Обучение математике с традиционной точки зрения – это направленный и управляемый процесс передачи учащимся объективизированных знаний математических фактов и формирования на этой основе умений и навыков их использования.

Определение 2. Обучение математике с инновационной точки зрения – это направленный и управляемый процесс передачи учащимся оснований для самостоятельной познавательной математической деятельности, самореализации и саморазвития.

Предмет МОМ Традиционный подход Инновационный подход
Цели обучения математике   Формирование математических ЗУН, необходимых для практики, изучения смежных дисциплин и продолжения математического образования Формирование готовности к самостоятельному решению проблем на основе опыта математической деятельности и к самообразованию
Объект обучения математике   Учащиеся, обладающие необходимым уровнем сформированности базовых ЗУН и способных к усвоению на этой основе новых Учащиеся, обладающие достаточным уровнем развития субъектного опыта для совместного учебного познания
Содержание обучения математике Базовые основы научных математических теорий, доступные для восприятия в форме адаптированного учебного материала Личностный опыт самоуправления своей познавательной математической деятельностью
Технология обучения математике Организация учебной деятельности, способствующей восприятию и усвоению учебной информации Организация совместной учебно-познавательной коллективно-распределенной деятельности

Домашняя работа. Раскройте содержание терминов:

обучаемость – способность человека к целенаправленному освоению знаний, во время которого учитываются его индивидуальные особенности, такие как: тип темперамента, степень развития памяти, внимания и восприятия.

обученность – уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, в которых знания используются и умножаются.

интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.

интеграция – это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.

субъектный опыт – психологическое понятие, переживание, испытываемое только одним человеком, элемент субъективной реальности.

социальный опыт – опыт, который человек получает через взаимодействие с социумом на протяжении всей своей жизни.

когнитивный стиль – устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем.

 

Источникинаучно-теоретических знаний в МОМ:

§ опыт практического преподавания математики

§ Научно-теоретические знания смежных наук

 

Математика
естественные науки (физик)
гуманитарные науки(история)  
общественные
I 4tLpmisFh/3H8wyED8gaG8ek4Jc8LPOH0QIz7S78RX0RKhEh7DNUYEJoMyl9aciiH7uWOHrfrrMY ouwqqTu8RLht5EuSTKXFmuOCwZbWhsqf4mwVDLu/0/z8mZZFMLPp23HSb1YHqdTT47B6BxFoCPfw f3urFUxe4fYl/gCZXwEAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDwMxIYxQAAANsAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA ">
валеология
I 4tLpmisFh/3H8wyED8gaG8ek4Jc8LPOH0QIz7S78RX0RKhEh7DNUYEJoMyl9aciiH7uWOHrfrrMY ouwqqTu8RLht5EuSTKXFmuOCwZbWhsqf4mwVDLu/0/z8mZZFMLPp23HSb1YHqdTT47B6BxFoCPfw f3urFUxe4fYl/gCZXwEAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQCff7eDxQAAANsAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA ">
педагогика
МОМ
риторика
психология
информатика
логика
история математики
методология математики
g iEuna64UfJx2Ty8gfEDW2DgmBT/kIc8eRmtMtev5SNciVCJC2KeowITQplL60pBFP3EtcfQ+XWcx RNlVUnfYR7ht5CxJnqXFmuOCwZY2hsrv4mIVHOqZCdvefFm5Od8ObrdaLrbvSj2Oh7dXEIGGcA// t/dawXwBf1/iD5DZLwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQBJlUrKxQAAANsAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA "> g iEuna64UfB63z68gfEDW2DgmBb/kIc8eH1aYatfzgS5FqESEsE9RgQmhTaX0pSGLfuxa4uh9uc5i iLKrpO6wj3DbyGmSvEiLNccFgy2tDZU/xdkq2NdTEza9+bZyfbru3Xa5mG8+lHoaDe9vIAIN4R7+ b++0gtkC/r7EHyCzGwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQDWC3EmxQAAANsAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA "> I 4tzpkgsFX6fd4A2ED8gaK8ek4Jc8rFcvvSWm2rV8pFsWChEh7FNUYEKoUyl9bsiiH7qaOHoX11gM UTaF1A22EW4rOU6SmbRYclwwWNPGUH7NfqyCfTk2Yduabys35/ve7Rbz6fagVP+1+3gHEagLz/Cj /akVTBbw/yX+ALn6AwAA//8DAFBLAQItABQABgAIAAAAIQDb4fbL7gAAAIUBAAATAAAAAAAAAAAA AAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAFr0LFu/AAAAFQEAAAsA AAAAAAAAAAAAAAAAHwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAMjYQM/EAAAA2wAAAA8A AAAAAAAAAAAAAAAABwIAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAAAwADALcAAAD4AgAAAAA= "> S CwWX82E4B+EDssbKMSn4Iw+bdb+3wlS7lk/0yEIhYgj7FBWYEOpUSp8bsuhHriaO3M01FkOETSF1 g20Mt5UcJ8lUWiw5NhisaWco/83uVsGxHJuwb82Plbvr8+gOi9lk/63U4KPbLkEE6sJb/HJ/aQWT uD5+iT9Arv8BAAD//wMAUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhANvh9svuAAAAhQEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAA AAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAWvQsW78AAAAVAQAACwAAAAAA AAAAAAAAAAAfAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQSwECLQAUAAYACAAAACEA3Dt/j8AAAADbAAAADwAAAAAA AAAAAAAAAAAHAgAAZHJzL2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAADAAMAtwAAAPQCAAAAAA== "> g iEuna64UfJx2Ty8gfEDW2DgmBT/kIc8eRmtMtev5SNciVCJC2KeowITQplL60pBFP3EtcfQ+XWcx RNlVUnfYR7ht5CxJnqXFmuOCwZY2hsrv4mIVHOqZCdvefFm5Od8ObrdaLrbvSj2Oh7dXEIGGcA// t/dawWIOf1/iD5DZLwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYACAAAACEA2+H2y+4AAACFAQAAEwAAAAAAAAAA AAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQBa9CxbvwAAABUBAAAL AAAAAAAAAAAAAAAAAB8BAABfcmVscy8ucmVsc1BLAQItABQABgAIAAAAIQAs6eH4xQAAANsAAAAP AAAAAAAAAAAAAAAAAAcCAABkcnMvZG93bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAMAAwC3AAAA+QIAAAAA ">

 


Науки, являющиеся источниками содержания школьного математического образования;

Науки, являющиеся теоретическими основами решения проблем МОМ;

Науки, выполняющие обе названные выше функции

МОМ как синтетическая наука перерабатывает эти знания и создает на их основе целостную методическую систему.

 

Определение 3. Методической системой в МОМ называется система научно-теоретических знаний о процессе обучения математике.

Обучение математике
Содержательно-структурная сторона обучения математике
цели
Процессуально-функциональная сторона

 

Определение 4. МОМ – синтетическая наука, исследующая закономерности обучения математике на определенном уровне развития математической науки в соответствии с социальным заказом общества.

Предмет МОМ - процесс обучения математике

Опорная литература:

1. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике (курс лекций; лабораторный практикум)

2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе.

3. Овчинникова Р.П., Фефилова Е.Ф. Лабораторные работы по методике обучения математике (общая методика).

4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике.

5. Методика обучения математике. В 2 ч: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.С. Подходова, В.И. Снегурова. – М.: Издательство Юрайт, 2018

6. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций. Тобольск, 1997


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: