Структура системы образования
· ФГОС
· Организации, осуществляющие организаторскую деятельность
· Федеральные государственные органы, осуществляющие государственное управление
· Организации, осуществляющие обеспечение организаторской деятельности, оценку качества образования
· Юридические лица, работодатели, осуществляющие деятельность в сфере обслуживания
+ возм. обучения непрерывно
Современная система математического образования
Математическое образование дошкольников |
Общее математическое образование |
Начальное |
Основное |
Полное (среднее) |
Среднее профессиональное математическое образование |
Высшее (вузовское) матем. образование |
Послевуз. матем. образование |
+ кружки, элективы, факультативы (доп. система образования) |
Методика обучения математике в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / Н. С. Подходова [и др.]; под редакцией Н. С. Подходовой, В. И. Снегуровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.— URL: https://biblio-online.ru/bcode/433438
1.2 Роль и место математического образования в современном обществе
1.3 Этапы развития системы математического образования в России
Составляющие профессиональной деятельности учителя математики
Составляющие | Характеристика |
Классификация по целям педагогических воздействий | |
Информационная | Состоит в передаче учащимся информации в виде учебных материалов, учебных заданий, требований к характеру учебной деятельности и ее результатам. |
Развивающая | Состоит в создании условий, стимулирующих развитие интеллектуальных способностей учащихся. |
Воспитывающая | Состоит в нравственной, эстетической, профессиональной и умственной ориентации учащихся. |
Классификация по характеру направленности на процесс обучения | |
Конструктивная | Состоит в проектировании учебно-воспитательного процесса посредством его теоретического моделирования |
Организаторская | Состоит в руководстве учебной деятельностью учащихся: прямом управлении и косвенном стимулировании |
Коммуникативная | Состоит в осуществлении различных видов контактов в учебно-воспитательном процессе: с учеником, классным коллективом, родителями, администрацией, коллегами |
Исследовательская | Состоит в диагностике и анализе условий и результатов обучения, собственного и передового опыта работы |
В курсе МОМ изучается не школьная математика, а процесс обучения математике в школе.
Курс призван дать ответы на следующие основные вопросы:
Вопросы | Предмет МОМ |
Зачем обучать математике в школе? | Цели обучения математике |
Кого обучать математике? | Объект обучения математике |
Чему обучать в школьном курсе математики(шкм)? | Содержание обучения математике |
Как учить математике в школе? | Технология обучения математике |
Определение 1. Обучение математике с традиционной точки зрения – это направленный и управляемый процесс передачи учащимся объективизированных знаний математических фактов и формирования на этой основе умений и навыков их использования.
Определение 2. Обучение математике с инновационной точки зрения – это направленный и управляемый процесс передачи учащимся оснований для самостоятельной познавательной математической деятельности, самореализации и саморазвития.
Предмет МОМ | Традиционный подход | Инновационный подход |
Цели обучения математике | Формирование математических ЗУН, необходимых для практики, изучения смежных дисциплин и продолжения математического образования | Формирование готовности к самостоятельному решению проблем на основе опыта математической деятельности и к самообразованию |
Объект обучения математике | Учащиеся, обладающие необходимым уровнем сформированности базовых ЗУН и способных к усвоению на этой основе новых | Учащиеся, обладающие достаточным уровнем развития субъектного опыта для совместного учебного познания |
Содержание обучения математике | Базовые основы научных математических теорий, доступные для восприятия в форме адаптированного учебного материала | Личностный опыт самоуправления своей познавательной математической деятельностью |
Технология обучения математике | Организация учебной деятельности, способствующей восприятию и усвоению учебной информации | Организация совместной учебно-познавательной коллективно-распределенной деятельности |
Домашняя работа. Раскройте содержание терминов:
обучаемость – способность человека к целенаправленному освоению знаний, во время которого учитываются его индивидуальные особенности, такие как: тип темперамента, степень развития памяти, внимания и восприятия.
обученность – уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности, в которых знания используются и умножаются.
интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
интеграция – это объединение отдельных составных частей с помощью определенных действий в единое целое либо их встраивание в уже существующий целостный объект.
субъектный опыт – психологическое понятие, переживание, испытываемое только одним человеком, элемент субъективной реальности.
социальный опыт – опыт, который человек получает через взаимодействие с социумом на протяжении всей своей жизни.
когнитивный стиль – устойчивые характеристики того, как различные люди думают, воспринимают и запоминают информацию, а также предпочтительного для них способа решения проблем.
Источникинаучно-теоретических знаний в МОМ:
§ опыт практического преподавания математики
§ Научно-теоретические знания смежных наук
Математика |
естественные науки (физик) |
гуманитарные науки(история) |
общественные |
валеология |
педагогика |
МОМ |
риторика |
психология |
информатика |
логика |
история математики |
методология математики |
Науки, являющиеся источниками содержания школьного математического образования;
Науки, являющиеся теоретическими основами решения проблем МОМ;
Науки, выполняющие обе названные выше функции
МОМ как синтетическая наука перерабатывает эти знания и создает на их основе целостную методическую систему.
Определение 3. Методической системой в МОМ называется система научно-теоретических знаний о процессе обучения математике.
Обучение математике |
Содержательно-структурная сторона обучения математике |
цели |
Процессуально-функциональная сторона |
Определение 4. МОМ – синтетическая наука, исследующая закономерности обучения математике на определенном уровне развития математической науки в соответствии с социальным заказом общества.
Предмет МОМ - процесс обучения математике
Опорная литература:
1. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике (курс лекций; лабораторный практикум)
2. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе.
3. Овчинникова Р.П., Фефилова Е.Ф. Лабораторные работы по методике обучения математике (общая методика).
4. Гусев В.А. Психолого-педагогические основы обучения математике.
5. Методика обучения математике. В 2 ч: учебник для академического бакалавриата / под ред. Н.С. Подходова, В.И. Снегурова. – М.: Издательство Юрайт, 2018
6. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе: Курс лекций. Тобольск, 1997