Лекция 6. Стандартизация социальных услуг в негосударственном секторе социального обслуживания за рубежом




 

Изучение проблемы участия негосударственного сектора в предоставлении социальных услуг населению в России и за рубежом свидетельствует, что зарубежные страны значительно продвинулись в этом вопросе. Практически во всех странах Европы и США негосударственный сектор занимает значительную часть в системе социального обслуживания населения, иногда преобладая над государственным (Бисмарк-модель, англо-саксонская модель). Основными видами негосударственных учреждений являются учреждения принадлежащие различным общественным, некоммерческим организациям (США, Дания, Греция), частным предпринимателям, промышленным бизнесменам, производственным корпорациям (Нидерланды, Германия, Северная Ирландия, Испания, Австрия). Функционирование учреждений осуществляется по единым национальным стандартами и нормативно-правовым документам, в рамках социальной политики страны. Координацию и контроль деятельности осуществляет уполномоченный орган государственной власти страны.

Рассматривая систему социальной защиты населения США, следует отметить, что для нее характерна так называемая партисипаторная модель управления. Она отличается низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, относительно небольшими расходами на социальное обслуживание, основная тяжесть которого ложится на семью и частных благотворителей. В США значительная часть усилий по социальному обслуживанию населения лежит на негосударственных благотворительных организациях, фондах частных компаний, профсоюзах и подобных им организациях, что в свое время было характерно и для России, а сегодня является огромным потенциалом управления системой социальной защиты россиян. Часть из этих организаций имеют международный статус, например Армия Спасения и Международный Красный Крест. Некоторые из них ориентированы на защиту конкретных категорий населения. Другая часть негосударственных организаций действует по национальному или религиозному признаку, обеспечивая социальное обслуживание представителей определенных национальностей или конфессий, например, в США очень развиты еврейские организации, обеспечивающие социальное обслуживание евреев, особенно переселенцев. В стране, население которой сформировалось за счет иммиграции, активная деятельность таких организаций является совершенно естественной. Часть из общественных организаций, например, Армия Спасения имеют сложную многоуровневую структуру. Им подведомственны различные учреждения социальной защиты: приюты, дома престарелых, больницы, школы и т.д. Фактически, такие организации создают на национальном уровне свою параллельную систему социальной защиты, со своим собственным управлением и своей собственной социальной политикой. Таким образом, задача правительства в области управления социальной защитой в США лежит не только в управлении подведомственными ему учреждениями социальной защиты, но и в координации действий местных властей и общественных организаций, а также в учете их усилий в разработке национальной социальной политики.

Государственная система социального обслуживания Дании обеспечивает высокий уровень социального обслуживания населения. Всеобъемлющие государственные службы и системы поддержки больших групп населения приводят к высоким прямым и косвенным налогам и большому государственному сектору. Государственные расходы составляют 58% от ВНП. Около 1/4 ВНП выделяется социальному сектору.

Структура и задачи социального сектора Дании:

1. Предоставление всевозможных услуг по уходу за престаре­лыми, разработка политики в отношении семьи, превентивные социальные меры.

2. Работа с определенными группами населения, людьми с умственными и физическими недостатками, социально неблагополучными, частичная помощь людям с психиатрическими заболеваниями.

Социальные услуги предоставляются в соответствии с Актом о социальной помощи от 1976 года, который аккумулировал в себе основные элементы социального законодательства Дании. Он включает в первую очередь бесплатное предоставление соци­альных услуг, финансируемых за счет налогообложения центральным и местным правительствами. Решение вопросов социального обслуживания в Дании четко разграничены между уровнями власти: власти графств и власти на местах. Местные власти главным образом отвечают за предоставление социальных услуг в рамках существующего социального законо­дательства и за предоставление широкого спек­тра оплачиваемых социальных услуг. Сюда входят: уход и услуги для престарелых, дневные учреждения для детей, центры реабилитации. Власти графств отвечают за более специализированные услуги, находящиеся вне сферы деятельности местных властей: помощь инвалидам, людям с физическими и умственными недостатками и неблагополучным семьям с детьми. Сюда же входят интернаты для детей и подростков, центры реабилитации, учреждения для инвалидов, а также осуществление руководства и консультирования по этим вопросам.

В последние годы стало ясно, что подход, опирающийся на решение проблем социального обслуживания только государством, исчерпал себя. Шагами, предпринятыми центральным руководством в этом направлении, были: серия проектов модернизации, разработанных в 80-е годы, цель которых – обеспечение децентрализации и автономности, создание более сбалансированного партнерства между потребителями и властями, разгосударствление, приватизация. Стратегия экспериментирования и развития была направлена на поиск новых путей вовлечения ресурсов частного сектора в решение социальных проблем. Все больше и больше датская социальная деятельность опирается на добровольцев. Диалог и сотрудничество между правительством и организованными группами по интересам влияют на функционирование децентрализованной системы. Учитывая это, Министерство социальных дел поддерживает контакты с организациями, работа­ющими в социальной сфере, в частности, с Национальной ассо­циацией местных властей Дании и Ассоциацией советов графств Дании.

В Германии, Дании в системе социального обслуживания государство играет ведущую роль, но в, тоже время характерно развитие местного самоуправления (в городах, поселках и деревнях). Социальная защита населения Германии имеет глубокую историю, и на современном этапе очень гибкую систему. Основой является развитая система социального страхования от различных видов рисков: временная потеря трудоспособности, инвалидность, безработица, восстановление здоровья (реабилитация), помощь по бедности, рождение ребенка, смерть и т.д. Государство является равноправным партнером социального страхования совместно с работодателем и застрахованным. Оплата пребывания клиента в учреждениях социального обслуживания производится соответствующим фондом социального страхования. Оплата индивидуальная, в зависимости от состояния здоровья при поступлении, требуемого периода релаксации, программы реабилитации. Оплата услуг в детских учреждениях производится в том же порядке фондом социального страхования родителей. Главной функцией Министерства по здравоохранению, социальным вопросам в молодежной политике является контроль целевого расходования государственных средств, являющихся долевыми в различных фондах социального страхования.

Основу системы социального обслуживания населения в Северной Ирландии составляют социальные стандарты, утверждаемые законами страны. Модель управления строится в соответствии с этим главным принципом. Задачами Министерства здравоохранения и социальной защиты являются:

1. Оценка потребности населения.

2. Регистрация учреждений, независимо от форм собственности.

3. Стандартизация качества социальных услуг.

4. Ревизирование деятельности учреждений независимо от форм собственности.

Основными направлениями деятельности являются:

1. Управление клиническим и социальным уходом в соответствии с принятыми стандартами.

2. Разработка программ развития (повышения качества, квалификации).

3. Обеспечение деятельности системы разделения ответственности, прозрачности контроля и ответственности.

Каждая служба имеет свои стандарты, широкий набор функций.

Стандарты – минимальные (разумные) требования к квалификации работников учреждений, площади комнат и ширине коридоров учреждений, количеству работающих (развитие), работе с жалобами населения, соответствие работников учреждения кодексу специалиста. Принципы формирования стандартов: разумность, измеряемость, мобильность (совершенствование). Функции стандартов: набор услуг, методики-технологии, цифровые индикаторы оценки, стимулирование подготовки кадров, должностные обязанности.

На социальное обслуживание в дома-интернаты принимаются, как правило, беспомощные старики, дети с глубоко умственной отсталостью, психохроники, бывшие алкоголики и наркоманы, инвалиды. Основные учреждения социального обслуживания: дома-интернаты, в т.ч. детские, дома временного пребывания (перерыв семье) «рискайв». Все предоставляемые услуги платные.

Правительство устанавливает только стоимость дополнительных услуг. Виды и стоимость дополнительных услуг в каждом учреждении различные. Материальное состояние резидентов (обслуживаемых) контролируются и корректируются в сторону уменьшения цены на социальные услуги в случае уменьшения его общего материального состояния. Порядок и условия предоставления социальных услуг в учреждениях независимо от форм собственности определяется законом страны.

Оплата услуг регулируется с учетом всего материального состояния клиента. Обслуживаемый платит полностью, так долго, сколько может. Часть оплаты идет из пенсии, остальное оплачивается со счета в банке. Если денег у резидента не хватает, его пребывание в учреждении дотирует государство, адресно на каждого резидента. Значительным для повышения эффективности управления системой социальной защиты населения является полный патронат пожилых людей. В министерстве (резиденции) есть «менеджер по уходу» за каждым стариком (30 чел. на 1 менеджера). Он определяет нуждаемость в уходе и отслеживает материальное состояние клиента (или будущего клиента). Такой подход рационально взять в практику деятельности социальной службы России.

Необходимо отметить, что во всех упомянутых странах право на предоставление социальных услуг гарантированных государством любым учреждением приобретается на основе социального конкурса. Как правило, в негосударственных учреждениях услуги дешевле, а заработная плата работников ниже, чем в государственных. Однако резиденты (клиенты) стремятся попасть именно в государственные учреждения, так как качество услуг в них выше.

Таким образом, специфика моделей социального обслуживания населения в различных зарубежных странах может стать основой для построения эффективной модели системы социального обслуживания населения в Российской Федерации. Например, децентрализация, перевод центра тяжести социального обслуживания населения на органы местного самоуправления, развитие негосударственного сектора, в то же время установление социальных нормативов, бюджета и стоимости социальных услуг на «федеральном» уровне, развитая система применения информационных технологий, программных продуктов в системе управления интересны в США, Нидерландах, Испании. Датская и Германская модели отличаются значительной ролью государства и всеобъемлющей государственной службой в управлении системой социального обслуживания населения. В то же время здесь имеет место четкое распределение полномочий между уровнями власти на местах, активное участие граждан, общественных организаций, негосударственного сектора в разработке и проведении социальной политики, развитое социальное страхование. Обязательным фрагментом построения эффективной модели управления системой социального обслуживания населения является особенность ирландской модели, которая внесет в управление системой социального обслуживания населения России систему стандартов оценки качества оказываемых услуг, четкую оценку нуждаемости, а самое главное систему социального патроната, определения и контроля материального состояния клиента. В целях повышения эффективности управления системой социального обслуживания населения целесообразно внедрить в практику социальных служб России испанский подход ориентации деятельности учреждений и социальных технологий на конечный социальный результат, германскую методику оценки качества предоставляемых услуг и комплексный принцип деятельности учреждений социального обслуживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: