Лекция с использованием мультимедийной презентации




Тема. Народовластие.

Цель. Сформировать знания о народовластии, его формах, непосредственной и представительной демократии, референдуме, выборах; законодательных основах проведения выборов и референдума в Донецкой Народной Республике

Развивать умения работать с правовыми документами, анализировать их, устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями, сравнивать избирательные системы

Воспитывать правовую культуру, формировать научное мировоззрение.

Оборудование: презентация, карточки-пазлы, Закон Донецкой Народной Республики «О выборах Главы Донецкой Народной Республики» (29.12.2017г.), Закон Донецкой Народной Республики «О выборах депутатов Народного Совета Донецкой Народной Республики» (29.12.2017 г.), Закон Донецкой Народной Республики «О местных выборах в Донецкой Народной Республике» (28.11.2014)

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты учебной деятельности:

После этого урока учащиеся смогут:

- применять и объяснять на примерах понятия и термины: народовластие, выборы, референдум, праймериз;

- называть виды референдумов; виды выборов, субъектов избирательного процесса; формы демократии;

- устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями;

- работать с правовым документом по заданному алгоритму;

План урока

1. Понятие и формы народовластия. Непосредственная и представительная демократия.

2. Референдум в Донецкой Народной Республике.

3. Выборы в Донецкой Народной Республике. Праймериз.

Ход урока

I. Организация учащихся на учебную деятельность

II. Актуализация опорных знаний

Правовой диктант

1. Основной закон государства (Конституция)

2. Устойчивая политико-правовая связь человека и государства,

выражающаяся в ихвзаимных правах и обязанностях (гражданство)

3. Бипатрид – это …(лицо, имеющее двойное гражданство)

4. Апатрид – это…(лицо без гражданства)

5. Всеобщая декларация прав человека и гражданина была принята в… (1948 году)

6. Согласно Всеобщей декларации прав человека и гражданина права бывают… (гражданские, политические, социальные, экономические, культурные)

7. Конвенция о правах ребенка была принята в ….(1989 году)

8. Кто считается ребенком согласно Конвенции о правах ребенка? (лицо не достигшее 18-летнего возраста)

9. Перечислите три примера права гражданина ДНР согласно Конституции

10. Перечислите обязанности граждан ДНР согласно Конституции

Фронтальный устный опрос

- В чем заключаются особенности правового статуса гражданина ДНР?

- Назовите при каких условиях можно получить гражданство Российской Федерации?

Интерактивная игра «Три предложения»

Раскройте максимально точно тремя предложениями ответ по теме «Права и обязанности граждан Донецкой Народной Республики»

III. Сообщение темы и целей урока. Мотивация на учебную деятельность

Дискуссия

Согласны ли вы с высказыванием? Аргументируйте свою позицию.

«Демократия — это когда два волка и овца голосуют, кого им съесть на обед. Свобода — это хорошо вооружённая овца, которая оспаривает результаты голосования» (Бенджамин Франклин)

Постановка целей к уроку совместно с учащимися на основе оглашенной учителем темы «Народовластие»

IV. Изучение нового материала

Метод «Ассоциативный куст»

Подберите ассоциации к термину «НАРОДОВЛАСТИЕ»

Лекция с использованием мультимедийной презентации

Понятие и формы народовластия.

Непосредственная и представительная демократия.

Народовластие – греч. демократия или власть народа. В демократических государствах публичная власть принадлежит народу.

Демократия в её современном понимании имеет своё начало в Древней Греции и Древнем Риме, традициях средневековых городов-государств и развитии представительных органов власти в Европе и некоторых британских колониях в новое время. В античных городах-государствах верховной законодательной, исполнительной и судебной властью обладало собрание, включающее в себя всех граждан. Это было возможно потому, что население этих городов редко превышало 10 000 человек, а женщины и рабы не имели политических прав. Граждане имели право занимать различные исполнительные и судебные должности, некоторые из которых были выборными, а другие назначались по жребию. В средневековой Европе ключевую роль в зарождении принципов демократического правления сыграли концепции религиозного, естественного и обычного права как ограничений произвола власти. Большое значение имело распространение практики, когда монархи стремились получить одобрение своих распоряжений со стороны различных сословий. Съезды представителей этих сословий были прообразами современных законодательных собраний.

Эпоха просвещения, Американская и Французская революции стимулировали интеллектуальное и общественное развитие, в особенности развитие представлений о гражданских правах и политическом равенстве. Начиная с XIX века, собрания депутатов, избранных на свободных выборах, стали центральными институтами демократического правления. Во многих странах демократия также стала включать состязательность избирательного процесса, свободу слова и верховенство права. В странах с коммунистическими режимами провозглашалась идея народовластия, в структуру которого входили классовое единство и преимущественно государственная собственность на средства производства. До XX века демократия предполагала, что полноправным гражданством обладает меньшинство населения на основе имущественного ценза, в то время как остальные фактически исключены из процесса принятия политических решений. К началу XXI века всеобщность выборов получила мировое признание как один из важнейших критериев демократии.

На сегодняшний день число функционирующих демократических режимов в мире является самым большим за всю мировую историю. Более половины населения мира живёт в странах, где периодически проводятся выборы. Народ повсеместно провозглашается источником политической власти, и даже диктатуры обычно подают свои действия от имени народа. Выборы, даже когда они сфальсифицированы, стали существенным ритуалом легитимизации власти. По мнению политологов, на рубеже XXI века демократические институты в более трети стран мира были сравнимыми с институтами старейших демократий.

Право на участие в процессе принятия политических решений отражено во многих международных документах. Например, Всеобщая декларация прав человека (статья 21) провозглашает, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или посредством свободно избранных представителей, что каждый человек имеет право равного доступа к государственной службе, что воля народа должны быть основой власти правительства и что свобода голосования должна обеспечиваться путём всеобщего и равного избирательного права.

Прямая демократия (Непосредственная демократия) — форма политической организации и устройства общества, при которой основные решения инициируются, принимаются и исполняются непосредственно гражданами; прямое осуществление принятия решений самим населением общего и местного характера; непосредственное правотворчество народа.

Характерной чертой прямой демократии является использование гражданского населения (граждан государства), которое несёт прямую ответственность за принятие и исполнение принимаемых решений.

Варианты и направления для инициирования вопросов могут исходить как от отдельных граждан так и целых групп (партии, общественные или хозяйственные объединения, органы местного и государственного управления).

Преимуществом прямой демократии является быстрая постановка и принятие конкретных решений на уровне отдельных небольших групп общества (вопросы местного и частного характера).

Недостатком прямой демократии является сложность её применения на больших территориях (сложность формирования вопросов, увеличение сроков на согласование вопросов и проведения голосования) без использования компьютерной техники и средств мобильной связи.

Наиболее распространёнными методами прямой демократии являются:

1) выборы - избрание депутатов или судей гражданами. В большинстве государств все депутаты выборные, в ряде стран назначаются только несколько членов верхней палаты парламента. Судьи могут могут как избираться народом, так и назначаться президентом или монархом. Также в разное время в разных государствах выборными могли быть выборными командующие вооружённых формирований (например командиры Национальной гвардии во Франции в 1790-е годы) и различные полицейские должности. Также в выборность входит право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности и право вносить отвод кандидатов. В данный момент в большинстве государств обсуждение кандидатов проводится на собрании выдвинувших их групп избирателей (съездов партий, съездов общественных организаций, собраний инициативных групп), избирательные собрания на которых происходит обсуждение кандидатов в большинстве государств не созываются, созывались они во Французской Республике в 1791 - 1799 гг. и в Лигурийской Республике 1797 - 1799 гг.

2) народное голосование (референдум) — принятие постановлений путём голосования граждан. Данные постановления носят обязательный характер, но в последнее время в самых разных странах могут народом могут приниматься постановления не имеющие обязательный силы (консультативный референдум). В некоторых государствах низшие местные единицы могут не иметь представительного органа а управление данной местной единицей может осуществлять общее собрание её жителей. В данный момент в большинстве государств народ не может принимать или отклонять бюджет, вводить или отменять налоги и сборы, ратифицировать и денонсировать международные договоры, объявление войны и заключение мира, объявление амнистии. При этом в ряде государств на референдум может быть вынесен вопрос о роспуске парламента или отзыве президента.

3) народное обсуждение - право группы избирателей вносить предложения об изменении и дополнении отдельных пунктов или разделов постановлений парламента. В данный момент большинстве государств народное обсуждение не прописано в конституции и законах.

4) народная инициатива — право группы избирателей вносить проекты постановлений с обязательством парламента его принять, изменить, дополнить или отклонить. Частный случай народной инициативы - встречное предложение — право определённого количества граждан выдвигать альтернативное предложение в контексте процедуры законодательной инициативы или референдума, при этом в некоторых государствах принятие такого предложения народом может влечь роспуск парламента. Часто высказывается мнение, что процедура общенародного голосования, которая может быть инициирована не гражданами, а исключительно властными институтами, не имеет отношения к прямой демократии.

5) императивный мандат - право народа принимать наказы обязательные для отдельных депутатов или судей, право народа отзывать отдельных депутатов или судей, обязанность отдельных депутатов или судей регулярно отчитывать перед народом и право народа требовать внеочередной отчёт от них. В данный момент в большинстве государств народ не может отзывать отдельных депутатов, принимать обязательные наказы для отдельных депутатов, а отдельные депутаты не должны давать отчёты народу.

Элементы прямой демократии наиболее развиты в Швейцарии, штате Калифорнии США, Лихтенштейне, Италии и некоторых других странах, где наиболее часты референдумы. Но в большинстве стран, возможности инициировать референдум «снизу», то есть по инициативе простых граждан — очень сильно ограничены законодательно или на практике. При этом народное голосование и народная инициатива существует в большинстве государств, однако основные политические вопросы из рассмотрения на референдуме изъяты. Императивный мандат существует в Китайской Народной Республике, Социалистической Республике Вьетнам, Народно-Демократической Республике Лаос и Корейской Народно-Демократической Республике, а также в некоторых штатах США.

Представительная демократия — политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различным представительным органам, члены которых избираются гражданами. Представительная демократия является ведущей формой политического участия в современных государствах. Её суть заключается в опосредованном участии граждан в принятии решений, в выборе ими в органы власти своих представителей, призванных выражать их интересы, принимать законы и отдавать распоряжения.

Представительная демократия необходима особенно тогда, когда из-за больших территорий или вследствие других причин затруднено регулярное непосредственное участие граждан в голосованиях, а также когда принимаются сложные решения, труднодоступные для понимания неспециалистов.

Проявлениями представительной демократии являются:

1) принятие законов, бюджета, установление налогов и сборов, ратификация и денонсация международных договоров парламентом; В данный момент в большинстве государств законы и бюджет принимаются парламентом и утверждаются президентом или монархом с правом последнего отправлять проект закона или бюджета на повторное рассмотрение парламентом. Кроме того, в ряде государств круг вопросов по которым принимаются законы может быть ограничен.

2) формирование правительства парламентом. В данный момент в большинстве государств парламент утверждает кандидатуры членов правительства или кандидатуру председателя правительства предложенную президентом или монархом;

3) право законодательной инициативы - в большинстве государств принадлежит только группам из нескольких депутатов при этом право законодательной инициативы принадлежит также и президенту или монарху, в ряде государств законодательная инициатива принадлежит и отдельным депутатам.

4) парламентский контроль над правительством: включает в себя утверждение парламентом программы правительства, обязанность правительства и министра давать регулярный отчёт перед парламентом и право парламента требовать от правительства и его членов внеочередной отчёт и право парламента объявлять недоверие правительству или министру влекущее отставку правительства или министра. В данный момент в большинстве государств правительство и министры смещаются указом президента или монарха на основании недоверия со стороны парламента.

Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: