СОДЕРЖАНИЕ
№ п,п | СОДЕРЖАНИЕ | стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | ||
условия реализации РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ дисциплины | ||
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ППССЗ ОП.04 «Безопасность жизнедеятельности»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является реализацией среднего (полного) образования в пределах ППССЗ (программы подготовки специалистов среднего звена) в соответствии с ФГОС по профессии СПО
54.02.01. Дизайн (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена: относится к общепрофессиональному циклу дисциплин ППССЗ.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников учреждений СПО теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
· разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
· прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
· принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
|
· выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
· своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
· организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
· предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
· использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
· применять первичные средства пожаротушения;
· ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
· применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
· владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
· оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
· принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
|
· основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
· основы военной службы и обороны государства;
· задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
· способы защиты населения от оружия массового поражения;
· меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
· организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
· основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
· область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
· порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
В результате освоения дисциплины студент должен обладать следующими общими компетенциями, включающими в себя способность:
· ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
· ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
· ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
· ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
· ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
· ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
· ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
· ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
· ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Специалист по дизайну применительно к предмету «Безопасность жизнедеятельности» должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими видам деятельности:
Организация работы коллектива исполнителей.
· ПК 4.2. Планировать собственную безопасную деятельность.
Курс «Безопасность жизнедеятельности» тесно связан с такими дисциплинами, как история, экология, экономика, физическая культура, обществознание, география, общая биология. Это позволяет студентам глубже изучать экономические, политические и социальные проблемы, проблемы безопасности России и зарубежных стран.
1.4. Профильная составляющая (направленность) общеобразовательной дисциплины:
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям), поэтому особое внимание обращается на вопросы безопасности в областях, связанных с опасностями, возникающими в крупном городе и личностными контактами с малознакомыми людьми:
· безопасность при работе с незнакомыми людьми;
· безопасность перемещений по городу на различных видах транспорта;
· безопасность при покупке путевки и осуществлении путешествия за границу по турпутевкам;
· безопасность транспортных перевозок туристов;
· безопасность поведения в незнакомом городе, с ограниченными языковыми возможностями при общении;
Специфика специальности 54.02.01. Дизайн (по отраслям)
в первую очередь учитывалась при разработке тематики презентаций и рефератов для самостоятельной работы. Кроме того, обучаемые по этой специальности активно привлекаются к конкурсам патриотической направленности и по военно-прикладным видам спорта и посещению различных выставок, связанных с графикой и живописью.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента - 108 часов,
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента - 72 часов;
самостоятельной работы студента - 36 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
· практические занятия | |
· контрольные работы | |
· зачет | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
· домашняя работа | |
Итоговая аттестация в форме зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
54.02.01. Дизайн (по отраслям)
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. Гражданская Оборона. | |||
Тема 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС - чрезвычайных ситуаций. | Содержание учебного материала Т.1.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). | 1* | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме 1. СР №1. Выпишите из учебника и составьте схему по составу и структуре РСЧС. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Дополнительное чтение, подготовка докладов: · Зачем нужна РСЧС. · История создания РСЧС. · Составление словаря по основным понятиям. · Чтение дополнительной литературы по теме | |||
Тема 2. Организация гражданской обороны. | Содержание учебного материала 1. Т.2.1. Ядерное оружие. Химическое и биологическое оружие. 2. Т.2.2. Средства коллективной и индивидуальной защиты от оружия массового поражения. 3. Т.2.4. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. Практические занятия 1.Т.2.3. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК. 2.Т.2.5. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения. Приборы радиационной и химической разведки и контроля. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по теме 2. СР №2. Изготовление ватно-марлевой повязки. К следующему занятию. СР №3. Составление словаря по основным понятиям гражданской обороны. (в виде доклада или презентации). Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Подготовка устных сообщений по теме · Коллективные средства защиты. Их виды, порядок применения. · Современные индивидуальные средства защиты. · Понятие эвакуации. Выбор места для эвакуации населения. · Подготовка докладов, рефератов, презентаций. | 2 2 | ||
1Тема 3. Защита населения и территорий при стихийных бедствиях. | Содержание учебного материала Практические занятия 1.Т.3.1. Ситуационные задачи по защите населения при землетрясениях, извержениях вулканов, ураганах, бурях, смерчах, грозах, снежных заносах, сходе лавин, метели, вьюге, селях, оползнях, наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 3. СР №4. Дневник крупных ЧС природного характера. Время за последний год, использовать Интернет, средства массовой информации. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Нормативно-правовая база защиты населения · Оповещение, информирование населения. · Защита населения при землетрясении. · Защита населения при лесных и торфяных пожарах. · Составление словаря по основным понятиям | |||
Тема 4. Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте. | Содержание учебного материала Практические занятия 1.Т.4.1. Правила дорожного движения. Ситуационные задачи. Разработка правил поведения при авариях (катастрофах) на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном транспорте. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 4. СР №5. Дневник крупных аварий (катастроф) на различных видах транспорта. Заполнить таблицу. Время за последний год, использовать Интернет, средства массовой информации. Дополнительное чтение, подготовка докладов: · Безопасность на автомобильном транспорте. · Особенности безопасности на воздушном транспорте. · Особенности безопасности на водном транспорте. · Составление словаря по основным понятиям. | |||
Тема 5. Защита населения и территорий при авариях(катастрофах) на производственных объектах. | Содержание учебного материала Практические занятия 1.Т.5.1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения. Действия при авариях на взрывоопасных и гидродинамически опасных объектах. 2.Т.5.2. Практика 6. Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ или возникновении радиационной аварии. | ||
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 5. СР №6. Опасности в крупном городе и потенциально опасные объекты. Заполнить таблицу. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Коллективные средства защиты. Их виды, порядок применения. · Современные индивидуальные средства защиты. · Понятие эвакуации. Выбор места для эвакуации населения. | |||
Тема 6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке. | Содержание учебного материала 1. Т.6.1. Обеспечение безопасности при неблагоприятной экологической обстановке. Глобальная безопасность: изменение климата, парниковый эффект, озоновые дыры и т.д.. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 6. СР №7. Используя Интернет, на карте города Москвы отметить благоприятные и неблагоприятные районы с точки зрения экологической обстановки. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Влияние деятельности человека на изменение глобального климата на Земле. · Парниковый эффект. · Распространение ОМП по миру. · Загрязнение окружающей среды. · Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций. | |||
Тема 7. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке. | Содержание учебного материала Практические занятия 1.Т.7.1. Обеспечение безопасности при эпидемии. Ситуационные задачи по определению первых признаков эпидемии. Разработка правил поведения при массовых пищевых отравлениях в общественных местах. 2.Т.7.2. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков. Ситуационные задачи. Разработка правил поведения в таких условиях. 3.Т.7.3. Ситуационные задачи по обеспечению безопасности в случае захвата заложником или при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте. | ||
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Работа над конспектами. · Понятие - эпидемия. Основные опасности при эпидемиях. · Боевые действия. Опасности при различном ходе боевых действий. · Захват заложников. · Виды террористических актов. · Подготовка сообщений, докладов, рефератов, презентаций. | |||
Контрольная работа. Гражданская оборона и ЧС. | 1 | ||
Раздел 2. Основы военной службы. | |||
Тема 8. Вооружённые Силы России на современном этапе. | Содержание учебного материала 1. Т.8.1. Состав и организационная структура Вооружённых Сил. Виды Вооружённых Сил и рода войск. Система руководства и управления Вооружёнными Силами. 2. Т.8.3. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом. Порядок прохождения военной службы. Практические занятия 1.Т.8.2. Баланс сил и средств между Россией и США (НАТО). Ситуационные задачи начала вооруженного конфликта сторон. Организация взаимодействия различных ВС и родов войск. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 8. СР№8. Основы обороны государства и воинская обязанность. Военные конфликты – влияние Вооруженных Сил на результат конфликта. Творческие работы, подготовка докладов, рефератов, компьютерных презентаций Тематика внеаудиторной самостоятельной работы · Национальная безопасность России. Приоритеты. · Функции и основные задачи ВС. · Ракетные Войска Стратегического Назначения. · Воздушно-Космические Войска. · Воздушно-Десантные Войска. · Сухопутные Войска. · Военно-Морской Флот. · Военно-Воздушные Силы. · Доклады, рефераты, презентации. · Конкурс на лучшую презентацию. | |||
Тема 9. Уставы Вооружённых Сил. | Содержание учебного материала 1. Т.9.1. Военная присяга. Боевое знамя воинской части. Военнослужащие и взаимоотношения между ними. 2. Т.9.3. Воинская дисциплина. Начальники и подчиненные. Воинские звания в ВС. Практические занятия 1.Т.9.2. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих. Суточный наряд роты. Практические действия дневального и дежурного по роте в различных ситуациях. 2.Т.9.4. Караульная служба. Обязанности и действия часового. Практические действия часового в различных ситуациях. | I | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 9. СР№9. «Присяге Родины верны» - эссэ на 1 страницу о подвиге советских солдат в годы Великой Отечественной войны. Анализ и обсуждение на занятии. СР№10. Работа с Уставами ВС. Составить сравнительную таблицу общевойсковых и морских воинских званий военнослужащих. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Военная присяга. · Боевое знамя воинской части. · Воинская дисциплина. Начальники и подчиненные. · Значение воинской дисциплины в бою. · Доклады, рефераты, презентации. · Конкурс на лучшую презентацию. | |||
Тема 10. Строевая подготовка. | Содержание учебного материала Практические занятия 1.Т.10.1. Строи и управления ими. Строевая стойка и повороты на месте. 2.Т.10.2. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте. Повороты в движении. 3.Т.10.3. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него. 4.Т.10.4. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте. Построение и отработка движения походным строем. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 10. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы: · Отработка строевых приемов по теме, прошедшего занятия. | |||
Тема 11. Огневая подготовка. | Содержание учебного материала Практические занятия 1.Т.11.1. Автомат АК-74 – назначение, ТТД, устройство. Материальная часть автомата Калашникова. Выполнение норматива по неполной разборке и сборке автомата АК-74. 2.Т.11.2. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата. Тренировка на скорость. 3.Т.11.3. Выбор цели. Целеуказание. Подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата. Принятие положение для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание. 4.Т.11.4. Меры безопасности при проведении стрельб из пневматического ружья. Принятие положение для стрельбы, подготовка пневматического ружья к стрельбе, прицеливание. Практические стрельбы. 5.Т.11.5. Отработка нормативов по практическим стрельбам из пневматического ружья. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 11. СР№11. История стрелкового оружия. История создания автомата Калашникова и его боевой путь. Творческие работы, подготовка докладов, рефератов, компьютерных презентаций. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы · История стрелкового вооружения России. · Автомат Калашникова. · Доклады, рефераты, презентации. | |||
Тема 12. Медико-санитарная подготовка. | Содержание учебного материала 1. Т.12.1. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран. Практические занятия 1.Т.12.2. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрутки), пальцевое прижатие артерий. Наложение повязок на голову, туловище, верхние и нижние конечности. 2.Т.12.3. Наложение шины на место перелома, транспортировка поражённого. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания. 3.Т.12.4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током и утоплении. Доврачебная помощь при клинической смерти. Отработка на тренажёре непрямого массажа сердца и искусственного дыхания. | 1 | |
Самостоятельная работа обучающихся Выполнение домашних заданий по Теме 12. СР№12. Зарисовать в тетради основные схемы наложения повязок при ранении конечностей, туловища, головы. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Практическая тренировка в домашних условиях по наложению закрутки и повязок. | |||
Зачет. | |||
Всего: |
* Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)