Справка: Чем различаются конфедерация и федерация?




1. Основой конфедерации является международно-правовой до­говор.

Основой федерации может быть на первом этапе (при ее созда­нии) договор, имеющий характер и международно-правового, и го­сударственно-правового акта (например, Договор об образовании СССР 1922 г.). Однако в дальнейшем он уступает место конституции государства (в некоторых случаях он может быть инкорпорирован в конституцию — к примеру, указанный Договор 1922 г. был включен с существенными модификациями в Конституцию СССР 1924 г.).

При преобразовании унитарного государства в федерацию соот­ветствующие изменения вносятся в конституцию государства или принимается специальный закон о федерации (федеративном уст­ройстве). Как показывает опыт Российской Федерации, по настоя­нию ряда субъектов в 1992 г. были приняты договоры центра и субъ­ектов о разграничении предметов ведения и полномочий между их органами государственной власти, в совокупности именуемые Феде­ративным договором.

Этот Договор был объявлен неотъемлемой ча­стью действовавшей на тот момент Конституции РФ и инкорпори­рован в ее содержание. Однако новая Конституция РФ 1993 г. не со­держит отдельного текста Федеративного договора, а имеет много норм и специальную главу о федеративном устройстве Российской Федерации.

2. Федерация имеет федеральные государственные органы — главу. государства, парламент, правительство, федеральные министерства и ведомства, федеральные суды.

В конфедерации может быть образован координационный ор­ган — объединенный совет, состоящий из' представителей исполни­тельной власти и (или) представительной власти государств-членов.

Могут быть созданы органы типа парламента, правительства, суда конфедерации. Однако у таких органов нет права директивных реше­ний, скорее, они обладают координационно-объединительными и со­гласовательными функциями.

3. Федерация имеет законодательство. Более того, вводится прин­цип приоритета федерального законодательства перед законодатель­ством субъектов по вопросам, отнесенным к ведению федерации.

В конфедерации нет единого законодательства.Координацион­ные органы, если это будет установлено договором о создании союза, могут принимать нормативные акты по вопросам конфедерации. Но такие акты нуждаются в подтверждении и проводятся в жизнь реше­ниями органов государств-членов. Кроме того, они обладают правом так называемой нуллификации, т.е. могут признать для себя недейст­вующими (отклонить) акты объединенного совета.

4.Федерация имеет единую территорию. После объединения в фе­дерацию территории субъектов становятся частями единой террито­рии. Суверенитет федерации распространяется на всю ее террито­рию. Действует принцип так называемого территориального верхо­венства.

Никто не вправе извне без ведома федерации изменить ее территорию. Более того, отдельный субъект хотя и сохраняет свое верховенство над собственной территорией, не может ее самостоя­тельно изменить ни внутри государства (по договоренности с иными субъектами), ни по согласованию с другими государствами без уча­стия федерации.

В конфедерации единой территории союза (с принципом его вер­ховенства) не образуется, т.е. территория конфедерации складывается из самостоятельных территорий государств-членов. Решать террито­риальные вопросы или участвовать в их решении конфедерация не может.

5. Федерация после ее образования создает единые армию (воору­женные силы), правоохранительные органы и структуры государст­венной безопасности. Своих вооруженных армейских подразделений субъекты федерации уже не имеют. Правоохранительные органы и службы безопасности функционируют в виде единой вертикали, со­ответствующие подразделения могут создаваться или как органы субъектов, или как функционирующие в рамках территории субъек­та, но подчиненные только федеральному центру подразделения.

В конфедерации вооруженные силы государств-членов остаются самостоятельными. Конечно, может быть объявлено о создании армии конфедерации, но в этом случае входящие в нее подразделения соответствующих государств сохраняют статус их вооруженных сил.

Могут создаваться воинские формирования конфедерации путем включения в них подразделений отдельных государств — с их согла­сия и с сохранением общей подчиненности данному государству. Мо­жет быть создано единое командование таких армий по решению го­сударств-членов

Правоохранительные органы и службы безопасности остаются в ведении государств-членов, хотя могут предпринимать со­вместные меры и создавать координационные структуры.

6. У федерации формируется своя налогово-финансовая и бюд­жетная основа. Федерация имеет свой бюджет и определяет в нем ориентиры бюджетов субъектов, а также в целом основы бюджетной политики и линии расходов (на развитие промышленности, социаль­ные нужды, оборону и т.д.). Федерация вводит единую налоговую сис­тему, определяет виды налогов, которые устанавливает сама и кото­рые разрешено устанавливать субъектам федерации, организует еди­ную службу сбора налогов и налогового контроля.

В конфедерации каждое государство сохраняет собственные бюд­жетную и налоговую системы. Средства для финансирования выпол­нения задач конфедеративного объединения выделяются в виде взно­сов государствами-членами.

7. Федерация решает, в том числе посредством законодательства и оперативного управления, задачи создания единой экономики госу­дарства, единого экономического пространства, промышленного развития различных видов собственности, в том числе государствен­ной (включая и федеральную).

Конфедерация исходит из тех форм экономики и собственности, которые есть в каждом из государств-членов. Разумеется, одной из перспективных задач объединения может быть именно создание еди­ного экономического пространства. Если она будет решена вместе с другими задачами, конфедеративное объединение, скорее, уступит место федеративному союзу.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: