Содержание
Введение
1. Конституция США в области морского законодательства
2. Федеральные законы США в области морского законодательства
3. Береговая охрана США и ее роль
Список литературы
Введение
Использование ресурсов Мирового океана требует более активного изучения и освоения их на основе международного сотрудничества. Специалистам флотов необходимо знать и строго выполнять обязательства, принятые нашим государством по международным соглашениям, а также иметь представление о наиболее важных договорах, заключенных без участия Российской Федерации, но представляющих интерес как выражение международно-правовой политики или принятых научно-технических принципов введения промысла, добычи полезных ископаемых на шельфе, ведение торгового мореплавания другими государствами.
В современных условиях нельзя вести деятельность в Мировом океане без знания правовых норм, регулирующих рыболовство, предотвращение загрязнения моря, торговое мореплавание.
Морское право представляет собой один из самых полных и самых сложных из ныне существующих сводов международного права. Международное морское право важно не только с экономической и экологической точки зрения, оно также имеет решающее значение для создания более безопасного международного климата.
Главный его принцип - морские воды, управляемые законом, а не силой - берет свое начало в памфлете публициста Гуго Гроциуса, который в 1609 г. отстаивал идею свободного передвижения в водах открытого моря, которое не может быть предметом частного или государственного присвоения, причем использование международных вод одним государством не должно мешать доступу другого государства к этим водам.
|
Однако в XVI-XVIII веках главные морские державы продолжали заниматься государственно санкционированным пиратством, известном как каперство, чтобы сохранить свою власть на море для контроля над колонизированными территориями и извлечения из них прибыли. В середине 1950-х гг., когда бывшие колонии, недавно получившие независимость, стали расширять свой контроль над морскими водами, бывшие колониальные державы начали искать альтернативные, более благоприятные для своих интересов пути управления морскими водами.
К подобным формальным соглашениям относятся Конвенции 1958 года, принятые на первой Конференции ООН по морскому праву, проведенной в Женеве: Конвенция о территориальном море и прилегающей зоне, Конвенция об открытом море, Конвенция о материковом шельфе, Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря, и Факультативный протокол о подписании, касающийся обязательного разрешения споров[1]. Более половины участников Женевских переговоров представляли собой молодые развивающиеся государства, еще неокрепшие и имевшие мало опыта в многосторонних переговорах. Многие из них решили проигнорировать принятые соглашения, считая, что они служат лишь интересам доминирующих колониальных держав. Что касается США, то они приняли участие во всех четырех конференциях 1958 г. и в Факультативном протоколе.
В 1982 г. была принята Конвенция ООН по морскому праву (Конвенция ООН) с целью объединения различных соглашений и обычных морских законов в более общую всеобъемлющую систему. Конвенция вступила в силу 16 ноября 1994 г. и в настоящее время объединяет 143 государства-участника[2].
|
Хотя США приняли активное участие в составлении предварительного варианта Конвенции, Рональд Рейган решил ее не подписывать - предположительно из-за некоторых положений Конвенции о материковом шельфе. Впоследствии США стали считать, что положение Конвенции о странах, не располагающих морским дном, в целом отражает обычное международное право. Хотя Конвенция ООН была принята позже Женевской конвенции по морскому праву, она не изменяет права и обязанности, вытекающие из других соглашений, если они совместимы с Конвенцией ООН.
Согласно Статье 2 Конвенции 1958 г. об открытом море, все государства могут пользоваться открытым морем с целью навигации. Кроме того, в Статье 90 КМП утверждается, что "любое государство, имеющее выход к морю или со всех сторон окруженное сушей, имеет право водить корабли под своим флагом в открытом море". Вдобавок к свободе в открытом море, страны имеют также право прохода по водам отдельных территорий и архипелагов и по экономическим зонам отдельных государств, а также по международным проливам".
Эти свободы, данные государствам всего мира, основаны на законах, установившихся в результате многолетней практики, и кодифицированные в международных соглашениях. Они бесценны для предотвращения вооруженного конфликта между странами, столь характерного в XVI - XVII вв. Если бы морское право пришло в упадок, то, вероятнее всего, возросло бы число вооруженных конфликтов по поводу использования и контроля морских вод с разными экономическими и военными целями.
|
Основным принципом действия источников морского права в пространстве является территориальный принцип, означающий применение источников морского права данного государства в пределах его границ.
Именно незнание местных правовых норм и обычаев прибрежного государства часто становится поводом для задержания и ареста судов в территориальных водах иностранных государств, в частности США.
Целью данной работы является попытка восполнения у специалистов флота этого пробела в части морского законодательства США.
Конституция США в области морского законодательства
Основы морского законодательства США заложены в ст.3 ч.2 Конституции США, в которой кратко говорится, что в части установления законов, связанных с морской деятельностью принадлежит Верховному суду США. Однако в статье не дается даже описания этой деятельности. Более подробно случаи морской подсудности описаны в комментариях к Конституции США.
Подсудность дел, связанных с торговым мореплаванием, Федеральному суду берет свое начало от судов адмиралов в английском королевском флоте.
До установления независимости суды вице-адмиралов были созданы в колониях под началом судов адмиралов королевского военно-морского флота. После установления независимости, штаты создали морские суды, из которых позднее появились апелляционные морские суды согласно решению Конгресса в ««Статьях Конфедерации».[3] Так как одной из целей Филадельфийского Соглашения было поощрение торговли через удаление препятствий, вызванных различными правовыми нормами в разных штатах, было логично способствовать развитию однородного морского законодательства путем создания системы федеральных судов и передачи им полномочий по делам, вытекающим из торгового мореплавания.
Конституция употребляет термин «admiralty and maritime jurisdiction» без его определения. Эти два слова очень похожи, но не являются синонимами. В Англии слово «maritime» относят к случаям экстерриториальности, в то время как термин означает «admiralty» в основном относят к случаям местных правил плавания, режима портов, рыболовства и т.п. Длительная борьба между морскими судами и судами общей юрисдикции привела со временем к ослаблению морской юрисдикции Англии. В одно и тоже время в США концепция морской подсудности была более широко разработана, чем в Англии. С самого начала правления по Конституции, Конгресс наделил федеральные окружные суды исключительной компетенцией «по всем гражданским искам, попадающим под морскою юрисдикцию, включая все сборы, установленные таможенным законом, законом о торговом мореплавании или торговли США, где сделаны эти сборы, в водах, приспособленных для плавания судов 10 и более тонн в пределах определенного округа или открытого моря; оставляет за истцом право на защиту по закону общего права, там, где закон общего права компетентен это сделать».[4] Эта широкая интерпретация морской подсудности вскоре получила признание федеральных окружных судов, которые постановили, что пределы морской юрисдикции не должны определятся по английскому закону, а по принципам морского права, которые применяются в морских судах всех государств и заимствованы большинство которых, если не все, в континентальной Европе.
Конституция США так же не определяет источника основного закона, который должен применяться в федеральных судах по искам из торгового мореплавания.
Морская подсудность включает два случая: (1) совершаемые действия в открытом море или других судоходных водах, (2) контракты и сделки относительно найма судов в открытом море или судоходных водах. В первой категории, которая включает случаи нарушения законодательства, причинения вреда здоровью и уголовные преступления, совершенные в открытом море, подсудность определяется по месту совершения действия. В то время как для второй категории определяющим фактором является предмет иска[5]. Более точно, во вторую группу можно отнести: иски моряков по заработной плате, иски, вытекающие по полисам морского страхования, буксирный и лоцманский сбор, ремонт плавающих судов, договора фрахтования, компенсации портовых сборов, договор о спасении, осмотр поврежденных судов.