Конспект занятия для конкурса социальных проектов: «Мир добра и толерантности».
Подготовительная группа.
Познавательное развитие.
Номинация: «Мы разные – мы вместе».
Разработал:
Воспитатель:
Мишина Екатерина Александровна
Челябинск
Воспитатель: Мишина Екатерина Александровна.
Стаж работы 3 года.
Подготовительная группа: занятие (25 мин.)
Форма проведения: фронтальная (15-20 чел.)
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие.
Цель: Показать, что, не смотря на очевидные различия между людьми, нас исторически связывает гораздо больше.
Образовательные:
1. Дать характеристику понятию толерантность;
2. Узнать, как сформировалось население России;
3. Показать, что внешние различия между людьми (детьми), такие как: цвет кожи, разрез глаз, манера одеваться, - ни коим образом не влияют на их способности в чем либо;
4. Выяснить, что гораздо важнее в человеке – это его поступки и именно на них надо обращать внимание в оценке этого человека;
5. Формировать представление о причинно-следствненной связи между явлениями и событиями.
Развивающие:
1. Развитие любознательности и познавательной мотивации;
2. Формирование первичных представлений о себе, других людях;
3. Развивать понимание таких понятий как нравственность, личность;
4. Обогащать словарный запас дошкольников; существительные: (народ, история, национальность), прилагательные: (многообразие, различный, многонациональный), глаголы: (править, гордиться, действовать) и пр.
5. Поощрять инициативу, отвечать на вопросы; (Как это получилось? Почему так случилось?).
6. Развивать внимание, воображение, восприятие, память;
|
Воспитательные:
1. Помочь ребенку освоить общечеловеческие ценности (права человека, свобода, уважение человеческого достоинства), забота о людях, принимать другого таким, какой он есть;
2. Воспитывать чувство коллективизма и совместной деятельности;
3.Развивать у детей эмоциональную отзывчивость.
Планируемые результаты: усвоение картины мира, при которой, все люди на Земле рождаются равными. Оценивать человека можно только основываясь на тех поступках, которые он совершает, но никак не на внешнем виде; ни в коем случае нельзя высмеивать другие обычаи и традиции, так как они продиктованы образом жизни других народов, который может очень существенно отличаться от нашего. Дети расширят свой кругозор; узнают об истории своей Родины.
Технологии:
1. Личностно - ориентированные;
2. Проектная деятельность.
Материалы и оборудование: проектор, где будут иллюстрироваться картинки по теме, либо это могут быть картинки на бумажном носителе (из энциклопедии).
Предварительная работа: Выяснить, что детям вообще известно на тему толерантности - принятие других людей как самого себя, в том числе с тем, что может быть не понятно, но при этом принимать все равно. Есть ли в группе конфликты, связанные с нетерпимостью по отношению к какому-либо ребенку (другой национальности, плохо говорит по-русски, плохо занимается, не играет с другими детьми и пр.) Чтение энциклопедии для самых маленьких «Об истории государства Российского», беседа о различных традициях, о разнообразии культур и народов.
Ход занятия:
|
Организационный момент: 1. Приветствие (1 мин.)
2. Основная часть (21-23 мин.)
3. Рефлексия (1-2 мин.)
Приветствие:
Воспитатель: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Екатерина Александровна, Рада Вас видеть!»
Ответ детей: «Здравствуйте!»
Основная часть (21-23 мин.):
Воспитатель: Знаете ли вы, что много, много лет назад мы - люди жили совсем по-другому: не было высоких домов, машин, техники и вода была не в водопроводе, а в колодце. Давайте совершим сегодня с вами путешествие во времени и окажемся в древнем городе Киеве. Именно там берет начало наша с вами история. Что такое история ребята?
Дети: Это когда мы рассказываем друг другу разные истории, рассказы о чем-то или о ком-то.
Воспитатель: Правильно, можно рассказывать истории, а у нас у каждого есть история?
Дети: Да!
Воспитатель: Конечно, где-то мы родились, где-то растем, ходим в наш садик, на какие-то кружки и пр. Очень хорошо, а давайте поговорим с вами об истории нашей с вами Родины.
Родина – это как мама, ее безмерно любят и глубоко почитают, о ней печалятся и восхищаются, о ней болит сердце и трепещет душа. Наша с вами Родина – Россия. Как вы думаете большая она?
Дети: Очень большая! (глядя на карту на проекторе)
Воспитатель: Очень, смотрите простирается далеко, далеко.
А как вы думаете, много ли людей живет на таком большом пространстве? - много, конечно.
- А как вы думаете, все люди одинаковые?
- Нет, конечно, посмотрите друг на друга: мы все разные: есть мальчики, есть девочки, есть высокие, есть небольшие, у кого-то глаза маленькие и карие, у кого-то большие голубые. А увлечения? Кому-то нравится в футбол играть, а кто-то любит петь и танцевать?
|
- Видите, мы все разные. А как вы думаете, можно ли упрекать человека в том, что он что-то любит, а что-то нет?
- Вот, например, Вася, ты, что не любишь рисовать? Все, ты плохой, не буду с тобой играть… Как вы думаете, хорошо так говорить?
- Нет, потому что каждый из нас прекрасен по-своему и нужно уметь ценить и любить каждого человека, кем бы он ни был.
- Когда-то очень, очень давно, еще не было нашей с вами России, а были люди, живущие большими семьями, их называли племена. Так вот ребята, это были очень разные племена, они говорили на разных языках, у них были разные праздники, разные традиции, и даже Богам они поклонялись разным (показывает картинки). Но все они объединились под властью одного князя, которого призвали из далеких морей, звали его Рюрик. Все племена ему подчинились в обмен на защиту от лютых врагов.
Вы также должны держаться друг за друга: помогать и словом и делом, у нас у всех с вами одна Родина – Россия. А народ наш – великий - это и татары, и башкиры, и чуваши, и нагайбаки, и многие, многие другие. Независимо от того, как мы выглядим и как называемся, у нас у всех равные способности и возможности. Например, Вася, ты же умеешь считать до 10? - Вот, и Ильдар умеет. А Саша прекрасно играет в футбол, а Машенька не играет в футбол, зато она занимается музыкой, учится играть на фортепиано. И совершенно нельзя сказать, чье дело важнее. Они одинаково важны! И Саша и Маша одинаково важны для нас с вами, для нашего общества. Мы все очень разные, но мы вместе. Каждый из нас очень важен! Мы не делим детей по национальности или полу или еще как-то. Если нам нравится как кто-то поет – мы слушаем его не потому, что он татарин или русский, а потому что песня у него льется словно ручеек, она прекрасна и голос у этого человека (кто бы он ни был) волшебный!
А сейчас ребята, я предлагаю вам сыграть в игру: 3 человека садятся спиной к группе, а оставшиеся подходят к каждому по очереди и говорят ему ласковые слова, понятно? Потом поменяемся, чтобы каждый услышал сегодня про себя что-нибудь хорошее!
А теперь предлагаю вам еще одно упражнение, называется коридор любви. Встаем как в игре «Ручеек», каждый проходит через него, а все, кто стоят в ручейке говорят проходящему через него что-нибудь хорошее!
Понравилась игра? Я очень рада, мне тоже! Все потому, что в хороших, добрых словах заключена великая сила! Она гораздо больше чем в плохих. Когда мы говорим хорошее слово, оно проходит через пространство и возвращается к нам в виде яркой эмоции! Что делает нас хорошими людьми.
Рефлексия:
Сегодня, вы узнали, что наша страна, Россия – очень большая, ее населяет множество народов: все они очень разные, у них разная культура, может быть даже свой язык и свои традиции, но все мы изначально, еще много, много лет назад научились жить и взаимодействовать вместе и не с агрессией, а с добром. Спасибо вам большое за занятие: спасибо Паше, что он знает, как найти на карте Россию, спасибо Маше, она знает, что у нас много, много разных народов, спасибо Коле, что он знает так много хороших слов. Я вас благодарю, до новых встреч, друзья!
Использованная методическая литература:
1. Анисимов В.В. «Общие основы педагогики». – М., г. 2006, 311с.;
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968, 267с.;
3. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия. Первая младшая группа. По программе «От рождения до школы» Волгоград: Учитель 2012, 271с.;
4. Высокова. Т.П.Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий / авт.-сост. - Волгоград: Учитель, 2010.,168с.;
5. Доронова Т.Н., Ерофеева Т.И. Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного дошкольного образования под редакцией Москва Обруч, 2010 г.; 431с.;
6. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина. – 5-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
7. Томашевская Л.В., Е.Ю. Герц «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду», УМК, СПб: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012 г., 96с.
8. Хомякова Е.Е. «Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста», 125с.;
9. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д.Б.Эльконин. М.: Академия, 2004, 262с.;
10. Волков Б.С. Воспитание в ребенке самостоятельности, решительности и ответственности //Воспитатель. 2011. № 4, с. 114-120.