Глобализация и трибализация





Что неизбежно приводит нас к проблеме глобализации. Во время работы над этой книгой, меня часто спрашивали (члены "болтливых" классов) какой был смысл писать об английской самобытности, или о другом национальном самосознании, когда непреклонное распространение американского культурного империализма скоро уйдет в историю? Мне говорили, что мы живем в отупляющем гомогенизированном мире Макдоналдсов, в которых богатое разнообразие своеобразных культур, затирается всепоглощающим потребительством под диктовку компаний «Найк», «Кока-кола», «Дисней» и других транснациональных капиталистических гигантов.

Действительно? Как типичный представитель антитэтчеровского поколения, воспитанный на статьях газеты «Гардиан» и либеральных идеях левого толка, я не испытываю симпатии к корпоративным империалистам, но, как профессиональный наблюдатель, отслеживающий социо - культурные тенденции, я обязана сообщить, что их влияние сильно преувеличено — точнее, неверно истолковано. Основным эффектом глобализации, насколько я могу сказать, было увеличение национализма и трибализма, быстрое увеличение борьбы за независимость, передача и самоопределение, всплеска беспокойства по поводу этнической принадлежности и национально-культурной специфики в почти всех частях мира, включая так называемое Соединенное Королевство.

Хорошо, пусть это не следствие, потому что взаимосвязь — это еще не причинность, как заметит вам любой ученый. Только, потому, что люди всюду хотят носить кроссовки «Найк», и пить «Кока-колу» не обязательно означает, что они менее заинтересованы о сохранении национально-культурной специфики – действительно, многие готовы бороться и умереть за их страну, религию, территорию, культуру или какой-либо другой аспект 'племенной' идентичности, оказавшейся под угрозой.

Экономическое влияние американских корпоративных гигантов может действительно ошеломить, и даже погубить, но их культурное воздействие является, возможно, менее существенным, что бы ни думали по этому поводу они сами или их враги. Учитывая наши глубоко укоренившиеся племенные инстинкты, и увеличивающиеся доказательства деления наций на меньшие и меньшие культурные единицы, не имеет смысла говорить о том, что шестимиллиардное население Земли объединяется в одну огромную монокультуру. Распространение глобализации несомненно вносит изменения в культуры, но, во-первых, эти культуры не были статичны, и изменение не обязательно означает отмену традиционных ценностей. Действительно, новые виды СМИ, такие как Интернет, были эффективным средством продвижения традиционных культур – а также общемировой субкультуры антиглобалистов.

В пределах Великобритании, несмотря на очевидное влияние американской культуры, есть гораздо больше доказательств увеличения трибализации, чем сокращения культурного многообразия. Непохоже, чтобы американские безалкогольные напитки, продукты питания из пищевых суррогатов или фильмы как-то усмирили пыл и боевой дух шотландских и валлийских националистов. Этнические меньшинства в Великобритании все более и более активно поддерживают их собственные национально-культурные отличия, и англичане становятся более беспокойными об их собственном культурном "кризисе идентичности". В Англии наблюдается увлечение идеями регионализма (особенно громко шумят по этому поводу корнуэльцы, и даже ведутся полушутливые разговоры о том, что, возможно, следующими потребуют отделения жители Йоркшира), многие возражают против того, чтобы их страна вошла в состав Европы и стала частью общемировой монокультуры.

Поэтому я не вижу причины отказываться от попытки по­нять английскую самобытность только потому, что отовсюду звучат предостережения о вымирании английской или ка­кой-либо другой культуры.

 

Британцы и англичане

Сейчас удобный момент, чтобы извиниться перед всеми шотландцами и валлийцами, которые: а) считают себя британцами и б) удивлены тем, что я пишу о своеобразии англичан, а не британцев. (кстати, здесь я обращаюсь к истинным, коренным шотландцам и валлийцам, а не к англичанам, — таким, как я сама, — которые любят прихвастнуть, когда им это выгодно, тем, что в их жилах течет валлийская или шотландская кровь.)

 

Вот ответ, почему я исследую и пишу о своеобразии англичан, а не британцев:

 

· частично из чистой лени;

· частично, потому что Англия - страна, следовательно, она имеет свою отличительную национальную культуру или характер, тогда как Великобритания - политическая система, составленная из нескольких стран с их собственными культурами;

· отчасти потому, что эти культуры, имея точки соприкосновения, все-таки абсолютно не идентичны и не должны рассматриваться как единое целое, объединенное понятием «британская самобытность»;

· и, наконец, потому что «британская самобытность», кажется мне довольно бессмысленным словом: когда люди его используют, они почти всегда имеют в виду «английскую самобытность» – а вовсе не подразумевают, что тот или иной человек валлиец или шотландец.

 

У меня есть время и энергия только на то, чтобы попытаться понять одну из этих культур, и я выбрала свою собственную, английскую.

Я понимаю, что, если вы придирчивы, можно отыскать в моей аргументации множество уязвимых мест - в частности, что «страна» сама по себе тоже искусственное образование - а корнуэльские «националисты» и даже ярые регионалисты из других частей Англии (на ум сразу приходят Йоркшир и Норфолк), разумеется, не преминут заявить, что они обладают собственной аутентичностью и их не следует смешивать со всеми остальными англичанами.

Проблема состоит в том, что фактически у всех наций существует много областей, каждая из которых неизменно расценивает себя как единичность, и ставят себя выше всех других. Это применимо к Франции, Италии, США, России, Мексике, Испании, Шотландии, Австралии – везде, в любом государстве. Люди из Санкт-Петербурга говорят о москвичах, как о людях другой породы; американцы с восточного побережья и относящиеся к Среднему Западу - люди различных планет, так же как Тосканцы и Неаполитанцы, Северные и южные мексиканцы, и т.д.; даже города, такие как Мельбурн и Сидней считают себя уникальными – и давайте не даже не говорить об Эдинбурге и Глазго. Районирование - едва ли можно назвать чисто английским явлением. Однако, во всех случаях, все эти люди самобытных регионов и городов имеют между собой много общего, что и выдает в них итальянцев, американцев, русских, шотландцев и т. д. Меня интересуют как раз общие черты.

 





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
Основные понятия ботаника 5-6 класс: Экологические факторы делятся на 3 группы...
Этапы развития человечества: В последние годы определенную известность приобрели попытки...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.