Навесные переправы
Этот вид переправ - самый сложный с точки зрения их наведения; кроме того, на них сильно изнашиваются веревки. Поэтому и применяются туристами они лишь тогда, когда нет другого выхода. Однако в некоторых случаях такие переправы незаменимы. Используются они в горных походах для преодоления не только водных преград, но и каньонов, широких ледовых трещин, бергшрундов.
Выбор места для навесной переправы определяется следующими основными требованиями:
1) ширина реки должна позволять использовать ненадвязанные основные веревки, имеющиеся у группы, с 8-10-метровым запасом на их закрепление на берегах;
2) оба берега приподняты над водой, чтобы (с учетом неминуемого провиса веревки) переправляющийся не оказался в воде. Если нет другого выхода, допустимо "легкое купание" на мелком месте у берега в конце переправы;
3) берег, откуда производится переправа, несколько выше противоположного или на нем находится предмет (дерево, скала и т. д.), на котором можно достаточно высоко закрепить веревку. Желательно, чтобы веревка шла с небольшим наклоном к противоположному берегу, иначе начиная уже с середины навесной переправы людям придется заниматься подтягиванием, чтобы закончить переправу;
4) на противоположном берегу есть предметы, за которые можно закрепить веревку.
Когда место приблизительно выбрано, надо закрепить на противоположном берегу веревку. Делают это разными способами, в зависимости от обстановки и конкретных условий. Так, можно бросить сдвоенную веревку с привязанными к ее середине небольшими камнями или даже ледорубами (палками) в надежде, что она захлестнется на дереве (пне). Перед броском веревка сматывается в кольца, бросающие занимают положение несколько боком к препятствию и широким взмахом бросают веревку в нужном направлении и под углом примерно 45° к горизонту. При этом часть веревки, забрасываемая на противоположный берег, находится снизу бросаемых бухт, а оставшиеся на этом берегу (и обязательно закрепленные) концы - сверху. Если препятствие достаточно широкое и бухта с веревкой получается тяжелой, ее делят на две и вторую (другой рукой) бросают вдогонку первой. Такой способ, однако, требует долгой тренировки.
|
Иногда характер противоположного берега, ширина препятствия или другие причины не позволяют группе закрепить веревку на том берегу бросками. Если возможен брод (один человек на тщательной страховке), переправа первого с концом веревки вплавь (тоже тщательная страховка), переправа на подручных плавсредствах или каким-либо другим безопасным способом (например, с лошадью, если при ее помощи невозможно осуществить переправу всей группы, но можно переправить на ту сторону конец веревки), переправившийся закрепляет там веревку, и проблему организации навесной переправы можно считать решенной.
Однако если такой возможности нет, группа становится перед выбором: либо искать новое место для форсирования реки, либо искать лошадей со знающим броды караванщиком, либо, наконец (за исключением случая, когда группа вообще отказывается от брода и меняет маршрут), выслать вверх по реке "гонцов", задача которых - переправиться через реку в первом удобном и безопасном месте или подниматься к ее ледниковым истокам и переходить ее по ледовым или снежным (лавинным) мостам. Такое хождение может отнять массу времени, и группа должна хорошенько подумать, как ей в дальнейшем поступить. Придется учесть и пригодность для хождения берегов реки (каньоны, прижимы, потоки, впадающие в реку). Поэтому, если характер берегов в верхней части реки неизвестен и есть предположение, что они труднопроходимы, а до истоков реки, где наверняка существует переправа, далеко, - от решения посылать людей вверх лучше воздержаться и искать другой выход из положения, даже если придется существенно корректировать первоначальные походные планы.
|
Рассмотрим теперь организацию навесной переправы в случае, когда основная веревка переброшена через реку и закреплена там. Если закрепить ее удалось без переправы одного из участников на ту сторону (бросками бухты с привязанными камнями, палкой или ледорубом), веревка сильно натягивается со стартового берега. Для этого используются деревья, большие камни или вбитые в скальные выходы крючья. Для лучшего натяжения применяется полиспаст из карабинов, прикрепляемый к основной веревке схватывающим узлом (рис. 40, А).
Рис. 40
Натянув веревку полиспастом, ее надежно закрепляют, если надо, - продвигают схватывающий узел полиспаста дальше по основной веревке и вновь натягивают ее полиспастом.
Для полиспаста можно использовать свободный конец основной веревки, тогда ее фиксация производится вторым схватывающим узлом, расположенным ближе к дереву (камню) и завязанным на втором репшнуре, закрепленном на дереве. Но и в этом случае после окончательного натяжения веревки ее свободный конец желательно в натянутом состоянии закрепить на дереве или камне, чтобы снять нагрузку (хотя бы частично) со схватывающего узла (рис. 40, Б).
|
После окончательного закрепления веревки на дереве, большом камне или крючьях, вбитых в скальный выступ, приступают к подготовке переправы первого туриста. Как правило, это один из самых легких по весу участников, особенно если на противоположном берегу еще никого нет и натянута лишь одна веревка. Переправляющийся первым делает "беседку" из страховочной петли и карабином (при помощи друзей) прищелкивается к основной веревке. К ней же он прищелкивается и грудным карабином, продетым в крестовину страховочного пояса.
В зависимости от обстановки он может передвигаться по переправе сидя или полулежа спиной вниз. В последнем случае в зависимости от наклона веревки к противоположному берегу он переправляется головой или ногами вперед. Если веревка сильно наклонена к противоположному берегу и есть опасность в конце переправы удариться головой или спиной о камни или деревья, переправляться надо ногами вперед. Если же такой опасности нет, а веревка натянута полого или даже с некоторым уклоном вверх (это плохо, но иногда нет другого выхода), лучше переправляться вперед головой, - ибо в таком положении переправляющемуся легче подтягиваться по веревке в конце переправы (если веревка идет с уклоном вверх или сильно провисает).
Если веревка натянута достаточно высоко над водой и наклонена в сторону противоположного берега, удобно переправляться сидя. Для этого к беседочному карабину привязывается дополнительная петля с еще одним карабином, который и вешается на основную веревку. Эта петля должна быть пропущена через грудной карабин. Сидя можно переправляться и подложив под себя ледоруб, опирающийся на две петли, защелкнутые в карабин на основной веревке. Необходимость в "беседке" при этом отпадает. Переправляться сидя все-таки менее удобно, чем полулежа, ибо такое положение тела не позволяет при необходимости активно подтягиваться вдоль веревки, а необходимость в этом может неожиданно возникнуть всегда.
Страховка переправляющегося осуществляется вспомогательной веревкой, прикрепленной к его грудному карабину. При переправе первого удобно сразу прикрепить к этому карабину середину сдвоенной вспомогательной веревки. Тогда после переправы карабин можно вернуть на исходный берег, оставив у переправляющегося один из концов вспомогательной веревки. При переправе следующих участников он сможет, вытягивая этот конец, помочь при необходимости переправляющимся.
Рис. 41 |
Как только 3-4 человека оказались на противоположном берегу, надо несколько переоборудовать переправу. Главная задача теперь - обеспечить безопасность переправы остальных участников и возможность после переправы последнего снять все веревки. Пользуясь вспомогательной веревкой и карабином, скользящим по навешенной переправе, переправившиеся участники вытягивают к себе вторую основную веревку и ослабляют натянутую, чтобы оставшиеся на том берегу смогли снять все полиспастное хозяйство, а связанные вместе две основные веревки закрепить так, чтобы их можно было после переправы последнего снять с противоположного берега (рис. 41). На рисунке для простоты показано крепление одинарной веревки.
Когда веревка вновь закреплена на стартовом берегу, переправившиеся приступают к повторному натягиванию уже сдвоенной основной веревки. Для этого они должны иметь с собой необходимое количество петель из репшнура и карабинов. Можно эти дополнительные петли и карабины доставить и после их переправы при помощи карабина с вспомогательной веревкой по натянутой еще переправе. После того как навесная переправа, теперь уже из сдвоенной основной веревки, наведена, приступают к переправе остальных участников группы и рюкзаков. При большом количестве народа (экспедиция, несколько спортивных групп, объединившихся для переправы) транспортировку рюкзаков удобно организовать на специально для этого наведенной невдалеке навесной переправе.
Замыкающий участник перед своей переправой еще раз просматривает крепление веревок на стартовом берегу, надвязывает, если надо, конец подложенных в удавку петель репшнуром и, следя за тем, чтобы этот конец репшнура не нагружался, переправляется на противоположный берег. Переправа окончена. Остается только снять с нее веревки и, если возможно, высушить их.
ровной по составу группе. Часто на не очень сложных переправах бывает целесообразно попросить сильных, высокорослых туристов еще несколько раз пересечь реку для сопровождения остальной группы, чем терять время на организацию перильной страховки.
И все-таки это переправы без страховки, и применимы они только при форсировании простейших горных потоков и в местах, заранее подробно просмотренных (известны глубина, скорость течения, характер дна). В более серьезных случаях, когда нет полной гарантии в безопасности переправы без веревочной страховки, группа приступает к организации переправы вброд (если глубина реки позволяет осуществить такую переправу) с веревочными перилами.
Начинается она с переправы первого на веревочной страховке. Для этого сначала выбирают наиболее удобное место на реке, Основные требования к нему: относительно ровное дно, наименьшая скорость течения и глубина, отсутствие ниже линии переправы больших выступающих камней, за которые может зацепиться страхующая веревка. При переправе турист пользуется для дополнительной опоры связанными стойками от палаток, длинным ледорубом (если он есть в группе) или альпенштоком (можно использовать и достаточно длинную и прочную палку, найденную поблизости или специально для этого захваченную из зоны леса, если переправа проходит выше нее). Переправляющийся надевает штормовой костюм, тщательно застегивается, обувается в отриконенные ботинки. На страховочный пояс, надетый поверх штормовки, со стороны спины вешается карабин, в который защелкиваются два узла проводника, завязанные. на концах основной и вспомогательной веревок.
Если линия движения относительно строго определена камнями или характером дна, переправляющийся и страхующие его туристы предварительно прикидывают наиболее сложные места переправы и возможные способы их форсирования. За крупными камнями, хотя там и глубже, можно немного передохнуть, ибо там наиболее слабое течение, а мощные струи между камнями надо, как правило, преодолевать рывком, опираясь на шест и почти отрываясь от дна. В этих местах страхующие должны быть особенно внимательны.
Если четко регламентированной условиями реки линии переправы нет, то направляющий в зависимости от своего роста, силы и опыта может переправляться двояко: 1) идти несколько наискось вверх по течению, все время стараясь находиться боком к нему, чтобы струя вода не била под колени сзади и сопротивление тела было наименьшим; 2) обязательно по предварительной договоренности со страхующими почти бегом пытаться преодолеть поток наискось вниз по течению, двигаясь одновременно с потоком или несколько опережая его и в то же время приближаясь к противоположному берегу. Последний способ применим только тогда, когда река свободна от больших выступающих камней, за которые может зацепиться страхующая веревка, а берег, с которого производится страховка, ровный и позволяет страхующим перемещаться по нему. При четкой страховке этот способ не более опасен, чем любой другой, но имеет свои преимущества: им можно форсировать реку даже тогда, когда поток достаточно глубок и не позволяет переправляться поперек реки (сбивает с ног).
Страховка первого осуществляется следующим образом: основная веревка, идущая от его спины, располагается поперек реки или даже несколько наискось вверх по ней, если там нет выступающих камней или коряг, за которые она может зацепиться в случае срыва направляющего. Веревку удерживают и по мере надобности выдают минимум два туриста. Вторая, вспомогательная, веревка располагается под углом 30-45° к линии переправы вниз по течению. Ее тоже удерживают два туриста (в некоторых случаях здесь можно обойтись и одним).
При срыве направляющего потоком основная веревка не выбирается, а лишь удерживается или даже слегка протравливается. Сорвавшегося притягивают к берегу вспомогательной веревкой, пробежав с ней при необходимости немного вниз по берегу. Основная веревка в этом случае только обеспечивает маятник. Вытягивание сорванного потоком туриста против течения за основную веревку - основная и наиболее распространенная ошибка в туристских группах. Кроме того, что вытянуть против течения человека очень тяжело, это приводит еще и к тому, что благодаря большому сопротивлению поток накрывает его с головой и спасаемый вынужден принять в себя изрядное количество воды.
Особенно внимательны должны быть страхующие при переправе первого бегом наискось вниз (иногда этот способ называют "сванским"). Их задача - быстро передвигаясь по берегу за переправляющимися, сохранить первоначальные углы веревок по отношению к реке, одновременно выдавать ее, стараясь, чтобы веревки не касались воды и не мешали движениям переправляющегося. При его падении страхующие должны немедленно остановиться, особенно держащие основную веревку, и приступить к подтаскиванию упавшего к берегу.
Как только шедший первым оказался с веревками на противоположном берегу потока, он приступает к организации перильной страховки, для чего, сняв с себя основную веревку, закрепляет ее на дереве, камнях или надежно укрепленном между камнями ледорубе (альпенштоке). Остальная группа натягивает перильную веревку (для начала, чтобы быстрее переправить сухую одежду передовому, ее могут просто натянуть руками несколько туристов) и готовит к переправе по перилам следующего туриста. Основные правила страховки здесь те же, что и для клади или переправы по камням. Как только станет возможным, группа натягивает перильную веревку более основательно и приступает к переправе остальных туристов с рюкзаками. За рюкзаком направляющего кому-нибудь из участников придется вернуться или груз этого рюкзака распределяется между остальными.
НАВЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА
(материалы в помощь слушателям)
Москва - 1989
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Переправа часто является наиболее сложным и опасных элементом туристского пешеходного похода. Среди многочисленных способов переправы важное значение имеет навесная. Особая необходимость в ней может возникнуть не только на маршрутах высокой сложности, но и в более простых походах в период дождей, а также при транспортировке заболевшего или травмированного участника. Наведение навесной переправы следует изучать при подготовке к походам П - Ш категорий сложности.
Ниже приводится описание одного из вариантов навесной самосъемной переправы.
СНАРЯЖЕНИЕ
Для организации навесной переправы необходимо следующее специальное снаряжение:
· основная веревка диаметром 10-12 мм, длина которой должна превышать расстояние между опорами на 4-6 м. Эта веревка называется грузовой. Она предназначена для передвижения над поверхностью воды участников и рюкзаков, прикрепленных к веревке при помощи карабина;
· основная веревка диаметром 10 мм, длина которой должна быть больше двойной ширины реки на 6-10 м. Эта веревка называется транспортировочной. Она предназначена для дополнительной страховки участников при транспортировке их и рюкзаков по грузовой веревке;
· основная веревка диаметром 10 мм, длиной 3-4 м для вязки петли вокруг опоры на исходном берегу при создании полиспаста;
· не менее восьми карабинов;
· блок с подшипником (рис.1) для уменьшения износа грузовой веревки. Блоки рекомендуется применять и для повышения эффективности полиспаста;
· две петли из двойной вспомогательной веревки (репшнура) диаметром 6 мм (рис. 2) для соединения при помощи схватывающих узлов и карабинов грузовой веревки с опорой, создания полиспаста и натягивания переправы. Можно заменить каждую из этих потели двумя петлями прусика одинаковой длины (рис. 3);
· каска, спасжилет;
· спиннинг или легкий капроновый шнур для перебрасывания через реку и последующего вытягивания грузовой и транспортировочной веревок.
Каждый участник должен иметь личную страховочную систему, состоящую из беседки и грудной обвязки, сблокированных между собой.
Все снаряжение проверяется перед походом на тренировочных занятиях по навесной переправе.
ВЫБОР МЕСТА НАВЕСНОЙ ПЕРЕПРАВЫ
Наиболее благоприятно для навесной переправы такое место, где имеется:
· наименьшая ширина реки;
· надежные деревья, растущие неподалеку от берегов, которые можно использовать в качестве опор для крепления грузовой веревки;
· небольшое превышение исходного берега над противоположным, чтобы переправа происходила под уклон;
· достаточное превышение точек крепления грузовой веревки над уровнем воды, чтобы: при провисании в середине переправы самый тяжелый турист не коснулся воды (чем шире река, тем больше должно быть превышение);
· возможность переправы одного из участников каким-либо способом неподалеку от планируемого места навесной переправы.
ПЕРЕПРАВА УЧАСТНИКА
Для того, чтобы закрепить грузовую веревку на противоположном берегу, туда должен переправиться один из участников туристской группы.
При любых способах переправы на участнике должны быть надеты:
· каска;
· личная страховочная система;
· спасжилет.
Для уменьшения веса спасжилет желательно изготовить из капроновой ткани и перед переправой заполнить его надутыми резиновыми шариками. Аналогично изготавливается и емкость для салика, если возможна переправа на нем.
Низкая температура воды и воздуха, значительное время, требуемое на организацию навесной переправы, приводят в большинстве случаев к необходимости разведения участником костра. Поэтому в каску нужно вложить коробок спичек в герметической упаковке и растопку, например кусочек оргстекла.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ