Взаимодействие классного руководителя с родителями.




Пояснительная записка.

Данная программа направлена на развитие творческого потенциала, создания условий для успеха. Именно в начальных классах ученик познаёт, что такое добро и зло, милосердие и сострадание. Здесь ребёнок приобретает первых товарищей. Как воспитать в ребёнке верность дружбе, умение жить среди ровесников, ценить дружбу? Дети всегда должны быть весёлыми, всем интересующимися, чтобы глаза их всегда горели и на уроках и после школы. Очень важно чтобы нашим детям нравилось учиться, жить жизнью класса и школы. И они счастливы, что школа для них – это большой дом, где никого не назовут «трудным», где каждый может быть самим собой. От того, как построена воспитательная система зависит проявление познавательной активности, желания узнать что-то новое.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

Ключевыми понятиями, которые характеризуют воспитательную систему класса, являются: творчество, индивидуальность, самостоятельность, доброта, активность, коллектив. Необходимо сделать так, чтобы эти ценности пронизывали все стороны деятельности, общения и отношений в классном коллективе, а затем превратились в ценностные личности каждого ребенка.

Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе является коллективная творческая деятельность. Основу этой деятельности составляет коллективное (совместное) творческое дело. Формы работы носят диалоговый и проблемный характер. Я взяла на вооружение главные принципы дополнительного образования: добровольность участия и деятельностный принцип проведения занятий. Ребята хотят участвовать во всех делах. Свои творческие достижения, способности и умения в дополнительном образовании они демонстрируют не только в своём объединении, но и во время общешкольных дел – на выставках, праздниках, соревнованиях. Такая работа поднимает статус дополнительного образования и сближает его с учебно-воспитательным процессом школы.

Воспитательная система построена, опираясь на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, спортивную, творческую, коммуникативную, досуговую. Учитывается также актуальная проблема – взаимодействие семьи и школы.

Программа рассчитана на 4 года. В каждом классе имеется определённая направленность. Дети совершают «путешествие» по городам (Приложение):

1 класс – «Город Почемучек».
2 класс – «Город «Добрых дел».
3 класс – «Город Мастеров».
4 класс – «Солнечный город».

Цель воспитательной работы – формирование и раскрытие творческой индивидуальности личности каждого ребенка.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики учащихся.
  2. Воспитывать в детях уважение к себе и другим (взаимоотношения, взаимопомощь, доброе отношение друг к другу).
  3. Воспитывать ребенка как члена общества, умение жить в коллективе, считаться с мнением коллектива.
  4. Воспитывать бережное отношение к природе.
  5. Создать условия для интеллектуального, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности школьника.
  6. Развивать творческую деятельность через КТД.

Данные задачи, направленные на достижение поставленной цели, решаются посредством реализации воспитательной программы «Дети солнца».

Реализуя цели программы, мы воспитываем и развиваем в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:

  • уважать себя, опираться на самого себя, исходить из своих реальных возможностей;
  • эффективно взаимодействовать, общаться;
  • справляться с волнениями и стрессом;
  • делать выбор и принимать решения;
  • критически мыслить;
  • сопротивляться и противостоять.

Подводя итог сказанному, можно сформулировать принципы построения программы:

  • опора на содержание основного образования, использование его воспитательного потенциала;
  • ориентация на широкое культурологическое содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности;
  • преимущественное внимание вопросам воспитания здорового образа жизни;
  • формирования у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира;
  • развитие познавательной, социальной, творческой активности;
  • сближение урочной и внеурочной деятельности, основного и дополнительного образования.

Участники программы: учащиеся, классный руководитель, библиотекарь, социальный педагог, психолог, вожатая, президент школы, родители, руководители кружков, секций, работники культуры, ЦДОД.

Методы и формы работы:

  • анкетирование;
  • оформление портфолио;
  • конкурсы;
  • экскурсии;
  • соревнования;
  • выставки;
  • праздники;
  • аукционы;
  • устные журналы;
  • интеллектуальные игры;
  • брейн-ринги;
  • психологические тренинги;
  • встречи с интересными людьми.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание дружного коллектива детей и родителей.
  2. Комфортность ребёнка в классе.
  3. Рост воспитанности и культуры учащихся.
  4. Высокий уровень учебной мотивации.

Направления воспитательной работы:

  1. Мир знаний.
  2. Моё Отечество.
  3. Я и мой коллектив.
  4. Моё здоровье.
  5. Мир прекрасного.
  6. Моё творчество.

Работа с родителями.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
  2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
  3. Участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с родителями по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице:

Взаимодействие классного руководителя с родителями.

Основные направления Формы работы с семьёй
1. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Родительские всеобучи.
«Дни открытых дверей» – индивидуальные и тематические консультации.
Родительские собрания.
2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Дни творчества.
Открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Помощь в организации и проведении внеклассных дел и в оказании помощи в ремонте класса и школы.
Анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и степени удовлетворённости деятельностью школы и классного руководителя.
Участие в управлении учебно-воспитательным процессом. Участие родителей класса в работе родительского комитета школы.

Родительские собрания.

Срок проведения Тема собрания Ответственные
Подготовительный период
апрель Условия приёма детей в 1 класс. Администрация школы, психолог, учитель.
май Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса, детского объединения. Администрация школы, психолог, учитель, педагог ДО.
1 класс
август Младший школьник: особенности развития. Учитель, психолог.
сентябрь Трудности адаптации первоклассников. Учитель, психолог.
декабрь Родителям о внимании и внимательности. Учитель.
февраль Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? Учитель, психолог.
апрель Итоги адаптации первоклассников. Учитель.
май Перелистывая страницы учебного года. Учитель, педагог ДО.
2 класс
I четверть Особенности учебников, по которым учатся дети. Учитель.
II четверть Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. Учитель, педагог ДО.
III четверть Причины и последствия детской агрессии. Учитель, психолог.
IV четверть Поощрение и наказание детей в семье. Учитель, родительский актив.
3 класс
I четверть Семейные праздники и их значение для ребёнка. Учитель.
II четверть Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. Учитель, библиотекарь, психолог.
III четверть Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. Учитель, педагог ДО.
IV четверть Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. Врач, учитель.
4 класс
I четверть Ваш ребёнок взрослеет. Воспитание в семье. Учитель.
II четверть Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. Учитель.
III четверть Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. Учитель.
IV четверть Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим: «До новой встречи!» Учитель, педагог ДО.

С первого дня работы в школе я поняла, что классному руководителю нельзя стоять в стороне от всех событий, которые происходят вокруг. Жизнь не стоит на месте, всё вокруг меняется, а значит, меняются и дети. Без изменения не может оставаться и учитель, скорее наоборот, нам следует постоянно забегать в завтра и послезавтра, обновлять себя так же, как и дети. Это значит находиться в постоянном творческом поиске. Нужно создать творческую обстановку, выстроить для каждого ребёнка лесенку, по которой он поднимется к вершине знаний. И к вершине этой надо стремиться, без этого не возможно творчество, а без творчества жизнь теряет смысл.

Что же такое творчество и творческая личность? Я долго искала подходящие выражения и у меня получилась вот такая формула:

Т – толерантность. Мне кажется, учитель, как и каждый человек, работающий с детьми, должен обладать таким важным качеством, как терпимость, которое мы называем толерантностью. Мы учим детей понимать друга, а сами мы этим качеством обладаем? Как бывает трудно сдерживать себя в некоторых ситуациях! Но потом понимаешь: все люди разные, нельзя их мерить одной меркой, нужно принимать их такими, какие они есть.
В – вера в самого себя, в свои силы и возможности.
О – открытость и честность.
Р – радость от успеха.
Ч – чувство юмора. Ш. Амонашвили писал: «Чаще приглашать на уроки Момуса – бога смеха и шуток, чтобы прогнать с уроков Морфея – бога сна».
Е – естественность и искренность, быть самим собой. Дети это чувствуют, тогда и будут доверять.
С – самостоятельность и нестандартное мышление, способность решать проблемы самостоятельно, отстаивать свою точку зрения.
Т – тактичность.
В – вовлечённость в деятельность, любознательность, вдохновение, желание работать лучше, чем вчера.
О – ответственность. И не просто за будущее детей. Мы формируем то, какой будет наша страна. Эту ответственность мы должны воспитать и в детях.

Каждый раз, когда я беру малышей в первом классе, то начинаю с помощью ребят формировать органы ученического самоуправления в классе.
В органы ученического самоуправления избираются ребята, которые способны не только ответственно подойти к делу, стать его инициатором, повести за собой.

Детское самоуправление.

Каждый учащийся живёт в своей семейке (группа ребят из 5-6 человек). Семейка выбирает себе командира, распределяет поручения (Золушки, Айболиты, Затейники, Знайки, Лесовички). Командир оказывает помощь учителю, выясняет причину отсутствующих, отвечает за состоянием дисциплины на уроке, выполняет поручения учителя. Золушки организуют дежурство, следят за порядком, пропагандируют проведение субботников и трудовых десантов, организуют класс, и распределяют фронт работ во время генеральной уборки, отвечают за сохранность мебели в классе. Айболиты следят за выполнением правил гигиены, ведут пропаганду спортивных достижений и здорового образа жизни. Затейники организуют работу художественно-эстетического направления, принимают участие в оформлении стенгазет, поздравительных открыток. Знайки помогают в учёбе, подготовке проектов. Лесовички своевременно поливают цветы, рыхлят. Еженедельно происходит смена поручений. Дети не только оказывают помощь учителю, но и проводят беседы с одноклассниками, помогают при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий.

В конце каждой четверти подводятся итоги работы. Каждый ученик старается себя проявить в какой-то области: учебной, научной, спортивной, художественном творчестве, организаторской деятельности, добрых делах. Проводится награждение победителей в номинациях: «Умники и умницы», «Навстречу открытиям», «Чемпион класса», «Талант», «Дирижёр театра», «Доброта и милосердие». Вручаются грамоты, оформляется стенд «Ступеньки почёта» с фотографиями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: