Нейропсихофизиологические нормативы развития ребенка от 2 до 3 лет




  Наименование показателя Формирование
  Крупная моторика
  Хорошо бегает без падений 2 г. 2 г. 1 мес.
  Самостоятельно приседает и встает 2 г. 2 г. 1 мес.
  Встает с маленького стульчика без помощи рук 2 г. 2 г. 1 мес.
  Катает мяч в паре со взрослым или сверстником: бросает мяч вдаль одной рукой; подбрасывает мяч вверх двумя руками; бросает мяч вниз 2 г. 2 г. 1 мес.
  Самостоятельно выполняет двигательные действия с предметами на колесиках (каталки, машинки и т.п.) 2 г. 2 г. 1 мес.
  Влезает на стул, держится за спинку 2 г. 2 г. 1 мес.
  Поднимается по лестнице, держась за перила 2 г. 2 г. 1 мес.
  Наклоняется и поднимает предметы с пола 2 г. 2 г. 1 мес.
  Идет спиной вперед 2 г. 2 г. 1 мес.
  Переползает через бревно 2 г. 2 г. 1 мес.
  Пинает большой мяч без демонстрации 2 г. 2 г. 1 мес.
  Несет большой предмет (до 30 см в диаметре) 2 г. 2 г. 2 мес.
  Бросает мяч в цель на расстояние 60-70 см 2 г. 2 г. 2 мес.
  Пробегает 5 метров, не упав 2 г. 2 г. 2 мес.
  Бьет по мячу ногой, при этом не падает 2 г. 2 г. 3 мес.
  Влезает со страховкой на лестницу высотой 1-1,5 м и слезает с нее 2 г. 2 г. 3 мес.
  Выполняет упражнения с атрибутами (флажками, мячами, кольцами и т.п.) для всех групп мышц, повторяя за взрослым или следуя его инструкциям 2 г. 2 г. 3 мес.
  Один идет вверх и вниз по лестнице 2 г. 2 г. 3 мес.
  Влезает на гимнастическую стенку высотой 1,5 м. И слезает с нее приставным шагом 2 г. 2 г. 6 мес.
  Стоит на одной ноге две секунды, не держась 2 г. 2 г. 7 мес.
  Поднимается на две ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой 2 г. 1 мес. 2 г. 8 мес.
  Прыгает через ленту (ширина 10 см), не задевая ее 2 г. 3 мес. 2 г. 11 мес.
  Ездит на трехколесном велосипеде и нажимает на педали 2 г. 4 мес. 3 г.
  Может приставным шагом перешагивать препятствия, расположенные на полу на расстоянии 20 см друг от друга 2 г. 5 мес. 2 г. 7 мес.
  Спускается на три ступеньки взрослым шагом, держится одной рукой 2 г. 5 мес. 3 г.
  Пытается стоять на одной ноге 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Ходит на «цыпочках» (после показа) 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Стоит на одной ноге без поддержки 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Прыгает на двух ногах, отрывая обе ноги от пола 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Спускается по лестнице, чередуя ноги (с опорой) 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Поднимается по лестнице, не держась за перила, подтягивая вторую ногу 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Идет, держа равновесие 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Поднимается на три перекладины лесенки 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Играет, сидя на корточках 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Проходит горизонтально по доске шириной 15 см., приподнятой от пола на 30-35 см 2 г. 6 мес. 3 г.
  Влезает на стремянку высотой 165 см и слезает с нее приставным или чередующимся шагом 2 г. 6 мес. 3 г.
  Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см 2 г. 6 мес. 3 г.
  Бросает одной рукой попеременно малые мячи в вертикально расположенную цель (обруч диаметром 50-60 см), находящуюся на высоте от пола (на уровне глаз ребенка). Расстояние 100-125 см 2 г. 6 мес. 3 г.
  Ловит мяч диаметром 15-20 см с отдаления 2 м 2 г. 7 мес. 3 г. 4 мес.
  Прыгает через лист бумаги шириной 20 см, не задевая его 2 г. 9 мес. 3 г. 7 мес.
  Может простоять несколько секунд на одной ноге 2 г. 10 мес. 2 г. 11 мес.
  Поднимается вверх по лестнице, ставя по одной ноге на каждую ступеньку 2 г. 10 мес. 2 г. 11 мес.
  Спускается, ставя на ступеньку обе ноги 2 г. 10 мес. 2 г. 11 мес.
  Уверенно прыгает на двух ногах 2 г. 10 мес. 2 г. 11 мес.
  Прыгая с одной ступени на другую, отрывает обе ноги 2 г. 11 мес. 3 г.
  Спускается взрослым шагом на три ступеньки вниз, не держась 2 г. 11 мес. 3 г. 9 мес.
  Мелкая моторика
  По показу имитирует вертикальную линию 2 г. 2 г. 1 мес.
  Чертит на бумаге 2 г. 2 г. 1 мес.
  Поворачивает ручку двери 2 г. 2 г. 2 мес.
  Нажимает на кнопку звонка 2 г. 2 г. 2 мес.
  Вставляет ключ в замочную скважину 2 г. 2 г. 3 мес.
  Закручивает или откручивает крышку флакона с вставлением крышки, держа флакон 2 г. 2 г. 3 мес.
  Может подражательно (после показа взрослым) повторить рисование вертикальных и круглых линий 2 г. 2 г. 3 мес.
  Крутит ручку музыкальной шкатулки 2 г. 2 г. 4 мес.
  Бросает бусинку в бутылочку 2 г. 2 г. 4 мес.
  Нанизывает на шнур шарик-бусину 2 г. 2 г. 6 мес.
  Формируется предпочтение руки 2 г. 2 г. 6 мес.
  Переворачивает страницы по одной 2 г. 2 г. 6 мес.
  Имитирует окружность от 2 лет до 3 лет
  Делает ножницами два надреза бумажной полосы шириной 2 см (бумагу держит взрослый) 2 г. 4 мес. 3 г.
  По показу правильно копирует рисунок вертикальных, горизонтальных, круглых линий и креста 2 г. 5 мес. 3 г.
  Разрывает бумагу движением рук в противоположные стороны (к себе – от себя) 2 г. 5 мес. 3 г. 2 мес.
  Бросает теннисный мячик, подняв руку над головой 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Достает бусинку из бутылочки 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Вставляет палочку в трубку 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Переворачивает страницы 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Правильно держит карандаш 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Чертит две и более линии, которые пересекаются 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их 2 г. 6 мес. 3 г.
  Имитирует пишущие движения 2 г. 6 мес. 3 г. 3 мес.
  Формирует валик из пластилина (из шарика) 2 г. 7 мес. 3 г. 4 мес.
  Рисует крест 2 г. 9 мес. 3 г.
  Чертит закрытый круг 2 г. 9 мес. 3 г. 7 мес.
  Режет ножницами 2 г. 11 мес. 3 г. 2 мес.
  Зрительное восприятие
  Знает много картинок (10) 2 г. 2 г. 1 мес.
  Показывает части тела на кукле 2 г. 2 г. 1 мес.
  Находит переставленный на новое место предмет 2 г. 2 г. 2 мес.
  Наблюдает за строительством башенки 2 г. 2 г. 2 мес.
  Распределяет правильно предметы (кубик к кубикам, кольцо к кольцам) 2 г. 2 г. 2 мес.
  Кладет два предмета в соответствии с их изображением 2 г. 2 г. 2 мес.
  Узнает знакомые предметы по ТВ 2 г. 2 г. 3 мес.
  Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале 2 г. 2 г. 6 мес.
  Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов 2 г. 2 г. 6 мес.
  Понимает смысл простых картинок с действием 2 г. 5 мес. 2 г. 7 мес.
  Узнает контурные черно-белые изображения 2 г. 5 мес. 2 г. 7 мес.
  Раскладывает две пары картинок в отдельные стопки 2 г. 5 мес. 2 г. 7 мес.
  Узнает соседей и гостей 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Сортирует ложки и вилки 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Различает две разные геометрические формы 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Различает два цвета 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Различает два предмета разного размера 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Начинает видеть разницу в величине и количестве на плоскостной картинке 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Зрительно дифференцирует протяженность и местоположение предмета 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Называет 4 основных цвета 2 г. 6 мес. 3 г.
  Узнает человека в незавершенной фигурке 2 г. 10 мес. 3 г.
  Узнает 4 геометрические фигуры 2 г. 10 мес. 3 г.
  Удерживает в поле зрения 3-4 предмета 2 г. 11 мес. 3 г.
  Слуховое восприятие
  Повторяет за взрослым предложение из 2-3 слов 2 г. 2 г. 2 мес.
  Пытается петь 2 г. 2 г. 2 мес.
  Начинает различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка-кошка-мошка), ориентируясь при этом не только на конкретную ситуацию, но и на звуковое оформление слова 2 г. 5 мес. 3 г.
  Импрессивная речь
  Показывает по просьбе много картинок 2 г. 2 г. 2 мес.
  Понимает короткий рассказ о недавнем прошлом (куда ходили, что делали, кого видели и т.п.) 2 г. 2 г. 2 мес.
  Слушает с интересом свои первые сказки 2 г. 2 г. 2 мес.
  Понимает слово «холодный», указывает на холодные предметы или называет их 2 г. 2 г. 3 мес.
  Понимает речь, не сопровождаемую показом (знакомые ситуации, бывшие в опыте ребенка) 2 г. 2 г. 3 мес.
  Выполняет по просьбе взрослого поручения, состоящие из 2-3 последовательных действий (возьми, принеси, положи и т.п.) 2 г. 2 г. 3 мес.
  Знает название частей лица (губы, уши, глаза и т.п.) и частей тела (руки, спина и т.п.) 2 г. 2 г. 3 мес.
  Понимает слово «большой», в ответ на просьбу берет большой мяч (из двух) 2 г. 2 г. 4 мес.
  Понимает два из четырех предлогов, наречий (на, под, рядом, за/позади) 2 г. 1 мес. 2 г. 9 мес.
  Понимает два вопроса: «Что ты делаешь ложкой? (с чашкой)» 2 г. 2 мес. 2 г. 11 мес.
  Понимает слово «легкий», берет легкий предмет 2 г. 3 мес. 3 г.
  Понимает два вопроса из трех: «Что ты делаешь, когда ты устал? (голоден, грязный)» 2 г. 4 мес. 3 г. 1 мес.
  Понимает содержательную речь, несложные рассказы 2 г. 5 мес. 2 г. 6 мес.
  Может односложно ответить на вопрос по прочитанной сказке 2 г. 5 мес. 2 г. 6 мес.
  Выполняет около 10 инструкций, состоящих из одного действия 2 г. 5 мес. 2 г. 8 мес.
  Начинает замечать ошибки в произношении других детей и поправлять их 2 г. 5 мес. 3 г.
  В ответ на вопрос, показывает свой подбородок 2 г. 5 мес. 3 г. 3 мес.
  Отвечает на один ситуационный вопрос 2 г. 10 мес. 3 г.
  По просьбе помещает мяч под и на стул 2 г. 10 мес. 3 г.
  Показывает дважды правильно на самую длинную из трех линий 2 г. 10 мес. 3 г. 9 мес.
  Экспрессивная речь
  Звуки «ам» превращаются в звуки «ням-ням» 2 г. 2 г. 2 мес.
  Называет два вида деятельности 2 г. 2 г. 2 мес.
  Называет 4 предмета 2 г. 2 г. 2 мес.
  Называет трех людей по имени 2 г. 2 г. 2 мес.
  Знает местоимение «мое», «ты», «я» 2 г. 2 г. 3 мес.
  Выражает желание словом 2 г. 2 г. 3 мес.
  Владеет выразительными средствами речи: может менять интонацию, силу голоса, темп речи, но только при условии, что взрослые уделяют внимание развитию этих навыков 2 г. 2 г. 3 мес.
  Начинает употреблять прилагательные, предлоги, наречия 2 г. 2 г. 3 мес.
  Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает 2 г. 2 г. 3 мес.
  Слова могут быть нечеткими, но они обозначают конкретные предметы и действия (собственный жаргон) от 2 г. до 2 г. 3 мес.
  Говорит короткими предложениями 2 г. 2 г. 4 мес.
  Составляет предложения из 3-4 слов 2 г. 2 г. 4 мес.
  Комментирует свои действия. Например: "Миша моет ручки" (ест, играет, одевается, кушает и т.п.) 2 г. 2 г. 4 мес.
  Высказывает свои потребности. Например: «Миша хочет мячик» и т.п. 2 г. 2 г. 4 мес.
  Активный словарь (слова, которые ребенок использует в собственной речи) увеличивается до 200-300 разнопроизносимых слов 2 г. 2 г. 4 мес.
  Говорит многословными предложениями (более 3 слов) 2 г. 2 г. 4 мес.
  Словами начинает заранее намечать свои действия, намерения 2 г. 2 г. 6 мес.
  Активный словарь увеличивается на 100 слов ежемесячно от 2 лет до 3 лет
  В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент 2 г. 1 мес. 2 г. 3 мес.
  Облегченные слова заменяет правильными 2 г. 1 мес. 2 г. 3 мес.
  Задает вопросы 2 г. 1 мес. 2 г. 4 мес.
  Говорит: «До свидания, пока, спасибо, здравствуйте» в индивидуальном произношении 2 г. 1 мес. 2 г. 4 мес.
  Задает вопросы со словами: «кто», «где», «куда» (порядок слов не всегда правильный) 2 г. 1 мес. 2 г. 6 мес.
  Говорит о себе в «Я»-форме 2 г. 1 мес. 2 г.10мес.
  Говорит первое предложение из четырех слов на детском языке 2 г. 2 мес. 3 г.
  Использует числительное два для обозначения нескольких предметов 2 г. 3 мес. 3 г. 2 мес.
  Использует слово «мне» или «тебе» 2 г. 4 мес. 3 г. 3 мес.
  Называет предметы на некоторых картинках во множественном числе 2 г. 5 мес. 3 г. 5 мес.
  Называет себя по имени (говорит полное имя) 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Легко повторяет фразы 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Употребляет слова «он», «она», «оно» 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Называет два-три свойства предметов 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Говорит: «там», «уйди», «пожалуйста», «спасибо» 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия 2 г. 6 мес. 3 г.
  Произносит правильно все звуки, кроме «р», «л» и шипящих 2 г. 6 мес. 3 г.
  Речь эмоционально выразительная 2 г. 6 мес. 3 г.
  Начинает задавать вопросы: «Что это?», «А что это?» или просто - «Это?» 2 г. 6 мес. 3 г.
  Начинает употреблять сложные придаточные предложения 2 г. 6 мес. 3 г.
  При освоении нового слова стремится к точному его воспроизведению 2 г. 6 мес. 3 г.
  Говорит первое осмысленное предложение из пяти слов на детском языке (не повтор) 2 г. 6 мес. 3 г. 6 мес.
  Словарный запас – до 500 слов и более 2 г. 7 мес. 3 г. 2 мес.
  Использует вопрос: «Почему?» (ответ не всегда нужен) 2 г. 7 мес. 3 г. 8 мес.
  По просьбе взрослого повторяет одно из предложений, состоящих из пяти слов 2 г. 8 мес. 3 г. 9 мес.
  Использует названия предметов во множественном числе 2 г. 10 мес. 3 г.
  Говорит первое осмысленное предложение из шести слов на детском языке (не повтор) 2 г. 10 мес. 4 г.
  Активный словарь – 1500 слов 2 г. 11 мес. 3 г. 3 мес.
  Интеллект
  Имеет первые представления о предметах и явлениях 2 г. 2 г. 2 мес.
  Знает собственное имя, может высказываться о себе в третьем лице. Например: «Миша хочет гулять» или «Дай Маше шарик» и т.п. 2 г. 2 г. 2 мес.
  Узнает себя, знакомых взрослых и детей на фотографии 2 г. 2 г. 2 мес.
  Самостоятельно собирает двухместные дидактические игрушки: маленькую игрушку (матрешка) вкладывает в большую 2 г. 2 г. 2 мес.
  Мальчик проявляет большой интерес к членам семьи мужского пола. С удовольствием наблюдает за работой отца, деда, занимающихся починкой техники, столярными работами и т.п. Девочка проявляет интерес к шитью, вязанию и т.п. 2 г. 2 г. 2 мес.
  Частично заполняет доску Сегена путем проб и ошибок 2 г. 2 г. 2 мес.
  Вступает в диалог по поводу иллюстраций, рассматривая их в книге 2 г. 2 г. 2 мес.
  Имеет представление о том, кто кем работает («дядя доктор») 2 г. 2 г. 3 мес.
  Имеет представление о том, кто и кем ему приходится: "Моя мама" (бабушка, сестра, брат и др.). 2 г. 2 г. 3 мес.
  Имеет представление о пище (хлеб, молоко, конфета и т.п.); о блюдах (суп, каша и т.п.); об игрушках (кукла, машинка, кубики и т.п.); о предметах быта (стол, стул, тарелка, ложка и т.п.); о личных вещах (полотенце, носовой платок и т.п.); о природе (животные, которые живут рядом: кошка, собака и т.п.); о природных явлениях (солнце, снег и т.п.) 2 г. 2 г. 3 мес.
  Среди 5 картинок находит одну такую же, какую показывает взрослый 2 г. 2 г. 3 мес.
  Проявляет интерес к книге; просит повторить любимые произведения 2 г. 2 г. 3 мес.
  С помощью взрослого собирает и складывает изображения на разрезных кубиках (вначале из двух, потом из четырех) 2 г. 2 г. 3 мес.
  Самостоятельно работает с разрезными картинками: собирает целостное изображение из двух идентичных половинок (матрешка, мяч и т.п.) 2 г. 2 г. 3 мес.
  С помощью взрослого и при непосредственном его участии собирает трехместные игрушки 2 г. 2 г. 3 мес.
  Подбирает соответствующие детали-вкладыши при выборе из 2 деталей. При помощи взрослого – из трех 2 г. 2 г. 3 мес.
  Подбирает к коробкам крышки подходящей формы (круглой, квадратной, треугольной) 2 г. 2 г. 3 мес.
  С помощью взрослого раскладывает предметы по убыванию и возрастанию величины. Понимает слова «побольше» и «поменьше» 2 г. 2 г. 3 мес.
  Выполняет поручения взрослого по подбору предметов того или иного цвета (сначала взрослый показывает нужный цвет) 2 г. 2 г. 3 мес.
  Выполняет задания по ориентировке на 2 свойства одновременно: цвет и величину (большой и маленький красный шарики и кубик) 2 г. 2 г. 3 мес.
  В игре с картинками и дидактическими игрушками выполняет задания на ориентировку среди не менее 4 предметов 4 цветов (красный, синий, желтый, зеленый), выбирает один из 2 предметов, запоминает названия и повторяет за взрослыми 2 г. 2 г. 3 мес.
  С помощью взрослого «выстраивает» в практических действиях с предметами и игрушками систему «большой-поменьше-маленький» 2 г. 2 г. 3 мес.
  Понимает и практически устанавливает величинное соотношение «поменьше» и «побольше» 2 г. 2 г. 3 мес.
  Подбирает парные изображения из большого набора предметных картинок, располагает их рядом 2 г. 2 г. 4 мес.
  Сортирует предметы (груша-яблоко, юла - кубики, и т. д.) 2 г. 2 г. 4 мес.
  Начинает понимать свою половую принадлежность: мальчик или девочка 2 г. 2 г. 6 мес.
  Начинает задавать вопросы 2 г. 2 г. 6 мес.
  Активное бодрствование до 6-7 часов в сутки 2 г. 3 г.
  Хорошо вкладывает друг в друга цилиндры и чашки, работая методом проб и ошибок 2 г. 5 мес. 2 г. 6 мес.
  Выполняет поручения из 2-3 взаимосвязанных действий (подойди к столу, возьми мишку, принеси его мне) 2 г. 6 мес. 2 г. 7 мес.
  Вкладывает две матрешки одна в другую 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Укладывает в нужные ячейки доски Сегена фигуры, кроме треугольника 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Подбирает цвета по образцу (синий к синему) 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Начинает группировать предметы на картинках (животные, одежда, мебель, посуда, люди) 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Называет правильно все знакомые предметы (отвечает на вопрос: «что это?») 2 г. 6 мес. 2 г.11мес.
  В своей деятельности правильно использует геометрические фигуры по назначению 2 г. 6 мес. 3 г.
  Различает 4-5 основных форм (круг, квадрат, треугольник, овал и др.), некоторые из них обозначает предэталонами (как крыша, как яйцо) 2 г. 6 мес. 3 г.
  Начало изобразительной деятельности 2 г. 6 мес. 3 г.
  Начинает применять предметы-заместители 2 г. 6 мес. 3 г.
  Может перенести действие с одного предмета на другой 2 г. 6 мес. 3 г.
  В каракулях узнает образы 2 г. 6 мес. 3 г.
  Возникают представления воображения на основе описания (в процессе слушания сказок и т.п.) 2 г. 6 мес. 3 г.
  Складывает квадрат из четырех кубиков 2 г. 6 мес. 3 г. 2 мес.
  Избегает простых опасностей 2 г. 8 мес. 3 г.
  Может выполнять задания, не отвлекаясь, в течение 5 минут 2 г. 11 мес. 3 г.
  Находит 3-4 отличия между предметами 2 г. 11 мес. 3 г.
  Находит два предмета, похожих друг на друга 2 г. 11 мес. 3 г.
  Выполняет задания по предложенному образцу 2 г. 11 мес. 3 г.
  Называет все предметы, изображенные на картинках (от 10 до 15 предметов) 2 г. 11 мес. 3 г. 2 мес.
  Память
  Запоминает имена близких (баба Катя, мама Лена) и друзей 2 г. 2 г. 2 мес.
  Вслед за взрослым читает наизусть любимые потешки 2 г. 2 г. 2 мес.
  Может запомнить и правильно выполнить 4-5 действий, предложенных подряд 2 г. 3 мес. 2 г. 5 мес.
  Повторяет две цифры (1-3 попытки) 2 г. 5 мес. 2 г. 7 мес.
  Легко запоминает стихи и песенки 2 г. 6 мес. 3 г.
  Называет свои имя и фамилию 2 г. 6 мес. 3 г.
  Хорошо отвечает на вопросы: «Что ты ел на завтрак?», «С кем ты живешь дома?», «Во что любишь играть?» 2 г. 11 мес. 3 г.
  Правильно повторяет фразу «Летом в лесу было много грибов и ягод» 2 г. 11 мес. 3 г.
  Повторяет подряд три цифры: 2, 5,9 2 г. 11 мес. 3 г.
  Знает несколько стихотворений 2 г. 11 мес. 3 г.
  Конструирование
  Может самостоятельно построить башню из 6-7 кубиков 2 г. 2 г. 2 мес.
  Надевает колечки на палочку 2 г. 2 г. 2 мес.
  Самостоятельно собирает пирамидку из 2-3 колец контрастных размеров. С помощью взрослого – из 4-5 колец разной величины 2 г. 2 г. 3 мес.
  Вкладывает один объект в другой, затрудняется, если видит перед собой больше двух объектов 2 г. 2 г. 3 мес.
  Строит по показу поезд, башенку 2 г. 2 г. 4 мес.
  Строит мостик из 3-х кубиков по показу 2 г. 2 г. 4 мес.
  Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их 2 г. 2 г. 6 мес.
  Строит башню из восьми одинаковых кубиков (ребро 3 см), с трех попыток 2 г. 2 мес. 2 г.10мес.
  Собирает пирамидку методом проб и ошибок, может перепутать верхнее и нижнее кольцо 2 г. 4 мес. 2 г. 5 мес.
  Строит башню из 8 кубиков 2 г. 4 мес. 2 г. 6 мес.
  Строит «мост» из трех кубиков по образцу 2 г. 4 мес. 2 г.11мес.
  К построенному из кубиков поезду добавляет трубу 2 г. 6 мес. 2 г. 8 мес.
  Появляются сложные сюжетные постройки 2 г. 6 мес. 3 г.
  Строит после показа мост и поезд с трубой из 9 кубиков 2 г. 10 мес. 2 г.11мес.
  Строит самостоятельно башню из 9 кубиков 2 г. 10 мес. 3 г.
  Самостоятельно собирает пирамидку из нескольких колец, ориентируясь на их размер 2 г. 10 мес. 3 г.
  Эмоции, коммуникация, поведение
  Мотает головой в знак несогласия 2 г. 2 г. 1 мес.
  Активно вступает во взаимодействие со сверстниками, получая положительный и отрицательный опыт общения 2 г. 2 г. 1 мес.
  Ребенок обнаруживает потребность в доброжелательном внимании взрослого и общении с ним 2 г. 2 г. 1 мес.
  Дает себе положительную оценку: "хороший", "красивый", "большой" и т.п. 2 г. 2 г. 2 мес.
  Может вступать в непродолжительный контакт со сверстниками 2 г. 2 г. 2 мес.
  Наблюдает за действиями других детей, проявляет желание подражать им, делиться сладостями, сообщать о своих переживаниях 2 г. 2 г. 2 мес.
  Проявляет свою волю в ситуациях «хочу» или «не хочу», но легко откликается на уговоры взрослого проявить терпение, уступить в чем-либо 2 г. 2 г. 3 мес.
  Эмоционально предвосхищает результаты собственного действия или действия взрослого 2 г. 2 г. 3 мес.
  Ожидает от взрослого общения по поводу действий с предметами, осуществления игровых замыслов, раскрытия новых свойств знакомых предметов и экспериментирования с ними 2 г. 2 г. 3 мес.
  Дорожит вниманием любого взрослого и дружбой с ним 2 г. 2 г. 3 мес.
  Переживает, если возникают конфликты в отношениях с близкими 2 г. 2 г. 3 мес.
  Слово взрослого становится регулятором поведения ребенка 2 г. 2 г. 3 мес.
  Во многих игровых ситуациях обнаруживает не только собственную инициативу, но и готовность следовать за взрослым, подчиняться его требованиям 2 г. 2 г. 3 мес.
  Начинает проявлять некоторую сдержанность, умение «немного подождать», т.е. некоторую способность к элементарной самоорганизации и самостоятельности 2 г. 2 г. 3 мес.
  Может испытывать ревность и даже проявлять негативизм, если контакт со сверстниками строится на противоречиях и осуждении ребенка как личности 2 г. 2 г. 3 мес.
  Среди сверстников появляется «любимый» друг, которому ребенок симпатизирует больше, чем другим 2 г. 2 г. 4 мес.
  Говорит о непосредственных впечатлениях 2 г. 2 г. 4 мес.
  Просит дать что-то «другое», когда заканчивается то, что было до этого 2 г. 2 г. 4 мес.
  Может уже сдерживать свои эмоции и не плакать, даже если ему больно 2 г. 2 г. 6 мес.
  Обращается к себе по имени от 2 лет до2л.6мес.
  Здоровается и прощается 2 г. 3 г.
  Употребляет слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста) 2 г. 3 г.
  Проявляет внимание, сочувствие к другим детям (делится игрушками, угощением, уступает) 2 г. 3 г.
  Отзывается на просьбу другого ребенка, помогает ему 2 г. 3 г.
  Выражает желание в «Я»-форме 2 г. 1 мес. 2 г. 10 мес.
  Придерживается правила игры: «один раз «Я», один раз «Ты»!» 2 г. 3 мес. 3 г.
  Говоря о себе, использует чаще местоимение, чем свое имя 2 г. 6 мес. 2 г. 9 мес.
  Благодарит после еды без напоминания 2 г. 6 мес. 3 г.
  Может согласовывать свои движения с движениями других детей. Например, ходит парами, в общем кругу, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши 2 г. 6 мес. 3 г.
  Может менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала (переходит от быстрого бега к ходьбе под музыку), резко повернуть назад при приближении того, кто хочет поймать его, по слову перейти от одного движения к другому 2 г. 6 мес. 3 г.
  Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать 2 г. 6 мес. 3 г.
  Понимает шутки 2 г. 9 мес. 3 г.
  Самообслуживание
  Ест твердую пищу самостоятельно (хлеб, печенье) 2 г. 2 г. 1 мес.
  Не переворачивает ложку при кормлении 2 г. 2 г. 1 мес.
  Сосет жидкость через соломинку 2 г. 2 г. 1 мес.
  При приеме пищи садится за стол 2 г. 2 г. 2 мес.
  Снимает рубашку, джемпер, платье 2 г. 2 г. 2 мес.
  Знает назначение столовых и чайных приборов: большая ложка – для супа; маленькая – для компота, чая 2 г. 2 г. 3 мес.
  Может обходиться без нагрудника 2 г. 2 г. 3 мес.
  Ест аккуратно, не обливаясь, пользуется салфеткой 2 г. 2 г. 3 мес.
  Контролирует свои физиологические потребности: просится на горшок в дневное время 2 г. 2 г. 3 мес.
  Проявляет стремление к самостоятельности («Я сам!») во всех бытовых ситуациях 2 г. 2 г. 3 мес.
  Пытается самостоятельно мыть и вытирать руки 2 г. 2 г. 3 мес.
  Эмоционально-положительно реагирует на новую одежду (красивую кофточку, сапожки и т.п.), радуется, если его наряды замечают посторонние 2 г. 2 г. 3 мес.
  Застегивает и расстегивает молнию, с помощью 2 г. 2 г. 3 мес.
  Надевает носки, штаны, обувь 2 г. 2 г. 3 мес.
  Знает последовательность использования предметов одежды 2 г. 2 г. 4 мес.
  Знает место одежды, посуды, игрушек 2 г.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: