Церковно-историческое и статистическое описание Николаевской церкви, что в Шиленге Грязовецкого уезда.




(по рукописи М. А. Свистунова)

 

Николаевская церковь, что в Шиленге, находится не в селении, а одна на проселочной дороге, имеющей с Западной стороны свою подошву при истоке речки Шилекши, текущей на юг в р. Шингарь, и дающей название волости Шиленге. (Примечание: в старину сия дорога называлась Каменкою, потому что по ней в удивительном множестве в зимнее время шло из-под Солигалича в города Вологду и Грязовец, и уезды их известкового камня, и ныне идет его здесь много, но, как утверждают старожилы, гораздо менее прежнего. В Шиленге есть еще четыре мало приходные церкви: Покровская и Георгиевская в Шиленге, Троицкая в Александро-Коровиной пустыне и Успенская Монская (т.е. Монзенская – М.С.))

Церковь в центре крестообразно расположенных четырех селений, из коих каждое отстоит от нее не далее полуверсты. (Примечание: селения, окружающие церковь: с севера – сельцо Ряполово, с запада – Хожаево, с юга – Алексиево и с востока – деревня Гаврилково).

Церковь сия находится от Вологды на восток в 65 верстах и от Грязовца на северо-восток в 60.

Когда, кем и по какому случаю первоначально была построена сия церковь, по причине двукратного, как увидим впоследствии, пожара, никаких свидетельств не отыскано. (Примечание: говорят, будто был монастырь здесь, и, будто, местные жители по зависти своей изгнали отсюда основателя обители с собранною братиею, а за то, будто бы, и терпят всегдашнюю бедность. Кажется, здешние жители усвояют сему месту упраздненный Шелекский Николаевский монастырь, основанный в XVI столетии Преподобным Антонием Сийским; и такое сказание слагают потому, кажется, что ни в прологе, ни в церковной Иерархии нет прямого указания на место существования Шелекского монастыря. (Прол. 7 Декаб. Церк. Иерар. Час. VI Шелекский Николаевский и Сийский Антониев.))

В жизнеописании Преподобного Арсения Комельского, хранящемся в Арсеньеве Монастыре, упоминается, что в 7046 (1538) году во время разорения казанскими татарами вологодских пределов, жители Шилегодской волости, оставив свои жилища, целыми семействами начали переселяться к селу Преподобному в пустыню на реке Шингарь в глубину Шилегодского леса (Примечание: сии переселенцы составляют теперь приход Троицкой Александро-Коровиной пустыни, основанной Прп. Арсением Комельским, и отстоят от Николаевской Шиленгской церкви верст на 10).

Лей сей, как и волость Шилегодская, заимствуют название от р. Шилекши, протекающей одним только Николаевским приходом. Прочие же четыре прихода, гораздо меньшие по населенности и пространству, лежат от сей речки на восток за другою рекою, Шингорем, резграничивающим Николаевский приход от оных. Значит, и в древности, как и ныне, главная населенность Шиленги всегда простиралась по р. Шилекше. А допустив это, не следует ли заключить, что и первая в здешней волости приходская церковь была построена здесь же, в кругу главной оседлости шилегжан, которые, как видно из жизнеописания Прп. Арсения Комельского, в начале XVI столетия были уже христианами.

Первые в Шиленге христиане, судя по расположенности к церкви нынешних коренных ее жителей, можно сказать, горели желанием строить церковь, но, по малому своему состоянию, не имели к тому возможности.

В сем приходе от давних лет были две деревянные церкви: холодная, во имя Святителя и Чудотворца Николая, и теплая, во имя Святителя Леонтия Ростовского.

Почему именно сим угодникам были здесь устроены церкви, неизвестно. (Примечание: был ли какой особенно побудительный к построению церкви в честь Св. Николая Чудотворца случай, неизвестно, а только и ныне здешние прихожане во всяком скорбном случае ищут его помощи и заступничества прежде всего. Св. же Леонтию Ростовскому построена церковь, вероятно, как просветителю, совмещавшему и Вологодскую с Ростовской епархии, и новоявленному чудотворцу. Имя Архипастырей Ростовских исстари здесь чтилось с благоговением, и потому есть мнение, что в ближайшем соседстве с Шиленгою принадлежала Ростовским Митрополитам общирная волость, известная под именем Митрополья).

Так же известно и то, в каком виде и порядке продолжалось существование церквей до 1762 года.

В сем 1762 году 29 ноября Преосвященным Иосифом Епископом Вологодским и Белоезерским по прошению приходского священника Григория Осипова и приходских людей, выдана Храмосданная Грамота на постройку деревянной холодной Николаевской церкви вместо прежней таковой же, сгоревшей от молнии. В 1763 году, как видно из сохранившегося доселе контракта, начали строить сию церковь. А долго ли она строилась и когда освящена, нельзя ничего утвердительного сказать (Примечание: Святой Антиминс здесь от 1767 года 9 мая). В приходской книге за 1775 год 6 декабря записано: «Собрано денег в казну 30 руб. 50 коп.», а для чего произошла такая большая сумма, не сказано. Между тем как около того времени в храмовые и другие годовые праздники редко здесь церковные доходы восходили и до 5 рублей. (Опись церковному имуществу найдена от 1781 года 19 января.)

Известно только то, что существовала она до 1851 года. А в сем году, по резолюции Преосвященного Евлампия, Епископа Вологодского и Устюжского, последовавшей еще в 1847 году на прошение Священно и церковно служителей и приходских людей, разобрана, и на месте ея, по утвержденному в том же 1847 году 30 апреля проектному плану и фасаду, положено основание каменной холодной церкви с таковою же в одной св. с колокольнею. (Примечание: о построении холодной церкви указ из Вологодской Духовной Консистории от 19 февраля 1847 года №610).

Отселе соборная церковь здесь имеет быть во имя всемилостивого Спаса с приделом Святителю и Чудотворцу Николаю. На устроение сей церкви, по прошению местного священника Петра Лебедева, выдана в 1852 году 7 июня за № 2386 Храмосданная Грамота.

Угодно было промыслу так расположить Шилегодские церкви, что все они вместе образуют четвероконечный Крест и описуемая здесь Николаевская церковь в отношении к прочим образует основание Креста.

(Георгиевская – центр Креста, Монзенская – верх, Покровская – северную оконечность, Пустынская – южную.)

Строение означенной церкви и теперь еще проводится; и именно стены Собора и колокольни возведены на 6 сажен. Трапеза каменною работою кончена и убрана штуком, и устрояется в ней Святому Николаю придел. В сем приделе предполагается на будущее время поместить и теплую церковь. Поелику нынешняя теплая от постоянной сырости требует починок то полов, то печей, а нередко и иконостаса.

Ныне существующая теплая каменная пятиглавая церковь, когда и с чьего дозволения начала строиться – неизвестно, надобно полагать, что она строилась около 1789 года (Примечание: в приходной книге за 1789 год 9 октября значится: «В воскресный день на поднятии крестов накладено в коробку 7 руб. 50 коп., того же числа дано доброхотно 5 руб. Сверх того, в сей и последующие годы много есть статей, свидетельствующих о доброхотном подаянии в каменное церкви строение».)

Между тем, как производилась внутренняя отделка сей церкви, в 1791 году сгорела прежняя деревянная теплая церковь. (Примечание: в конце декабря 1791 года записано: «Доброхотным дателем дано на погорелое место 60 рублей, далее, 160 руб., потом, 150 руб., еще 50 руб.»)

Посему по изготовлении иконостаса и Св. Икон, которые писаны одним мастером Вологодским мещанином Муромцевым, в 1792 году 18 декабря освящена сия церковь. (Примечание: это, также, заимствовано из приходской книги за 1792 год, где сказано: «18 декабря при освящении Храма собрано в казну денег двадцать четыре рубля».)

В последующее время усердием приходских помещиков на четыре местные иконы: Спасителя, Божией Матери, Святителя Леонтия и Св. Николая – сооружены серебряные ризы, а в пятой венец довольно изрядной величины. В 1835 году с благословения Преосвященнейшего Стефана Епископа Вологодского и Устюжского убрана сия церковь внутри штуком и в некоторых местах стенною живописью, и по исправлении повредившихся от постоянной сырости полов и Св. Престола в сем же году 20 октября вновь освящена. (Примечание: указ из Вологодской Духовной Консистории о поправке и освящении теплой церкви последовал 18 марта 1835 года № 762.)

Каждогодно бывают здесь два общественные крестные хода, во время которых собирается сюда народ из всех соседственных приходов для Богомолья. Первый совершается во второй день Св. Пасхи пред Божественною Литургиею, а иногда и после оной, с иконами вокруг монастыря. Второй – 1 августа на речку Шилекшу для водоосвящения, и оттуда на возвратном пути вокруг ограды, где на каждый из стран (т. е. сторон – М. С.) ее читается молитва о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных. И это потому, что здесь около сего времени производится сеяние озимового хлеба, для произращения которого испрашивается благословение Божие и, в частности, крестным ходом.

О начале и причине сих общественных ходов никто не помнит. Из числа 21 селения, составляющих сей приход, почти каждое имеет свой обетный праздник, в который обыкновенно утром до Литургии хозяева приносят из Церкви Св. Иконы в селение, а иногда и в домы, и в поля, которые, а равно и скот, по освящении воды, кропятся оною. О причине установления сих ходов преемственно только переходит из рода в род устное предание, что они установлены с разных несчастных случаев, как то: во время мора, скотного падежа, глада и т. д. (Примечание: об одном ходе, а именно производимом в деревне Наместово 5 июля, известно следующее: назад тому 50 лет один крестьянин сего селения решился было оставить предков обещание, и в сие 5 июля пошел на работу, но в тот же день и был наказан. Лошадь его, взошед на то место, где стояли святые иконы, вдруг упала и изгибла, такая нечаянность заставила как сего крестьянина, так и соседей его еще усерднее чтить сей день.)

Сверх того иные из прихожан вначале, другие по окончании главных работ, и, особенно, во время запашки озимового хлеба, поднимают Св. Иконы из своей церкви и по отпении водосвятного молебна, кропят Св. водою посеянные рожью поля. Некоторые же из прихожан приносят к себе домой ее, из соседственной Воскресенской на Св. горе церкви, Икону Казанския Божией Матери, которую признают здесь за чудотворную. И имеют к ней особенную веру и благоговейное почитание.

В ризнице и прочей утвари церковь сия не имеет недостатка. Из числа многих хороших риз лучших две: одна бархатная с золотом, при ней епитрахиль, набедренник, пояс, поручни и воздухи, и вторая парчовая с епитрахилью, обе сии ризы и их принадлежности с шитыми крестами и звездами, и обложены золотым позументом и бахромою. Первая устроена иждивением помещицы Екатерины Филипповны Образцовой, вторая – Надеждою Афанасьевной Точневою (?). Два сосуда серебряные и каждый со своими принадлежностями, две дароносицы серебряные, три напрестольные креста тоже серебряные, и один из них с мощами разных святых, а именно: Св. Иоанна Крестителя, Пр. Марка Фрачевского, Св. Григория Акрагантийского, Мч. Мч. (мучеников – М.С.) Иакова Персянина, Федора Тирона и Арефы (этот крест пожертвован помещицею Параскевою Рейнгольдт). Два Евангелия в листе, оба по углам и середине с серебряными клеймами.

Поелику здесь обе церкви в разные времена горели, то от двукратного пожара очень мало уцелело старины.

Есть несколько икон, вынесенных, надо полагать, из пожара холодной церкви, писанных на смоле. Впрочем, только на иконе Страшного Суда надпись, что она писана 7200 (1692 г.) 14 сентября иждивением помещика Ивана Богданова Колтынянского. Есть и другие иконы, и, кажется, еще древнее, но без надписей. Из книг напрестольное Евангелие от 7171 (1663 г.), изданное в царствование блаженныя памяти Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича.

(стиль письма и речевые обороты сохранены)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: