ОТЧЕТ
О прохождении научно-исследовательской практики
Магистром I курса по направлению
«44.04.01 - Педагогическое образование»
Магистерская программа
«Образование в области безопасности жизнедеятельности»
ФИО магистранта
Котович Виктория Сергеевна
Научный руководитель: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер Василий Викторович
Екатеринбург, 2017
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистрант: 1 курс, группа ОБЖ-1601z, «44.04.01 - Педагогическое образование», «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
курс, группа, направление, магистерская программа
Руководитель практики: Гафнер Василий Викторович
1. Сроки прохождения практики: 19.06.2017 – 02.07.2017
2. Место прохождения: УрГПУ
3. Цель: способствовать освоению магистром ключевых компетенций научно-исследовательской деятельности в сфере решения профессиональных проблем и задач, возникающих в процессе осуществления видов профессиональной деятельности предусмотренных ФГОС ВО по направлению подготовки 44.04.01 -Педагогическое образование с учетом специфики содержания магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности».
4. Задачи (примерный перечень):
№ | Содержание разделов работы; основные виды деятельности | Сроки выполнения | Отметка о выполнении |
Выбор темы диссертации | Март 2017 | ||
Поиск учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской работы. | С апреля 2017 | ||
Анализ литературных источников | С апреля 2017 | ||
Создание введения | Июнь 2017 | ||
Составление содержания | Июнь 2017 |
|
Подпись магистранта: _____________________________
Подпись руководителя практики: ___________________
ДНЕВНИК ПРОХОЖДЕНИЯ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
Магистранта _ 1 _ курса, ОБЖ-1601z группы
Направление, магистерская программа: «44.04.01 - Педагогическое образование», магистерская программа «Образование в области безопасности жизнедеятельности»
___ Котович Виктория Сергеевна ____
(фамилия, имя, отчество)
Место прохождения практики: __ УрГПУ ФБЖ _______
Сроки практики: с __ 19.06.2017 __ по __ 02.07.2017 _ г.
Куратор/руководитель практики от организации: доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, кандидат педагогических наук Гафнер В.В.
(должность, фамилия, инициалы)
Дата (период) | Содержание проведенной работы | Результат работы | Оценки, замечания и предложения по работе |
Март 2017 | Выбор темы исследования | ||
Апрель 2017 | Поиск литературных источников | ||
Май 2017 | Анализ литературных источников | ||
Июнь 2017 | Анализ литературных источников | ||
Июнь 2017 | Обоснование актуальности работы | ||
Июнь 2017 | Постановка цели, задачи исследования | ||
Июнь 2017 | Оформление введения | ||
Июнь 2017 | Составление содержания диссертации | ||
Июнь 2017 | Работа над дневником по практике | ||
Июнь 2017 | Представление дневника-отчета по научно-исследовательской практике |
Магистрант ________________________________________(подпись, дата)
Подпись руководителя практики: ___________________
|
1.Тема диссертации.
Тема диссертации: «Формирование безопасного образа жизни у обучающихся на уроках ОБЖ».
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение научно-исследовательской работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю.. Смертность детского населения России / М. Литтерра, 2007. - 328 с.
2. Белов С.В., Девисилов В.А.,. Козьяков А.Ф и др. Безопасность жизнедеятельности: учебн. для студ. средних проф. учеб. заведений / Под общ ред. С.В. Белова. М.: Высш. шк.; НМЦ СПО, 2000. – 285 с.
3. Большая советская энциклопедия, 1969-1978гг. [Электронный ресурс] URL:https://slovari.yandex.ru/жизнь%20-%20это/БСЭ.
4. Гафнер В.В. «Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике» // 2014 г.
5. Гумеров Ф.Р. От основ безопасности жизнедеятельности к управлению безопасностью образовательного учреждения / Ф.Р. Гумеров, З.А. Хуснутдинова // Мониторинг и стандарты образования. – 2009. – № 4. – С. 6 – 8.
6. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования», от 26 августа 2010 г. N 761н.
7. Ижевской П.В., Петров С.В., Каплан Я.Б. Рабочая программа курса «основы безопасности жизнедеятельности» 7-9 классы. – М.: Баласс, 2011 г. – 18 с.
8. Кара-Мурза С.Г. Россия при смерти? Прямые и явные угрозы / Сергей Кара-Мурза. – М.: Яуза-пресс, 2010. – 448 с.: ил.
9. Конституция Российской Федерации. - М. 2009г.
10. Мельникова Н.Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности учеб. пособие / Н.Ф. Мельникова; ГОУ ВПО «Урал.гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2011. – 140 с.
11. Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» за счет времени вариативной части базисного учебного плана [Электронный ресурс]. URL: https://www.bestpravo.ru/rossijskoje/hu-gosudarstvo/l4g.htm (дата обращения: 2.06.2014)
|
12. Митюшин Н. В., ОБЖ как технологическая модель массового образования в области безопасности / Н.В. Митюшин, Ю.В. Репин, Г.С. Чеурин // Безопасность: Информ. сб. Фонда нац. имеждунар. безопасности – М, 2001.
13. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок 57000 слов / Под. ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой.- 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.-750 с.
14. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в образовательной системе «Школа 2100» [Электронный ресурс]. URL: https://www.school2100.ru/uroki/general/OOP_nach_7_ekolod-kult_2013.pdf (дата обращения: 14.05.14).
15. Смирнов, А. Образовательный стандарт основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности / А. Смирнов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2002..– № 11. – С. 11 – 15.
16. Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности», 5–9 классы, 2011 г. – 46 с.
17. Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности», 10–11 классы, 2012 г.
18. Социально-культурная деятельность [Электронный ресурс]. URL: https://www.coolreferat.com/Социально-культурная_деятельность (дата обращения: 20.05.14)
19. Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения основного общего образования. От 17 декабря 2010г.
20. Что такое Образ? Значение и толкование слова obraz, определение термина [Электронный ресурс]. URL: https://www.onlinedics.ru/slovar/fil/o/obraz.html (дата обращения: 13.03.14).
21. Чуктурова Н.И. Безопасность жизнедеятельности: основы дидактики: учебное пособие. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – 76 c.
3. Анализ литературных источников.
Анализ литературных источников показал, что по данной теме нет учебно-методической базы, имеется несколько научных статей и нет ни одной диссертационной работы. Поэтому можно сделать вывод, что работа является актуальной и полезной для научного сообщества в целом.
4. Введение.
Прогресс человеческой цивилизации приводит к росту ценность человеческой жизни, так как через образование и воспитание в развитии каждой личности прямо или косвенно приняли участи многие поколения людей. В этих условиях возникает необходимость воспитания в каждом человеке представления о том, что его личное здоровье и безопасность есть высшая ценность не только его лично, но и его семьи и общества в целом [14, стр.182-183].
Ценность жизни человека невозможно измерить индикаторами, показателями, деньгами. Гибель даже одного человека – трагедия не только для его родных и близких. Это трагедия и для всего общества, ведь через гибель своего члена, оно лишилось возможности развития в каком-то направлении. Это особенно тяжко переживается, если речь идет о детях.
Детский травматизм и смертность имеют свои особенности. Причинами около 70% смертей детей в России в возрасте 5-19 лет являются внешние факторы (относящиеся к предотвратимым). Детализация данных статистики показывает, что ежегодно в России гибнет детей (в среднем, цифры округлены):
- 900 на дорогах;
- 500 на пожарах;
- 400 на водных объектах;
- 300 от случайных отравлений.
Данные по подростковым суицидам противоречивы (из-за трудности подсчета скрытых суицидов и неудачных попыток), но также вызывают тревогу [1, стр. 56].
За медицинской помощью по поводу травм, отравлений и некоторых других последствий воздействия внешних причин ежегодно обращаются около 3 млн. пострадавших в возрасте от 0 до 17 лет включительно. В структуре детского травматизма бытовые и уличные травмы в совокупности составляют более 80% (для сравнения школьный травматизм составляет 6,5% от общего количества) [4, стр. 1].
Актуальность данной темы заключается в том, что сформированный безопасный образ жизни поможет исправить ситуацию, которая сложилась в настоящее время в Российской Федерации. Данная проблема не решиться, пока у каждого ребенка не будет сформирована потребность к безопасному образу жизни и способность к его реализации. Изучая данную тему и реализуя ее в учебно-воспитательный процесс, мы воплотим в жизнь заботу о детях, нашем будущем поколении и о будущем нашей страны в целом.
Противоречие заключается в том, что изучение курса безопасности жизнедеятельности в большей степени направлено на изучение правил безопасного поведения в случае возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций – а не на предотвращение их возникновения в результате ведения безопасного образа жизни.
Проблема: курс ОБЖ не в полной мере формирует у подрастающего населения социально-культурные ценности, умения и навыки принятия адекватного решения, способствующего предотвращению опасной ситуации.
Объект: учебно-воспитательный процесс по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет: процесс формирования безопасного образа жизни на уроках ОБЖ.
Цель исследования: разработать рекомендации к программе курса ОБЖ, по формированию безопасного образа жизни на уроках ОБЖ.
Гипотеза исследования: предполагаем, что, использование рекомендаций будет способствовать более качественному формированию навыков безопасного образа жизни учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научную и учебно-методическую литературу.
2. Разработать рекомендации к рабочей программе по ОБЖ, по формированию безопасного образа жизни на уроках ОБЖ.
Методологическая и теоретическая основа исследования:
· Анализ научно-методической литературы;
База исследования: МАОУ СОШ № 134
5. Содержание.
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………. 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНОЙ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫПО ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
1.1 Анализ литературы ……………………………. 7
1.2 Анализ рабочей программы Смирнова А.Т. и Хренникова Б.О. «Основы безопасности жизнедеятельности» ……………………………… 17