ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ




ОСНОВЫКЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

ЛИТЕРАТУРА К ЗАНЯТИЯМ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ МИКРОБИОЛОГИИ

1. Бактерийные, вирусные и сывороточные лечебно-профилактические препараты. Аллергены. Дезинфекционно-стерилизационные режимы поликлиник».-С.-Пб.: Фолиант, 1998.-512 с.

2. Борисов Л.Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология.-М.: ООО «Медицинское информационное агенство», 2001, 736 с.

3. Внутрибольничные инфекции. Под ред. В.П. Венцела.-М., 1990.-656 с.

4. Красноголовец В.Н., Киселева Б.С. Клебсиеллезные инфекции.-М.: Медицина, 1996.-256 с.

5. Маянский А.Н. Микробиология для врачей.-Нижний Новгород.-Изд-во НГМА, 1999.

6. Медицинская микробиология. Под редакцией В.И. Покровского и О.К. Поздеева.-М., 1998.

7. Основные иммунобиологические препараты для профилактики и лечения инфекционных заболеваний человека. Под ред. Ю.В. Федорова, 1996.

8. Руководство к практическим занятиям по медицинской микробиологии (Частный курс).-Томск, СГМУ,1994

9. Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии.-Санкт-Петербург, 1994.

ЗАНЯТИЕ 10. ВОЗБУДИТЕЛИ ВНУТРИБОЛЬНИЧНЫХ ИНФЕКЦИЙ

Контрольные вопросы:

1. Предмет и задачи клинической микробиологии. Понятие о внутрибольничных (ятрогенных, госпитальных, нозокомиальных) и оппортунистических инфекциях, условия их возникновения и этиология.

2. Понятие об условно-патогенных микроорганизмах, их роль в патологии человека. Основные возбудители внутрибольничных инфекций: стафилококк, стрептококк, клебсиелла, протей, синегнойная палочка и кишечная палочка. Таксономическое положение, основные биологические свойства.

3. Патогенез и микробиологическая диагностика внутрибольничных инфекций.

4. Особенности лечения и профилактики инфекций, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микробиологическая диагностика раневой инфекции:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования гнойного отделяемого послеоперационной раны больного;

б) проведение бактериологического исследования с целью выделения возбудителя гнойной раневой инфекции (синегнойная палочка).

2. Микробиологическая диагностика гнойно-воспалительных заболеваний:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования гнойного отделяемого больного острым отитом;

б) проведение бактериологического исследования с целью выделения возбудителя острого гнойного отита (золотистый стафилококк).

3. Микробиологическая диагностика бронхолегочных инфекций:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования мокроты больного хроническим бронхитом;

б) проведение бактериологического исследования мокроты больного с целью выделения возбудителя хронического бронхита (клебсиелла пневмонии).

4. Микробиологическая диагностика сепсиса:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования крови больного с подозрением на сепсис;

б) проведение бактериологического исследования крови больного с целью выделения возбудителя сепсиса (пиогенный стрептококк).

5. Микробиологическая диагностика урологических инфекций:

а) составление схемы поэтапного бактериологического исследования мочи больного острым пиелонефритом;

б) проведение бактериологического исследования мочи больного с целью выделения возбудителя острого пиелонефрита (вульгарный протей).

6. Разбор препаратов, используемых для специфической терапии заболеваний, вызванных условно-патогенными микроорганизмами.

7. Оценка умения студентов интерпретировать результаты микробиологических и иммунологических исследований.

ЗАНЯТИЕ 11. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «КИШЕЧНАЯ ГРУППА БАКТЕРИЙ. ПАТОГЕННЫЕ СПИРОХЕТЫ. РИККЕТСИИ. ХЛАМИДИИ.

ПАТОГЕННЫЕ ГРИБКИ. Возбудители внутрибольничных инфекций»

ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ

ЗАНЯТИЕ 12. ОРТОМИКСОВИРУСЫ. ПАРАМИКСОВИРУСЫ

Контрольные вопросы:

1. Особенности диагностики вирусных инфекций.

2. Общая характеристика орто- и парамиксовирусов. Основные представители.

3. Вирус гриппа, его особенности: морфология, химический состав, антигенные свойства, резистентность.

4. Изменчивость вируса гриппа. Антигенный шифт и антигенный дрейф.

5. Эпидемиология и патогенез гриппа.

6. Методы диагностики гриппа. Индикация и идентификация вируса гриппа.

7. Специфическая профилактика и терапия гриппа.

8. Вирус кори, его основные свойства. Патогенез и лабораторная диагностика кори.

9. Специфическое лечение и профилактика кори.

10. Вирус эпидемического паротита, его основные свойства. Патогенез, лабораторная диагностика и специфическая профилактика паротита.

Самостоятельная работа студентов:

1. Микроскопия демонстрационного препарата культуры клеток Hela, зараженной вирусом гриппа (реакция гемадсорбции).

2. Индикация вируса гриппа в аллантоисной жидкости зараженного куриного эмбриона в РГА.

3. Постановка РТГА с типоспецифическими сыворотками для идентификации вируса гриппа.

4. Учет РТГА с парными сыворотками больного гриппом для определения нарастания титра антигемагглютининов.

5. Изучение препаратов для диагностики, лечения и профилактики гриппа.

6. Изучение результатов РТГА в парных сыворотках больных корью.

7. Изучение препаратов для профилактики и лечения кори и паротита.

8. Оценка умения студентов проводить взятие материала для вирусологических исследований.

ЗАНЯТИЕ 13. АРБОВИРУСЫ. РАБДОВИРУСЫ

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика и классификация арбовирусов.

2. История открытия вируса клещевого энцефалита. Л.А. Зильбер, Е.Н. Левкович, М.П. Чумаков.

3. Основные свойства вируса клещевого энцефалита.

4. Эпидемиология и патогенез клещевого энцефалита.

5. Лабораторная диагностика клещевого энцефалита.

6. Специфическое лечение и профилактика клещевого энцефалита.

7. Основные свойства рабдовирусов.

8. Патогенез бешенства. Источники инфекции и пути передачи вируса бешенства.

9. Лабораторная диагностика бешенства.

10. История открытия вакцины против бешенства. Л. Пастер, Э. Ру и Ч. Шамберлан.

11. Экстренная специфическая профилактика бешенства.

Самостоятельная работа студентов:

1. Учет РТГА в парных сыворотках больных клещевым энцефалитом.

2. Учет реакции ИФА для определения вируса клещевого энцефалита в клеще и титра антител к вирусу клещевого энцефалита в крови больного.

3. Изучение препаратов для диагностики, лечения и профилактики клещевого энцефалита.

4. Изучение телец Бабеша-Негри в препарате мозга собаки, погибшей от бешенства.

5. Изучение препаратов для диагностики и профилактики бешенства.

6. Изучить схему экстренной профилактики бешенства.

ЗАНЯТИЕ 14. ПИКОРНАВИРУСЫ. ГЕРПЕСВИРУСЫ.

Контрольные вопросы:

1. Классификация и общая характеристика основных представителей семейства пикорнавирусов. Энтеровирусы.

2. Характеристика вирусов полиомиелита: морфология, структура, химический состав вириона, антигенные свойства и патогенность для животных.

3. Эпидемиология и патогенез полиомиелита.

4. Методы лабораторной диагностики и специфическая профилактика полиомиелита.

5. Основные свойства вирусов Коксаки и ЕСНО.

6. Эпидемиология и патогенез заболеваний, вызванных вирусами Коксаки и ЕСНО.

7. Лабораторная диагностика заболеваний, вызванных вирусами Коксаки и ЕСНО.

8. Классификация и общая характеристика основных представителей семейства герпесвирусов.

9. Особенности патогенеза отдельных представителей семейства герпесвирусов: вируса простого герпеса, вируса ветряной оспы и опоясывающего герпеса, цитомегаловируса и вируса Эпштейна-Барр.

10. Лабораторная диагностика герпетических инфекций.

11. Специфическое лечение и профилактика герпетической инфекции.

Самостоятельная работа студентов:

1. Изучение цитопатического действия вируса полиомиелита на клетки ФЭЧ.

2. Учет результатов реакции нейтрализации вируса полиомиелита типовыми диагностическими сыворотками на культуре ткани.

3. Учет результатов реакции нейтрализации вируса полиомиелита парными сыворотками больного для определения нарастания титра антител.

4. Изучение препаратов, используемых для диагностики и профилактики полиомиелита.

5. Учет результатов реакции нейтрализации вируса Коксаки типовыми диагностическими сыворотками на культуре ткани.

6. Изучение ЦПД вируса простого герпеса на культуру клеток куриного эмбриона.

7. Составление схемы лабораторной диагностики герпетической инфекции.

ЗАНЯТИЕ 15. Вирусы гепатитов

Контрольные вопросы:

1. Классификация вирусов гепатита.

2. Таксономическое положение и основные свойства вируса гепатита А.

3. Патогенез, лабораторная диагностика и специфическая профилактика вирусного гепатита А.

4. Вирус гепатита В: строение, резистентность, культивирование и антигенные свойства.

5. Эпидемиология и патогенез вирусного гепатита В.

6. Лабораторная диагностика вирусного гепатита В. Основные маркеры острого и хронического вирусного гепатита В.

7. Специфическое лечение и профилактика вирусного гепатита В. Принцип конструирования рекомбинантных вакцин на примере вакцины против гепатита В.

8. Основные свойства и особенности патогенеза вирусного гепатита С.

9. Лабораторная диагностика вирусного гепатита С.

10. Основные свойства, патогенез и лабораторная диагностика вирусного гепатита D.

11. Основные свойства, патогенез и лабораторная диагностика вирусного гепатита Е.

12. Общие меры безопасности в отношении вирусных гепатитов.

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление схемы диагностики вирусного гепатита В.

2. Изучение схемы накопления основных маркеров гепатита В при разном характере течения.

3. Составление схемы реакции радиоиммунного анализа для диагностики вирусного гепатита В.

4. Изучение препаратов, применяемых для лечения и профилактики вирусных гепатитов.

5. Составление списка основных мер безопасности в отношении вирусных гепатитов для медицинских работников.

ЗАНЯТИЕ 16. МЕДЛЕННЫЕ ВИРУСНЫЕ ИНФЕКЦИИ. ВИРУС ИММУНОДЕФИЦИТА ЧЕЛОВЕКА

Контрольные вопросы:

1. Медленные инфекции: понятие, характерные признаки, основные возбудители. Понятие о прионах.

2. Ретровирусы: классификации, особенности строения.

3. Основные свойства вируса иммунодефицита (ВИЧ).

4. Эпидемиология ВИЧ-инфекции. Основные группы риска.

5. Патогенез ВИЧ-инфекции. Понятие о СПИДе.

6. Лабораторная диагностика ВИЧ-инфекции.

7. Современные методы диагностики вирусных инфекций на примере диагностики ВИЧ-инфекции. Иммуноблотинг. Полимеразная цепная реакция.

8. Лечение и профилактика ВИЧ-инфекции.

Самостоятельная работа студентов:

1. Составление схемы лабораторной диагностики ВИЧ-инфекции.

2. Изучение схемы реакции иммуноблотинга для диагностики ВИЧ-инфекции.

3. Изучение схемы метода генного зондирования и полимеразной цепной реакции.

4. Составление схемы накопления основных маркеров ВИЧ-инфекции на разных стадиях заболевания.

5. Оценка умения студентов интерпретировать результаты вирусологических исследований.

ЗАНЯТИЕ 17. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ВОЗБУДИТЕЛИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ»

ЗАНЯТИЕ 18. СЕМИНАР «СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫДИГНОСТИКИ ВИРУСНЫХ ИНФЕКЦИЙ»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: