Тема урока: «В.П.Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа — честность, понятие долга, доброта».
Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить усвоение учащимися понятия «нравственные ценности».
- Рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе
В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».
3. Провести анализ образов героев произведения.
Развивающие:
- Развивать навыки осмысленного чтения.
- Совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся.
- Способствовать познанию общечеловеческих ценностей.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, чувство долга.
- Воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как: доброта, совестливость, умение признавать свои ошибки и другие.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
-Умение анализировать литературноепроизведение.
- Выявить смысл, заложенный В.П. Астафьевым в рассказ «Конь с розовой гривой».
- Умение ориентироваться в тексте, в пройденном материале.
Метапредметные:
- Уметь давать оценку таким нравственным категориям, как совесть, честность, доброта, трудолюбие.
- Уметь использовать текст при ответе на различные вопросы.
- Умение строить свое высказывание в устной форме.
- Умение отвечать на поставленные вопросы.
Личностные:
-Развитие речи у учащихся через беседу.
-Умение признавать и исправлять свои ошибки, умение уважительно относиться к старшим.
-Воспитание у учащихся различных нравственных ценностей.
Оборудование:
· Портрет В. П. Астафьева.
· Плакат – эпиграф к уроку.
· Презентация по биографии В.П. Астафьева.
· Учебник «Литература - 6 класс» под редакцией В. И. Коровина.
|
Литература:
1. Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 2 / [В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин]; под. ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2012. – 288 с.
2. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2014г.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин.)
2. Мотивация и актуализация знаний (3 мин.)
3. Слово учителя о писателе (7 мин.)
Ход урока:
I. Организационный момент
- Здравствуйте, дети! Сегодня мы приступаем к изучению творчества Виктора Петровича Астафьева. Дома вы прочитали произведение «Конь с розовой гривой», о котором сегодня мы и поговорим.
II. Изучение нового материала
Слово учителя о писателе
Против всего можно устоять, но не против доброты.
Жан Жак Руссо
Виктора Петровича Астафьева можно назвать художником, который пришел к глобальным выводам основ человечности, отталкиваясь от своего биографического опыта. Опыт этот – детство на фоне суровой сибирской природы, нелегкая юность, участие в Великой Отечественной войне.
Особенностями его неповторимого стиля являются частое употребление первого лица, от которого ведется повествование, отсутствие эпической сдержанности, обращение к очерку, как к жанру, помогающему читателю понять активную позицию автора. В свою очередь, позиция его явно прослеживается в описании неповторимых пейзажей, раскрытии принципов нравственности героев через их мастерски вылепленные судьбы.
|
С родителями
В.П. Астафьев, пожалуй, был единственным из современных писателей, ясно понимающим значение моральных общечеловеческих и национальных норм, которые никогда не утратят своего значения. Критики и читатели высоко ценят писателя за доброту, которую он пробуждает в людях, за ненавязчивую пропаганду абсолютных ценностей, за возможность наслаждаться его высокохудожественным и, в то же время, простым, понятным слогом.
Произведения Виктора Петровича Астафьева включены в школьную программу по литературе и программу вузов филологического направления. Они ценны не только своим художественным своеобразием, но и правдой, о которой не осмеливались говорить и писать многие его современники.
Происхождение и ранние годы
Писатель, драматург, сценарист, эссеист Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в деревушке Овсянка Красноярского края, на берегу Енисея. Отец, Петр Павлович Астафьев, крестьянин, крепкий хозяйственник, мать, Лидия Ильинична (в девичестве Потылицына) – домохозяйка. Две девочки, родившиеся раньше Виктора, умерли еще в младенческом возрасте, по сути, он был единственным ребенком в семье.
Дом, в котором родился писатель
Коллективизация нарушила привычный уклад семьи: Астафьевы были раскулачены, а отец заключен в тюрьму «за вредительство». В семилетнем возрасте Виктор лишился и матери. Лидия Ильинична переправлялась на лодке, чтобы встретиться с мужем в остроге, но судно перевернулось, и она утонула.
Оставшегося, по сути, сиротой мальчика взяли в свою семью дедушка с бабушкой. Уже в раннем возрасте Виктор пытался сочинять разные истории, за что бабушка называла его «врушей». Свою жизнь в этот период Астафьев вспоминал, как самый счастливый отрезок судьбы, несмотря на тяжелые крестьянские будни. Своим старикам Астафьев в будущем посвятит свое произведение «Последний поклон». Именно в это время будущему писателю открылась красота родного края, описание которого будет впоследствии присутствовать практически в каждом произведении.
|
Юность
Счастливая жизнь мальчика закончилась после освобождения отца. Он сразу же женился и забрал Виктора к себе. Отношения с мачехой были очень напряженными, и когда они достигли предела, подросток сбежал из дома. Какое-то время он вел бродяжнический образ жизни, потом его определили в детский дом.
Образование
В детском доме Виктор встретил преподавателя, который повлиял на его дальнейшую судьбу. Он был поэтом и сразу рассмотрел в подростке писательский потенциал. Чтобы развить его, он давал Виктору разные задания. Одним из них стало сочинение про озеро, которое вышло очень удачным, и было опубликовано в журнале. Через годы Астафьев использовал эту работу как основу для рассказа «Васюткино озеро».
В детском доме Астафьев окончил шесть классов и поступил в фабрично-заводскую школу. Кроме того, он устроился на железную дорогу сцепщиком вагонов и дослужился до дежурного по станции.
На фронте
К началу войны у Виктора была железнодорожная бронь, но, несмотря на это, он в 1942 году добровольно уходит на фронт. Там у него проявляются самые лучшие качества патриота и героя. На фронте ему довелось поработать шофером, связистом и стрелком гаубицы, где он получил в одном из обстрелов тяжелое ранение с контузией. Молодой боец был заслуженно награжден орденом «Красной Звезды», медалями «За отвагу» и «За победу над фашистской Германией».
В победном 1945 году Астафьев демобилизовался в звании «рядовой» Вместе с женой Марией, с которой он познакомился на фронте, они уехали в Пермский край, город Чусовой. Здесь у них родилось трое детей, вскоре супруги взяли на воспитание еще двоих приемных детей.
Творчество
В 1951 году Виктор Петрович начал работать в редакции «Чусовский рабочий». Здесь впервые увидели свет его работы. Через два года он уже выпустил свою первую книгу «До будущей весны».
Через пять лет автора приняли в «Союз писателей СССР». В течение четырех лет, с 1959 по 1961 годы Астафьев посещал Высшие литературные курсы. Затем последовали переезды из города в город, во время которых ему довелось пожить и в Перми, и в Вологде и в Красноярске.
С женой Марией
Тема военного патриотизма и описание деревенского быта – ведущие темы творчества Астафьева. Его первый рассказ «Васюткино озеро», написанный еще в школе, стал в итоге полноценным произведением. Среди ранних повестей можно выделить «Перевал», «Стародуб» и «Звездопад». Героями его произведений становились простые солдаты, рабочие, бойцы, деревенские жители.
Жизнь в глухих сибирских поселениях отражена в лирических рассказах Астафьева. Многие работы автора были переведены на разные языки и изданы во многих странах мира.
Главные произведения
В 1954 году вышла в свет повесть «Пастух и пастушка», повествующая о молодом офицере, комвзвода Борисе Костяеве. Человек, переживший все тяготы войны, умирает в поезде от истощения по дороге в тыл. Даже любовь преданной женщины не может спасти главного героя. Автор очень натуралистически описывает жуткую картину войны и трагедию человеческой жизни. Эта повесть, попавшая под запрет цензуры, долго пролежала на полке, прежде чем увидела свет.
С женой и детьми
Повесть «Стародуб» была издана в 1959 году и стала переломным моментом в творческой жизни Астафьева. События разворачиваются в старообрядческом сибирском поселении, спрятавшемся в дремучей тайге. В первую очередь, это повесть о людях, о таежных законах, которые, к слову сказать, не вызывали у автора сочувствия.
Интересно описывает Астафьев падение нравов староверов. Когда-то эти люди были своего рода диссидентами, отказавшимися от своего уклада и малой родины. Теперь это сообщество представлено жалкими, суеверными и трусливыми людьми.
Большой интерес вызывает своеобразие языка, которое можно назвать главным достоинством повести. В этой книге в полной мере проявилось писательское мастерство автора. Это касается как описаний природы, так и быта и отношений людей. Атмосферность произведению придают мастерски использованные диалектизмы.
Творчество
Повесть «Последний поклон» написана от первого лица и рассказывает о детях тридцатых годов, которым довелось жить в эпоху коллективизации и «огненных» сороковых. В центре повествования судьба мальчика, рано оставшегося без матери. Автор с благодарностью описывает доброту простых людей, спасавших ребятишек от голода, их трудолюбие, умение радоваться жизни даже в самые тяжелые для страны годы.
Повесть «Царь рыба» вышла в 1976 году. По сюжетной направленности она близка к произведениям о деревенской жизни. Завораживают читателя картины сибирской природы, особенно тех ее уголков, которые не затронула цивилизация. На этом фоне своеобразно представлены люди, утратившие нравственные нормы, в жизни которых на первом месте браконьерство, пьянство, кураж.
Последние годы
С внуками
В 1980 году Виктор Петрович купил дом в селе Овсянка и стал использовать его вместо дачи, все лето проживая на своей малой родине. В этот период появилось много его произведений – как художественных, так и публицистических.
На родине
Тема войны также была переосмыслена им в эти годы. Он начал работу над романом «Прокляты и убиты», первый том которого вышел в 1992 году, второй – в 1994. Литературные критики писали, что в этом романе видна ожесточенность писателя, которому до этого был свойственен светлый взгляд на мир.
В начале 2001 года у писателя ухудшилось здоровье. Вскоре у него случился инсульт. Две недели Астафьев провел в реанимации, после чего вернулся домой. Но улучшение было временным. Через полгода он снова попал в больницу. За неделю до смерти писатель полностью потерял зрение.
Умер Виктор Петрович 29 ноября 2001 года. Его могила находится рядом с могилой дочери Ирины на кладбище недалеко от Овсянки. В деревне, где он родился сейчас расположен музей семьи Астафьева. Через восемь лет после смерти писателю была присуждена премия Солженицына.