Глава 4. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ




Задачи и содержание музыкального воспитания определяют вы­бор методов и методических приемов обучения.

Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний. Естественно, что первым источником является сама му­зыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства челове­ка. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.

Вторым источником получения знаний является слово педаго­га, которое подводит детей к целостному восприятию музыкально­го образа и пониманию содержания конкретных музыкальных про­изведений. Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритми­ке. Только практическая деятельность содействует всестороннемуразвитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общест­венным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознатель­ность и активность.

Итак, при выборе методов музыкального воспитания мы следу­ем от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него -к практике.

В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного воз­раста применяют три взаимосвязанных метода работы:

1. Наглядный;

2. Словесный;

3. Метод практической деятельности.

Каждый метод включает в себя систему различных приемов, за­висящих от его специфики. Выбор тех или иных методических при­емов обучения определяется конкретными задачами данного музы­кального занятия, сложностью музыкального материала, этапом обучения и уровнем общего развития детей. Подбирая для обуче­ния детей различные методические приемы, педагогу необходимо руководствоваться следующими правилами:

♦ обеспечить высокий художественный уровень предлагаемого детям музыкального материала и качественность его испол­нения;

♦ учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;

♦ учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

Рассмотрим каждый из методов воспитания и обучения в от­дельности.

Наглядный метод позволяет в конкретных, красочных образах показать детям явления, события окружающей действительности, рассказать о чувствах и действиях людей, животных, познакомить с предметами быта.

Наглядный метод включает следующие компоненты:

1. Слуховую наглядность, т.е. непосредственное слушание му­зыки ребенком, как специальное, так и во время исполнения им песен и музыкально-ритмических движений.

2. Тактильную наглядность - непосредственное ощущение те­лом волновых колебаний музыкального звучания.

3. Зрительную наглядность, которая в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой. К зрительной наглядности относятся: показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях; показ игрушек, картинок, костюмов и т. д., относящихся к данному музыкальному произведению.

Словесный метод обращен к сознанию ребенка, способе i вует осмысленности, содержательности его деятельности. Слово педагога помогает понять содержание музыкального произве­дения, пробуждает воображение, способствует проявлению твор­ческой активности. Словесный метод включает в себя следую­щие приемы:

1. Объяснение. Оно используется, когда предлагается новое произведение для слушания, игры, пляски, упражнения. Объясне­ние должно быть четким, кратким; дается повторно на первом эта­пе усвоения детьми музыкального материала и заданий. Объясне­ние в виде образного рассказа используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжет­ных музыкальных игр. Образный рассказ способствует заинтере­сованности детей, более глубокому пониманию содержания произ­ведения, вызывает у них эмоциональные переживания, развивает воображение. Образный рассказ должен точно следовать сюжетной фабуле музыкального произведения.

Приведем пример образного рассказа к сюжетной игре «Зайцы и медведь» (русская народная мелодия «Заинька», «Медведь», му­зыка Е. Тиличеевой).

«Зимнее утро в лесу. На полянке бегают, кружатся, прыжками согревают себя зайчики. До того разыгрались, что разбудили мед­ведя, который спал в своей берлоге. Пошел он посмотреть, кто же спать ему мешает?! Увидали зайцы медведя и разбежались, под ку­стами попрятались. Ушел медведь. Зайцы опять выбежали на по­лянку и стали прыгать».

2. Пояснения. Они даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме. Нечеткость пояснений часто приводит к непонима­нию задания и плохому качеству исполнения. Пояснение должно быть тесно связано с показом. Педагог приучает детей выслушивать пояснение до конца. Например, если дети вслед за педагогом начина­ют повторять движения при их разучивании, он говорит: «Не де­лайте движений, послушайте внимательно и посмотрите, как их надо выполнять». Если нужно пояснить, как, например, в песне «Котя, котенька, коток» петь более длинные ноты, педагог говорит: «Давайте послушаем себя, все ли спели протяжно последнюю ноту, долго ли ее тянули, чтобы котик услышал».

3. Указания. Даются во время выполнения детьми игр, плясок иупражнений. Например: «Кружиться надо через правое плечо, от­тягивайте носочки» и т. д. Указания помогают ребенку понять, как надо выполнять те или иные движения, уточняют способ выполне­ния действий.

4. Поэтическое слово. Чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки также помогает детям глубже понять и почувст­вовать ее образный строй. Например, перед исполнением фортепи­анной пьесы «Жаворонок» П.И. Чайковского рекомендуется про­читать детям четверостишие В.А. Жуковского:

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Иногда перед слушанием новой песни педагогу целесообразно прочитать детям ее текст.

5. Беседа. Обычно проводится с детьми после слушания музы­ки, реже - перед слушанием, когда надо конкретизировать содер­жание произведения. В процессе беседы дети делятся своими впе­чатлениями от произведения, высказывают свое отношение к его образам, дают им элементарную оценку. Беседы с детьми не должны быть длительными, а наоборот, отличаться лаконичностью и кон­кретностью.

Вопросы. Беседа с детьми строится в форме вопросов и отве­тов. Педагог задает вопросы в связи с содержанием произведения, избегая излишних детализаций и отвлечений. Вопросами уточня­ется содержание, характер музыкального образа, форма и средства выразительности музыкального произведения. Например, после исполнения танцевальной музыки можно спросить детей: «Что я играла, пляску или марш? Каков характер этой музыки? Какое дви­жение можно под нее исполнить?

6. Замечания. Обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от процесса выполнения заданий. За­мечания должны быть строгими, но в то же время корректными.

Метод практической деятельности. Конкретная деятельность детей рассматривается как целенаправленное воспитание и обуче­ние в виде систематических упражнений.

Впении и в музыкально-ритмических движениях необходимо так руководить детьми, чтобы они стремились исполнять задание предельно выразительно. Обучая детей, следует постепенно услож­нять задания в соответствии с их возрастным развитием, однако не перескакивать через усвоение навыков, определенных программой воспитания. В затруднительных случаях необходимо вести углуб­ленную индивидуальную работу.

Все методы музыкального воспитания используются педагогом как единая система, неразрывное целое. Слово подводит ребенка к восприятию и пониманию содержания произведения, а музыка эмоционально углубляет возникшие впечатления. Музыка воздей­ствует на чувства, но она рождает и мысли. А мысль не существует без словесного выражения.

Чтобы дети поняли музыкальное произведение, особенно не­программное, т. е. не имеющее конкретизирующего заголовка или определенного сюжета, необходимо очень осторожно, бережно руководить восприятием музыки. Слово и музыка направляют дея­тельность ребенка, помогают ему понять и выполнить задание. Напри­мер, когда педагог объясняет детям некоторые приемы исполнения песен, то он одновременно показывает им, как пропевать отдельные звуки, фразы попевок. Чтобы ребенок усвоил и выполнил какое-либо музыкально-ритмическое задание, ему необходимо сначала не только услышать музыку и словесную формулировку задания, но и увидеть, как это нужно делать. При обучении всегда необходимо помнить, что образы музыкальных произведений такие тонкие, подвижные, эфе­мерные, что требуется большой педагогический такт, чтобы поясне­ниями не снизить, а углубить впечатление от музыки, не отрывая содержание от формы музыкального произведения. Как указывалось выше, слово, предваряющее слушание инструментальной музыки, должно быть поэтичным, образным, информативным. В отличие от инструментальной музыки песня как бы сама о себе рассказывает по­средством поэтического текста. Его подчас сложные метафоры и сти­листические обороты требуют от педагога продуманных пояснений.

Чтобы выбрать нужные методические приемы для работы с дан­ным музыкальным произведением, педагог должен сам его хорошо знать, прочувствовать его настроение, характер, обдумать содержа­ние. Только тогда его исполнение будет отличаться необходимой выразительностью.

Рассмотрим этапы музыкального обучения детей дошкольного возраста.

I этап - первоначальное знакомство с музыкальным произведе­нием. Объектом восприятия ребенка является звучание голоса и инструмента. Основная задача этого этапа - ознакомить ребенка с музыкальным произведением, приучить его активно вслушиваться в музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства, воспринимать ее общий характер и отмечать особенности. На первом этапе обучения при восприятии музыки в центральной нервной системе ребенка происходит иррадиация раздражения. Концентра­ция, дифференциация выражены слабо. В процессе освоения нового музыкального материала участвуют слуховой, зрительный и двигательный анализаторы. В коре головного мозга ребенка обра­зуются временные связи, поэтому материал следует давать в целост­ном виде, а не раздробленно, как это имеет место на втором этапе. Дви­жения педагог показывает непременно под инструментальное со­провождение или напевание мелодии. Иногда, например, разучивая новую песню, педагог выделяет мелодию для лучшего запомина­ния, играет ее на разных музыкальных инструментах. Первый этап обычно охватывает одно или два занятия. В процессе обучения на этом этапе используются такие методические приемы, как слуша­ние музыки, объяснение, исполнение песен и музыкально-ритми­ческих движений в качестве образца, показ отдельных певческих приемов и способов выполнения движений, образное и поэтичес­кое слово, беседа с детьми при помощи вопросов и ответов.

II этап - формирование умений в области пения и музыкально-ритмических движений, восприятие музыкальных произведений с опорой на их программу. Задачами этого этапа являются: создание радостной атмосферы для углубленного восприятия музыки, упраж­нения детей в слуховом внимании, самоконтроле, координации го­лоса и слуха в пении, слуха и характера движений в играх, плясках. В процессе этого этапа выявляются все неточности в исполнении, исправляются ошибки, постепенно вырабатываются оптимальные приемы выполнения заданий. Этап формирования умений продол­жается длительное время. Например, некоторые песни дети могут спеть самостоятельно, выразительно только на 9-12-е занятие.

На II этапе обучения используются следующие методические приемы: повторное слушание музыки, повторный показ образцов исполнения песен и музыкально-ритмических движений, показ от­дельных певческих приемов и способов выполнения движений, бе­седа с детьми в форме вопросов и ответов, образное и поэтическое слово, указания, пояснения, замечания - т. е. все существующие приемы обучения.

III этап - образование и закрепление навыков, т. е. автомати­зация способов выполнения заданий, самостоятельное исполнение детьми песен, игр, плясок, упражнений.

Задачи этого этапа: эмоционально-выразительное исполнение заданий, развитие самостоятельности, творческой активности. На этом этапе закрепляется все то, что отрабатывалось в процессе обучения на втором этапе. Слуховой и зрительный контроль подкреп­ляется двигательным. Автоматизируется способ выполнения того или иного задания; в то же время ребенок сознательно решает по­ставленную перед ним задачу и, опираясь на приобретенный навык, проявляет посильную творческую активность.

Педагог работает над совершенствованием исполнения детьми песен и музыкально-ритмических движений, продолжает воспиты­вать способность воспринимать музыку разных жанров.

На данном этапе педагог использует варианты игры, усложняет и изменяет задания, ставит детей в условия, требующие проявле­ния творческой инициативы, применяя при этом разнообразные методы обучения.

Рассмотрим вопрос о совокупности использования методов и ме­тодических приемов в разных возрастных группах.

 

Младшая группа

Используя словесный метод, педагог чаще всего применяет объяс­нение. Оно должно быть четким и кратким. Например, дети слу­шают музыку к пляске «Пальчики и ручки» (русская народная мелодия в обработке М. Раухвергера). Педагог объясняет, что на громкую музыку надо хлопать в ладоши, а на тихую - ударять ти­хонько пальцем о палец. При вторичном исполнении пляски дети выполняют задание, т.е. объяснение подкрепляется практической деятельностью самих детей.

Указания даются во время исполнения детьми игры, танца, упражнения. Например, музыкальный руководитель говорит во время выполнения упражнения с флажками: «Дети, держите флаж­ки прямо, как Нина Викторовна». В младшей группе широко применяется поэтическое слово. Например, перед песней «Кошка» (музыка В. Витлина) можно прочитать следующее стихотворение: «Серенькая кошечка села у окошечка, хвостиком виляла, деток под­жидала».

Занимаясь и слушанием, и разучиванием игр, плясок, упражне­ний, педагог всегда беседует с детьми, задавая им много вопросов; например: «Какой характер музыки? Какая музыка, быстрая или медленная? Есть ли вступление у этой песни?», но на вопросы в большинстве случаев отвечает сам, потому что у детей еще нет знаний в области музыки, им трудно словами выразить свои чув­ства и ощущения. Необходимо постепенно приучать детей к до­ступной музыкальной терминологии, чтобы в дальнейшем они мог­ли самостоятельно ею оперировать. Детям задаются вопросы не только, по музыке песни, но и по ее содержанию. Например, после слушания песни «Кошечка» (музыка В. Витлина) педагог спраши­вает у детей: «О чем говорится в песне? Что сделала кошечка? Кого она поджидала?».

Широко применяется в младшей группе образный рассказ. Он дается перед сюжетной игрой и слушанием программной музыки.

Большое место в работе с детьми занимают приемы наглядного метода, особенно слуховая наглядность. Любое произведение, ко­торое будут исполнять дети, сначала слушается ими в исполнении педагога. Широко применяется и зрительная наглядность. На за­нятия педагог часто приносит картинки и игрушки. Например, пос­ле новогоднего праздника он показывает детям маленькую елочку с игрушками и говорит: «Дедушка Мороз нам оставил эту елочку и подарок. Он очень, очень добрый. Послушайте песенку о Дедуш­ке Морозе и об этой красивой елочке». Кроме того, педагог показы­вает певческие приемы и способы выполнения движений.

 

Средняя группа

Широко применяемый словесный метод включает разные приемы.

1. Объяснение. Становится более развернутым. Например, музы­кальный руководитель при разучивании упражнения «Пружинки» (русская народная песня), говорит: «На первую часть пьесы мы исполняем приседание - «пружинку», эта музыка тихая, а на вто­рую часть, громкую, мы будем легко подпрыгивать на месте на двух ногах».

2. Пояснения. Например, педагог говорит детям, что для того, чтобы начинать петь всем вместе, нужно услышать последний ак­корд вступления и только после него начинать пение.

3. Указания. Даются во время двигательных упражнений. На­пример, во время ходьбы под музыку марша педагог говорит: «Коля, держи прямо спину; Оля, слушай внимательно музыку» и т. д.

4. Поэтическое слово. Используется очень часто. Перед исполне­нием песни зачитывается один из ее куплетов, обычно начальный.

Например, перед песней «Зима прошла» (музыка Н. Метлова) можно прочитать следующее четверостишие:

Воробей с березы

На дорогу - прыг!

Больше нет мороза –

Чик-чирик!

5. Беседа. У детей средней группы шире кругозор, больше сло­варный запас. Поэтому после слушания музыкальных произведений с ними проводится более развернутая беседа. Например, после слушания песни А. Филиппенко «Пришла зима» проводится бесе да по следующим вопросам. О чем говорится в песне? Есть ли к песне вступление? Какое настроение песни? Какая она, быстрая или медленная?

Иногда вопросы задаются детям перед слушанием музыки, а иногда в виде загадок. Например, музыкальный руководитель го­ворит: «Я сыграю вступление к песне, а вы вспомните, как она называется».

6. Слуховая наглядность. Слушание музыкальных произведении занимает такое же место, как и в младшей группе. Лишь сами про изведения - их форма, образный строй, средства выразительности - значительно усложняются. То же самое можно сказать и о зрительной наглядности. Однако в средней группе показ игрушки, предваряющей исполнение песни, произведение для слушания, не должен занимать много времени.

Гораздо больше требований предъявляется к практической деятельности детей. От них требуются более состоятельные ответы во время беседы, более выразительное пение, более точная передача движений в играх, плясках.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: