Костюмы греческих женщин подчинялись тем же эстетическим требованиям, что и мужские. Однако этические соображения требовали, чтобы женский костюм был более закрытым, более длинным. Женские одежды тоже не кроились, а драпировались. Нижней одеждой был хитон - драпированная ткань, сколотая на плечах фибулами. Хитон изготовляли из шерстяной или льняной ткани белого, жёлтого, красного цвета. Хитоны могли быть широкие, так называемые дорийские, и узкие - ионийские. У женского хитона часто над грудью был отворот - диплодион, напоминавший короткую безрукавную кофточку. Он получался из отогнутого по всей ширине верхнего края хитона.
Иногда хитон имел над талией напуск, так называемый колпос. Колпос получался следующим образом: хитон, более длинный, чем обычно, опоясывали на талии, а затем часть хитона подтягивали над поясом и спускали над ним. Обычно девушки опоясывали хитон на талии, а замужние женщины - под грудью. Иногда у хитона был одновременно и колпос и диплодион.
Хитон часто украшался вышитым или расписным орнаментом. Орнамент нашивали по нижнему краю хитона, а также по краю диплодиона, иногда даже покрывали им всю ткань.
Несмотря на красоту отделки, хитон был домашней одеждой и выходить в нем на улицу считалось неприличным.
«Верхняя одежда называлась пеплос. По форме и способу драпировки пеплос напоминал хитон, но был длиннее и с большим количеством складок. Ткань для пеплоса была примерно 1,5 м в ширину и 3 - 4 м в длину. Красота его заключалась в изяществе драпировки».
Пеплос мог быть как белым, так и цветным. Предпочиталась ткань жёлто-коричневого или красного цвета различных оттенков, хотя встречались и ткани голубых тонов. Самой нарядной и дорогой была ткань, окрашенная пурпурной краской, имевшей оттенки от голубого до красно-фиолетового.
|
Чтобы складки хитона и пеплоса были более объемными, в подол одежды вшивались небольшие кусочки свинца.
Поверх хитона и пеплоса (а иногда просто сверх хитона) женщины накидывали прямоугольный плащ, напоминающий гиматий. Однако женские плащи были меньшего размера и всегда богаче орнаментированы. Считалось модным сочетание в одежде различных цветов: хитон или пеплос одного цвета, а плащ другого. В непогоду край плаща набрасывали на голову, ибо специальных головных уборов женщины обычно не носили. Иногда костюм дополняли легким шарфом из полупрозрачной ткани - калиптрой.
«Обувью женщинам служили сандалии, представляющие собой толстую кожаную подошву с прикрепленными к ней ремешками, которые переплетались вокруг ноги довольно высоко. Позже, судя по статуэткам из Танагры (IV в. до н.э.) появилась более элегантная женская обувь - красная, на подошвах с желтым краем. К этому времени оформились основные типы греческой обуви; на греческих изображениях много переходных вариантов от сандалий к высокому зашнурованному сапогу, иногда с богатыми украшениями в верхней части и пробитыми в ней отверстиями. Обувь изготовляли из свиной или телячьей кожи, окрашенной в яркие цвета или золоченой. («...По чертогу кружит, золоченою туфлей сверкая». Еврипид.) Отделывали ее металлическими бляшками, богато украшали вышивкой и даже металлическими бляшками. Обувь была без каблука, и это придавало походке плавность».
|
Облик греческих женщин дополняли прическа и украшения. Обильные, пышные, длинные волосы были одним из первых признаков женской красоты в Древней Греции. За ними тщательно ухаживали, умащивали душистыми маслами, их причесывали самыми сложными способами и укрепляли на голове с помощью больших головных шпилек или повязок и обручей различной формы (диадем). Самыми красивыми считались светлые волосы, поэтому окраска волос не была чем-то необычным. Искусные греки изобрели не только фальшивые косы, но и даже парики, которые неоднократно высмеивали в комедиях.
«Греция знала несколько типов причесок, но классической прической можно считать так называемый «греческий узел» - коримбос. При этой прическе длинные волосы расчесывали на прямой пробор, завивали волнами и довольно низко спускали их на лоб, так как по эстетическим понятиям того времени лоб должен быть невысоким. Далее волосы спускали вдоль щек, а сзади приподнимали и на затылке укладывали в узел, скрепляя шпильками и узкими ленточками. Часто волосы укладывали в сетку, сплетенную из золотых шнуров, или надевали на голову изящное украшение - стефану, напоминающую венец.
Нельзя представить себе гречанку, которая считала бы свой туалет завершенным, не освежив слегка лицо различными косметическими средствами. Применение косметических средств уходит своими корнями в глубокую древность. Первоначально употребление косметики было связано, очевидно, с культовыми церемониями и носило функциональный характер: при помощи косметики выделяли вождя, воина, устрашали врагов. Далее, с течением времени, косметика начинает играть иную роль - роль украшения. Держа в руках полированное бронзовое зеркало с красивой фигурной ручкой, гречанка румянилась, подкрашивала губы, подводила брови, оттеняла веки, красила ресницы, душилась. Духи женщины хранили в изящных керамических флаконах-лекифах, которые подчас являлись подлинными произведениями искусства. Аристократки имели в своем гардеробе красиво украшенные ручные зеркала, зонтики от солнца из полотна, а позднее из шелка, пояса из драгоценных металлов, булавки из золота и слоновой кости, веера. Украшениями к прическе служили также сетки из золоченых шнуров, гребни, нимбы (nimbus) - хлопчатобумажные ленты для волос, вышитые золотом. Костюм гречанки дополнялся ювелирными украшениями. Это могли быть золотые серьги с подвесками, диадемы, бусы, кольца, браслеты. Особенно изящными считались браслеты из золота в виде свернувшейся змеи. Браслеты надевали на руки у предплечья и у запястья, а также на ноги у лодыжек. Но, несмотря на обилие украшений, греческий костюм всегда сохранял простоту линий и изящество отделки. Разнообразные виды украшений свидетельствуют не только об утонченном вкусе, но и технической зрелости той эпохи.
|
Заключение
Основным типом греческой одежды была одежда драпированная. В изяществе драпировок заключалась красота костюма. Создание драпировок, грим отнимали массу времени, поэтому занимались ими слуги, и это было таким же творчеством, как и все виды искусства.
Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно спадающих складок античный костюм напоминал стройные колонны храмов. Строгость и простота ценились более всего. Греки любили «прекрасное без суеты и красоту без изнеженности». Для своей одежды греки использовали мягкие, эластичные, прекрасно драпирующиеся ткани. Об их внешнем виде и основных свойствах можно судить по описаниям, рисункам и скульптурам, а также по образцам поздних греческих тканей, представленным в Эрмитаже.
Основной тканью, из которой изготовлялись одежды, была шерсть. Изготовляли её домашним способом на вертикальном станке шириной до 2-х метров, обычно рабыни, однако даже зажиточные женщины часто занимались ткачеством. Кроме шерсти, греки вырабатывали, льняные ткани. Шелка и хлопчатобумажные ткани привозили из стран Востока.
Греки обычно ткали только примитивные орнаменты. Чаще ткани раскрашивались либо на них нашивались аппликации. Самые характерные греческие орнаменты - «пальметы», «бусы», «меандр», «набегающая волна», «ионики». Происхождение орнамента тесно связано с наблюдениями над окружающей природой. Так, волны моря прекратились в ритмически повторяющиеся завитки орнамента, извилистые берега реки - в сложный меандр, кроны пальм - в стилизованные пальметы.
Обычно принято думать, что греческие костюмы были исключительно белыми, и греков представляют себе как толпу людей, задрапированных в белые плащи. Это представление сложилось ошибочно - видимо, из-за нашего знакомства с мраморными античными статуями. Как все южане, греки любили яркие цвета, хотя белый цвет действительно считался самым красивым и нарядным. Толпа, заполнявшая улицы греческих городов, была пестрой, яркой, разнообразной. Основными цветами, в которые окрашивались ткани, были желтый (охра различных оттенков), синий, красный, светло-зеленый, пурпурный. Пурпурная краска (а соответственно и окрашенная в пурпур ткань) была очень дорогой, так как эту краску добывали из сока морских моллюсков.
Уже в античные времена цвета имели свое символическое значение; так, например, белый цвет был закреплен за аристократией, а черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый - выражали печаль. Зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей.
Социальные различия в костюме определялись качеством ткани, количеством одновременно надеваемых одежд, степенью задрапированности, причём пластика драпировки и осанка фигуры ценились выше всего остального.
Список используемой литературы
1. Андреева А.Ю., Богомолов Г.И., История костюма. Эпоха. Стиль. Мода. СПб.: «Паритет», 2001. - 120 с.: ил.
. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П., Дизайн костюма. - Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2000. - 448 с.
. Дудникова Г.П., История костюма. Ростов н/Д: «Феникс», 2003. - 448 с.
. Захаржевская Р.В., История костюма: От античности до современности. 3-е изд., доп. М.: РИПОЛ классик, 2005. - 288 с.: ил.
. Киреева Е.В., История костюма. Европ. костюм от античности до ХХ в. М.: «Просвещение», 1976. - 174 с.: ил.
. Коммиссаржевский Ф.Ф., История костюма. Мн.: Современ. литератор, 2004. - 496 с.
. Плаксина Э.Б., Михайловская Л.А., Попов В.П., История костюма. Стили и направления. 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 224 с.: ил.
Приложение
Рисунок 1. Мужской ионический хитон
Рисунок 2, 3. Гиматий
Рисунок 4. Вариант драпирования гиматия для людей умственного труда
Рисунок 5. Женский хитон
Рисунок 6. Пеплос