Особенности разведки месторождений песка и гравия





При строительстве автомобильной дороги песок широко применяется как строительный материал для устройства дорожных покрытий (в качестве мелкого заполнителя в асфальтовом или цементном бетоне, гравийных и других смесей), а так же для устройства дренажей, подстилающих слоев или земляного полотна, либо как материал подвергаемый укреплению. В зависимости от назначения песка к нему предъявляются различные требования в отношении зернового состава, фильтрующей способности, содержание органических примесей и других особенностей (ГОСТ 8736-93 «Песок для строительных работ»).

В связи с тем, что проходка шурфов в песках из-за их сыпучести требует трудоемких ручных работ по укреплению стенок шурфа и сложности проходки шурфами песка при большом его увлажнении в качестве основных выработок рекомендуется закладывать буровые скважины. Последние на всю глубину проходки закрепляются обсадными трубами (труба, предназначенная для крепления стенок буровой скважины). Диаметр бурения 127*115 мм. Для более полного выявления условий в характерных местах в дополнение к буровым скважинам могут закладываться разведочные шурфы. При строительстве дорог наиболее часто используют месторождения песка аллювиальных, ледниковых или эоловых отложений. Среди речных отложений наибольшее значение имеют русловые месторождения песков, которые обычно не требуют вскрышных работ и отличаются хорошим качеством, но имеют окатанную форму и требуют увеличения содержания щебня в асфальтобетоне. Расстояния между разведочными линиями при предварительной разведке 50-100 м, а между буровыми скважинами на линиях 50 м. при детальной разведке эти расстояния сокращаются и составляют на разведочных линиях 50 м и между выработками на линиях 25-50 м. В случае резкого изменения мощности и качества полезного слоя песка расстояние между выработками сокращают до 20 м.

Пески ледниковых отложений наиболее часто образуют месторождения, относящиеся либо к озово-камовому типу (древнеледникового происхождения), либо к зандровым покровам.

Месторождения озового типа представляют собой длинные узкие возвышенности – гряды с крутыми склонами. Разведочные линии назначаются в поперечном направлении к простиранию гряды. Расстояние между выработками устанавливаются такие же, как и при разведке русловых месторождений.

Месторождения комового типа как правило содержат материалы высокого качества. Пески почти всегда залегают совместно с гравием. Такие месторождения представляют собой ледниковые холмы неправильной округлой формы. При детальной разведке линии разбиваются через 50 м, а расстояние между выработками на линиях составляет 20-50 м.

Песчаные зандровые покровы характеризуются обширными площадями. Мощность полезного слоя песка выдерживается на значительных расстояниях, поэтому разведке обычно подвергается часть полезной площади, имеющая наименьшую вскрышу. Выработки закладываются по сетке 100х100 м при предварительной разведке и 50х50 при детальной. Месторождения песка до четвертичного возраста характеризуются большой мощностью вскрышных работ. Основной задачей при их разведке является выбор участка с небольшой вскрышей. Пески в таких месторождениях обычно характеризуются однородным хорошим качеством и выдержанной мощностью полезного слоя.

Пески эолового происхождения («Бог ветра» - «Эол») распространены на обширных площадях как правило не закрытые растительностью. Пески обычно мелкозернистые и одномерные. Разведка таких песков производится в одну стадию по редкой сетке выработок (50х100, 100х100 м)

Естественные крупнообломочные горные породы, состоящие из окатанных обломков горных пород, различной крупности, называют гравийным материалом. После искусственной отгрохотки гравийного материала частицы размером 5-70 мм называют дорожным гравием. Гравийный материал имеет широкое применение в дорожном строительстве, благодаря легкости его разработки и возможности применения механических способов добычи. Месторождения гравия в целом подразделяют на те же генетические типы, что и месторождения песка. Их разведка производится таким же методом как и разведка песка. Для целей дорожного строительства наиболее важное значение имеют месторождения гравия аллювиального или ледникового происхождения.

При предварительной разведке речных месторождений гравия расстояние между линиями устанавливают до 100 м, а между выработками на линиях – до 50 м. При детальной разведке расстояние соответственно сокращаются до 50 и 20 м. Месторождения гравия озово-камового типа обычно характеризуются относительно небольшими площадями и наличием в толще гравийных отложений пустых или бедных гравием прослоек или линз. Для таких месторождений, учитывая сложность их залегания разведочные линии разбиваются через 40-50 м. Расстояние между разведочными выработками 20-50 м.

Разведка месторождений зандровых покровов производится лишь после того, как поисковыми выработками будут определены участки с наименьшей вскрышей. Предварительная разведка таких месторождений производится по сетке 100х100 м, детальная 50х50 м.





Читайте также:
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.012 с.