автор: Партамян Т. Х. 2016 год.




Ролевой клуб, как агент социализации подростка.

Движение Ролевых Игр Живого Действия (далее РД) и, порожденное им, явление Ролевых Клубов и Команд (далее РК), как показывает наш опыт, имеет большой потенциал с точки зрения социализации подростка и помощи в преодолении кризисного возраста. Кроме того, позволяет не только пройти соответствующий период «без потерь», но и приобрести полезные навыки и знания.

Должен отметить, что в данной статье под РД и РК подразумеваются также значительная часть реконструкторских клубов и клубы страйкболистов, но не имеются ввиду клубы толкиенистов и любителей аниме, хотя они и используют сходное самообозначение. Причина такого ограничения в социальном составе различных направлений: состав реконструкторских, ролевых и страйкбольных клубов сходен по возрасту (в среднем 20-24 года), социальному составу (студенты-технари, молодые специалисты), гендерному составу (около 70% мужчин) и другим параметрам. Кроме того, зачастую одни и те же люди занимаются всеми этими направлениями. Клубы толкиенистов и «анимешников» отличаются: они в среднем младше (или наоборот сильно старше), в них гораздо больше женщин, больше школьников, студентов – гуманитариев. Самое главное в том, что эти группы несколько более изолированы от тех, кого мы включаем в РД.

Для анализа необходимо обозначить несколько направлений, по которым идет воздействие на участника РК и РД. Во-первых, это социальное направление, во-вторых - психологическое, в-третьих – познавательное, в-четвертых – физическое. В социальном направлении, в свою очередь, можно выделить субкультурный, тренинговый, адаптационный и, даже, политический элементы.

РД является сложившейся интеллектуальной субкультурой с определенной системой ценностей. Генетически РД восходит к Клубам Любителей Фантастики (КЛФ) и «Рок-тусовке» позднесоветского времени. Однако, за прошедшие 25 лет произошла ценностная трансформация. С одной стороны, сохранилась высокая степень интеллектуальности субкультуры, с другой, протестный потенциал резко снизился, и можно сказать, что на данный момент именно эта субкультура является одной из самых консервативных. (Это связано, видимо, и с общим спадом протестных настроений в обществе, и с повышением среднего возраста участников РД.) Кроме того, тематика игр и клубов неизбежно приобщает участника к традиционным ценностям, таким как честь, дружба, верность, патриотизм и т.д. У этого явление есть одно негативное последствие, хотя это зависит от угла зрения: такие ценности не слишком востребованы современным российским обществом.

Термин «ролевая игра», не смотря на современное двусмысленное его восприятие, восходит к классическим психотерапевтическим практикам. Исходно это один из видов терапии, в ходе которого пациенту предлагается примерить на себя «маску» другого человека и таким образом попытаться его понять. В РД данный термин применяется именно в таком, исходном значении. Участник ролевой игры, как полевой, так и «кабинетной», получает возможность попробовать в социально приемлемой и безопасной форме альтернативные модели поведения. А именно такова одна из основных целей эпатирующего, девиантного поведения подростка. Таким образом, РД позволяет канализировать такие формы подросткового поведения, при этом сохранив необходимый для успешной социализации объем полученного опыта.

Одним из явлений, характерных для подросткового периода, является отдаление подростка от семьи и поиск «своей» группы, компании, клуба и т.п. Зачастую это приводит к печальным последствиям, так как подростки присоединяются к маргинальным или криминальным группам, формируют молодежные банды. Полностью, однако, избежать попыток подростка найти «свою», отдельную от семьи группу практически невозможно. Кроме того, этот процесс пройти необходимо, чтобы получить навыки поведения, взаимодействия и социальной адаптации в новой группе. Частично эту функцию берёт на себя школа, но её формальность и обязательность не может не отталкивать подростка. В тоже время РК является неформальным объединением, имеет некий «особый», «протестный» ореол, но не несёт в себе, как правило, опасности для формирования приемлемых социальных ценностей и норм, в отличие от дворовых и уличных компаний.

Среди молодёжных движений и групп, к сожалению, с лёгкостью распространяются различные ксенофобские и экстремистские политические идеологии. Это является результатом поиска подростками новой идентичности «свой-чужой» взамен отошедшей на второй план семейной. РК позволяет создать такую идентичность на основе клубов. «Свои» - свой клуб, «чужие» - другие клубы. При этом конкуренция клубов ограничена разумными рамками. Кроме того, именно благодаря этому, РД в целом, за очень редкими исключениями, является почти полностью аполитичным движением, что не отменяет наличия взглядов у отдельных участников РД Необходимо отметить, что по наблюдениям в клубах зачастую мирно уживаются представители диаметрально противоположных политических, идеологических, культурных взглядов. РК, помимо всего прочего, представляют из себя модели различных политических систем, а в ходе игры появляется возможность моделировать различные политические системы и своё поведение в них на уровне различных страт.

Благодаря тому, что РК и РД являются, по сути, открытыми структурами, подросток имеет возможность перемещения между клубами и поиска наиболее комфортного и подходящего ему клуба. Это дает возможность найти группу, в которой уровень иерархического взаимодействия, творческая и боевая специализация, интеллектуальная и познавательная направленность будут подходить конкретно данному подростку. Таким образом, подросток находит психологически комфортную среду. В большей части РК отсутствует жесткая иерархия и дисциплинарный устав, так что подросток не испытывает социального давления, отдыхает от него. Таким образом, РК выполняет классическую функцию молодёжного клуба.

Как уже говорилось, РД является высоко интеллектуализированным молодёжным движением. Для участия в нём человек должен обладать высоким уровнем эрудиции, познаниями в истории, начитанностью. Приветствуется умение играть на музыкальных инструментах, навыки в каком-либо ремесле. Приходя в РД, подросток редко обладает какими-либо из этих навыков, но, как правило, обладает высокими познавательными и творческими запросами, что его, собственно, и приводит в РД. В процессе общения в клубе, подготовки и участия в играх и фестивалях происходит не только освоение новых знаний, но и общее расширение кругозора. Кроме того, в отличие от большинства современных подростков, участники РД много путешествуют по России – это связано с тем, что игры и фестивали проводятся в полевых условиях далеко от крупных городов, но близко к городам историческим.

Для значительной части подростков с высокими интеллектуальными и познавательными запросами характерно неприятие спорта и спортивных игр. Тренировки же в РК с одной стороны являются необходимой составляющей жизни клуба и подготовки мероприятий, а с другой дают участнику регулярную физическую нагрузку, безусловно, необходимую для нормального развития подростка.

 

Таким образом, можно с достаточным основанием утверждать, что ролевой клуб является практически универсальным инструментом социализации подростка, позволяющим сформировать необходимые социальные навыки и ценности, развить подростка интеллектуально и физически.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: