Наименование показателя | Начало формирования | Окончание формирования | |||
Крупная моторика | |||||
Прыгает на двух ногах | 3 г. 2 мес. | ||||
Спрыгивает с лестницы обеими ногами | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Перепрыгивает с разбега через черту | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Может некоторое время стоять на одной ноге | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Пробегает 15 м, не упав | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Спускается вниз по лестнице: один шаг – одна ступенька | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Проходит 3 метра на носках | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Спускается по лестнице, не держась за перила | 3 г. 1 мес. | 3 г. 2 мес. | |||
На одной ноге стоит 2 секунды | 3 г. 3 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Поднимается по лестнице, не держась за перила, переставляя ноги поочередно | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Идет по полосе длиной три метра | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Проносит три метра стакан с водой | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Ударяет два раза по воздушному шарику | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Ходит и бегает со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
При подскоках отрывает ноги от пола | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Умеет сдерживать движения по сигналу | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
При ходьбе не шаркает ногами | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
Умеет бросать мяч двумя руками | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
При прыжке в высоту опускается на полусогнутые ноги | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
Мелкая моторика | |||||
Переливает воду из сосуда в сосуд | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Складывает лист бумаги, сгибая его посередине | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Достает предмет грабельками | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Надевает бусинки на проволоку | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Может выполнить из пальцев «козу» и «колечко» обеими руками | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Копирует круг, квадрат | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Расстегивает пуговицы | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро» и «ладонь-кулак») при условии сопряженного выполнения | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Изображает простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Повторяет по показу крест | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Дорисовывает недостающие ножки и ручки человечку | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Рисует человека («головонога») без туловища | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Знает название шести основных цветов | 3 г. 2 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Чертит ромб | 3 г. 4 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Держит карандаш пальцами (не всегда правильно) | 3 г. 6 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Разворачивает конфету | 3 г. 6 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
Открывает спичечный коробок | 3 г. 6 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
Самостоятельно собирает 5 матрешек в одну | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Любит играть со строительным материалом | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
Самостоятельно заводит механическую игрушку | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
Правильно держит карандаш | 3 г.11 мес. | 4 г.1 мес. | |||
Самостоятельно проводит вертикальные и горизонтальные линии | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Зрительное восприятие | |||||
Узнает перечеркнутые изображения (с некоторым затруднением) | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Узнает наложенные изображения (2-3 изображения из нескольких) | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Узнает 12 реальных предметов на картинке | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Узнает род деятельности на картинке | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Узнает знакомые места | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Находит два спрятанных предмета | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Сортирует чайные и столовые ложки | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Знает свою одежду | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Ориентируется на улице | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Узнает 6 геометрических фигур | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Различает 5 картинок из нескольких | 3 г. 6 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
Различает основные цвета с некоторыми ошибками | 3 г. 6 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Правильно дифференцирует цвета и оттенки | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Слуховое восприятие | |||||
Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Выполняет просьбу: «Дай мне один/много…» | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Различает на слух два удара | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Показывает действие на картинке | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Показывает 6 названных частей тела | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Выполняет просьбу из двух действий («возьми со стола мяч и принеси его маме») | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Показывает «больше» и «меньше» | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Указывает по просьбе на предмет красного цвета | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Внимательно слушает рассказ | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Показывает предметы круглые и с углами | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Показывает «право/лево» (возможно, пока неправильно) | 3 г. 6 мес. | 4 г. | |||
Импрессивная речь | |||||
Повторяет фразу из четырех слов | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Вслушивается в диалог взрослых, пытается менять ход их рассуждений | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
По просьбе помещает мяч на стул, под стул и кладет перед стулом | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Отвечает на два ситуационных вопроса | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Может ответить (речью, мимикой, жестами) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3 г. 5 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Экспрессивная речь | |||||
Второй этап развития речи – развитие фразовой речи | 3 г. | 4 г. | |||
Активный словарь составляет 1200-1500 слов | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Разговаривает с куклой, с мишкой | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Спрашивает: «Что это?» | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Пытается использовать множественное число, прошедшее время | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Использует отрицательные частицы «не», «ни» | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Правильно отвечает на такие вопросы, как: «Что ты ел на завтрак? Как зовут маму? Кто твой друг?» и т.д. | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Согласовывает слова в роде, числе, падеже | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Рассказывает о каких-то событиях | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Произносит фразу из трех слов, формируется грамматический строй речи | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Употребляет слова: «еще», «опять», «много» | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Правильно пользуется предлогами в, на, за, под | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Употребляет предложения с однородными членами | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте) | 3 г. | 4 г. 3 мес. | |||
Способен вести диалог со взрослым | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Говорит: «я», «ты», «мое», «твое» | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Называет 5 видов животных | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Использует прилагательные и местоимения | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Задает вопросы: «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Использует множественное число | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Называет вид деятельности, изображенный на картинке | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Использует прошедшее время | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Использует сложные предложения | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Словарный запас – 800-1300 слов | 3 г. 6 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Речь фразовая | 3 г.10 мес. | 4 г. 1 мес. | |||
Улучшается произношение, уменьшается физиологическое косноязычие | 3 г.10 мес. | 4 г. 4 мес. | |||
Интеллект | |||||
Знает разницу между понятиями «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
По одной характерной детали узнает целое: по ушам - зайца, по бивням - слона | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Называет имя мамы, если видит ее | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Доступна операция на исключение понятия (четвертый лишний) при условии оречевления картинок одинаковым наименованием («цветок-цветок-цветок-грибок») | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Может при помощи взрослого вложить 4 матрешки одна в другую | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
Знает свое имя и свою фамилию | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Знает свой возраст (показывает с помощью пальчиков) | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Классификация на 2 группы (по цвету, форме) | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Порядковый счет до 5 только с опорой на реальные предметы (пальчики, палочки) | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Собирает несложные игры-вкладыши | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Выражает словами, каких предметов больше или меньше | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте) | 3 г. | 3 г. 9 мес. | |||
Находит парные предметы на картинках (шапка и шарф, ваза и цветок, чашка и блюдце) | 3 г. | 3 г. 9 мес. | |||
Называет имена людей из ближайшего окружения | 3 г. 2 мес. | 3 г. 3 мес. | |||
Называет и отличает 2-3 дерева | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
По опорным обобщающим словам находит предметы («покажи мебель, посуду») | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
Различает времена года | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
Называет существенные детали и части предметов | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
Знает и называет 6 основных цветов | 3 г. 2 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Классификация на 3-4 группы: по цвету | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Знает количественные понятия: много, один, мало | 3 г. 9 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Самостоятельно считает до пяти | 3 г. 9 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Различает и называет геометрические фигуры | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер) | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Часто задает вопросы: «что? зачем? когда? почему?» | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах называет сюжет | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Внимательно слушает сказки | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Смотрит телевизионные передачи | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Узнает бытовые предметы на ощупь | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
Знает времена года | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед | 3 г.11 мес. | 4 г. 4 мес. | |||
Память | |||||
Запоминает три-четыре картинки и находит их среди нескольких (12-15) других | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Может запомнить три слова из пяти | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Повторяет простую фразу из 6-7 слов | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Знает несколько четверостиший | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Вспоминает, что делал утром, днем, вечером | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
Может запомнить и выполнить 5-6 действий, предложенных подряд | 3 г. 6 мес. | 4 г. | |||
Задает до 400-500 вопросов в день | 3 г.10 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
Конструирование | |||||
Строит по показу мост из кубиков | 3 г. | 3 г. 1 мес. | |||
Собирает пирамидку с учетом размера колец | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Строит сложные сюжетные конструкции | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Собирает кубики Линка по образцу | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Эмоции, коммуникация | |||||
Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое» | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Знает свой пол | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
Самообслуживание | |||||
Наливает в чашку воду (неаккуратно) | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Расстегивает пуговицы | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Полностью одевается под руководством | 3 г. | 4 г. 1 мес. | |||
Сам одевается, умывается, вытирает руки и лицо | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Застегивает на пуговицы пальто или платье | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Помогает в мелкой работе по дому | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
Умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки | 3 г. 9 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку | 3 г.10 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Самостоятельно умывается, без посторонней помощи моет руки | 3 г.10 мес. | 3 г.11 мес. | |||
Игра | |||||
Совместная сюжетная игра с другим ребенком | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
Играет в общие игры в детском саду | 3 г. 4 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Игра с воображаемой действительностью | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
Отдает предпочтение коллективной игре | 3 г. 5 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3 г. 5 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
Играет представления для других | 3 г. 7 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут | 3 г. 9 мес. | 3 г. 11 мес. | |||
Устойчивый интерес к играм (появляются любимые игры) | 3 г. 9 мес. | 3 г. 11 мес. | |||
Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их | 3 г. 9 мес. | 3 г. 11 мес. | |||