| Наименование показателя | Начало формирования | Окончание формирования | |||
| Крупная моторика | |||||
| Прыгает на двух ногах | 3 г. 2 мес. | ||||
| Спрыгивает с лестницы обеими ногами | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Перепрыгивает с разбега через черту | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Может некоторое время стоять на одной ноге | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Пробегает 15 м, не упав | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Стоит на обеих ногах с закрытыми глазами | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Спускается вниз по лестнице: один шаг – одна ступенька | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Проходит 3 метра на носках | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Спускается по лестнице, не держась за перила | 3 г. 1 мес. | 3 г. 2 мес. | |||
| На одной ноге стоит 2 секунды | 3 г. 3 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Прыгает на 20 см в длину и на 5 см в высоту | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Поднимается по лестнице, не держась за перила, переставляя ноги поочередно | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Идет по полосе длиной три метра | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Проносит три метра стакан с водой | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Ударяет два раза по воздушному шарику | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Ходит и бегает со свободными движениями рук, работа рук и ног координирована | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| При подскоках отрывает ноги от пола | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Умеет сдерживать движения по сигналу | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| При ходьбе не шаркает ногами | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| Умеет бросать мяч двумя руками | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| При прыжке в высоту опускается на полусогнутые ноги | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| Мелкая моторика | |||||
| Переливает воду из сосуда в сосуд | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Складывает лист бумаги, сгибая его посередине | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Достает предмет грабельками | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Надевает бусинки на проволоку | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Может выполнить из пальцев «козу» и «колечко» обеими руками | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Копирует круг, квадрат | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Расстегивает пуговицы | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Доступно выполнение простой пробы на динамический праксис («кулак-ребро» и «ладонь-кулак») при условии сопряженного выполнения | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Изображает простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Повторяет простые движения пальчиковой гимнастики | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Повторяет по показу крест | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Дорисовывает недостающие ножки и ручки человечку | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Рисует человека («головонога») без туловища | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Знает название шести основных цветов | 3 г. 2 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Чертит ромб | 3 г. 4 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Держит карандаш пальцами (не всегда правильно) | 3 г. 6 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Разворачивает конфету | 3 г. 6 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
| Открывает спичечный коробок | 3 г. 6 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
| Самостоятельно собирает 5 матрешек в одну | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Самостоятельно рисует человека (примитивно) | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Любит играть со строительным материалом | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| Самостоятельно заводит механическую игрушку | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| Правильно держит карандаш | 3 г.11 мес. | 4 г.1 мес. | |||
| Самостоятельно проводит вертикальные и горизонтальные линии | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Зрительное восприятие | |||||
| Узнает перечеркнутые изображения (с некоторым затруднением) | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Узнает наложенные изображения (2-3 изображения из нескольких) | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Узнает 12 реальных предметов на картинке | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Узнает род деятельности на картинке | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Узнает знакомые места | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Находит два спрятанных предмета | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Сортирует чайные и столовые ложки | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Знает свою одежду | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Понимает смысл сюжетных картинок, отвечает на наводящие вопросы | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Ориентируется на улице | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Узнает 6 геометрических фигур | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Различает 5 картинок из нескольких | 3 г. 6 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
| Различает основные цвета с некоторыми ошибками | 3 г. 6 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Правильно дифференцирует цвета и оттенки | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Слуховое восприятие | |||||
| Может отстукивать простые ритмы по образцу | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Выполняет просьбу: «Дай мне один/много…» | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Различает на слух два удара | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Показывает действие на картинке | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Показывает 6 названных частей тела | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Выполняет просьбу из двух действий («возьми со стола мяч и принеси его маме») | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Показывает «больше» и «меньше» | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Указывает по просьбе на предмет красного цвета | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Внимательно слушает рассказ | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Показывает предметы круглые и с углами | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Показывает «право/лево» (возможно, пока неправильно) | 3 г. 6 мес. | 4 г. | |||
| Импрессивная речь | |||||
| Повторяет фразу из четырех слов | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Вслушивается в диалог взрослых, пытается менять ход их рассуждений | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| По просьбе помещает мяч на стул, под стул и кладет перед стулом | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Отвечает на два ситуационных вопроса | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Может ответить (речью, мимикой, жестами) на вопросы о событиях, которые происходят в другое время или в другом месте | 3 г. 5 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Экспрессивная речь | |||||
| Второй этап развития речи – развитие фразовой речи | 3 г. | 4 г. | |||
| Активный словарь составляет 1200-1500 слов | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Использует в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Разговаривает с куклой, с мишкой | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Спрашивает: «Что это?» | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Пытается использовать множественное число, прошедшее время | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Использует отрицательные частицы «не», «ни» | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Правильно отвечает на такие вопросы, как: «Что ты ел на завтрак? Как зовут маму? Кто твой друг?» и т.д. | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Согласовывает слова в роде, числе, падеже | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Рассказывает о каких-то событиях | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Произносит фразу из трех слов, формируется грамматический строй речи | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Употребляет слова: «еще», «опять», «много» | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Правильно пользуется предлогами в, на, за, под | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Употребляет предложения с однородными членами | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| К двум прилагательным находит слова противоположные по значению (в контексте) | 3 г. | 4 г. 3 мес. | |||
| Способен вести диалог со взрослым | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Говорит: «я», «ты», «мое», «твое» | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Называет 5 видов животных | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Использует прилагательные и местоимения | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Задает вопросы: «Когда?», «Что внутри?», «Почему?» | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Использует множественное число | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Называет вид деятельности, изображенный на картинке | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Использует прошедшее время | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Использует сложные предложения | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Словарный запас – 800-1300 слов | 3 г. 6 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Речь фразовая | 3 г.10 мес. | 4 г. 1 мес. | |||
| Улучшается произношение, уменьшается физиологическое косноязычие | 3 г.10 мес. | 4 г. 4 мес. | |||
| Интеллект | |||||
| Знает разницу между понятиями «один» и «много», находит в окружающей обстановке много предметов и один | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| По одной характерной детали узнает целое: по ушам - зайца, по бивням - слона | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Называет имя мамы, если видит ее | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Доступна операция на исключение понятия (четвертый лишний) при условии оречевления картинок одинаковым наименованием («цветок-цветок-цветок-грибок») | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Может при помощи взрослого вложить 4 матрешки одна в другую | 3 г. | 3 г. 4 мес. | |||
| Знает свое имя и свою фамилию | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Знает свой возраст (показывает с помощью пальчиков) | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Классификация на 2 группы (по цвету, форме) | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Порядковый счет до 5 только с опорой на реальные предметы (пальчики, палочки) | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Собирает несложные игры-вкладыши | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Выражает словами, каких предметов больше или меньше | 3 г. | 3 г. 5 мес. | |||
| Сравнивает 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте) | 3 г. | 3 г. 9 мес. | |||
| Находит парные предметы на картинках (шапка и шарф, ваза и цветок, чашка и блюдце) | 3 г. | 3 г. 9 мес. | |||
| Называет имена людей из ближайшего окружения | 3 г. 2 мес. | 3 г. 3 мес. | |||
| Называет и отличает 2-3 дерева | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
| По опорным обобщающим словам находит предметы («покажи мебель, посуду») | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
| Различает времена года | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
| Называет существенные детали и части предметов | 3 г. 2 мес. | 3 г. 4 мес. | |||
| Знает и называет 6 основных цветов | 3 г. 2 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Классификация на 3-4 группы: по геометрической форме | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Классификация на 3-4 группы: по цвету | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Знает количественные понятия: много, один, мало | 3 г. 9 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Самостоятельно считает до пяти | 3 г. 9 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Различает и называет геометрические фигуры | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Умеет соотносить предметы по длине, высоте и ширине | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Ориентируется во времени (день, ночь, утро, вечер) | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Часто задает вопросы: «что? зачем? когда? почему?» | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Активно рассматривает сюжетные картинки, при наводящих вопросах называет сюжет | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Внимательно слушает сказки | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Смотрит телевизионные передачи | 3 г.11 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Узнает бытовые предметы на ощупь | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| Знает времена года | 3 г.11 мес. | 4 г. 3 мес. | |||
| Различает пространственные отношения: около, рядом, за, между, перед | 3 г.11 мес. | 4 г. 4 мес. | |||
| Память | |||||
| Запоминает три-четыре картинки и находит их среди нескольких (12-15) других | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Может запомнить три слова из пяти | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Повторяет простую фразу из 6-7 слов | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Знает несколько четверостиший | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Вспоминает, что делал утром, днем, вечером | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам | 3 г. | 3 г. 6 мес. | |||
| Может запомнить и выполнить 5-6 действий, предложенных подряд | 3 г. 6 мес. | 4 г. | |||
| Задает до 400-500 вопросов в день | 3 г.10 мес. | 4 г. 2 мес. | |||
| Конструирование | |||||
| Строит по показу мост из кубиков | 3 г. | 3 г. 1 мес. | |||
| Собирает пирамидку с учетом размера колец | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Строит сложные сюжетные конструкции | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Собирает кубики Линка по образцу | 3 г. 6 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Эмоции, коммуникация | |||||
| Появляется понимание и использование в речи местоимений «я» - «мое», «ты» - «твое» | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Знает свой пол | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Воспринимает насмешку, самолюбив, обижается, радуется, печалится, тоскует, любит | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Испытывает чувства доброжелательности, враждебности и зависти, способен к сочувствию | 3 г. | 3 г. 3 мес. | |||
| Самообслуживание | |||||
| Наливает в чашку воду (неаккуратно) | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Расстегивает пуговицы | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Полностью одевается под руководством | 3 г. | 4 г. 1 мес. | |||
| Сам одевается, умывается, вытирает руки и лицо | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Застегивает на пуговицы пальто или платье | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Помогает в мелкой работе по дому | 3 г. 6 мес. | 3 г. 8 мес. | |||
| Умеет застегивать пуговицы, молнии, с помощью взрослого завязывает шнурки | 3 г. 9 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Самостоятельно ест, правильно держит вилку, ложку | 3 г.10 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Самостоятельно умывается, без посторонней помощи моет руки | 3 г.10 мес. | 3 г.11 мес. | |||
| Игра | |||||
| Совместная сюжетная игра с другим ребенком | 3 г. | 3 г. 2 мес. | |||
| Играет в общие игры в детском саду | 3 г. 4 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Игра с воображаемой действительностью | 3 г. 5 мес. | 3 г. 6 мес. | |||
| Отдает предпочтение коллективной игре | 3 г. 5 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
| Элементы ролевой игры (может назвать свою роль) | 3 г. 5 мес. | 3 г. 7 мес. | |||
| Играет представления для других | 3 г. 7 мес. | 3 г. 9 мес. | |||
| Появляется сюжетно-ролевая игра в небольшой группе детей (2-3 человека) с продолжительностью 10-30 минут | 3 г. 9 мес. | 3 г. 11 мес. | |||
| Устойчивый интерес к играм (появляются любимые игры) | 3 г. 9 мес. | 3 г. 11 мес. | |||
| Может больше 10 минут заниматься конструированием, строит разнообразные постройки, обыгрывает их | 3 г. 9 мес. | 3 г. 11 мес. | |||