Материалы по организации самостоятельной работы магистрантов направлений подготовки «Лингвистика» и «Юриспруденция»
Итоговая аттестация (зачет) по курсу «Педагогика и психология высшей школы» проводится в следующих формах (по выбору магистранта):
Устное собеседование по вопросам (см. ниже).
Подготовка рефератов по одной из предложенных тем разделов 2, 3. Количество рефератов соответствует количеству пропущенных занятий, т.е. в случае пропуска всех занятий необходимо подготовить 3 (три) реферата, один из которых касается подготовки лекции. Темы двух других рефератов выбираются самостоятельно и должны быть из разных разделов. Корректировка тем возможна, но в рамках заявленной проблемы.
Подготовленные материалы высылаются по эл. адресу irina.a.chupakhina@gmail.com доценту каф. педагогики Ирине Алексеевне Чупахиной до 13.06.2017 г. (за 3 дня до зачета) c соблюдением требований к учебным рефератам.
Раздел 2. Преподаватель и студент как субъекты образовательного процесса
Темы рефератов (подраздел 1):
1. Студент как объект и субъект обучения и воспитания.
2. Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания.
3. Учение как познавательная деятельность студентов: содержание и технология.
4. Формирование учебной деятельности студентов.
5. Сущностные характеристика преподавания как деятельности.
6. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной направленности личности.
7. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения.
8. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
9. Мотивационная основа самостоятельной познавательной деятельности студентов.
10. Адаптация студентов к условиям вуза и профессии.
11. Методика изучения индивидуальных особенностей студентов.
12. Факторы успешности учебы студентов в вузе.
13. Самореализация студентов в процессе учебной деятельности
14. Педагогические проблемы патриотического воспитания студентов.
15. Нравственное воспитание студентов через учебный процесс, научную работу и внеаудиторную деятельность.
Источники информации:
1. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М .В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.
2. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.
4. Педагогика и возрастная психология. М., 2004.
5. Немов Р.С. Практическая психология: Познай себя: влияние на людей /Пособие для учащихся. М.: Владос, 2001. 320 с.
Темы рефератов (подраздел 2):
1. Сущностные характеристика преподавания как деятельности.
2. Культура педагогического общения преподавателей и студентов.
3. Установки преподавателя и стили педагогического общения
4. Психолого-педагогические и социально-экономические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза.
5. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов.
6. Характеристика видов деятельности преподавателя вуза.
7. Инновационная деятельность преподавателя вуза.
Источники информации:
1. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.
2. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.
3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.
Раздел 3. Современный образовательный процесс в вузе: принципы, цели, содержание, технологии обучения и педагогического взаимодействия
Темы рефератов (подраздел 1):
1. Организационные формы обучения в вузе: история и современность.
2. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе.
3. Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе.
4. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.
5. Самостоятельная работа студентов: сущность и содержание.
6. Современные методы обучения в вузе: функции методов и критерии их выбора.
7. Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы.
8. Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов.
9. Проектирование процесса обучения студентов в вузе.
10. Активные методы обучения в высшей школе.
11. Лекция в вузе и ее возможности как источника и метода формирования специалиста
12. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов»
13. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе обратной связи.
14. Педагогические основы организации научно-исследовательской работы студентов.
15. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов.
16. Педагогические основы использования технических средств обучения в вузе.
17. Компьютерный учебник: структура, содержание, принципы составления.
18. Педагогические основы организации контроля сформированности компетенций, знаний, умений и навыков студентов.
19. Методика и техника контроля знаний, умений и навыков студентов в вузе.
20. Рейтинговая система контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.
Источники информации:
1. Ефримова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., 2003. С.123-127.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003, № 5. С.45-49.
3. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.
4. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.
5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.
6. Плужникова Е.А. Рейтинговая система контроля качества в структуре непрерывного педагогического образования //Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского педагогического университета, 2005. Спецвыпуск.
7. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы /Педагогика, 2006, № 6.
8. Хлебников В.А. Система оценки учебных достижений учащихся /Педагогика, 2006, № 10. С.22.
9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения //гл. III пар. 5 Ключевые компетенции. М.: МГУ, 2003. С.53-67.
10. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.
Темы рефератов (подраздел 2):
1. Воспитательная система вуза: сущность, структура, пути совершенствования.
2. Культурно-образовательная среда вуза: содержание образования, состав профессоров и преподавателей, традиции вуза.
3. Студенческое самоуправление и его роль в формировании культурно-образовательной среды вуза.
4. Педагогические проблемы патриотического воспитания студентов.
5. Нравственное воспитание студентов через учебный процесс, научную работу и внеаудиторную деятельность
Источники информации:
1. Воспитательная деятельность педагога //Под ред. Сластенина В.А. и Колесниковой И.А. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С.37-42.
2. Гурова Р.Г. Современная модель: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика, 2000, № 10. С.33-35.
3. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума //Педагогика, 2004, № 1. С.12-18.
4. Илькевич Б.В. Профессионально-мотивирующая подготовка специалистов //Специалист, 2005, № 7. С.23-25.
5. Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика //Сборник докладов и тезисов выступлений на международной научно-практической конференции 15-16 мая 2007 года /Ред. Л.П. Долгих, Б.А. Кирмасов, Л.И. Клочнова. М.: МГПИ, 2007. 282 с.
6. Программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии: обзор информации //Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования, Вып. 4. НИИВОМ, 2003.
Вопросы для подготовки к зачету
1. Педагогика высшей школы в системе наук о человеке.
2. Основные категории педагогики высшей школы.
3. Система педагогических наук. Связь педагогики высшей школы с другими науками.
4. Многоуровневая система подготовки специалистов в высшей школе.
5. Проблема качества подготовки специалиста в вузе.
6. Образование как социокультурный феномен.
7. Цель воспитания личности студента в современной высшей школе.
8. Содержание образования как проблема вузовской дидактики.
10. Процесс обучения как целостная система, его структура и сущность.
11. Проблема информатизации обучения.
12. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Движущие силы процесса обучения.
13. Принципы обучения как категории дидактики высшей школы. Система принципов обучения в высшей школе и их характеристика.
14. Проблема методов обучения в дидактике высшей школы. Классификация методов обучения.
15. Понятие о системах и формах организации обучения в высшей школе и основания их классификации.
16. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.
17. Лекция как основная форма организации обучения в вузе. Виды лекций и их структура. Требования к лекции.
18. Семинарские и практические занятия в высшей школе.
19. Модульная система обучения в вузе.
20. Технологии вузовского обучения: сущность, структура и методика применения.
21. Информационные технологии обучения. Дистанционное обучение.
22. Проблема гуманизации и гуманитаризации современного вузовского образования.
23. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов.
24. Сущность контроля учебно-познавательной деятельности студентов.
25. Рейтинговый контроль знаний, умений и навыков студентов.
26. Учебно-исследовательская работа студентов: сущность, организация.
27. Научно-исследовательская работа студентов в вузе.
28. Методы и формы контроля знаний, умений и навыков в вузе.
29. Самостоятельная работа студентов в вузе.
30. Воспитательная система вуза: сущность и структура.
31. Средства и методы воспитания студентов.
32. Студенческое самоуправление: сущность, структура и организация.
33. Инновационные технологии в обучении и воспитании в высшей школе.
34. Культура педагогического общения преподавателей и студентов.
Литература
Основная:
1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. - Новый курс. - уч. пособие в 2-х частях. - М., 2000.
2. М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Педагогическое общество России, М., 2004.
3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2002. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова.
4. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.
5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.
6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010
7. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.
8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.
Дополнительная:
1. Бабаскин, B.C., Коржуев, А.В., Самойленко, П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика.-Отв.ред.А.В.Коржуев.- М., 2000.
2. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций. – М., 2004.
3. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. -Жуковский. - 2000.
4. Голиусова, Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества. - М.,2002.
5. Медик, В.А., Осипов, A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М., 2003.
6. Новые педагогические технологии /авт. коллектив Е.С. Полат, Е.Л. Катерина. - М., 2001.
7. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. –М., 2011.
8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.
9. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: учебн. пособие. – М., 2008.