Раздел 2. Преподаватель и студент как субъекты образовательного процесса




Материалы по организации самостоятельной работы магистрантов направлений подготовки «Лингвистика» и «Юриспруденция»

Итоговая аттестация (зачет) по курсу «Педагогика и психология высшей школы» проводится в следующих формах (по выбору магистранта):

Устное собеседование по вопросам (см. ниже).

Подготовка рефератов по одной из предложенных тем разделов 2, 3. Количество рефератов соответствует количеству пропущенных занятий, т.е. в случае пропуска всех занятий необходимо подготовить 3 (три) реферата, один из которых касается подготовки лекции. Темы двух других рефератов выбираются самостоятельно и должны быть из разных разделов. Корректировка тем возможна, но в рамках заявленной проблемы.

Подготовленные материалы высылаются по эл. адресу irina.a.chupakhina@gmail.com доценту каф. педагогики Ирине Алексеевне Чупахиной до 13.06.2017 г. (за 3 дня до зачета) c соблюдением требований к учебным рефератам.

Раздел 2. Преподаватель и студент как субъекты образовательного процесса

 

Темы рефератов (подраздел 1):

1. Студент как объект и субъект обучения и воспитания.

2. Характеристика современной студенческой молодежи как объекта и субъекта образования и воспитания.

3. Учение как познавательная деятельность студентов: содержание и технология.

4. Формирование учебной деятельности студентов.

5. Сущностные характеристика преподавания как деятельности.

6. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной направленности личности.

7. Активизация познавательной деятельности студентов в процессе обучения.

8. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения

9. Мотивационная основа самостоятельной познавательной деятельности студентов.

10. Адаптация студентов к условиям вуза и профессии.

11. Методика изучения индивидуальных особенностей студентов.

12. Факторы успешности учебы студентов в вузе.

13. Самореализация студентов в процессе учебной деятельности

14. Педагогические проблемы патриотического воспитания студентов.

15. Нравственное воспитание студентов через учебный процесс, научную работу и внеаудиторную деятельность.

Источники информации:

 

1. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М .В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.

2. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.

4. Педагогика и возрастная психология. М., 2004.

5. Немов Р.С. Практическая психология: Познай себя: влияние на людей /Пособие для учащихся. М.: Владос, 2001. 320 с.

 

Темы рефератов (подраздел 2):

 

1. Сущностные характеристика преподавания как деятельности.

2. Культура педагогического общения преподавателей и студентов.

3. Установки преподавателя и стили педагогического общения

4. Психолого-педагогические и социально-экономические предпосылки повышения эффективности деятельности преподавателя вуза.

5. Психолого-педагогические особенности деятельности преподавателя вуза при подготовке и чтении лекции, проведении семинаров и экзаменов.

6. Характеристика видов деятельности преподавателя вуза.

7. Инновационная деятельность преподавателя вуза.

Источники информации:

1. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.

2. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

3. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.

 

 

Раздел 3. Современный образовательный процесс в вузе: принципы, цели, содержание, технологии обучения и педагогического взаимодействия

 

Темы рефератов (подраздел 1):

 

1. Организационные формы обучения в вузе: история и современность.

2. Лекция как основная форма организации обучения в высшей школе.

3. Педагогические основы организации семинарских и практических занятий в высшей школе.

4. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа студентов.

5. Самостоятельная работа студентов: сущность и содержание.

6. Современные методы обучения в вузе: функции методов и критерии их выбора.

7. Контроль в системе высшего образования: функции, виды, формы.

8. Рейтинговая система контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

9. Проектирование процесса обучения студентов в вузе.

10. Активные методы обучения в высшей школе.

11. Лекция в вузе и ее возможности как источника и метода формирования специалиста

12. Учебная игра как средство активизации познавательной деятельности студентов»

13. Повышение эффективности учебного процесса в вузе на основе обратной связи.

14. Педагогические основы организации научно-исследовательской работы студентов.

15. Организация самостоятельной учебно-исследовательской деятельности студентов.

16. Педагогические основы использования технических средств обучения в вузе.

17. Компьютерный учебник: структура, содержание, принципы составления.

18. Педагогические основы организации контроля сформированности компетенций, знаний, умений и навыков студентов.

19. Методика и техника контроля знаний, умений и навыков студентов в вузе.

20. Рейтинговая система контроля и оценки знаний, умений и навыков студентов.

Источники информации:

1. Ефримова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. М., 2003. С.123-127.

2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования //Высшее образование сегодня, 2003, № 5. С.45-49.

3. Педагогика и психология высшей школы /Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. Учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. 512 с.

4. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

5. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 2003.

6. Плужникова Е.А. Рейтинговая система контроля качества в структуре непрерывного педагогического образования //Наука и образование. Известия Южного отделения Российской академии образования и Ростовского педагогического университета, 2005. Спецвыпуск.

7. Тестов В.А. Фундаментальность образования: современные подходы /Педагогика, 2006, № 6.

8. Хлебников В.А. Система оценки учебных достижений учащихся /Педагогика, 2006, № 10. С.22.

9. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения //гл. III пар. 5 Ключевые компетенции. М.: МГУ, 2003. С.53-67.

10. Хуторской А.В. Современная дидактика. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. 544 с.

 

Темы рефератов (подраздел 2):

1. Воспитательная система вуза: сущность, структура, пути совершенствования.

2. Культурно-образовательная среда вуза: содержание образования, состав профессоров и преподавателей, традиции вуза.

3. Студенческое самоуправление и его роль в формировании культурно-образовательной среды вуза.

4. Педагогические проблемы патриотического воспитания студентов.

5. Нравственное воспитание студентов через учебный процесс, научную работу и внеаудиторную деятельность

 

Источники информации:

1. Воспитательная деятельность педагога //Под ред. Сластенина В.А. и Колесниковой И.А. М.: Изд. центр «Академия», 2005. С.37-42.

2. Гурова Р.Г. Современная модель: социальные ценности и нравственные ориентиры //Педагогика, 2000, № 10. С.33-35.

3. Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума //Педагогика, 2004, № 1. С.12-18.

4. Илькевич Б.В. Профессионально-мотивирующая подготовка специалистов //Специалист, 2005, № 7. С.23-25.

5. Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика //Сборник докладов и тезисов выступлений на международной научно-практической конференции 15-16 мая 2007 года /Ред. Л.П. Долгих, Б.А. Кирмасов, Л.И. Клочнова. М.: МГПИ, 2007. 282 с.

6. Программа воспитания социально активной личности студента: рекомендации, методики, технологии: обзор информации //Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования, Вып. 4. НИИВОМ, 2003.

 

Вопросы для подготовки к зачету

 

1. Педагогика высшей школы в системе наук о человеке.

2. Основные категории педагогики высшей школы.

3. Система педагогических наук. Связь педагогики высшей школы с другими науками.

4. Многоуровневая система подготовки специалистов в высшей школе.

5. Проблема качества подготовки специалиста в вузе.

6. Образование как социокультурный феномен.

7. Цель воспитания личности студента в современной высшей школе.

8. Содержание образования как проблема вузовской дидактики.

10. Процесс обучения как целостная система, его структура и сущность.

11. Проблема информатизации обучения.

12. Характеристика процесса обучения как целостной системы. Движущие силы процесса обучения.

13. Принципы обучения как категории дидактики высшей школы. Система принципов обучения в высшей школе и их характеристика.

14. Проблема методов обучения в дидактике высшей школы. Классификация методов обучения.

15. Понятие о системах и формах организации обучения в высшей школе и основания их классификации.

16. Формы организации обучения и их развитие в дидактике.

17. Лекция как основная форма организации обучения в вузе. Виды лекций и их структура. Требования к лекции.

18. Семинарские и практические занятия в высшей школе.

19. Модульная система обучения в вузе.

20. Технологии вузовского обучения: сущность, структура и методика применения.

21. Информационные технологии обучения. Дистанционное обучение.

22. Проблема гуманизации и гуманитаризации современного вузовского образования.

23. Педагогические основы преемственности в обучении школьников и студентов.

24. Сущность контроля учебно-познавательной деятельности студентов.

25. Рейтинговый контроль знаний, умений и навыков студентов.

26. Учебно-исследовательская работа студентов: сущность, организация.

27. Научно-исследовательская работа студентов в вузе.

28. Методы и формы контроля знаний, умений и навыков в вузе.

29. Самостоятельная работа студентов в вузе.

30. Воспитательная система вуза: сущность и структура.

31. Средства и методы воспитания студентов.

32. Студенческое самоуправление: сущность, структура и организация.

33. Инновационные технологии в обучении и воспитании в высшей школе.

34. Культура педагогического общения преподавателей и студентов.

 

 

Литература

Основная:

1. Андреев, А.А. Педагогика высшей школы. - Новый курс. - уч. пособие в 2-х частях. - М., 2000.

2. М.Я. Виленский, П.И. Образцов, А.И. Уман Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. Педагогическое общество России, М., 2004.

3. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие.-Ростов н/Д: Феникс, 2002. Ответственный редактор М. В. Буланова-Топоркова.

4. Психология высшей школы / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, С.Л. Кандыбович. Минск: Харвест, 2006. 416 с.

5. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2001. - 304 с.

6. Современные образовательные технологии: учебное пособие / кол. авторов; под ред. Н.В.Бордовской. – М.: КНОРУС, 2010

7. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 224 с.

8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.

Дополнительная:

1. Бабаскин, B.C., Коржуев, А.В., Самойленко, П.И. Фрагменты дидактики высшей школы: теория, методология, практика.-Отв.ред.А.В.Коржуев.- М., 2000.

2. Байденко, В.И. Болонский процесс: курс лекций. – М., 2004.

3. Вербицкий, А.А. Контекстное обучение и становление новой образовательной парадигмы. -Жуковский. - 2000.

4. Голиусова, Ю.В. Социальные проблемы, ценностные ориентации и жизненные планы современного российского студенчества. - М.,2002.

5. Медик, В.А., Осипов, A.M. Университетское студенчество: образ жизни и здоровье. - М., 2003.

6. Новые педагогические технологии /авт. коллектив Е.С. Полат, Е.Л. Катерина. - М., 2001.

7. Федорова, М.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования. –М., 2011.

8. Чернилевский, Д.В. Дидактические технологии в высшей школе. - М., 2002.

9. Ягофаров, Д.А. Нормативно-правовое обеспечение образования: правовое регулирование системы образования: учебн. пособие. – М., 2008.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: