ОБУЧЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ В РАЗНЫХ ПО ВОЗРАСТУ ГРУППАХ




У младших дошкольников наблюдается большая потребность и двигательной деятельности, но ребенок двух-трехлетнего возрас­та устает от длительного нахождения в одном положении или от однообразных движений. Детям трудно реагировать и на частую смену движений. Поэтому в младших группах необходимо чередо­вать движение с отдыхом. Для детей этого возраста характерно так­же отсутствие выдержки, устойчивого внимания, свойственно непроизвольное поведение.

В большинстве случаев малыши недостаточно развиты в двига­тельном отношении. У некоторых детей плохая осанка: они ходят переваливаясь, волоча ноги, голову держат опущенной, не коорди­нируют движения рук и ног, бегают и прыгают, тяжело опускаясь на всю ступню; при подъеме рук в стороны или вверх напрягают не только мышцы рук, но и шеи, поднимают плечи, отчего нарушается гибкость в суставах.

Музыкальное развитие большинства детей также недостаточно. Несмотря на это малыши относятся к музыке с интересом, слуша­ют ее внимательно, просят повторить. Как только появляется по­нимание, что музыка является главной на занятиях, начинают проявлять трогательное внимание к ней. Например, если педагог просит тихо хлопать в ладоши в такт музыке, дети хлопают предельно тихо.

На первых занятиях некоторым детям младших групп свойст­венна замедленная реакция на сигнал - и музыкальный, и словес­ный. Так, если дается указание начинать ходьбу одновременно с музыкой, дети несколько запаздывают. То же происходит, когда педагог просит остановиться с прекращением звучания музыки. Останавливаются немногие дети, большинство продолжают дви­жение и после окончания музыки. Сходным образом они реагиру­ют на словесные сигналы. Например, если договориться с детьми, что на слово «вниз» они быстро присядут на корточки, а на слово «вверх» - быстро встанут, то точно среагируют на сигналы только несколько детей.

В процессе занятий дети развиваются очень быстро. Уже в пер­вой половине/ода они легко различают контрастные части произ­ведения. Если в начале процесса обучения они с трудом справля­ются с задачей остановиться с окончанием музыки, то к моменту перехода в среднюю группу с легкостью выполняют двигательные задания, связанные с чередованием частей музыкального произве­дения. Заметно улучшается координация рук и ног, движения ста­новятся свободными. Дети обращают внимание на быстроту двига­тельной реакции, например, начинают интересоваться, кто первым упал на спину в упражнении «Жуки» (венгерская народная мело­дия в обработке Л. Вишкарева), кто первым остановился с оконча­нием звучания марша.

Основные программные требования по разделу музыкально-ритмических движений заключаются в следующем: через музы­кально-ритмические упражнения и музыкальные игры повысить интерес детей к музыке, развить их музыкальные способности, по­мочь им целостно, эмоционально воспринимать музыку. Дети долж­ны овладеть следующими умениями:

♦ начинать и оканчивать движения одновременно с музыкой;

♦ согласовывать свои движения с характером музыки (бодрый, спокойный), регистровыми изменениями (высоко, низко), темпом (быстро, медленно), динамикой (громко, тихо), фор­мой музыкальных произведений (двухчастной); выполнять основные движения (ходьба, бег, прыжки); выполнять гимнастические упражнения (с флажками, пла­точками, погремушками и т. д.), перестроения;

♦ выполнять образные и танцевальные движения.

Этими умениями дети овладевают в упражнениях и сюжет­ных играх. Например, в игре «Воробушки и автомобиль», музыка М. Раухвергера и А. Руббаха, и упражнении «Птенчики и мама-пти­ца» отрабатывается различение звучаний по регистру высоко-низко. В «Игре с куклой», музыка В. Карасевой, дети должны на 1-ю часть произведения баюкать куклы, а на вторую, в связи со сменой характера музыки, весело плясать. На повторение I части дети сно­ва баюкают кукол. Образная форма игры, четкое задание помогают детям легко освоить музыкальную композицию произведения. В играх совершенствуются и основные движения. Например, дви­жения зайчиков помогают улучшить навыки прыжков. Ходьба высоким шагом помогает детям на занятиях по гимнастике пере­шагивать через предметы. Совершенствуются навыки ориентиров­ки в пространстве и в коллективных действиях.

Основное место в репертуаре данного раздела программы занима­ют музыкальные игры, разнообразные по тематике, музыке и построе­нию. Тематика музыкальных игр для детей младшего возраста отра­жает наиболее близкие и понятные им образы и действия - полет птички, езду автомобиля, прыжки зайчика, движения с куклой и т. д.

Музыкальные произведения, предназначенные для музыкаль­ных игр малышей, должны быть образными, с ясно выраженным характером и средствами выразительности. Чаще всего на протя­жении всей игры сохраняется один и тот же характер музыки. В некоторых играх, отдыхая после действий, дети слушают вокаль­ную и инструментальную музыку. Иногда дети слушают музыку, глядя, как действие выполняет воспитатель или ребенок старше их по возрасту. Ход игры, ее построение определяются тематикой, а также характером и формой музыкального произведения. Боль­шое место в репертуаре младших групп занимают игры с пением, так как они наиболее доступны детям. В них слова подсказывают детям последовательность выполнения движений. Помимо игр дети исполняют пляски, чаще под народные плясовые мелодии, для ко­торых характерно наличие запева и припева. Эти пляски особенно близки детям, хорошо ими запоминаются. Строятся пляски на про­стейших элементах плясовых движений, которые являются наибо­лее удобными для детей данного возраста (хлопки, притопывание ногами, вращение кистями рук и т. д.).

В младших группах используются три вида плясок: с участием взрослого, детский танец, хороводы с пением. Преимущественно все виды плясок исполняются с активным участием воспитателя. В отдельных случаях выполняются несложные упражнения, помо­гающие детям усвоить программные требования. Они отличаются игровым характером и чаще всего связаны с определенным обра­зом. Например, упражнение «Птички летают», музыка Г. Фрида.

Своеобразие занятий с детьми младших групп заключается в их синтетическом характере. Пение, слушание и музыкально-рит­мические движения очень тесно связаны между собой. Движения иногда сами являются своеобразным методическим приемом при разучивании песни или слушании музыки. Например, дети поют песню М. Раухвергера «Птичка» и по очереди изображают птичек, которые сидят у окошка и улетают на последние слова.

При разучивании с детьми игр, плясок и упражнений широко применяются игровые приемы, образная подача материала, исполь­зуются игрушки. Например, обучая детей легким подпрыгивани­ям, педагог говорит им, что они должны прыгать, как мячики. Себе же он возьмет «мяч», который прыгает лучше всех. Приемы обуче­ния изменяются в зависимости от каждого программного требо­вания. Прежде всего педагог должен вызывать у детей желание от­зываться движением на музыку, затем привлекать их внимание к общему характеру музыки и передаче его в движении.

Предлагая детям игры, построения, основанные на контрастных музыкальных произведениях, педагог обязательно подчеркивает изменения в характере музыки.

Для привлечения внимания детей к началу и окончанию звуча­ния музыки используется ряд игр в такой последовательности, что­бы каждая новая игра требовала от них более четкого согласован ия движения с гранями музыкальной формы.

Методически привлекательным приемом является показ движе­ний детьми, овладевшими способом их выполнения. При выполне­нии задания педагог не должен торопить детей, обучать умениям терпеливо, последовательно. Не следует добиваться точного усвое­ния умения в ходе одной игры, требовать немедленного включения в игру, пляску от стеснительных детей. Принуждение может огор­чить их, свести на нет желание деятельно участвовать в занятии. Только увлекая содержанием игры, создавая у детей веселое на­строение, педагог вызывает у них желание выполнить задание как можно лучше, выразительнее.

Взаимодействие слова педагога, исполнения музыки и показа движений бывает различным в зависимости от игры, программных требований. В одних случаях дети слушают рассказ к игре, музыку, а потом играют. В других сразу после ее названия вовлекаются в действие, в третьих - воспитатель берет на себя главную роль, в четвертых - использует различные варианты игры.

В течение всего года игры неоднократно повторяются, исполне­ние их совершенствуется.

Рассмотрим на нескольких примерах методику проведения игр и плясок с детьми младшего дошкольного возраста.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: