Урок теоретического обучения
Преподаватель Теплякова Ольга Ивановна olga.teplyakova.67@mail.ru
УПВ. 01 Обществознание (включая экономику и право)
Дата
11.05 |
Курс: 1 Группа 91 Машинист крана (крановщик)
Тема программы: Политика
Тема урока: Урок № 49
Практическое занятие № 2
Работу выполнить на отдельном двойном листе.
Нумерация заданий:
1……(приведите пример хотя бы 2-х политических институтов)
2. А) 1)…
2)…….
3)….
4)…….
2. Б) 1)………..
2) ……
И т.д.
Тема: Политические режимы
Цель: Учиться различать типологию политических режимов. Характеризовать демократию, ее основные ценности и признаки. Описывать условия формирования демократических институтов и традиций, организацию власти при тоталитарном режиме, способы и средства ее осуществления. Выделять особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами.
Оборудование: учебники, рабочая тетрадь.
Формируемые компетенции: ОК02, ОК03, ОК08.
Практическая работа выполняется в течение 1 часа.
Отчет обучающихся проверяется преподавателем по пятибалльной системе.
Перед началом работы необходимо знать.
Политический режим во многом зависит от исторического типа государства. Так для рабовладельческого государства наиболее свойственен деспотический режим (при теократическо-монархической или олигархической форме правления); абсолютистский и клерикальный - при феодализме; в условиях капиталистического государства возможно существование либерального, буржуазно-демократического или конституционного режима, а также бонопартистского, диктаторско-монополистического, военно-полицейского и расистско-националистического режима; при социализме - общенародного, народно-демократического, а также - тоталитарного.
|
Есть разные классификации политических режимов:
· охлократия - олигархия - тирания,
· либеральный - умеренный - репрессивный,
· демократический - авторитарный - тоталитарный.
Наиболее популярна третья классификация.
Другие типологии политических режимов:
· президентские,
· парламентские;
· традиционные,
· мобилизационные
· автономные;
· либеральные и
· террористические,
· светские и
· теократические;
· реформ и контрреформ.
Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального контроля) над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом. Признаки тоталитарного режима: 1. Культ вождя. 2. Единственная массовая партия. 3. Отсутствие разделения властей. 4. Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология. 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Монополия на средства массовой информации. 7. Опора власти на карательные органы.
Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод. Признаки демократического режима: 1. Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ. 2. Власть формируется путем свободных выборов. 3. Уважение большинством права меньшинства на оппозицию. 4. Принцип разделения властей. 5. Наличие конкурентной партийной системы. 6. Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности.
|
После окончания работы необходимо уметь.
Раскрывать сущность политических режимов; определять степень свободы личности в разных политических режимах, сравнивать различные процессы и явления, делать выводы на основе статистических данных, работать с материалами периодической печати и ИНТЕРНЕТ- ресурсами.
Изучите материал по теме «Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты».
Составьте сводную таблицу.
№ п/п | Наименование политического института | Что регламентирует данный институт | Какими государственными органами представлен | Какова нормативная база данного института |
2.Охарактеризуйте различные типы политических режимов.
А) Работа с документом:
Русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) о тоталитарном режиме.
Что же такое тоталитарный режим?
Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.
|
Ильин А.И. О тоталитарном режиме. // Антология мировой политической мысли: в 5-ти томах. Т. 4. М.: Мысль, 1997. С. 672.
Вопросы и задания: 1. Опираясь на текст и материал параграфа, подумайте, с позиций какого научного подхода – политологического или правоведческого – рассматривается в документе политический режим? Ответ поясните.
2. Как организована власть при тоталитарном режиме?
3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ.
4. В чем особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа.
Б) Работа с документом:
Русский философ и общественный деятель П.И. Новгородцев (1866–1924) о демократии
Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти – и демократическая, и аристократическая, и монархическая, – он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом, он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.
Новгородцев П.И. Демократия на распутье. Антология мировой политической мысли. – М., 1997. – Т.4. – С. 415–416.
Вопросы и задания:
1. В чем суть непосредственной формы демократии?
2. Приведите примеры проявлений непосредственной демократии, привлекая знания истории, современности и свой личный опыт.
3. Какой вклад, по мнению П.И. Новгородцева, внес Руссо в теорию демократии?
4. В чем ограниченность взглядов Руссо на демократию? Ответ поясните.
5. Что такое представительная форма демократии?
Список литературы для подготовки к практическому занятию:
Основные источники:
1.Обществознание. 10 класс. Базовый уровень: учебник/ под ред.
Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., — М.: Просвещение, 2020
2.Обществознание. 11 класс. Базовый уровень: учебник/ под ред.
Боголюбов Л.Н., Лабезникова А.Ю., В.А.Литвинова
— М.: Просвещение, 2018
Дополнительные источники:
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб.пособие. – М., 2005
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Философский энциклопедический словарь под ред. Аверинцева С.С. М.,1989, с.569
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.