Игра «Угадай профессию»: в работе с классом, на индивидуальной профконсультации
Формула профессий» как основа построения «Схемы анализа профессии»
Игра «Угадай профессию» основывается непосредственно на «Схеме анализа профессии». В свою очередь «Схема анализа профессии» опирается на известную «Формулу профессии», разработанную Е.А. Климовым. В традиционном варианте «Формулы» выделяются обобщённые характеристики профессий (они позволяют в закодированном виде представить разные профессии и специальности):
1) Типы профессий — по предмету труда: природа — П; техника — Т; человек — Ч; знаковые системы — 3; художественный образ — X.
2) Классы профессий — по целям труда: гностические — Г; преобразовательные — П; изыскательные — И.
3) Отделы профессий — по средствам труда: ручные — Р; механические — М; автоматические — А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также теоретические средства — Ф.
4) Группы профессий — по условиям труда: бытовой микроклимат — Б; открытый воздух — О; необычные — Н; моральная ответственность — М; экстремальные условия — Э.
Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию «повар»: предмет труда — природа (П) и художественный образ (X); цели труда — преобразовательные (П) и изыскательные (И); средства труда — ручные (Р) и функциональные (Ф); условия труда — необычные (Н).
К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникают недоразумения. Скажем, при анализе профессии токаря ученик спрашивал: «Какой предмет труда у токаря?» Ответ «техника» его не устраивал, так как сообразительный парень тут же возражал: «У токаря техника — это средство труда. А вот что служит предметом, «Формула» не подсказывает...»
Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведённой «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует транспортное средство в пространстве», значит вызвать у них улыбку... Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить вариант «Формулы». Ниже представлена основанная на идеях Е.А. Климова «Схема анализа профессии» (см. табл. 1).
2. Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию):
Сначала детям предлагается самим рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии.
Быстро обнаруживается, что школьники как будто «знают», но конкретно рассказывать об особенностях профессии не могут (им нужны «конкретные вопросы»). И тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся «опорные пункты» для рассказа о любой профессии. Преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут). Далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: ребята делятся на пары (можно играть и втроём), каждый загадывает профессию (а ещё лучше — конкретную специальность), кодирует её в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать профессию (допускаются три попытки).
3. Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации:
1. Подросток не знает, какую выбрать профессию:
— знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему) — на примере анализа одной-двух профессий;
— игра с подростком (он и консультант загадывают друг другу профессии и пытаются отгадать их — см. выше);
— подросток определяет привлекательные для себя характеристики пока ещё неизвестной ему профессии (обозначает с помощью схемы свои «пожелания»);
— совместно отгадывают (консультант и подросток на отдельных листочках выписывают по пять-семь профессий, соответствующих «желательным» характеристикам);
— обсуждают (выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» подростка).
2. Подросток хочет уточнить свой уже сделанный выбор:
— знакомство со схемой (анализ одной-двух профессий);
— но после знакомства со схемой подросток сразу же загадывает «свою» избранную профессию, а профконсультант пытается её «отгадывать» (из 5-7 вариантов);
- далее – обсуждение и возможная коррекция представлений подростка о «своей» профессии.
Характеристики профессий | Место для первого примера профессии «таксист» | Место для кодирования «загаданной» профессии |
Предмет труда: 1 – природа (животные, растения) 2 – материалы и заготовки 3 – дети 4 – взрослые 5 – техника 6 – знаковые системы (тексты, информация в компьютерах…) 7 – художественный образ | взрослые техника | |
Цели труда: 1 – контроль, оценка, диагноз 2 – преобразовательная 3 – изобразительная 4 – транспортирование 5 – обслуживание 6 – собственное развитие | транспортирование обслуживание | |
Средства труда: 1 – ручные и простые приспособления 2– механические 3 – автоматические 4– функциональные (речь, мимика, зрение, слух..) 5 – теоретические 6 – переносные или стационарные средства | механические функциональные | |
Условия труда: 1– бытовой микроклимат 2 – большие помещения с людьми 3 – обычный производственный цех 4– необычные производственные условия (необычный режим влажности, температуры, стерильность) 5 – экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 – работа на открытом воздухе 7 – домашний кабинет, лаборатория, мастерская | экстремальные | |
Характер подвижности в труде: 1– преимущественно сидя 2 – преимущественно стоя 3 – множество разнообразных движений 4 – длительная ходьба 5 – вынужденные статичные позы 6– высокая избирательная подвижность определённых групп мышц | сидя | |
Характер общения в труде: 1 – минимальное общение (индивидуальный труд) 2 – клиенты, посетители 3– обычный коллектив (одни и те же лица…) 4– работа с аудиториями 5– выраженная дисциплина, субординация в труде 6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций) | клиенты | |
Ответственность в труде: 1 – материальная 2 – моральная 3 – за жизнь и здоровье людей 4 – невыраженная ответственность | жизнь и здоровье | |
Особенности труда: 1 – возможность работы по совместительству 2 – большая официальная зарплата 3 – льготы 4 – «соблазны» (возможность использовать оборудование организации и т.п.) 5 – «изысканные» отношения 6 – встречи со знаменитостями 7 – частые загранкомандировки 8 – командировки по стране 9– завершённый результат труда 10 – высокий престиж профессии 11– явно выраженная общественная полезность труда | соблазны | |
Типичные трудности и неприятности: 1 – нервное напряжение 2 – профзаболевания 3 – распространены сквернословие и ненормативная лексика 4 – повышенный риск попасть под суд 5 – непрестижность 6 – маленькая зарплата 7 – общественно-презираемый (осуждаемый) труд | нервы профзаболевания сквернословие | |
Минимальный уровень образования (для работы): 1 – без специального образования (после школы) 2 – краткосрочные курсы 3 – начальное профессиональное образование 4 – среднее профессиональное образование 5 – высшее профессиональное образование - незаконченное высшее - бакалавриат - магистратура 6 – учёная степень (аспирантура, академия…) 7 – дополнительное профессиональное образование | краткосрочные курсы |