ГЛАВА 2. НАФТА И КАНАДА: РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




 

Вслед за принятием Североамериканского соглашения о свободной торговле 1 января 1994 года, общий объем торговых операций между странами- членами НАФТА стал расти в беспрецендентном масштабе. Среднегодовой рост общего объема торговых операций за трехгодичный перирод, закончившийся 31 декабря 1996 года составил 13.8 процента.

В 1996 году общий объем торговли Канады с партнерами по НАФТА увеличился на 5.8 процента и достин 338 миллиардов долларов США. Значительный объем экспорта повлиял на увеличение объема торговли товарами с этими партнерами на рекордную сумму в 41.2.миллиарда долларов США и внес значительный вклад в снижение текущего дефицита торгового баланса этой страны, нарушив тенденцию. преобладавшую более чем десятилетие. Увеличение экспорта товаров почти компенсировало дефицит Канады в сфере услуг и нетоварных сделок в ее партнерами по НАФТА.

Увеличение канадского экспорта со времени вступления НАФТА в силу и связаное с этим уменьшение дефицита торгового баланса приобрели характер устоичивой тенденции, особенно сильно проявлясь в таких областях как автомобильное оборудование (грузовые, легковые автомобили и запчасти), машины и производственные товары, добыче аллюминиевой и железной руды и удобрений. Как отражение этой тенденции доля экспорта партнерам по НАФТА в общем объеме экспорта Канады увеличился с 80.8 процетов в 1993 до 81.5 процентов в 1996.[12]

Импорт в Канаду из стран-членов НАФТА также вырос, особенно в области импорта машин и оборудования, автомобилей и запчастей, сельскохозяйственных продуктов. Доля импорта из стран-партнеров НАФТА в общем объеме импорта Канады увеличилась с 69.2 % в 1993 году до 70.2% в 1996 году.

Следуя за впечатляющим ростом со времени вступления в силу 1 января 1989 года FTA, объем канадского экспорта в США вырос на 22% в 1994 году, за чем последовал еще больший рост в 1995 году (14%) и в 1996 году (6%), когда был достигнут показатель в 223.5 миллиардов долларов США. Двусторонняя торговля также расширилась в схожих масштабах и достигла в 1996 г 381.0 миллиарда долларов США. В настоящее же время Канада и США ежедневно обмениваются товарами и услугами на сумму в 1 миллиард долааров США.

Ядром торговли между Канадой и США по прежнему являются машины и транспортное оборудование. С начала действия FTA канадский экспорт в США промышленных и производственных товаров, на которые обычно приходится самый высокий НДС, постоянно рос. Таким же образом Канада продолжает оставаться основным пунктом назначения экспорта из США, показатели которого выросли на 82.9% (71 миллиард долларов США) с 1988 по 1996 год.[13]

Одним из наиважнейших преимуществ, которые Канада приобрела в НАФТА явмлся лучший доступ на мексиканский рынок. Канадские фирмы получили возможность увеличить объем продаж в секторах, доступ в которые раньше был закрыт, таких как автомобилестроение, финансовые услуги, грузоперевозки, энергетика и рыболовство. Кроме того, канадский экспорт постепено стал более разнообразным, а на товары облагаемые НДС в экспорте в Мексику в 1996 году пришлось более 50%. В результате, сейчас Мексика занимает девятое место среди самых крупных экспортных рынков Канады и является четвертым по значимости источником импорта.[14]

Несмотря на экономические изменения, которые потребовались Мексике в результате финансового кризиса в декабре 1994 года и его последствий, канадский экспорт в Мексику вырос на 5.4% и достиг 1.1 миллиарда долларов США в 1995 году, доведя показатель двусторонней торговли почти до 6.5 миллиардов долларов США. Экспорт в Мексику вырос еще на 5.3% в 1996 году, а двусторонняя торговля увеличилась на 10.4%, что составило более 7.2 миллиардов долларов США. К 1996 году объем двусторонней торговли между Канадой и Мексикой в два раза превысил уровень торговли. зарегистрированный в 1992 году.[15] Продолжающиеся усилия Мексики, направленные на либерализацию ее рынка. в особенности в сферах энергетики, банковского дела, телекоммуникаций и транспорта, продолжают окрывать перед экспортерами из Канады и США все новые возможности. С развитием и усилением мексиканской экономики, спрос на товары и услуги будет расти, и партнеры Мексики по НАФТА вполне способны удовлетворить эти потребности.

Значение двусторонней торговли в сфере услуг (таких как туризм, грузоперевозки) между Канадой и США выросли на 71% с 1988 года.[16] НАФТА расширила объем сфер, подпадающих под это соглашение, по сравнению с канадско-американским соглашением о свободной торговле и включает в себя практически все аспекты внешней торговли в сфере услуг. В течение трехгодового периода, закончившегося 31 декабря 1996 года, экспорт канадских услуг в США вырос на 16.9%, в то время как импорт из США увеличился на 11.3 %. В 1996 году экспорт канадских услуг в США и Мексику увеличился лишь ненамного, в некоторой степени снизив традиционный для Канады в этом секторе дефицит. Самым быстро развивающимся компонентом торговли в сфере услуг являлись области компьютерных и информационных услуг, где существует высокая степень специализации.[17] Фактически, двусторонняя торговля между Канадой и США в сфере информационных услуг стала одной из самых быстро развивающихся в мире. Экспорт в США также увеличился в таких областях как средства коммуникаций, архитертура, инженерные и другие технические услуги, менджмент и рекламные услуги.

Не смотря на то, что торговля в сфере услуг находится на стадии подъема, на нее приходится лишь 14% общей торговли товарами народного потребления, но, учитывая важность той роли, которую услуги играют в ВНП Канады (на них приходится почти две трети), а также быстрый рост секторов услуг в странах НАФТА, можно ожидать роста объема торговли в этой сфере.

Заначительные шаги были предприняты странами-членами НАФТА в сфере либерализации торговли с помощью снижения тарифов. Заключение североамериканского соглашения о свободной торговле не повлияло на те положения канадско-американского соглашения о свободной торговле, согласно которым практически все тарифы между США и Канадой должны были быть сняты к 1 января 1998 года. В отношении же торговли между Мексикой и Канадой, практически все тарифы должны будут быть сняты к 1 января 2003 года.

Кроме того, НАФТА дает возможность ускоренного снятия тарифов по соглашению заинтересованных стран. Этот процесс зависит от промышленного развития и включает в себя открытые обсуждения с участием потребителей и других заинтересованных сторон, посредством чего расмотрение вопроса о снижении тарифов основывается на поддержке заинтересованного сектора промышленности.

Предварительно полученные цифры и исследования показывают размер влияния, оказанного снижением тарифов, согласно FTA и НАФТА, на темпы роста торговли. Канадский экспорт в США рос быстре, как в денежном выражении, так и в объемах, в секторах, либерализованых согласно FTA и НАФТА (т.е. промышленное машиностроение, текстиль, потребительские товары), чем в секторах, где тарифы уже были низкими либо равнялись нулю. Импорт из США отражает схожие тенденции (в особенности в таких областях как производство одежды, пищевых продуктов и напитков,мебели, транспортного оборудования и товаров домашнего обихода).

В ценовом выражении с 1988 по 1995 год канадский экспорт в США товаров, подвергшихся либерализации согласно FTA и НАФТА, вырос приблезительно на 140 процентов, если брать за 100 процентов рост экспорта в целом. Импорт товаров такого рода из США вырос почти на 100 процентов. в то время как общий объем импорта увеличился на 75 процентов.[18]

НАФТА значительно повысило привлекательность Канады для иностранных инвесторов, одновременно обеспечивая канадцам больше возможностей осуществлять вложения в экономики партнеров по соглашению. Положения соглашения обеспечивают инвесторам значительную уверенность и стабильность в принятии решений тем, что гарантируют справедливое, прозрачное и недискриминирующее отношение к инвесторам и их инвестициям на все территории зоны свободной торговли. Вклад НАФТА в повышение продуктивности, основанное на росте конкуренции и лучших стартовых ценовых показателях, также вызвал увеличение капитальных вложений в Канаде. Суммарный показатель прямых иностранных инвестиций в Канаду вырос на 8.7 процента в 1994 году, 9.3 процента в 1995 году и 7.4 процента (что составило 180 миллиардов долларов США) в 1996 г. Занчительно увеличились инвестиции в сфере финансовых услуг, транспортного и автомобильного оборудования, химической промышленности, энергетике, средствах коммуникаций, пищевой промышденности. Канадская статистика сообщает, что в 1996 году Канада являлась третьим по величине получателем прямых инвестиций от интернациональных компаний, на которые пришлось 12 миллиардов долларов прямых инвестиций из различных источников. Иностранные инвесторы произвели финансирование значительной части своих инвестиций с помощью реинвестирования прибылей, полученных в Канаде, преимущества чего испытали на себе все канадцы. К концу 1996 года 87 процентов прямых инстранных инвестиций пришлось на канадские дочерние компании.[19]

США продолжают оставаться как самым крупным иностранным инвестором в Канаде так и крупнейшим рецепиентом прямых инвестиций из Канады, на которые пришлось более половины всех исходящих канадских инвестиций.

Подписание НАФТА привело к более значительным изменениям в движении капитала между Канадой и Мексикой. Канадские инвестиции в Мексику значительно увеличились, концентрируясь в таких сферах как горнодобывающая промышленность, банковском деле и телекоммуникациях, в то время как наблюдаемый рост мексиканских инвестиций в Канаду, хотя и носит постоянный характер, но все еще значительно отстает в размерах.

Таким образом, очевиден положительный эффект прозведенный НАФТА на экономику Канады и ее партнеров по НАФТА, но влияние этого соглашения на ситуацию в Канаде нашло свое отражение и во внутреполитической жизни страны, в частности в квебеском вопросе.

Политики, выступающие за отделение Квебека от федерации, заявляли, что независимый Квебек сможет присоединиться к Северамериканскому соглашению о свободной торговле по выполнении всего лишь нескольких формальностей. Этим они игнорировали заявление американского представителя о том, что США будут рассматривать выделение одного из субъектов федерации Канады как возможность для пересмотрения НАФТА.[20] Подобные комментарии уже высказывалисьв преддверии референдума 1995 года многими американскими высокопоставленными чиновниками, но в 1997 году было высказано новое предупреждение о том, что США рассчитывают в случае отделения Квебека перезаключить соглашение с оставшейся частью Канады, основываясь на том, что изменятся основные условия НАФТА. Юридически основание для этого существует, но кроме того не следует забывать что в ситуации с НАФТА мнение американского Конгресса иногда бывает важнее чем международное право.

Таким образом, выход Квебека из Канады способен ухудшить экономическое положение не только самой провинции, но и страны в целом. Этот момент не мог ускользнуть от внимания как приверженцев сепаратизма в Квебеке, так и федералистов. Любое пересмотрение НАФТА даст возможность США снова диктовать свои условия, так как членство в НАФТА будет необходимо Канаде и Квебеку, чем остальным участником НАФТА. Американцы, возможно, захотят отменить некоторые существующие ограничния, такие, например, как огарничения, налагаемые в Квебеке на англоязычные фильмы, будут настаивать на новых соглашениях затрагивающих сельское хозяйство и т.д. Но даже если Квебек и сможет добиться включения в состав НАФТА избежав огромных уступок, экономическое его положение сможент ухудшиться так как Канада, вернее остальные ее провинции, яавляющиеся основными торговыми партнерами Квебека, будет являться иностранным государством и естественно, доступ Квебека на ее внутренний рынок изменится. Шансы на заключение особого соглашения между Канадой и Квебеком незначительны, так как, согласно положениям НАФТА, предоставление каких либо экономических преимуществ одоной страной-членом НАФТА другой автоматически распространяется на других учатников Соглашения.

Пдобные перспективы никоим образом не могут сбрасываться со счетов ни сепартистами, ни федералистамим, и, вероятно, осознание возможности экономического проигрыша охладит пыл наиболее ярых сторонников выхода Квебека из состава Канады

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Время, прошедшее с момента заключения НАФТА (Североамериканского Соглашения о свободной торговле) никоим образом не уменьшило накал страстей дебатов на эту тему и не смогло соединить два края пропасти, разделившей сотронников НАФТА и его противников в 1993 году. Это во многом обусловлено тем, что полемика по поводу НАФТА, как раньше так и сейчас затрагивает гораздо больший спектр вопросов чем просто торговля между США, Мексикой и Канадой. С этим соглашением многие жители этих стран связывают надежды и тревоги, имеющие отношение к глобализации экономики.

Воздействие и результаты действия НАФТА на экономику Канады черезвычайно тяжело измерить по нескольким причинам. Во-первых, ВНП Канады занчительно превышает ВНП Мексики[21], поэтому торговля с этой страной обречена быть одним из многих факторов, оказывающих влияние на общую картину внешнеторговых связей Канады. Во-вторых, еще до заключения Соглашения, шла активная торговля между Канадой и ее соседями по региону, таким образом НАФТА не произвела революции в их отношениях, а лишь привела к снижению тарифов. В-третьих, вскоре после вступления НАФТА в силу, в экономики Мексики начался спад. Сторонники Соглашения и, в первую очередь, администрация Клинтона, убедительно доказывают, что НАФТА в значительной степени смягчило воздействие экономического спада в Мексике на американо-мексиканскую торговлю. Сам президент Клинтом в письме к Конгрессу заявил: ”НАФТА оказала содействие быстрому выходу Мексики из глубокого экономического спада, что ползволило этой стране продолжить демократические преобразования в исторических размерах.”[22] Оппоненты, не имея возможности оспорить это, обвиняют НАФТА в том, оно подтолкнуло Мексику к принятию и проведению той самой политики, которая и явилась причиной спада в экономике этой страны. Однако, трезвая оценка фактов позволяет считать подобное заявление явным преувеличением.

В общем и целом, хотя НАФТА, конечно же, не оказало того пагубного эффекта, который предсказывали его противники, но и не принесло той огромной пользы, которую обещали его сторонники, результаты достигнутые четыре года спустя после заключения согласшения можно вполен оценивать как положительные. Канада является торговым партнером США номер один, Мексика также входи т в первую десятку. На обоих соседей Канады по региону приходится одна треть мировой торговли этой страны. Такие торговые отношения обеспечивают потребителям в этих трех странах товары по конкурентным ценам, а экспортные отрасли промышденности обеспечивают рабочие места, зарплата на которых выше средней. [23]

Однако противники НАФТА продолжают настаивать на том, что торговля такого рода и инвестиции за границу лишают США и Кнаду рабочих мест. Они высказывают предположение. что НАФТА и глобализация в целом, приводит к снижению уровня заработной платы, особенно для низкоквалифицированных рабочих.

Полного решения этой дилеммы еще не найдено, однако среди вариантов. которые могут помочь найти выход, акцент следовано бы сделать на обучающие курсы и, в долгосрочном плане, повышение уровня начального и среднего образования. Ограничение же торговли не сможет привести к повышению благосостояния ни низкоквалифицированных рабочих, ни других слоев. Даже Соединенные Штаты Америки. на долю которых приходится 25% мировой экономики и всего 5% (с тенденцией к уменьшению) населения земного шара,[24] будут не в состоянии сохранить свои стандарты уровня жизни, если не продолжат увеличивать экспорт и искать новые рынки. НАФТА в этом плане уже доказало свой успех. Оно, наряду с Соглашением по информациооным технологиям, Соглашением ВТО по телекоммуникациям, 22 секторальным торговым соглашениям и более чем 170 другими торговыми соглашениями, привело к росту реального валового экпорта Канады на 37% с 1993. Своим ростом канадская экономика на одну треть обязана экспортным показателям, которые выросли в три раза быстрее, чем соответсnвующие показатели по валовому доходу.[25] Таким образом интересы наций американского континента призывают делать ставку на развитие и расширение НАФТА

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Free the first track//Washington Times, Tuesday, 9 September 1997

2. OAS Overview fo the North American Free Trade Agreement, 1998 site Oragnizations of American States

3. NAFTA Companies, October 1997 site NAFTA

4. NAFTA: A Partnership at Work From; Department of Foreign Affairs and International trade (DFAIT) Canada, June 1997 site NAFTA

5. Nafta Report Card// Washington Post, Tuesday, July 1,1997

6. NAFTA at Three//Washington Post, Wednesday, July 16,1997

7. NAFTA warning should be heeded // Montreal Gazette, Monday 12, 1997

8. Study on the Operation and Effect of the North American Free Trade Agreement. From: Reports issued by the Office of the United States Trade Represenatative and Related Entities, January 1998 site NAFTA


[1] Reports Issued by the Office if the United States Trade Representative and Related Enteties.- site NAFTA, 1997

[2] OAS Overview of the Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 1998

[3] NAFTA: A Partnership at Work from Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997

[4] OAS Overview of the Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 1998

 

[5] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

[6] NAFTA Companies, January 1998, site NAFTA

[7] OAS Overview of the Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 1998

[8] OAS Overview of the Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 1998

[9] OAS Overview of the Nothern American Free Trade Agreement, -site Organizations of American States, 1998

[10] Free the first track // Washington Times, Tuesday, 9 September 1997

[11]Ibid

[12] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

 

[13] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

 

[14] NAFTA Companies, January 1998, site NAFTA

[15] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

 

[16] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

 

[17] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

 

[18] NAFTA Companies, January 1998, site NAFTA

 

[19] NAFTA: A Partnership at Work. Department of Foreign Affairs and International Trade (DFAIT) Canada, June 1997, site NAFTA

 

[20] NAFTA warning should be heeded // Montrreal Gazette, Monday, may 12, 1997

[21] NAFTA Report Card,- Washington Post, Tuesday, July 1, 1997

[22] Ïèñüìî ïðåçèäåíòà Êëèíòîíà Êîíãðåññó/President Clinton’s Letter to Congress/ From: Reports issued by the Office of the United States Trade Representative and Related Entities

 

[23] NAFTA at Three, - Washington Post, Wednesday, July 16, 1997

[24]Ibid

 

[25] President Clinton’s Letter to Congress. Study on the Operation and Effect of the North American Free Trade Agreement From: Reports issued by the Office of the United Stattes Trade Representative and Related Entities, January 1998, site NAFTA

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: