Отличие наказания от иных мер государственного принуждения.




Уголовное наказание устанавливается в соответствии с уголовным законом. Единственный источник – действующий Уголовный кодекс (ч. 1 ст. 1 Уголовного кодекса).

Административная ответственность устанавливается как законами (прежде всего, Кодексом об административных правонарушениях), так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Дисциплинарная ответственность – законодательством о труде (в частности, Трудовым кодексом), различными законами, подзаконными актами, устанавливающими категорий рабочих и служащих. Материальная ответственность устанавливается законодательством о труде, Гражданским кодексом и в некоторых случаях нормами административного права.

Общественное воздействие (принуждение) устанавливается в соответствии с общественными ценностями, обычаями, традициями. Иными словами – в соответствии с общепринятыми в данном обществе нормами права и морали (причем, ощутимый приоритет отдается, как ни странно, именно последним).

Нелишне также отметить и то, что в подобных случаях, немаловажное значение имеет структура отдельно взятого общества – его численный состав, демографические характеристики, национальная принадлежность. Ведь, зачастую, от этих признаков и зависят вышеупомянутые коллективные ценности, обычаи и традиции, которые складывались в этом обществе на протяжении многих веков и которые порой выглядят в глазах другого общества непонятными, грубыми, нецивилизованными и, как следствие, совершенно ненужными.

Общественная ответственность за нарушение таких традиций налагается непосредственно от имени общества, а уголовное наказание осуществляется от имени государства.

Административные взыскания налагаются широким кругом уполномоченных на то органов и должностных лиц: исполнительной власти (налоговыми органами, таможенными органами, органами экспортного контроля, органами морского и железнодорожного транспорта, органами государственной жилищной инспекции и т.д.), местного самоуправления (комиссиями по делам несовершеннолетних), а также судами. Данные положения закреплены в разделе 3 Кодекса об административных правонарушениях, который так и называется «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях».

Дисциплинарные взыскания налагаются органами и должностными лицами, наделенными дисциплинарной властью и в пределах их компетенции.

Меры материальной ответственности – судами общей юрисдикции и арбитражными судами, а в отдельных случаях – в административном порядке.

Меры общественного воздействия (принуждения) устанавливаются со стороны общества или отдельных его групп.

Уголовное наказание назначается только судом.

Основанием для назначения административной ответственности является административное правонарушение («Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности…» – ст. 1.7. Кодекса об административных правонарушениях); для дисциплинарной – дисциплинарный проступок; материальной – причинение материального ущерба или гражданско-правовой деликт.

Основой для назначения уголовного наказания является «совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом» (ст. 8 Уголовного кодекса) или, проще говоря, совершение преступления – «общественно опасного деяния, запрещенного настоящим Кодексом под угрозой наказания» (ч. 1 ст. 14 Уголовного кодекса).

Субъектами административной ответственности являются физические лица (в том числе и должностные лица – это прямо указано в ст. 2.4. Кодекса об административных правонарушениях), юридические лица (ст. 2.10. КоАП), военнослужащие (ст. 2.5. Кодекса об административных правонарушениях), а также иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица – ст. 2.6. КоАП.

Вопрос о дисциплинарной ответственности органов и организаций является дискуссионным, так как предусматривается отставка органов исполнительной власти, прекращение незаконной деятельности общественных объединений и т.п., но и меры не определены в законодательстве; общественное воздействие может быть обращено как на физических, так и на юридических лиц.

Субъектами уголовного права могут быть только физические лица.

Только уголовное наказание влечёт за собой судимость. Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производства по делам об административных правонарушениях.

Меры дисциплинарной ответственности – в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства. Дела о материальной ответственности решаются, как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.

Меры общественного воздействия (принуждения) не регулируются законодательством. Уголовные дела рассматриваются в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

В целом можно сделать вывод, что уголовное наказание обладает рядом черт, отличающих его от других мер государственно-правового и общественного воздействия (принуждения), и свести эти черты к следующему:

1) осуждение лица, виновного в совершении преступного деяния, от имени государства;

2) наибольшая острота репрессии (в отличие от административных или гражданско-правовых видов принуждения);

3) применение наказания только к лицам, виновным в совершении преступления;

4) возможность применения уголовного наказания только по приговору суда;

5) судимость – последствие, присущее лишь уголовному наказанию[19].

 

Заключение.

 

В условиях современности, когда уровень преступности неумолимо растет с каждым днем, институт уголовного наказания, бесспорно, можно считать одним из основных методов борьбы с подобным проявлением деградации общества.

Сегодня пугающе увеличивается количество преступлений, совершаемых несовершеннолетними лицами, многие из которых не достигли 16-летнего возраста. Причем эти преступления в большинстве своем классифицируются как тяжкие, а в редких случаях – как особо тяжкие. Данное явление порождает некую неуверенность в том, способно ли наше государство пресечь такие «попытки самовыражения» еще не в полной мере самостоятельных граждан (детей по своей сути) и располагает ли оно к этому какими-либо средствами. Безусловно, да.

Государство создает определенную сферу жизнедеятельности общества, направляет ее в наиболее подходящее, с его точки зрения, русло. Оно вырабатывает законы, которым должны беспрекословно подчиняться все – от рядовых граждан до высших должностных лиц государства, непосредственно принимающих участие в создании этих законов.

Если же хрупкое равновесие безупречно отлаженной системы нарушено, государство применяет ряд мер по его восстановлению. Одной из таких мер является уголовное наказание, как неотвратимое последствие совершенного определенным лицом преступления.

Виновный обязан претерпеть все тяготы и лишения, установленные законом, за совершение конкретного преступного деяния. Причем целью наказания служит, прежде всего, перевоспитание преступника, возвращение его в лоно законности и правопорядка, если угодно – наставление на путь истинный. Наказание ни в коем случае не преследует цель унизить человеческое достоинство виновного или причинить ему нравственные или физические страдания. Оно «исправляет» переступившего черту закона, заставляя его по-новому взглянуть на содеянное, пытаясь таким образом видоизменить систему ценностей состоявшегося преступника и удержать от соблазна посягнуть на тщательно охраняемые законом общественные отношения преступника потенциального.

Следовательно, можно смело сделать вывод о том, что уголовное наказание является тем инструментом в руках государства, который выступает неким «кнутом» для провинившихся и, в то же время, своеобразным «предупредительным сигналом» для тех, кто в принципе способен на совершение преступления. Иными словами, это – важнейшая деталь в сложном, многоступенчатом механизме под названием «уголовное право».

 

 

Библиография.

 

I. Нормативно-правовые акты:

1. Уголовный кодекс РСФСР. – М., 1960.

2. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина. – Новосибирск, 2005.

3. Уголовный кодекс РФ. – Новосибирск, 2006.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ. – Новосибирск, 2006.

5. Основы уголовного законодательства. – М., 1958.

6. Основы уголовного законодательства. – М., 1991.

 

II. Учебники по дисциплине:

1. Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Учебник. /Под ред. А.И. Марцева. – Омск: Юридический институт МВД России, 1998.

2. Утевский Б.С. Советское уголовное право. Общая часть. – М.: Юрид. лит., 1959.

III. Работы отдельных авторов:

1. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М., 1939.

2. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. – Л., 1962.

3. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – М., 1995.

4. Загородников Н.И. Принципы советского социалистического уголовного права // Советское государство и право. – М., 1966.

5. Марцев А.И., Максимов С.В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность // Издат-во Томского ун-та. – Томск, 1989.

6. Никифоров Б.С. Правовая культура и закон // «Известия». – М., 1962.

7. Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. – Саратов. – 1962.

8. Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью // Издат-во Саратовского ун-та. – 1978.

9. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. – М., 1994.

10. Филимонов В.Д. Новое уголовное право России. Общая часть. – М., 1996.

11. Чучаев А.И. Цели наказания в советском уголовном праве. – М., 1989.

12. Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. – Л., 1973.


[1] Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Учебник под ред. А.И. Марцева. – Омск, 1998. – С. 7-8.

[2] Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. – Саратов, 1962. – С. 69.

[3] Чучаев А.И. Цели наказания в советском уголовном праве. – М., 1989. – С. 77.

[4] Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – М., 1995. – Т. 3. – С. 431.

[5] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М., 1995. – С. 370.

[6] Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. – Л., 1973. – С. 56.

[7] Утевский Б.С. Советское уголовное право. Общая часть. – М., 1959. – С. 60.

[8] Никифоров Б.С. Правовая культура и закон // Известия. – 1962.

[9] Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. – Саратов, 1962. – С. 28.

[10] Филимонов В.Д. Новое уголовное право России. Общая часть. – М., 1996. – С. 95.

[11] Таганцев Н.С. Русское уголовное право. – М., 1994. – С. 97.

[12] Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. – М., 1939. – С. 373.

[13] Стручков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью // Издат-во Саратовского ун-та. – 1978. – С. 113.

[14] Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. – Л.,1962. – С. 165.

[15] Марцев А.И., Максимов С.В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. – Томск, 1989. – С. 100.

[16] Марцев А.И., Максимов С.В. Общее предупреждение преступлений и его эффективность. – Томск, 1989. – С. 102.

[17] Ной И.С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве. – Саратов, 1962. – С. 85.

[18] Загородников Н.И. Принципы советского социалистического уголовного права. – «Советское государство и право». – 1966. – №5. – С. 65.

[19] Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Учебник под ред. А. И. Марцева. – Омск, 1998. – С. 82-83.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: