Государство и право Древнего Китая




Периодизация:

3000 гг. до н.э. – легендарная династия Ся

1800-1200 гг. до н.э. – Шан (Инь)

1100-300 гг. до н.э. – Чжоу

1100-770 гг. до н.э. – Западное Чжоу

770-256 год до н.э. – Восточное Чжоу (Чунцю (период Весны и Осены) 800-600 лет до н.э., период борющихся царств – 500-300 лет до н.э.

256-206 год до н.э. – Империя Цинь

202 год до н.э. – 220 год н.э. – Империя Хань

Период Шань (Инь):

Общественный строй:

Основное население: крестьянская земледельческая соседская община. Имущественное расслоение привело к образованию в общине родовой и клановой верхушки. Общинники обязаны были осуществлять натуральные поставки ко двору вана, привлекались к общественным работам и ополчению. К концу периода возникает система «общественных полей».

Рабство было достаточно развито из-за частых войн. Труд рабов использовался в царском хозяйстве и владениях знати.

Верхушка общества: Ван и его родственники, составлявшие основу государственного аппарата.

 

 

Государственный строй:

Государство представляло собой централизованную теократическую монархию. Обожествление личности вана и его рода. Участие царя в ритуалах в качестве жреца (человеческие жертвы).

Придворные должности передавались по наследству в семьях родственников царя и знати.

Система объездов территории для сбора натуральных податей. Пограничные территории слабо связаны с центром, необходимость организовывать периодические военные экспедиции для подтверждения гегемонии центра.

Армия – царская дружина и ополчение.

Период Чжоу:

Общественный строй:

Развитие различных форм зависимости крестьян, вплоть до закрепощения. Часть крестьян, потерявших землю, превращалась в арендаторов. К концу периода система общественных полей заменена налогом, который платила крестьянская семья (около 1/10 урожая).

Уменьшилось значение рабов, труд которых вытеснялся трудом зависимых крестьян.

Рост городов, ремесленное и торговое население.

Верхушка общества: развитие бюрократической системы управления – иерархия чиновников.

Система уделов: крупные землевладельцы («чжухоу») за службу получали административную власть над крестьянами.

Государственный строй:

Свержение власти шанских ванов – формирование доктрины «мандата неба». Система феодальных рангов («чжухоу» - герцог, «дафу» - граф, «чжуцзы» - помещики). Система управления сочетала в себе управление с помощью клана родственников царя и его вассалов и бюрократический аппарат чиновников. Общинное самоуправление на местах под контролем помещиков и чиновников.

Армия – дружина царя, ополчение вассалов. Крестьянское ополчение использовалось только в крайних случаях.

В 5-3 веках в результате обособления различных уделов – раздробленность на несколько государств.

Период Цинь и Хань:

Общественный строй:

Основное население: усиление эксплуатации крестьянства, переход от обложения семей к поземельному налогу, полицейский и административный контроль за общинами. В период Цинь рост императорского землевладения и хозяйства – рост количества рабов (пленные, преступники). В период Хань проводилась политика освобождения части государственных рабов. Система налогов и государственных повинностей распространялась и на города.

Верхушка общества: система государственной службы (экзамены), продвижение по службе за заслуги, а не по знатности.

Государственный строй:

Восстановление единства государства в результате победы царства Цинь. Усиление произошло с середины 4 века (реформы Шань Яна). Первым императором единого Китая стал Цинь Шихуан Ди. Псоле его смерти началась смута, восстания. С 206 г. до н.э. была основана новая династия Хань (первым император – Лю Бан). Система управления была унаследована от империи Цинь.

Император («хуан-ди») – Сын Неба

Империя «Тлянь Ся» - Поднебесная

Канцлер (чэньсян) возглавлял систему ведомств (ведомство императорского дворца, финансовое, цензоры (что-то вроде прокуратуры), военное, ведомство культа и образования).

Страна делилась на провинции во главе с губернаторами (без военной власти) и генерал-губернаторами. Провинции делились на области, уезды, волости, общины (самоуправление).

Армия: наёмники, гвардия, кадровая армия (призыв на годичную подготовку). Обучение крестьян военному делу совмещалось с сельскохозяйственными работами. В крепостях на границах служили отряды штрафников. Система «военных поселений».

Суд: высшая инстанция – император, центральное судебное ведомство, провинциальные уголовные седы и тюрьмы. Гражданские и административные дела решались чиновниками (уездные и провинциальные).

Правовая система Древнего Китая изначально строилась на обычае.

Китай – достаточно традиционная страна. В нём всегда имели большое значение морально-этические нормы.

Первые достоверно известные законы возникли в период Джоу в сфере уголовного законодательства.

Власть в Китае была хранительницей традиций и обычаев.

Сама хозяйственная жизнь велась на уровне общин.

Инструменты воздействия на народ ограничивались некими карательными мерами.

Первые известные законы Китая: обозрения законов (6 век до н.э.).

В нём содержалось несколько видов наказаний:

1) Клеймение

В конце 5 века была составлена «Книга законов государства Вэй». Этот источник играл крайне большую роль в законодательстве Китая. Он стал образцом для дальнейших сборников законов Китая. Автором считается китайский учёный Ли Куй. Считается, что эта книга отразила переход конфуцианского метода подхода к нарушителям к методам репрессий. Эта книга содержит 6 книг (так называемых законов).

Алегизм – философская школа, связанная с политической практикой. Одним из первых представителей считается Шан Ян (390-338 г. до н.э.).

Ещё одним знаменитым представителем этой школы был Шань Фэнь, который также был министом Ши Хуанди, первого императора Китая.

За государственные преступления предусматривалось истребление всей мужской линии той или иной семьи или даже круга семей. Неважно, высокое ли положение у человека или нет. Важно только то, что он нарушил государственный приказ. Легизское движение…

Идея легистов: право – главный регулятор общества. Право создаёт правитель. Оно должно быть жёстким.

Ещё одно учение – конфуцианство. Конфуций прославился не своими государственными талантами, а тем, что при жизни у него уже было много учеников и его учение уже было популярно. В отличие от легистов, Конфуций считал, что основой человечества является стремление к добру, а не к злу.

По мнению конфуцианства, закон нужен, но только для преступника.

Конфуцианство осуждало крайнюю жестокость законов.

Важным Конфуций считал фактор просвещения населения правителем. Он считал, что это даст больше пользы.

Главное различия легизма и конфуцианства – методы. Легисты – жестокие, сторонники конфуцианства – миролюбивые.

В период Хань происходит синтез между легизмом и конфуцианством. Убираются самые жестокие методы, но при этом роль законодательства никто не осмелился считать незначительной.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: