По каким критериям можно ограничить финансовое право от административного и гражданского права, приведите примеры.




Финансовое право - это самостоятельная отрасль российского права, которая отграничивается в системе права от всякой другой по предмету и методу правового регулирования. По этим критериям происходит совершенно четкое размежевание финансового права с трудовым, семейным, уголовным, земельным и другими отраслями права.

Помимо отмеченного, финансовое право относится к праву публичному, т.е. оно регулирует отношения, имеющие ярко выраженный общественный интерес. Кроме финансового права к публичному относятся конституционное и административное право.

В настоящее время большинство ученых рассматривает финансовоеправо как самостоятельную отрасль права. В качестве основного доводаприводят следующий: наличие у финансового права специфики в предмете иметоде правового регулирования, что требуется для выделения совокупностиюридических норм в отрасль права[5].

Финансовое право, в отличие от конституционного и административного, появилось значительно позже, так как выделилось из этих отраслей и из финансовой науки в самостоятельную отрасль "в связи со спецификой объекта правового регулирования и его общественным значением". Причем такой процесс происходил и в других странах континентальной системы права, но, естественно, в разное время.

В связи с этим в ряде случаев для отграничения финансового права от конституционного и административного необходимо руководствоваться не просто критерием предмета и метода правового регулирования, но принимать в расчет некоторые иные сведения о системе права.

Конституционное право является ведущей отраслью в системе права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Так, нормы конституционного права устанавливают обязанность Правительства РФ разрабатывать и представлять Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивать его исполнение, а также представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (ст. 114 Конституции РФ). Кроме того, они устанавливают обязанность Совета Федерации рассматривать принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов (ст. 106 Конституции РФ).

На основе этих норм в нормах финансового права устанавливается подробный порядок прохождения федерального бюджета в Правительстве РФ[6] и Федеральном Собрании РФ. Норма ст. 57 Конституции РФ, закрепившая обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, является базовой для конкретизации прав и обязанностей налогоплательщика в нормах финансового права.

Учитывая все сказанное, надо иметь в виду, что конституционно правовые нормы, будучи базовыми для финансового права, остаются в рамках права конституционного и возникающие на их основе правоотношения являются только конституционно-правовыми со всеми присущими им особенностями. Таким образом, конституционное и финансовое право являются смежными отраслями в системе права, но не пересекающимися.

Иначе говоря, финансовое право является самостоятельной отраслью в системе права, в которую включаются исключительно финансово-правовые нормы.[7]

Отграничение предмета финансового права от административного заключается в том, что в сферу финансово-правового регулирования включаются только те отношения с участием органов исполнительной власти, через которые непосредственно реализуется функция финансового обеспечения государства и муниципальных образований.

Предметом финансового права являются только те отношения, которые непосредственно обеспечивают образование, распределение и использование государственных и муниципальных денежных фондов.

Предметом же административного права являются иные отношения, возникающие в связи с реализацией исполнительной властиобщественные отношения, возникающие в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти[8]. Это отношения, обеспечивающие осуществление иных функций государства: национальной безопасности, природоохранную, социальную и т.д.

Например, предметом административного права являются самые различные отношения между Министерством обороны РФ, Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ и воинскими подразделениями в связи с оперативным управлением войсками Вооруженных Сил РФ и т.д.

Для отграничения гражданского права от финансового следует использовать критерий метода правового регулирования. Если основным методом финансово-правового регулирования является метод властных предписаний, то гражданско-правовое регулирование построено по методу юридического равенства сторон гражданского правоотношения.

Следовательно для отграни​чения гражданского права от финансового следует использовать критерий метода правового регулирования. Если основным мето​дом финансово-правового регулирования является метод власт​ных предписаний, то гражданско-правовое регулирование по​строено по методу юридического равенства сторон гражданского правоотношения. Используя критерий метода правового регули​рования, можно установить, что в современных условиях в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образо​ваний к гражданско-правовым отношениям должны быть отнесе​ны отношения, возникающие: между различными субъектами и государством в связи с добровольными пожертвованиями денеж​ных средств в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Основная масса отношений в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований - финансово-правовые. Однако как показывает практика в условиях финансовой нестабильности и финансовых кризисов, государство активно изыскивает новые финансовые инструменты пополнения доходов казны, которые с юридической точки зрения все чаще являются гражданско-правовыми.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: