Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у».




Составитель: пдо Марковникова Л.В.

Здравствуйте, дорогие ребята!

На предыдущем занятии мы с вами выяснили чем певческие гласные отличаются от речевых. Они округляются, или притемняются.

Способ воздействия на певческий голос и работу голосового аппарата при помощи фонем (отдельных звуков речи - гласных и согласных) называется фонетическим методом вокального обучения.

Он является наиболее распространенным и эффективным в вокальной педагогике. Применяя этот метод, необходимо конкретно знать, как тот или иной гласный или согласный влияет на голос и на работу артикуляционных органов, а через них и на весь голосовой аппарат.

Функционирование гортани

Многочисленную мускулатуру, принимающую участие в образовании певческого голоса, можно по функциям условно разбить на три отдела: 1.Мышцы корпуса, обеспечивающие главным образом подачу воздуха к связкам и одновременно правильное положение гортани.

Мышцы самой гортани, непосредственно участвующие в возникновении вибраций, а также мышцы шеи, прикрепляющиеся к гортани и ведающие ее установкой в целом.

Мышцы артикуляционного аппарата, основная роль которых – превратить звук, возникший в гортани, в членораздельную речь.

Артикуляционный аппарат при пении

При пении резко меняется работа всего артикуляционного аппарата:

· увеличивается сокращение мышечных стенок резонаторных полостей;

· увеличиваются полости ротоглоточного канала;

· изменяются речевые уклады языка и губ и мягкого нёба;

· увеличивается степень раскрытия рта.

Чтобы правильно организовать новую функцию артикуляторных органов при пении, необходимо, прежде всегo, снять перенапряжение с отдельных органов (если оно есть).

Сначала надо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем четкой, согласованной их работы и максимальной активизации. Укорочение согласных в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной перестройки артикуляторных органов.

Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней челюсти и мягкого нёба. Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна, «скована » нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие. При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость подтягивается вверх гортань. Она оказывается в неестественно высоком положеиии, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной горлового призвука. При скованнойt нижней челюсти невозможна хорошая вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования вокальных гласных.

Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у».

Для осознания учащимися свободного опускания челюсти nри пении нужно добиться этого сначала при речевом произношении гласных.

Учащийся несколько раз произносит обычным голосом гласные (лучше в сочстании с согласными), нарочито широко их, артикулируя, и затем сейчас же повторяет произведенное движение нижней челюсти на певческом звуке.

Если этот способ не дал результата, можно помочь опусканию нижней челюсти при помоши легкого нажатия пальцем на подбородок.

При неоднократном повторении этого движения обычно довольно быстро вырабатывается условный рефлекс: опускание челюсти становится привычным движением и затем осуществляется без помощи руки.

Полезно работать перец зеркалом, когда движение нижней челюсти находится под контролем глаз поющего.

3ажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка, который, как и нижняя челюсть, связан через подъязычную кость с гортанью.
Поэтому перенапряжение языка нарушает работу гортани, и тоже может послужить причиной горления.

К тому же скованный язык мешает созданию нужных артикуляционных укладов. Являясь же главным артикулятором гласных звуков, скованный язык искажает певческие гласные. Положение языка изменяет форму ротового резонатора и существенно валияет на тембр голоса.

Четкость произношения можно разработать, используя актерские скороговорки. Ряд упражнений тренировочного характера содержится в книге Е. Саричевой «Техника сценической речи».

Существуют и специальные слоговые упражнения в методическом пособии Л.Д. Гордеевой, к которым полезно было бы обратиться.

Однако практика показывает, что хорошая актерская речевая дикция не является залогом ясной вокальной артикуляции. Причина — в разнице между речевым и певческим процессами произнесения звуков.

Поэтому наиболее эффективными для развития дикции являются:

- вокальные упражнения, например, на выравнивание гласных;
- аналитический подход к слову в исполняемом произведении, включая проработку и осмысление текста без пения.

В культуре живой речи существуют законы орфоэпии — законы правильного произношения слова. Правда, переносить автоматически эти законы речи на пение было бы неверным.

Так, например, по законам орфоэпии продленный первый слог в процессе пения при изменении гласной может исказить слово до неузнаваемости.
Слово «пятачок» произносится как «петачок». Но если этот слог будет стоять в начале вокальной фразы, то его надо будет петь как «пя». Аналогичный пример можно привести и со словом «взяла», которое в речи звучит как «взела», а в пении, например, на фермате, над первым слогом нужно будет спеть «взяла». Если же в пении и в речи слог сохраняется коротким, то законы орфоэпии автоматически переносятся на певческий процесс. Например, в романсе П.И. Чайковского «Средь шумного бала» слово «глядели» во фразе «лишь очи печально глядели» произносится как «гледели». Слово «что» произносится как «што» и в пении, и в речи, слово «скучно» произносится как «скушно», например, в романсе А. Гурилева на слова М. Лермонтова «И скучно, и грустно».

Красиво окрашенная вокальная речь, четкое и осмысленное слово, культура речи и художественная выразительность пения для певца не менее а, может быть, даже более важны, чем техническая оснащенность голоса. Впрочем, думается, что обе стороны певческого процесса на самом деле находятся во взаимосвязи и помогают или мешают друг другу.

 

Работа диафрагмы

 

Диафрагма служит "помпой" для аппарата воспроизведения звука. Она сначала расширяется, а затем под напором выталкивает воздух. Это один из основных "инструментов" в создании правильного звука при пении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: