ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)




Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И.Вернадского»

Физико-технический институт

 

Кафедра радиофизики и электроники

 

 

Полетаев Д.А.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ И ПРОВЕДЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТОВАНИЯ

 

Методическое пособие

 

 

Симферополь
2015


ПОЛЕТАЕВ Д. А.

Рекомендации по оформлению и проведению курсового проектирования для студентов физико-технического института Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского: методическое пособие / Д. А. Полетаев. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». Симферополь, 2015. 21 с.

 

 

Настоящее методическое пособие устанавливает требования к организации и проведению курсового проектирования, а также к оформлению и оценке курсовых проектов (работ). Предназначено для профессорско-преподавательского состава кафедр и студентов факультета физико-технического института Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

 

 

©Полетев Д. А.,

КФУ, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Общие определения............................................................................. 4

 

Оформление курсовых проектов (работ)........................................... 9

 

Требования к организации курсового проектирования.................. 16

 

Список использованной литературы................................................ 18

 

Приложения.................................................... ………………….……19

 

ОБЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Курсовое проектирование – вид учебного процесса по изучаемой дисциплине, результатом которого является курсовой проект или курсовая работа, предусмотренные учебным планом и выполняемые обучающимся самостоятельно под руководством преподавателя.

Курсовой проект – самостоятельная учебная проектная работа обучающегося, состоящая из расчётно-пояснительной записки и графической части или только из пояснительной записки, или только графической части.

Курсовая работа – самостоятельная учебная работа, имеющая целью развитие у обучающихся навыков самостоятельной творческой деятельности, овладение методами современных научных исследований, углубленное изучение вопроса, темы, раздела учебной дисциплины.

Расчётно-пояснительная записка представляет собой текстовой конструкторский (технологический) документ, содержащий технический расчёт и описание проектируемого объекта, алгоритма, принцип его действия (для механизмов), обоснование принятых технических, технологических и технико-экономических решений.

Все расчёты и принимаемые решения по конструкциям, материалам и технологиям выполняются исключительно по соответствующим ГОСТам, СНиПам, территориальным и ведомственным нормам.

Графическая часть проекта - это совокупность конструкторской документации, выполненной в виде чертежей, эскизов, схем, таблиц и других форм, обеспечивающих наглядность проектного решения и необходимую иллюстративность. Чертежи объекта проектирования выполняются на отдельных листах. Другие графические материалы располагаются по ходу изложения в расчётно-пояснительной записке.

Цель курсового проектирования состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся умения самостоятельно изложить проблему, выявить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы исследования, или представить собственные экспериментальные или опытные данные.

Основными задачами курсового проектирования являются:

- выработка навыков творческого мышления и умения применять обоснованные в технико-экономическом отношении решения инженерных задач, воспитание чувства ответственности за качество принятых решений;

- закрепление знаний, полученных ранее;

- формирование профессиональных навыков, связанных с самостоятельной деятельностью будущего выпускника;

- приобщение к работе со специальной и нормативной литературой;

- привитие практических навыков применения норм проектирования, методик расчётов, технологических инструкций, типовых проектов, стандартов и других нормативных материалов;

- применение современных расчётно-графических и экономико-математических методов, организационного, экономического и социального анализов, оценки, сравнения, выбора и обоснования предлагаемых проектных решений;

- самостоятельное выполнение расчётов конструктивного, технологического, организационного и экономического характера с использованием экономико-математических методов и современных информационных технологий;

- оформление проектных материалов (четкое, ясное, технически грамотное и качественное изложение расчётно-пояснительной записки, чёткое и технически грамотное оформление графического материала проекта).

Количество курсовых проектов (работ) по изучаемому предмету и их объем должны строго соответствовать учебному плану направления подготовки (специальности). Тематика курсовых проектов (работ) определяется и утверждается решением кафедры, ведущей курсовое проектирование. Тематика курсовых проектов (работ) должна соответствовать профилю изучаемой дисциплины.

Тематика курсовых проектов (работ) по специальным дисциплинам должна посвящаться решению производственных и научно-технических задач. По характеру решаемых задач курсовые проекты (работы) могут быть программного, конструкторского, технологического, исследовательского и организационно-управленческого профиля. Курсовой проект (работа) должен выполняться с применением современных информационных технологий, специализированных программ.

Ответственность за плагиат и принятое в проекте качество исполнения основного текста работы или графической части и пояснительной записки несёт обучающийся, о чем его необходимо известить при выдаче задания. Руководитель курсового проектирования несёт ответственность за организацию и обеспеченность процесса проектирования, полноту решения поставленных перед обучающимся задач, обеспечение планирования работы, своевременности завершения её этапов, соответствие принимаемых инженерных решений уровню развития и современному состоянию отраслевой науки и техники.

Тематика курсовых работ по дисциплинам должна отвечать характеру учебной дисциплины, по которой выполняется курсовая работа, и увязываться с профилями направлений подготовки (специальностей) обучающегося.

Объектами курсового проектирования должны быть реальные объекты: программы, механизмы, физические явления. Тематика курсового проектирования должна быть разнообразной в пределах каждого направления подготовки (специальности) и отражать новейшие достижения и тенденции в развитии соответствующих направлений строительной отрасли.

Тематику курсовых проектов по специальным дисциплинам, как правило, рекомендуется связывать с содержанием производственных практик обучающихся, хоздоговорных работ, проводимых на кафедре, а также (по возможности) с тематикой дипломного проектирования.

Ход и результаты курсового проектирования должны анализироваться и обсуждаться на заседаниях кафедры, ведущей курсовое проектирование, не реже одного раза в семестр.

Курсовой проект (работа) состоит из пояснительной записки и графической части. В отдельных случаях проект дополняется макетами, стендами и другими формами, выполняемыми обучающимся в результате его самостоятельной работы и соответствующими заданию на проектирование.

Структура и объем расчётно-пояснительной записки, графической части или основного текста курсового проекта (работы) устанавливаются кафедрой, исходя из характера проекта и учебной дисциплины, по которой выполняется проект, а также времени, отводимого на самостоятельную работу обучающегося по данной дисциплине.

В общем случае в соответствии с заданием в расчётно-пояснительной записке к курсовому проекту по специальной дисциплине рекомендуется следующий состав и порядок расположения материала:

- титульный лист стандартного образца (ПРИЛОЖЕНИЕ 1);

- задание на выполнение курсового проекта стандартного образца (ПРИЛОЖЕНИЕ 2);

- введение;

- основной текст;

- список использованных источников;

- приложения.

В зависимости от направления подготовки (профиля подготовки), специальности или программы подготовки основной текст может включать в себя следующие элементы:

- описание и критический анализ объекта работы;

- обоснование целесообразности разработки выбранной темы;

- решения конструкторского, технологического или программного характера с результатами расчетов;

- перечень, краткая характеристика или спецификация чертежей,

- список литературы, использованных проектных и справочных материалов.

Допускается также иное содержание основной части расчётно-пояснительной записки и иной порядок расположения материала при условии, что они будут более соответствовать теме и содержанию проекта.

Задания на курсовой проект, кроме его наименования, должны содержать расшифровку темы проекта и предусматривать, по возможности, комплексное решение инженерных задач. Вместе с тем, один из частных вопросов задания того или иного характера выделяется в качестве специальной части проекта и подлежит более глубокой разработке на основе общего решения.

В задании на курсовой проект (работу) указывается:

- наименование работы;

- содержание курсового проекта (работы) и рекомендуемый объём отдельных частей;

- исходные данные, содержащие указания на использование актуальных ресурсов нормативного и информационного характера;

- календарный план работы обучающегося над проектом и график обязательных консультаций руководителя проектирования.

Задание на курсовой проект должно быть индивидуальным, а его тематика по возможности комплексной, полностью раскрывающей содержание темы. Варианты заданий на один курсовой проект (работу) должны, по возможности, обладать равным уровнем сложности и трудоёмкости. Количество вариантов заданий должно превышать предполагаемое число обучающихся, выполняющих данный курсовой проект. Выдача заданий обучающимся должна, как правило, производиться с соответствующими пояснениями всей группе одновременно. Не допускается передача заданий отсутствующим обучающимся через третьих лиц! Задания на курсовой проект (работу) выдаются за подписью руководителя работы. Задания оформляются на бланке, основная часть которого дана в ПРИЛОЖЕНИИ 2.


ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВЫХ ПРОЕКТОВ (РАБОТ)

 

Материал расчётно-пояснительной записки или основной текст работы должен быть изложен технически грамотно, чётко, сжато. Расчёты иллюстрируются эскизами, схемами, графиками. Результаты расчётов рекомендуется оформлять в виде графиков и таблиц. Расчётно-пояснительная записка или основной текст работы должны быть сшиты, иметь обложку и титульный лист.

Курсовой проект (работа) выполняется на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм). Иллюстрированный материал (таблицы, схемы, диаграммы и т.п.) при необходимости можно выполнять на листах большего форма.

Текст печатается полуторным интервалом нормальным шрифтом черного цвета. Размер шрифта – 14 (Times New Roman). Межстрочный интервал – 1,5.

Предусматриваются следующие размеры полей (с отклонениями в пределах ± 2 мм): левое – 30 мм; правое – 10 мм; верхнее – 20 мм; нижнее – 20 мм.

Рекомендуется производить выравнивание текста по ширине. Абзацы в тексте начинаются отступом от левого поля. Отступ равен 1 см.

Опечатки, описки в тексте можно исправлять подчисткой или корректором. На место исправленное место вписываем текст от руки черной пастой или тушью. На одной странице допускается не более двух исправлений, сделанных от руки. Повреждение листов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста не допускаются.

Рекомендуемый объем курсовой работы: 1 – 2 курс: 25 – 30 страниц; 3 – 6 курс: 30 – 35 страниц. Нумерация начинается с титульного листа. На титульном листе номер страницы не ставится. Первая цифра ставится на введении. Номер страницы проставляется в правом верхнем углу без точки в конце. Страницы текста курсовой работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Иллюстрации, схемы, таблицы, рисунки, расположенные на отдельных листах, нумеруются в общем порядке.

Содержание располагается на 2 странице. Заголовки содержания должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке и последовательности по сравнению с заголовками в тексте нельзя. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки в конце. Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце содержания. В содержание не включают титульный лист.

Наименования структурных элементов служат заголовками структурных элементов работы. В заголовках нужно по возможности избегать узкоспециальных терминов, сокращений, аббревиатур, математических формул.

Заголовки и подзаголовки на странице могут располагаться центральным (посередине текста) или фланговым (непосредственно от левого поля) способом. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа. Заголовок пишется прописными буквами, подзаголовок – строчными, с первой прописной. В конце не ставится точка и не подчеркивается. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках и подзаголовках не делаются. Заголовки подразделов, пунктов и подпунктов не должны печататься в конце листа – необходимо, чтобы за ними следовало минимум три строки текста.

Между заголовками структурных элементов диплома и глав основной части, заголовком первого пункта ставится два интервала. Пункты и подпункты основной части текста печатаются с абзацного отступа.

Для снижения объема и трудоемкости исполнения курсовых работ в текстах применяют сокращения. Существуют общепринятые сокращения, применять которые следует в соответствии с ГОСТом 7.12 – 77 «СИБИД. Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании». В работе могут быть введены свои сокращения, которые должны быть определены при первом упоминании. Если общее количество вводимых условных обозначений, вводимых терминов и сокращений превышает 10, их представляют в виде отдельного перечня «Списка сокращений».

Не допускаются следующие приемы сокращения текста:

- употребление в тексте математических знаков «>», «<», «=» и др., а также знаков «%» и «№» без цифр;

- использование математического знака «-» перед отрицательными значениями величин (следует писать «минус»);

- применение индексов стандартов «ГОСТ», «ОСТ» без регистрационного номера;

- сокращенное наименование единиц физических величин, если они употребляются без цифр (кроме как в таблицах и при расшифровке буквенных обозначений в формулах).

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами, например: на трех образцах (а не: на 3 образцах). Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац. Числа с сокращенными обозначениями единиц измерения пишутся цифрами, например: 2 Дж, 29 кг. После сокращения «л», «кг» и т. п. точка не ставится. При перечислении однородных чисел сокращенное обозначение единицы измерения ставится только после последней цифры, например: 1, 5 и 7 мг. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний (наращений), если они сопровождаются существительным, например: на 5 образцах (не: на 5-ти образцах). Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами, например: пятый, двухсотый. Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, пишутся цифрами, например: 15-процентный прирост объемов услуг. Допускается запись: 2%-ный прирост. В падежном окончании порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют одну букву, если они оканчиваются на согласную или две гласные, а также на «й». Например: вторая – 2-я (не: 2-ая), двадцатый – 20-й (не: 20-ый), в 67-м году (не: в 67-ом). Но: десятого – 10-го. При перечислении нескольких порядковых числительных падежное окончание ставится только один раз. Например: 2 и 3-й вариант. Порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами и стоящие после существительного, к которому относятся, не имеют падежных окончаний. Например: в гл. 3, на рис. 2.

Допускается вписывать формулы и уравнения от руки черными чернилами. Формулы и уравнения, если к ним есть пояснения, выде­ляют в тексте отдельными строками. Выше и ниже каждой формулы или уравнения оставляют одну свободную строку. Пояснения символов приводят под формулой в той же последовательности, в какой они даны в формуле. Пояснения начинают со слова «где» без двоеточия, например:

 

, (1)

 

где – площадь прямоугольника, м2; и – длины сторон прямоугольника, м.

Формулы и уравнения нумеруют арабскими цифрами и помещают в круглых скобках с правой стороны страницы на уровне формулы. В пределах работы допускается только одна форма нумерации (сквозная или в пределах раздела). Перенос формул на другую строку разрешается только после математических знаков. Коэффициенты в формулах пишут впереди буквенных выражений и слитно с ними. Обозначение единиц физических величин подставляют в формулу только после подстановки числовых значений.

Основным знаком умножения является точка на средней линии (•). Знак умножения (×) применяется для переноса формул на знаке умножения, для обозначения произведения векторов. Знак умножения (•) не ставят: перед буквенными обозначениями физических величин и между ними, перед скобками, после и между ними, между буквенными сомножителями в скобках, перед знаками радикала, интеграла, перед аргументами тригонометрических функций.

Все иллюстрации должны быть выполнены в одном стиле. Иллюстрации размещаются сразу после первой ссылки на них в тексте. Каждая иллюстрация должна сопровождаться содержательной подписью и нумероваться. Иллюстрации могут иметь сквозную нумерацию или нумероваться в пределах одной главы. При большом количестве иллюстраций их помещают по порядку номеров в конце работы (в приложении). Подпись под иллюстрацией пишется с прописной буквы в одну строку вслед за номером. В конце подписи точку не ставят.

Если иллюстрация, помещенная под одним номером, включает несколько изображений, они обозначаются строчными буквами (а, б, в и т.д.). Слово «рисунок» пишут сокращенно в том случае, если рядом стоит цифра. Если же рисунок является единственным, ссылку на него оформляют следующим образом: (см. рисунок). Если в тексте работы дается ссылка на несколько иллюстраций, то слово «рис.» пишут только один раз, при первом порядковом номере. Например: на рис. 6, 12, 17 показано… На все иллюстрации в тексте должна быть ссылка. Иллюстрации могут быть выполнены на отдельном листе или находиться непосредственно в тексте. Допускается помещение иллюстраций вдоль длинной стороны листа, но так, чтобы при повороте листа по часовой стрелке читались все надписи.

Основное поле таблицы содержит строки (горизонтальные ряды) и графы (колонки). Заголовки строк и граф в таблице пишутся с прописной буквы, а подзаголовки со – строчной, если они составляют одно предложение с заголовком, и с прописных букв, если они самостоятельны. Таблицу размещают после первого упоминания в тексте.

Все таблицы нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. В пределах работы используют только одну форму нумерации, сквозную или в пределах раздела (см. нумерация рисунков). Слово «таблица» пишется без кавычек строчными буквами (первая буква - прописная) в правом верхнем углу с указанием порядкового номера. Знак № и точку в конце нумерационного заголовка не ставят. Если в работе одна таблица, то её не нумеруют.

Тематический заголовок таблиц располагается центральным (по середине) способом. Тематический заголовок печатается строчными буквами (первая буква – прописная) через один интервал. В конце заголовка точка не ставится. Тематический заголовок от нумерационного заголовка и от верхней ограничительной линии таблицы отделяется одним интервалами. В конце тематического заголовка в квадратных скобках пишется номер источника таблицы согласно списку использованных источников.

При переносе таблицы на другую страницу ее графы должны быть выделены отдельной строкой и пронумерованы. Над продолжением пишут «Продолжение таблицы …», «Окончание таблицы …». Нижнюю горизонтальную черты, ограничивающую первую часть таблицы, не проводят. Когда все физические величины, приведенные в таблице, выражены в одних единицах, обозначение единицы помещают в конце заголовка через запятую. Примечания и сноски в таблицах пишут непосредственно под таблицей, а не в конце страницы текста. Сноски обозначают «звездочкой» (*). Например:

Включать графу «номер по порядку» и делить заголовки таблицы по диагонали не допускается. Нельзя заменять кавычками повторяющиеся в таблице цифры, тематические знаки, названия, значения величин. При отсутствии отдельных данных в таблице ставят прочерк.

При ссылке в тексте на источники нужно писать порядковый номер источника в списке использованных источников. Порядковый номер источника заключается в квадратную скобку. Если ссылка идет на конкретную страницу данного источника, то эта страница тоже указывается. Например: [9], [9, с. 123].

Сноски оформляются в низу страницы, на которой расположен текст примечания. Для этого в конце теста примечания ставится звездочка (*) или цифра (1), которая обозначает порядковый номер примечания. Если на одной и той же странице цитируется одна и та же книга, во второй сноске можно не повторять полностью ее название; В списке использованных источников приводятся лишь те источники, на которые есть ссылки в тексте работы. Источники располагаются в списке в том порядке, в котором они впервые упоминались в тексте. Форма записи источников в списке должна соответствовать ГОСТ 7.1-84. Список использованных источников оформляется как раздел пояснительной записки, т.е. начинается с нового листа, а заголовок "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ" записывается прописными буквами в красную строку и не нумеруется.

Примеры библиографического описания информационных источников в списке использованной литературы:

1. Дейтел Х. М. Как программировать на С / Х. М. Дейтел, П. Дж. Дейтел – М.: Бином-Пресс, 2008. – 1456 c.

2. Керниган Б. Язык программирования C / Б. Керниган, Д. Ритчи – М.: Вильямс, 2006. – 304 с.

3. Мюллер С. Модернизация и ремонт ПК, 19 издание / С. Мюллер – М.: Вильямс, 2011. – 1280 с.

4. Нортон П. Программно-аппаратная организация компьютера IBM PC / П. Нортон – М.: Радио и связь, 1992. – 336 с.

5. Случинская И. А. Основы материаловедения и технологии полупроводников / И. А. Случинская – М.: Радио и связь, 2002. – 376 с.

Приложения помещаются после списка использованных источников в порядке их упоминания в тексте. В приложения входят различные таблицы, графики и т.п. Каждое приложение надо начинать с новой страницы. Приложения имеют общую с остальной частью работы сквозную нумерацию страниц. Заголовок «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишется в верхнем правом углу. Все приложения нумеруются, например: «ПРИЛОЖЕНИЕ 2». Если приложение одно, то его не нумеруют. Если приложение имеет заголовок, который пишется посередине с прописной буквы отдельной строкой.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: