Луткин Станислав Сергеевич




канд.пед. наук, доцент ВАК

преподаватель центров дополнительного

профессионального образования педагогов

Свердловской области

Преимущества Методического конструктора урока:

ü Доступность!

- оперативный доступ к большому количеству приемов обучения;

- шаблоны целей помогают формулировать измеримые результаты урока;

- наглядная форма представления замысла и хода реализации Вашего урока;

- незатратный способ поиска и перестроения логики урока без переписывания технологической карты урока (ТКУ).

ü Технологичность!

- цветовая навигация позволяет Вам подбирать приемы обучения в соответствии с этапом учебного занятия;

- соответствие требованиям к технологическим картам урока по ФГОС;

- взаимозависимость всех элементов конструкта современного урока.

ü Возможности для творчества!

- возможность составлять свою комбинацию цель – вид – этапы урока;

- возможность разработки интегрированного урока сразу группой учителей;

- возможность расширить спектр используемых типов и видов уроков.

ü Прикладное назначение для повседневной практики!

Алгоритм действий при создании конструкта урока:

1. Определение темы учебного занятия (название темы можно разместить на чистом бланке «Для записей» в соответствующем секторе поля Технологическая карта урока (ТКУ)»).

2. Подбор необходимого шаблона и завершение формулировки дидактической цели темы (для записи итоговой формулировки используете чистые бланки «Для записей»).

3. Подбор в соответствии с целью урока карточек с различными группами универсальных учебных действий, развиваемых у учащихся на уроке;

4. Определение типа и вида урока (размещение карточек в соответствующих секторах поля «ТКУ»).

5.Продумывание структуры урока, состава и очередность этапов занятия (размещение отобранных карточек «Этапы урока» на секторах поля «ТКУ»).

6. Выбор учебных стратегий, частных приемов обучения (размещение отобранных карточек на секторах соответствующих этапам урока, на которых реализуется данный прием, стратегия).

7. Проверка соответствия учебных стратегий и приемов обучения друг другу, цели и временному регламенту урока.

8. Возможные дополнения в перечень универсальных учебных действий новых карточек, с учетом применяемых учебных стратегий и приёмов.

Рекомендации к использованию отдельных частей МКУ:

 

Работа с карточками «Цели» - каждый из 30 шаблонов цели урока можно отнести к определенной группе планируемых результатов обучения:

Представления – усвоение предметных знаний и метапредметных понятий;

Ценностные отношения – формирование личностных качеств, мотивов и т.п;

Умения – освоение и закрепление практических способов действий, УУД;

Проверка/обобщение – систематизация и оценка нового освоенного опыта.

Ø Выбор шаблона цели той или иной группы влияет на выбор типа урока;

 

Ø Шаблон, напечатанный на карточке - это НЕзавершенная формулировка. Требуется дописать продолжение текста шаблона на чистой карточке «Для записей».

 

Ø Вашу формулировку цели урока проверяйте на соответствие критериям:

- конкретность – однозначная интерпретация того, что хотим получить;

- достижимость – реалистичность получения результата в рамках урока;

- измеримость – наличия способа проверки полученного результата;

- операциональность – понятны процедуры достижения цели на уроке.

 

Ø Как правило, к уроку подбирается и формулируется одна цель.

Работа с карточками «Тип урока» - выбирайте одну из 6 карточек, которая лучше всего отражает выбранную группу планируемых результатов урока;

Тип урока Приоритетные группы планируемых результатов урока (см. цель урока)
Урок усвоения новых знаний Представления, Ценностные отношения
Урок формирования и развития умений и навыков Умения
Урок комплексного применения знаний и умений Умения, Ценностные отношения
Урок систематизации и обобщения знаний и умений Проверка/обобщение, Ценностные отношения
Урок контроля и коррекции знаний, умений Проверка/обобщение
Комбинированный урок Любая из 4-х групп планируемых результатов

Ø Выбор типа урока определяется так же местом изучаемой темы в логике и в структуре содержания учебного предмета.

Работа с карточками «Вид урока» - выбор одной из 30 карточек связан с определившимся типом урока и отражает ведущий метод обучения на уроке.

Ø При первичном ознакомлении с карточками «Вид урока» отобрать 3 – 4 варианта, наиболее соответствующие типу Вашего урока;

 

Ø После подбора этапов урока, учебный стратегий и приемов обучения стоит вернуться к окончательному выбору карточки «Вид урока»;

 

Ø Многообразие приемов обучения, используемых Вами на занятии, иногда не позволяют отнести его к тому или иному виду урока;

 

Ø Определившись с видом урока, постарайтесь сохранить соответствие этого названия с подобранными Вами учебными стратегиями и приемами;

 

Ø Конструктор содержит много нестандартных видов учебных занятий, смело экспериментируйте, расширяйте ассортимент форматов урока;

Работа с карточками «Универсальные учебные действия» - из 50 карточек стоит для одного урока ограничиться выбором 3 – 4 вариантов УУД.

Ø Как правило, ориентиром для отбора УУД служит выбранная цель урока;

 

Ø Данный конструктор предлагает 3 группы УУД основного общего образования (коммуникативные, регулятивные, познавательные);

 

Ø Урок может предполагать отработку и развитие УУД одной или нескольких групп метапредметных результатов;

 

Ø Большой перечень развиваемых на уроке УУД (5 и более карточек) приводит к потере концентрации учителя на конкретных результатах урока;

Работа с карточками «Этапы урока» - из 20 карточек Вы подбираете 6 – 7, с описанием последовательно решаемых на уроке дидактических задача;

Ø Для того или иного этапа урока в методических описаниях существует сразу несколько вариантов формулировки, выбор остается за Вами;

 

Ø Следите, чтобы очередность размещения карточек этапов на поле ТКУ совпадала с их нумерацией (см. номер сектора на «рубашке» карточки);

 

Ø С учетом цели и типа урока перечень этапов может сводиться, например, только к организационному этапу, обобщению знаний и итоговой рефлексии;

 

Ø Стремитесь к тому, чтобы выбранные формулировки и логика реализации этапов отражала выбранный тип урока и поставленную цель занятия;

 

Ø Цвет карточек этапов соответствует цвету наиболее подходящих к данному этапу приёмов активного обучения.

Работа с карточками «Учебные стратегии» - определиться с выбором одной из 8 карточек, одной учебной стратегии реализующейся на уроке;

 

Ø Учебная стратегия –это совокупность методов, выстроенных в определённой последовательности, реализующаяся на всех этапах урока;

 

Ø Выбор учебной стратегии не отменяет дальнейший подбор приемов обучения, но сокращает количество возможных вариантов;

 

Ø Ознакомившись с описанием учебной стратегии на обороте карточки, Вы сможете выбрать соответствующие ей частные приемы обучения;

 

Ø Учебная стратегия сама по себе содержит алгоритм организации учебной деятельности обучающихся, а иногда и описание приемов обучения;

 

Ø Необходимо осознавать объем времени требующийся для реализации учебной стратегии, чтобы ограничиться оптимальным набором приемов;

Работа с карточками «Приёмы обучения» - из 43 вариантов карточек в соответствии с целью и задачами урока отобрать нужные приемы обучения;

Ø Рекомендуется выбирать приём, имея перед глазами конкретную дидактическую задачу урока (см. оборот карточек «Этап урока»);

 

Ø Выбирая карточку с приемом обучения, не полагайтесь на интуицию, ознакомьтесь с описанием приёма на обороте карточки;

 

Ø Выбранный приём должен обеспечивать отработку ранее отобранных Вами УУД, а так же вести к достижению цели урока.

Возможные формы работы с методическим конструктором урока:

1. Обсуждать с педагогами варианты формулировок целей, дополнять состав карточек «Цели урока».

2. Провести экспертизу целей уроков учителей на соответствие шаблонам конструктора и проверку предложений учителей о пополнении карточек «Цели урока» на их соответствие деятельностному подходу.

3. Скомбинировать под «Тип урока» возможные цели, этапы урока, а так же приемы, методы, учебные стратегии.

4. Обсудить временной регламент использования того или иного приема, а так же способы адаптации методов активного обучения под урок.

5. Установить связки «Цель – стратегия/приемы» (подобрать под тот или иной шаблон цели оптимальный набор приемов или учебную стратегию).

6. Отдельный практикум на завершение формулировки шаблона под содержание и тематику своего предмета.

7. Составление урока из этапов под конкретную цель с обозначением временного регламента на каждый этап.

8. Провести ранжирования актуальности и популярности видов урока, используемых педагогом в практике (выявить, сколько % в программе занятий педагога составляет тот или иной урок)

9. Ставить задачу на разработку редко используемых видов урока (урок-откровение, письменный отчет, коллоквиум, инсценировка).

10. Распределить виды уроков под свою предметную область и остальные (те, что не подходят под вашу предметную область).

11. Установить связь «Этап урока – приём/учебная стратегия» (на каком из этапов урока оптимально использовать тот или иной приём).

12. Установить связь «Приём – приём» или «Приём – учебная стратегия» (какие комбинации приёмов или «приём – стратегия» можно строить)

13. Составление максимального количества проясняющих вопросов к тому или иному приёму/стратегии и сбор экспертных ответов.

14. Узнавание приема/стратегии, типа или вида урока: участник смотрит на графическое изображение карточки и стремится максимально точно изложить суть приема/стратегии/типа/вида. Потом проверяем себя.

15. Из ассортимента карточек «Приемы обучения» делаем выборки под разные задачи: систематизация данных, решение проблемы, анализ источника, мотивация на учебную работу, дискуссия малых групп и т.д

16. Создание на шаблоне технологической карты урока с включением карточек методического конструктора (обсуждение жизнеспособности данной модели урока).

Комплектация методического конструктора:

 

- настольное поле «Технологическая карта урока» – 1 шт.;

- карточки «Шаблоны целей урока» – 30 шт.;

- карточки «Универсальные учебные действия» – 50 шт.;

- карточки «Типы урока» – 6 шт.;

- карточки «Виды урока» – 30 шт.

- карточки «Этапы урока» – 20 шт.;

- карточки «Учебные стратегии» – 8 шт.;

- карточки «Приемы обучения» – 43 шт.

- карточки «Для записей» – 50 шт.;

- инструкция к использованию «Методического конструктора» – 1 шт.

- коробка-упаковка – 1 шт.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: