Дальневосточная торговля




В первые пореформенные десятилетия накопление капитала в крае шло главным образом через торговлю. «Торговый и ростовщический капитал,— писал В. И. Ленин,— всегда исторически предшествуют образованию промышленного капитала, и логически являются необходимым, условием этого образования...» В условиях медленного развития местной промышленности и ремесла для Дальнего Востока особенно большое значение имела внешняя торговля.

В Положении, опубликованием 19 января 1859 г., говорилось: «...признавая полезным по видам политическим и финансовым, чтобы в Приамурском крае преимущественно развивалась торговля русская, а вместе с тем принимая во внимание, что по отдаленности этого края, недостатку населения и затруднительности сообщений с оным трудно и почти невозможно довольствовать оный исключительно изделиями только русских мануфактур и фабрик, положено... торговлю иностранными товарами в Приамурском крае и вообще в Восточной Сибири оставить на ныне существующих правах (беспошлинно)». 22 декабря 1860 г. Сибирский комитет распространил это положение на все порты Приморской области и предоставил Приамурскому краю право свободной торговли иностранными товарами.

Значительную часть грузов доставляли во Владивосток иностранные суда. Однако отличительной особенностью внешнеторгового оборота в 90-х гг. явилось постепенное наращпвание сил российского капитала. Если в 1890 г. на русских судах было доставлено 22% грузов, то в 1894 г.-28, в 1896 г.-32 и в 1899 г.-41%. Николаевск-на-Амуре еще в 50-е гг. стал основным пунктом проникновения на русский Дальний Восток иностранного, прежде всего германского и американского, капитала. В 90-е гг. на русские товары приходилось 41,5% ввоза на Дальний Восток, на товары из Германии — 15,4, пз Англии — 22,5, Китая — 4,6, Японии — 10, Америки — 5,6% 68. /

В интересах отечественной буржуазии царское правительство проводило покровительственную таможенную политику. В 1867 г. были обложены пошлиной иностранные суда, ввозившие в край спиртные напитки. С 1888 г. допускался беспошлинный ввоз из-за границы только сахара. патоки, конфет, минеральных осветительных масел, парафина, мази, лаков и спичек. Пошлины на одни и те же товары то вводились, то отменялись. Непоследовательная политика царского правительства являлась отражением острой конкурентной борьбы, происходившей в различных кругах буржуазии России и Дальнего Востока. Иностранный капитал находил себе защитников в лице местной компрадорской буржуазии.

В 1890-е гг. значительно повысился общий оборот внешней торговли. За десятилетие — 1891—1900 гг.— привоз грузов во Владивостокский корт увеличился более чем в 5 раз и достиг в 1900 г. 21,7 млп пудов. Изменился состав ввозимых товаров: в связи с постройкой Уссурийской железной дороги резко возрос ввоз на Дальний Восток изделий тяжелой промышленности.

С Китаем, Кореей и Монголией развивалась в основном сухопутная торговля. Одним пз основных пунктов товарообмена с Китаем оставалась Кяхта, большую часть товарооборота составлял чайный транзит. Так, через Кяхту в 1893 г. ввезено товаров на сумму 13,572 млн р., из них на долю чая приходилось 12,979 млн р. Через Кяхту вывозились в Китай главным образом фабрично-заводские и ремесленные изделия, золдто и серебро (в монетах).

Через забайкальскую границу развивался товарообмен с Маньчжурией и Монголией.: Главные пункты этой торговли — Сретенск, Нерчинск, Цурухайтуй, Абагайтуи, Могойтуй, Цагап-Олуевская, Верхнеульхунская станицы. В Монголию вывозились сукно, бумажные, льняные н пеньковые ткани, железо, металлические изделия, юфть, хлеб. Из Китая п Монголии: ввозились скот и продукты скотоводства Объем товарообмена был незначительным (менее 200 тыс. р. в год) и втяел характер местной меновой торговли.

Маньчжурия с 60-х гг. XIX в. стала одним из основных поставщиков продуктов сельского хозяйства, таких, как пшеница, ячмень, овес, просо, чумиза, гаолян, рис, бобы, фасоль, мука, свинина, баранина, а также рогатый скот, кони и т. д. Закупки производило интендантство. В Маньчжурию с русского Дальнего Востока поступали бумага, соль, рыба, морская капуста, трепанги, ткани (холст, ситец, коленкор, полотно), а также керосин, растительное масло, кожа. Торговля с Маньчжурией велась в основном через три заставы: Хунчунскую, Полтавскую и Верхнемангу-гайскую. Ее объем с 1892 по 1899 г. возрос с 3,42 до 4 млн р.

Сухопутная торговля с Кореей развивалась медленно, товарооборот в 90-е гг. составлял 200—250 тыс. р. в год. Главным предметом ввоза из Кореи был скот, а вывоза — материи.

За исключением Кяхты, торговый баланс сухопутной торговли был

активным, вывоз преобладал над ввозом. Как показывает структура вывоза, по отношению к соседним Монголии, Маньчжурии и Корее Дальний Восток играл роль промышленно развитого края, однако значительная часть товаров, продаваемых дальневосточными купцами за границу, доставлялась из Европейской России, а не производилась на месте.

По мере заселения и освоения дальневосточного региона русскими людьми развивалась внутренняя торговля. Однако темпы этого развития были незначительными. Вследствие неудовлетворительного состояния дорог и удаленности многих районов от торгово-промышленных центров продолжала сохраняться меновая торговля} В Забайкальской области существовали инородческие торжки. В округах Гижигинском, Удском, Охотском, на Камчатке и Командорских островах торговля шла на пушнину. В результате неэквивалентного обмена аборигенам приходилось как минимум вчетверо дороже покупать предметы первой необходимости, причем товары нередко были недоброкачественными.

Ярмарочная и базарная торговля развивалась медленно. В начале 90-х гг. в Приморской области функционировал единственный настоящий базар в с. Никольском с оборотом (в воскресные дни) от 1 тыс. до 2 тыс. р. Первые ярмарки были организованы лишь в 1893 г. в с. Осиповке (товарооборот составил 73,8 тыс. р.) иве. Шкотове (оказалась неудачной). К концу 90-х гг. в Приморской области число ярмарок достигло 11 с общим оборотом 246 тыс. р. (села Камень-Рыболов, Осиповка, Жариково, Черниговка, Спасское, Зеньковка, Покровка и др.).

В начале 90-х гг. XIX в. в Забайкальской области насчитывалось три ярмарки — Верхнеудинская, Чертовкинская и Агинская с оборотом более 4 млн р. К 1900 г. оборот торговых ярмарок в Забайкалье возрос до 7 млн. р. Торговля в селах и поселках по Амуру велась в период навигации во время остановок рейсовых пароходов.

С ростом городов увеличивалась их роль и как емких товарных рынков, и как товарораспределительных центров. Так, например, в Забайкальской области роль основных товарораспределительных центров выполняли Троицкосавск с торговой слободой Кяхта (товарооборот в 1896 г. составил 9,7 млн р.), Чита (4 млн р.), Верхнеудииск (3,7 млп р.).

Роль торгового капитала была противоречивой. С одной стороны, он способствовал росту экономических связей Дальнего Востока с Россией, стимулировал развитие товарно-денежных отношений, способствовал накоплению капиталов, часть которых потом вкладывалась в промышленность. Так, фирма «И. Я. Чурин и К°» (основана в 1867 г.) вела торговлю в Благовещенске, Владивостоке, Николаевске-па-Амуре, Хабаровске, Нцкольске-Уссурийском и во многих населенных пунктах Приамурья к Приморья. Кроме торговли, фирма занималась промышленным предпринимательством, владела веревочными, кожевенными и канатными заводами. Ее конторы находились в Москве и Иркутске, комиссионерства — в Чите, Сретенске п Одессе. С другой стороны, торговый капитал, монополизируя торговлю, сочетал торговые операции с ростовщпчески-мп, выкачивая дополнительные прибыли за счет спекуляции, искусственно создаваемого дефицита. Характерна деятельность торгового дома «Куист п Альберс», который занимался не столько доставкой из Германки грецких товаров па русский Дальний Восток, сколько спекуляцией русскими товарами. Влияние этой фирмы было огромным: она имела 16 представительств в Восточной Сибпрн и на Дальнем Востоке, о — в Маньчжурии и 1 — в Японии. Фирму «Кунст и Альберс» поддерживал Немецкий банк, фирмы Германии, Англии, Китая, Японии, ее деятельность способствовала укреплению позиций иностранного капитала в экономике Дальнего Востока.

Почти вся торговля на Камчатке находилась под контролем двух фирм: Русского товарищества котиковых промыслов и Амурского товарищества. На Командорских островах вся торговля была монополизирована Котиковым товариществом. Эти фирмы, пользуясь своим абсолютным господством, втрое-вчетверо занижали цены на приобретаемую пушнину, получая баснословные прибыли.

Господство крупных торговых фирм вело к консервации отдельных пережиточных черт, свойственных монополиям феодального типа. В частности, это было характерно для кяхтииской чайной торговли которая сосредоточилась в руках небольшой группы купцов-первогильдейцев, среди которых наиболее активными были А. Я. Немчинов, А. В. Швецов, А. А. Молчанов, А. М. Лушников, М. О. Осокпн ". Крупные монополип получали львиную долю всех прибылей в торговле. Мелкие торговцы находились в полной зависимости от оптовиков. «Остальные торговцы не что иное, как приказчики этих фирм, почему конкурировать с ними не

в состоянии».

Значительную часть розничного товарооборота на юге Приморской области сосредоточили к концу 90-х гг. в своих руках китайские торговцы, которые являлись агентами крупных китайских фирм.

Буржуазные реформы 60-70-х гг. п России привели к созданию финансово-кредитной системы, более соответствовавшей интересам капиталистического развития. Организация кредитной системы на Дальнем Востоке находилась в руках государства, II ее развитие отставало по сравнению с центральными районами страны. К началу 90-х гг. в крае существовало только три специальных кредитных учреждения: отделение Государственного банка в Хабаровске и городские общественные банки в Нерчннске и Благовещенске. В 1893 г. открыто отделение Государственного банка в Благовещенске, в 1894 г.— во Владивостоке и Чите. К 1894 г. существовали уже 40 сберегательных касс. Насколько насущной была необходимость в развитии кредитной системы, показывает тот факт, чго уже в 1894 г. оборот всех отделении Государственного банка края достиг 64 млн р., а в 1897 г. общий оборот отделений Государственного банка только во Владивостоке и Хабаровске составил 304 млп р. Отделения Государственного байка создавались в первую очередь для кредт-оианпк золотопромышленности. Это, в частности, было главным в деятельности Читинского и Благовещенского отделений.

К концу 90-х гг. имелись отделения Русско-Китайского банка во Владивостоке и других городах, открыл своп первые отделения Русско-Корейский банк, начало функционировать отделение Сибирского торгового банка в Благовещенске, было учреждено городское кредитное учреждение в Хабаровске. Банковские обороты давали большие прибыли. В то же время коммерческий кредит облегчал создание новых предприятий, способствовал развитию промышленного предпринимательства. Однако банковский капитал обслуживал наиболее мощные торгово-промышленные, предприятия и фирмы; ипс сферы его влиштия оставалась средняя буржуазия, сельская и городская мелкая буржуазия. Именно поэтому ростовщичество вытеснялось крайне медленно. Таким образом, в пореформенный период на Дальнем Востоке утвердился капиталистический способ производства. В этом проявлялось единство его исторического пути с общероссийским. Дальневосточная экономика развивалась динамично, особенно к концу века: росла площадь возделанных земель, увеличивались сбор хлебов п поголовье скота, повышался удельный вес товарной сельскохозяйственной продукции. Успешно развивалась золотодобыча, росла угледобыча, получила развитие обрабатывающая промышленность. Шло формирование транспортной системы; развитие судоходства, сухопутного транспорта стимулировало торговлю.)

Вместе с тем процесс развития капитализма вглубь заметно отставал от общероссийского, что было типичным для колонизуемой окраины. В связи с этим количественные изменения были намного заметнее, чем качественные сдвиги. Сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивно. В промышленности широко были распространены дофабричные формы производства. Торговый капитал значительно преобладал над промышленным. Так, в 1900 г. местные предприниматели выбирали на торговые предприятия документов в 15 раз больше, чем на промышленные. Фактически дальневосточный регион относился к «пограничным областям» капитализма, «понимая слово пограничный и в географическом смысле (страны, в которые только начинает проникать капитализм...), и в политико-экономическом смысле (кустарная промышленность и вообще отрасли народного хозяйства, в которых держатся еще отсталые способы производства) ».

В конце XIX в. со строительством Транссибирской магистрали и с включением Дальнего Востока в общероссийскую капиталистическую систему хозяйства сложились предпосылки для ускорения темпов социально-экономического развития региона.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: