Разработка раздела «Анализ конкуренции в отрасли»




И.Н. Александров

Учебно-методическое пособие

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

 

Санкт-Петербург


 

 

УДК 658.5 (075.8)

Александров И.Н.

Стратегический менеджмент

Данные материалы и методические указания для выполнения курсового проекта разработаны в соответствии с учебным планом специальности 080507 «Менеджмент» и предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента СПбГПУ.

Работа подготовлена на кафедре «Стратегический менеджмент» СПбГПУ.


Содержание

Введение. 4

1. Разработка раздела «Описание деятельности компании». 5

2. Разработка раздела «Анализ конкуренции в отрасли». 6

3. Разработка раздела «Проведение стратегического анализа». 7

3.1. Модель BCG.. 7

3.2. Модель МcKinscy. 10

3.3. SWOT анализ. 13

3.4. PEST-анализ. 16

4. Разработка раздела «Анализ и разработка стратегического видения и миссии компании» 17

4.1. Стратегическое видение. 18

4.2. Миссия. 19

5. Разработка раздела «Выявление основных стратегических целей». 20

6. Разработка раздела «Продуктово–маркетинговая, производственная, финансовая стратегии и стратегия управления персоналом». 21

6.1. Продуктово- маркетинговая стратегия. 21

6.2. Производственная стратегия. 22

6.3. Стратегия управления персоналом.. 23

6.4. Финансовая стратегия. 24

Оформление курсового проекта. 25

 


 

Введение

 

Цель курсового проекта описываемого в данном учебно-методическом издании – развить практические и теоретические знания студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретенные в ходе практических и лекционных занятии, сформировать способности к постановке и решению стратегических задач, отработать навыки применения инструментов стратегического менеджмента.

Курсовой проект разрабатывается на основе исследования выбранной студентом организации, исчерпывающая информация о которой ему доступна. Если компания работает в нескольких отраслях, возможно написание курсового проекта по одному из направлений бизнеса организации. Темой курсового проекта является Стратегический анализ и обоснование стратегии развития для выбранной компании.

Проект включает следующие разделы:

· Раздел 1. Описание деятельности компании;

· Раздел 2. Анализа конкуренции в отрасли, в которой действует компания;

· Раздел 3. Стратегический анализ компании;

· Раздел 4. Анализ и разработка стратегического видения и миссии компании;

· Раздел 5 Выявление основных стратегических целей, построение дерева целей;

· Раздел 6 Разработка возможной стратегии организации как сочетания продуктово-маркетинговой, производственной, финансовой стратегии, стратегии управления персоналом и других функциональных стратегий.

 

 


 

Разработка раздела «Описание деятельности компании»

 

Описание деятельности компании включает общую характеристику компании (виды деятельности, этапы развития, совместные проекты с другими предприятиями и т.д.) и описание отрасли бизнеса (продукция и ее применение, отличительные качества или уникальность, основные технические характеристики).

В данном разделе анализируется производственный потенциал организации (потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, характеристика имеющихся у компании ресурсов: недвижимость, транспорт, оборудование, персонал).

Отдельно следует остановиться на анализе стратегических проектов (реализованных, осуществляемые в текущий момент и намечаемых), связанных с развитием производства, освоением новых рынков, разработкой новых технологий, реструктуризацией, обучением персонала и т.д.

В рамках данного раздела необходимо оценить финансовый потенциал компании: финансовые показатели производства (прибыльность, ликвидность, платежеспособность) и их динамику, потенциальные инвестиционные возможности (откуда предприятие может получить деньги на инвестирование на каких условиях: кредиты, акционеры, государственный бюджет или иное).

Ретроспективный анализ компании в проекте призван определить воздействие прошлого на текущее состояние и стратегические перспективы, более полно сформулировать проблемную ситуацию, выявить ранее принятые удачные или неудачные стратегические решения.

Завершается раздел выводами относительно того, как каждое стратегическое решение или мероприятие повлияло на сложившуюся ситуацию и развитие компании (позитивно, негативно или предопределило их) и как они могут повлиять на ход развития компании в будущем.


 

Разработка раздела «Анализ конкуренции в отрасли»

 

Традиционно рассмотрение конкурентоспособности организации начинается с анализа конкуренции в отрасли и положения компании.

Необходимо перечислить основных конкурентов, проанализировать их относительную конкурентную силу, стиль поведения, внутренние особенности (отличия от остальных компаний, бренды, финансовые показатели деятельности), реализуемые проекты (инвестиционные и организационные), приоритетные направления развития, заявляемые их руководством. При этом используются такая информация, как технологии, цены, качество, категории клиентов, инвестиции в развитие, степень стандартности (уникальности) услуг, стиль управления.

Суть конкуренции в любой отрасли бизнеса характеризуется взаимодействием пяти основных сил (факторов) [6], которые представлены на схеме:

 

  УГРОЗА ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КОНКУРЕНТОВ    
РЫНОЧНАЯ СИЛА ПОСТАВЩИКОВ СОПЕРНИЧЕСТВО СРЕДИ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНКУРЕНТОВ РЫНОЧНАЯ СИЛА ПОКУПАТЕЛЕЙ  
  УГРОЗА ПОЯВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ-ЗАМЕНИТЕЛЕЙ  

Рис.1 Факторы конкурентоспособности

 

Мощь каждой из пяти действующих сил предопределяет долгосрочную прибыльность каждой отрасли. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли на вложенный капитал. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, только очень немногим фирмам удастся долгое время сохранять высокие прибыли.

Пять конкурентоспособных сил детерминируют прибыльность отрасли, к тому что они влияют на цены, по которым фирмы могут платить; на издержки которые компаниям приходится нести; на инвестиции необходимые для того чтобы конкурировать в этой отрасли.

Выводы по данному разделу должны включать ответы на такие основные вопросы:

· Влияние каких из пяти сил наиболее ощутимо для компании и для отдельных конкурентов?

· По каким направлениям компания является лидером, по каким - отстает?

· В чем состоит уникальность стратегических позиций компании и ее конкурентов?

· Какие проблемы стратегического характера выявленные в результате проведенного конкурентного анализа должны быть решены?

· Насколько адекватен стиль ее конкурентного поведения рыночной ситуации и реализуемым стратегиям?

· Нужен ли пересмотр стратегической позиции компании с точки зрения стратегической перспективы?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: