И.Н. Александров
Учебно-методическое пособие
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Санкт-Петербург
УДК 658.5 (075.8)
Александров И.Н.
Стратегический менеджмент
Данные материалы и методические указания для выполнения курсового проекта разработаны в соответствии с учебным планом специальности 080507 «Менеджмент» и предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента СПбГПУ.
Работа подготовлена на кафедре «Стратегический менеджмент» СПбГПУ.
Содержание
Введение. 4
1. Разработка раздела «Описание деятельности компании». 5
2. Разработка раздела «Анализ конкуренции в отрасли». 6
3. Разработка раздела «Проведение стратегического анализа». 7
3.1. Модель BCG.. 7
3.2. Модель МcKinscy. 10
3.3. SWOT анализ. 13
3.4. PEST-анализ. 16
4. Разработка раздела «Анализ и разработка стратегического видения и миссии компании» 17
4.1. Стратегическое видение. 18
4.2. Миссия. 19
5. Разработка раздела «Выявление основных стратегических целей». 20
6. Разработка раздела «Продуктово–маркетинговая, производственная, финансовая стратегии и стратегия управления персоналом». 21
6.1. Продуктово- маркетинговая стратегия. 21
6.2. Производственная стратегия. 22
6.3. Стратегия управления персоналом.. 23
6.4. Финансовая стратегия. 24
Оформление курсового проекта. 25
Введение
Цель курсового проекта описываемого в данном учебно-методическом издании – развить практические и теоретические знания студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретенные в ходе практических и лекционных занятии, сформировать способности к постановке и решению стратегических задач, отработать навыки применения инструментов стратегического менеджмента.
|
Курсовой проект разрабатывается на основе исследования выбранной студентом организации, исчерпывающая информация о которой ему доступна. Если компания работает в нескольких отраслях, возможно написание курсового проекта по одному из направлений бизнеса организации. Темой курсового проекта является Стратегический анализ и обоснование стратегии развития для выбранной компании.
Проект включает следующие разделы:
· Раздел 1. Описание деятельности компании;
· Раздел 2. Анализа конкуренции в отрасли, в которой действует компания;
· Раздел 3. Стратегический анализ компании;
· Раздел 4. Анализ и разработка стратегического видения и миссии компании;
· Раздел 5 Выявление основных стратегических целей, построение дерева целей;
· Раздел 6 Разработка возможной стратегии организации как сочетания продуктово-маркетинговой, производственной, финансовой стратегии, стратегии управления персоналом и других функциональных стратегий.
Разработка раздела «Описание деятельности компании»
Описание деятельности компании включает общую характеристику компании (виды деятельности, этапы развития, совместные проекты с другими предприятиями и т.д.) и описание отрасли бизнеса (продукция и ее применение, отличительные качества или уникальность, основные технические характеристики).
В данном разделе анализируется производственный потенциал организации (потенциальный объем производства продукции, потенциальные возможности основных средств, потенциальные возможности использования сырья и материалов, характеристика имеющихся у компании ресурсов: недвижимость, транспорт, оборудование, персонал).
|
Отдельно следует остановиться на анализе стратегических проектов (реализованных, осуществляемые в текущий момент и намечаемых), связанных с развитием производства, освоением новых рынков, разработкой новых технологий, реструктуризацией, обучением персонала и т.д.
В рамках данного раздела необходимо оценить финансовый потенциал компании: финансовые показатели производства (прибыльность, ликвидность, платежеспособность) и их динамику, потенциальные инвестиционные возможности (откуда предприятие может получить деньги на инвестирование на каких условиях: кредиты, акционеры, государственный бюджет или иное).
Ретроспективный анализ компании в проекте призван определить воздействие прошлого на текущее состояние и стратегические перспективы, более полно сформулировать проблемную ситуацию, выявить ранее принятые удачные или неудачные стратегические решения.
Завершается раздел выводами относительно того, как каждое стратегическое решение или мероприятие повлияло на сложившуюся ситуацию и развитие компании (позитивно, негативно или предопределило их) и как они могут повлиять на ход развития компании в будущем.
Разработка раздела «Анализ конкуренции в отрасли»
Традиционно рассмотрение конкурентоспособности организации начинается с анализа конкуренции в отрасли и положения компании.
Необходимо перечислить основных конкурентов, проанализировать их относительную конкурентную силу, стиль поведения, внутренние особенности (отличия от остальных компаний, бренды, финансовые показатели деятельности), реализуемые проекты (инвестиционные и организационные), приоритетные направления развития, заявляемые их руководством. При этом используются такая информация, как технологии, цены, качество, категории клиентов, инвестиции в развитие, степень стандартности (уникальности) услуг, стиль управления.
|
Суть конкуренции в любой отрасли бизнеса характеризуется взаимодействием пяти основных сил (факторов) [6], которые представлены на схеме:
УГРОЗА ПОЯВЛЕНИЯ НОВЫХ КОНКУРЕНТОВ | ||
РЫНОЧНАЯ СИЛА ПОСТАВЩИКОВ | СОПЕРНИЧЕСТВО СРЕДИ СУЩЕСТВУЮЩИХ КОНКУРЕНТОВ | РЫНОЧНАЯ СИЛА ПОКУПАТЕЛЕЙ |
УГРОЗА ПОЯВЛЕНИЯ ПРОДУКТОВ-ЗАМЕНИТЕЛЕЙ |
Рис.1 Факторы конкурентоспособности
Мощь каждой из пяти действующих сил предопределяет долгосрочную прибыльность каждой отрасли. В тех отраслях, где действия этих сил складываются благоприятно многочисленные конкуренты могут получать высокие прибыли на вложенный капитал. В тех же отраслях, где одна или несколько сил действуют неблагоприятно, только очень немногим фирмам удастся долгое время сохранять высокие прибыли.
Пять конкурентоспособных сил детерминируют прибыльность отрасли, к тому что они влияют на цены, по которым фирмы могут платить; на издержки которые компаниям приходится нести; на инвестиции необходимые для того чтобы конкурировать в этой отрасли.
Выводы по данному разделу должны включать ответы на такие основные вопросы:
· Влияние каких из пяти сил наиболее ощутимо для компании и для отдельных конкурентов?
· По каким направлениям компания является лидером, по каким - отстает?
· В чем состоит уникальность стратегических позиций компании и ее конкурентов?
· Какие проблемы стратегического характера выявленные в результате проведенного конкурентного анализа должны быть решены?
· Насколько адекватен стиль ее конкурентного поведения рыночной ситуации и реализуемым стратегиям?
· Нужен ли пересмотр стратегической позиции компании с точки зрения стратегической перспективы?