Диагностика личностного роста школьников на основе тестового опросника «Личностный рост»




Особенностью методики является то, что она предлагает не сравнивать детей с неким общим для всех стандартом (например, с заданными уровнями воспитанности), а отслеживать динамику личностных изменений школьников (какими они были – какими стали). Преимуществ здесь несколько.

Во-первых, такая диагностика позволит заметить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуточку лучше, не причисляя его к разряду «ненормальных», «девиантных» детей.

Во-вторых, такая диагностика позволит объективнее оценить вклад педагога в воспитание школьников, независимо от того, с каким контингентом воспитанников он работает.

В-третьих, такая диагностика будет более удобна не тем, кто старается уличить педагогов в некомпетентности, а тем, кто старается отслеживать собственное продвижение в решении тех или иных проблем школьного воспитания – а ведь в этом, собственно, и заключается главный смысл изучения воспитательного процесса.

Диагностический опросник «Личностный рост» существует в двух модификациях: для учащихся 5-8-х классов и для учащихся 9-11-х классов – их структура, способы обработки и интерпретации результатов принципиально не отличаются друг от друга, разнятся только некоторые формулировки вопросов. Опросники состоят из нескольких десятков утверждений, с которыми школьнику предлагается либо согласиться, либо не согласиться. Оценить степень своего согласия / несогласия они могут в баллах: от «+4» до «–4». По этим оценкам и диагностируются отношения школьников к базовым ценностям нашего общества (человек, семья, отечество, природа, знания, мир, труд, культура). А позитивная динамика и устойчивость этих отношений, как уже было сказано, являются как раз ключевым проявлением личностного роста ребенка.

Содержащиеся в опроснике утверждения формулируются так, чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ, «правильно» отнестись к тому или иному тезису – что, безусловно, может снизить объективность диагностики.

Поскольку личностный рост – явление динамическое, то и опросник необходимо задействовать несколько раз (при этом не следует предлагать один и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз – у них может сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов). Предлагается проводить диагностику следующими способами.

Способ 1. В начале и в конце учебного года – это удобно лишь в том случае, если педагога интересует динамика личностных изменений школьников именно за один учебный год (например, он реализует ту или иную программу воспитания, рассчитанную на один год, проводит в течение этого года интенсивную работу с детьми и желает отследить ее результаты);

Способ 2. Первый раз – среди пятиклассников, второй – среди семиклассников (в этих двух случаях педагог может использовать опросник для 5 – 8-х классов), третий – среди девятиклассников и четвертый – среди тех же школьников, но уже учащихся одиннадцатого класса (здесь он уже использует опросник для 9 – 11-х классов). В этом случае динамика развития личности становится более очевидной, ведь можно проследить, какие изменения произошли в развитии воспитанников на протяжении нескольких (!) лет.

По окончании опроса оценки, которые школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по нескольким шкалам, соответствующим различным диагностируемым аспектам их личностного роста – динамике отношений к своей стране, к своему здоровью, к природе, к культуре, к окружающим людям и т.п. Это распределение позволяет педагогу не только делать общий вывод о результатах общественного воспитания своих подопечных, но и увидеть наиболее проблемные аспекты их воспитанности.

Ниже приводятся тексты опросников, образцы бланка ответов и техника обработки результатов.

 

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5 – 8-Х КЛАССОВ

 

 

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную оценку (+1, +2, +3 или +4) в специальном бланке рядом с номером этого высказывания. Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (-1, -2, -3, или -4).

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо тебе заранее!

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

3. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

4. Я способен с радостью выполнять разную работу.

5. То, что взрослые называют культурными ценностями прошлого, на самом деле часто оказывается старой рухлядью.

6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.

7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать хорошим.

8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

9. Занятия физкультурой и спортом – необходимость для здоровья каждого человека.

10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.

11. Мне повезло, что я живу именно в России.

12. Человек – царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет.

13. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.

14. Физическим трудом занимаются одни неудачники.

15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

16. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.

17. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.

18. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

19. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение после трудной работы.

20. Я часто недоволен тем, как я живу.

21. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину.

22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.

23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и мужественными.

24. Работа дворника не менее важна, чем любая другая работа.

25. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.

26. Учеба – занятие только для зануд и зубрил.

27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.

28. Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают люди, приехавшие к нам из других мест.

29. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.

30. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.

31. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых людей.

32. Торговля животными, занесенными в Красную книгу, – неплохой способ заработать деньги.

33. К военнопленным можно относиться жестоко, ведь они наши враги.

34. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.

35. Если ребенок резко перебивает разговор взрослых, в этом нет ничего страшного – ребенок тоже имеет право высказаться.

36. Человек не может всего знать, поэтому меня и не волнует, что я не знаю многих важных вещей.

37. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного человека.

38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

39. Все известные, прославленные люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.

40. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и смущаюсь.

41. Мне не нравится, когда исполняется наш гимн – это скучно и приходится все время вставать.

42. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.

43. Уступить в споре – значит показать свою слабость.

44. Хорошая учеба – это тоже важный и серьезный труд.

45. На стенах подъезда можно рисовать и писать все, что вздумается.

46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

47. Я плохо себя чувствую, когда окружающие меня люди чем-то расстроены.

48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

49. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у компьютера или телевизора.

50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

51. Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни о своей Родине.

52. Нет ничего страшного, если после мытья рук ты не закрыл за собой кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.

53. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать и бояться.

54. Субботник по очистке территории дома или школы – бесполезное занятие.

55. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже взрослый.

56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на неплохую работу.

57. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

58. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их приток увеличивает уровень преступности.

59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное для человека.

60. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.

61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.

62. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и зимующих птиц.

63. Мне кажется, что у нашей страны слишком много оружия и это плохо – его количество можно было бы уменьшить.

64. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.

65. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.

66. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать что-то новое – ведь на это есть школа.

67. Всех бомжей и попрошаек необходимо вылавливать и силой принуждать к работе.

68. Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я предпочел бы их не брать.

69. Вкус продуктов питания важнее, чем их полезность.

70. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

 

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Итак, ты выразил свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены тебе выше. Как тебе кажется: что больше всего повлияло на это твое отношение:

  • твоя семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)?
  • твоя школа (значимые для тебя педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)?
  • твои занятия в клубах, кружках и секциях вне школы?
  • твоя улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)?
  • книги, журналы, телевизор, интернет?
  • что-то еще (укажи, что именно)?

Проранжируй перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы ты поставил на первое место, что на второе, на третье и т.д.

Фамилию и имя ты можешь указать по желанию ______________________________________________

__________________________________________________________

 

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11 КЛАССОВ

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите, насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):

«+4» - несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» - да, конечно (сильное согласие);

«+2» - в общем, да (среднее согласие);

«+1» - скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» - ни да, ни нет;

«–1» - скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» - в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» - нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» - нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных» оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.

2. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.

3. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.

4. Я способен с радостью выполнять разную работу.

5. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто оказывается примитивной старой рухлядью.

6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.

7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.

8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

9. Занятия физкультурой или спортом – жизненная необходимость для каждого человека.

10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.

11. Я многим обязан своей стране.

12. Человек – царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и манер.

13. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.

14. Физический труд – удел неудачников.

15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

16. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.

17. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

18. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

19. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять напряжение.

20. Я часто чувствую разочарование от жизни.

21. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.

22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.

23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.

24. Домохозяйка тоже может быть творческим человеком.

25. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.

26. Учеба – занятие только для зануд и зубрил.

27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества справедливости.

28. Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают приезжие.

29. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.

30. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.

31. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.

32. Ввоз редких экзотических животных из-за рубежа – нормальный способ заработать деньги.

33. На военнопленных не должны распространяться права человека.

34. Я хотел бы подрабатывать в свободное время, если это не будет мешать учебе.

35. Какое общение без бутылочки пива!

36. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания некоторых важных вещей.

37. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.

38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

39. Все состоявшиеся в жизни люди стараются поддерживать хорошую физическую форму.

40. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.

41. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.

42. Убирать чужой мусор на туристических стоянках – глупое занятие.

43. Идти на уступки – значит проявлять слабость.

44. Хорошая учеба тоже серьезный труд.

45. Вандализм – допустимая форма молодежного протеста против «взрослого» мира.

46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти много интересного.

47. Я не могу хорошо себя чувствовать, когда окружающие меня люди чем-то подавлены.

48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

49. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.

50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

51. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

52. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

53. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

54. Субботник по очистке территории дома или школы – пережиток прошлого.

55. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую карьеру.

57. Пыток и издевательств не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

58. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное в жизни.

60. Меня не угнетает временное одиночество.

61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

62. Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если конечно это не связано с суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.

63. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.

64. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.

65. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.

66. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.

67. Всех бомжей необходимо вылавливать и принуждать к работе.

68. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.

69. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.

70. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.

 

БЛАНК ДЛЯ ОТВЕТОВ

             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

 

Итак, Вы выразили свое отношение ко всем 70-и утверждениям, которые были предложены Вам выше. Что, по Вашему, больше всего повлияло на это отношение:

  • Ваша семья (родители, братья и сестры, бабушки и дедушки)?
  • Ваша школа (значимые для Вас педагоги, школьные друзья, одноклассники, уроки и кружковые занятия, походы, сборы, экспедиции и т.п.)?
  • Ваши занятия в клубах, кружках и секциях вне школы?
  • Ваша улица (дворовая компания, уличные друзья и т.д.)?
  • книги, журналы, телевизор, интернет?
  • что-то еще (укажите, что именно)?

Проранжируйте перечисленные выше пункты по степени их влияния – что бы Вы поставили на первое место, что на второе, на третье и т.д.

Фамилию и имя Вы можете указать по желанию __________________________________________________

__________________________________________________________

 

ОБРАБОТКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ

Ответы школьников распределяются по 10 шкалам: им соответствуют 10 строк в заполняемом респондентом бланке для ответов. Результаты получаются путем сложения баллов по каждой шкале.

1. Характер отношений школьника к Отечеству показывают его оценки высказываний №№ 1, 11, 21, 31, 41, 51, 61. При этом в ответах на вопросы №№ 11, 21, 51, 61 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 1, 31, 41 знак меняется на противоположный.

2. Характер отношений школьника к Земле показывают его оценки высказываний №№ 2, 12, 22, 32, 42, 52, 62. При этом в ответах на вопросы №№ 22, 62 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 2, 12, 32, 42, 52 знак меняется на противоположный.

3. Характер отношений школьника к миру показывают его оценки высказываний №№ 3, 13, 23, 33, 43, 53, 63. При этом в ответах на вопросы №№ 3, 63 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 13, 23, 33, 43, 53 знак меняется на противоположный.

4. Характер отношений школьника к труду показывают его оценки высказываний №№ 4, 14, 24, 34, 44, 54, 64. При этом в ответах на вопросы №№ 4, 24, 34, 44, 64 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 14, 54 знак меняется на противоположный.

5. Характер отношений школьника к культуре показывают его оценки высказываний №№ 5, 15, 25, 35, 45, 55, 65. При этом в ответах на вопросы №№ 15, 25 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 5, 35, 45, 55, 65 знак меняется на противоположный.

6. Характер отношений школьника к знаниям показывают его оценки высказываний №№ 6, 16, 26, 36, 46, 56, 66. При этом в ответах на вопросы №№ 16, 46 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 6, 26, 36, 56, 66 знак меняется на противоположный.

7. Характер отношений школьника к другим людям показывают его оценки высказываний №№ 7, 17, 27, 37, 47, 57, 67. При этом в ответах на вопросы №№ 37, 47, 57 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 7, 17, 27, 67 знак меняется на противоположный.

8. Характер отношений школьника к иным людям, представителям иной национальности, иной веры, иной культуры показывают его оценки высказываний №№ 8, 18, 28, 38, 48, 58, 68. При этом в ответе на вопрос № 8 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 18, 28, 38, 48, 58, 68 знак меняется на противоположный.

9. Характер отношений школьника к своему здоровью, своему телесному «Я» показывают его оценки высказываний №№ 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69. При этом в ответах на вопросы №№ 9, 39, 49 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 19, 29, 59, 69 знак меняется на противоположный.

10. Характер отношений школьника к своему внутреннему миру, своему душевному «Я» показывают его оценки высказываний №№ 10, 20, 30, 40, 50, 60, 70. При этом в ответе на вопрос № 60 знак не меняется. В ответах же на вопросы №№ 10, 20, 30, 40, 50, 70 знак меняется на противоположный.

Если сумма баллов по той или иной шкале составляет:

· от -28 до -14, то условно можно говорить об устойчиво-негативном отношении школьника к соответствующему феномену;

· от -14 до 0, – о ситуативно-негативном отношении;

· от 0 до 14, – о ситуативно-позитивном отношении;

· от 14 до 28, – об устойчиво-позитивном отношении.

Если определить средний балл по всем 10 шкалам (интегративный показатель личностного развития школьника), то можно получить более-менее целостное представление о характере отношений школьника ко всем основным ценностям общества и сделать вывод о возможных перспективах его личностного роста.

Полученные данные удобнее всего систематизировать следующим образом. На отдельных листах бумаги помещаются 10 таблиц, соответствующих 10-ти диагностируемым аспектам личностного роста школьников. В каждую из этих таблиц вносятся данные о процентном соотношении школьников, демонстрирующих устойчиво-негативное, ситуативно-негативное, ситуативно-позитивное или устойчиво-позитивное отношение к каждому из 10-ти объектов-ценностей.

Например:

Таблица № 8. Характер отношений школьников к иным людям, к людям иной культуры, иной национальности, веры и т.п.
устойчиво-негативное 0% школьников
ситуативно-негативное 35% школьников
ситуативно-позитивное 58% школьников
устойчиво-позитивное 7% школьников

 

Таким же образом можно систематизировать и интегративные показатели личностного развития школьников – и это уже будет 11-я таблица.

Чтобы картина получилась более полной и содержательной, можно не ограничиваться систематизацией данных по школе в целом, а подготовить такие таблицы еще и по каждому школьному классу (с 5-го по 11-й) в отдельности.

Что же дадут вам обработанные и систематизированные результаты проведенной диагностики?

Во-первых, если имеются результаты как минимум двух опросов, проведенных среди одних и тех же школьников в разные годы, то они дадут представление о динамике личностного развития школьников, а значит – и представление о качестве организуемого в эти годы воспитательного процесса.

Во-вторых, результаты диагностики показывают процентное соотношение благополучных и неблагополучных в плане воспитания детей. Это позволит педагогам понять масштабы той или иной проблемы, связанной с воспитанностью школьников, и соответственно распределять свои силы и ресурсы для ее решения.

В-третьих, получив представление о конкретных проблемах воспитанности школьников, педагоги смогут ставить цели и планировать свою дальнейшую воспитательную деятельность не в соответствии с очень распространенным в школах принципом «пол – палец – потолок» и не согласно настоятельным рекомендациям начальства, а в контексте именно этих выявленных проблем. То есть воспитывать не вообще, а акцентируя свои усилия на наиболее острых для этой конкретной школы (и каждого класса в отдельности) вопросах воспитания.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: